дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице

Levi Street / Гостиный Твор / Гости / Максим Кузнецов / Алгоритм предупреждения угрожающих суицидов у подростков – жертв шантажа

 

Алгоритм предупреждения угрожающих суицидов у подростков – жертв шантажа


рабочий набросок из письма к ВЛ



Здравствуйте, ВЛ!
Вы сказали, что было бы полезно выложить на сайт алгоритм, о котором я упомянул в прошлом письме. Его надо еще вывести на письмо, он у меня в голове… Вот мой набросок – плоды опыта и размышлений.


I Работа с жертвой шантажа

1. Повышение общей самооценки.
(……..)

2. Совместное нахождение своего увлечения, в котором человек может стать Королём.
(……….)

3. Уменьшение проблемы от вселенских масштабов до микроскопических.
В особо тяжелых случаях, уже близких к суициду, в морги водил, на операции с АИКом в кардиоцентр, с врачами на Скорой договаривался, фотографии страшные военные показывал, и даже эти “тяжелые ребята” процентах в 70 после этого говорили: “Да, вон там – это проблема. А моя… Да я ее сам сейчас с полпинка…”
В общем, по принципу “Заведи в дом козлов, овец и всех кого найдешь, а потом их всех выгони” :), извиняюсь за столь вольную трактовку притчи.

4. Смена ролей с жертвы на исследователя.
На этом этапе прошу вести дневники избиений и угроз. Говорю примерно следующее: “Давай делать, как в разведке. Тебе поставлена задача внедриться в эту группировку. И пока, ВРЕМЕННО, придется исполнять роль жертвы, чтобы исследовать и понять тактику противника. Чтобы ничего не забыть, все записывай. Все до мельчайших подробностей: как посмотрел, куда ударил, сильно замахивался или бил без замаха и т.д.”
Потом эти дневники вместе анализируем. То есть: роль жертвы меняем на роль исследователя.
Затем ищем способы срыва сценария. Рассказываю различные случаи, а ребята сами или с моей помощью находят способы срыва сценария агрессора в своей ситуации. Решается не только конкретно взятая ситуация, но и вырабатывается навык, который поможет и в будущем…

5. Построение позитивной картины будущего.
Начинаем думать о будущем. Что нужно делать для того, чтобы добиться успеха? Привожу как можно больше примеров разного рода побед. Разные варианты жизненных стратегий после школы (армии, детдома, колонии).
Результат: человек поднимается сознанием над сегодняшней «чернухой». Начинает чувствовать, что нынешние неприятности – не навечно.

6. Разбор психологической подоплеки шантажа и агрессии.

Разбираем примеры аналогичных ситуаций в фирмах, на предприятиях, на улице, в системе образования, налогообложения…

II Параллельная работа с самим шантажистом(-ами)
Это в тех случаях, когда ребята сами не догадываются, как поступить, либо не могут справиться с ситуацией, либо ситуация такова, что делать что-то нужно очень быстро.
Такое бывало не часто, но когда бывало, суть работы сводилась к демонстрации того, что шантажист и сам разве что мух за окном не боится. Показывал обязательно в присутствии жертвы шантажа.
В остальном же ребята сами придумывали, как сломать сценарий. Я им лишь немного помогал по части организации.
Один девятиклассник придумал так.
– А нельзя ли мне, – спрашивает, – появиться на каком-нибудь крутом Мерседесе около него, так чтобы он увидел, но мельком?
– Почему ж нельзя, – отвечаю, – можно. А зачем тебе?
– А я хочу, чтобы он так несколько раз увидел, но так, чтобы как бы случайно, чтобы не догадался, что я специально ему это показываю. А я в школе буду как обычно играть роль жертвы, как будто никаких мерседесов нет, ну только чуть-чуть незаметно ухмыляться буду, когда бьет. Я хочу, чтобы у него крыша съехала от непонимания ситуации, почему я ему позволяю себя бить, когда меня подвозят на такой машине, ведь я могу к ним всегда обратиться за помощью.
– Сыровато, конечно, – говорю, – но давай попробуем.
Выбрали самую крутую машину через таксистов знакомых, потренировались в ролевом тренинге… И сработало. Причем так, что шантажист, в конце концов, даже сам перевелся в другую школу. От непонимания ситуации. Правда, мы его и там достали.
Говорю парнишке: «Ну что, давай закрепим успех? Насколько я понял, перевелся он из-за того, что ему нужны новые жертвы, не может этот типчик без них, а тебя он уже не понимает, и оттого побаивается. Может быть, мое предположение и неверно, но предупредить стоит. Подъедем на этой же машине к нему, попросим зайти в нее. Ты попросишь. Сядешь в ней с ним на заднее сиденье и скажешь, чтобы так, как с тобой, он никогда больше ни с кем не поступал. А иначе... плохо будет, если иначе. Ну и я от себя пару слов добавлю».
Подобрали нужные слова, добились нужного тембра голоса… Успех был закреплен. Не знаю, надолго ли мы сумели переубедить этого подростка-агрессора, но перепугали сильно... Для моего подопечного этот заключительный раунд был очень полезен. Вышли из машины, глаза горят.
– Я все понял, – говорит.
– Что понял?
– На свой страх надо просто посмотреть, вглядеться в него, и он перестает быть страшным.
Это тот самый парень, с которым я катался на Скорой (попросил врачей повозить его с ними сутки). В те день и ночь “повезло”: с утра взорвался цех на одном из наших заводов, а к вечеру на дискотеке случилась крупная драка с поножовщиной…
Ближе к ночи, после «дискотеки» спрашивает:
– Можно я домой пойду?
– Сутки еще не закончились.
У него был взгляд, по которому явно читалось: его школьный мучитель по сравнению со мной – ягненок.
В разговорах дальнейших много расспрашивал о том, как оказывать первую помощь.
После того, как управились с шантажистом, школьная жизнь потекла спокойно. Год с лишним я о нем ничего не слышал, а потом вдруг звонок.
– Это Дима. Вы меня помните? У меня все нормально. Я и одна женщина хотим пригласить вас в ресторан. Пожалуйста, приходите, мы вам все расскажем...
Не понял, но пошёл. Оказалось, он эту женщину спас. Вытащил тонущую из воды, сделал сердечно-легочную реанимацию. Вот эта женщина его и пригласила, выздоровев.

Сейчас Дима – студент первого курса медакадемии. Поступил сам. Без репетиторов, на которых денег не было.



Гостиная Максима Кузнецова






левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви