Умная красота
картины в технике батика
ВЛ:
Посмотрите на эти картины. Сколько в них гармонии, света, затаенной печали, тонкой нежной красоты и бездонной тайны. Соответствен портрет автора. Я решился дополнить его музыкальным штрихом - импровизацией в духе Шопена.
Волшебная красота, дивные чары. Сколько глубины и загадочности, сколько милого и забавного, сколько сладких откровений и тонких иносказаний, какая умная душа. Даже из паутинных нитей смертельной тоски она умеет создавать истинный рай.
Катя Кривошей о себе
Много рисовала в детстве. С раннего возраста. Это помню отчетливо, в отличие от многого другого. Еще лепила и даже по просьбе мамы и вместе с ней вырезала нехитрыми инструментами улыбавшихся деревянных Будд, которые чем-то ее завораживали, хотя никакой очевидной приверженности к духовной доктрине буддизма она не выказывала. Если приверженность и была, то чисто стилистическая. (У нас на полке стояла книга «5 тысяч Будд Энку» про странствующего японского священника, который в качестве духовного обета с невероятным тщанием их вырезал.) Вслед за Лао Дзы можно сказать, что путь в 5 тысяч улыбок всегда начинается с первой. Первая (и самая занозистая) улыбка до сих пор стоит у меня на полке.
Пока я пребывала в общем недоумении подросткового возраста, много наблюдала, как рисует старшая сестра. Она училась в Строгановке. Там, по моим тогдашним впечатлениям, действительно строго учили, что рисовать, как рисовать, зачем рисовать и какие чувства при этом следует испытывать. Сестра рисовала замечательно, но все с меньшей охотой, видимо, мешал суровый надзор над чувствами. Вообще же я тогда совсем не понимала, зачем люди рисуют (в пафосном смысле этого вопроса), и занималась этим с удовольствием и без всякой осмысленной цели. Последнее в моем сознании никак не увязывалось с первым. И мне всегда казалось страшно увлекательным создать что-то минимальными средствами, - почти из ничего, может быть, отчасти благодаря тому хитроумному семейному «менеджменту бедности», в обстановке которого я росла, а может быть, это было воздействие творящей пустоты, излучаемой многочисленными улыбающимися Буддами.
В МГУ на истфаке я уже не рисовала. Рисовать было некогда во всех смыслах и, честно говоря, я впервые вышла на открытое и притом не только книжное пространство, - уж больно неприступной для происков внешнего мира была та двухкомнатная башня, в которую я была заключена, сама того не ведая. Шалея от разнообразия человеческих впечатлений, обрушившихся в университете на мои нетронутые опытом разум и чувства, я с готовностью приступила к их переживанию и осмыслению. И … оказалась в стремительной череде браков, резко менявших жанр моего жизненного спектакля со всей сопутствующей сценографией. Это мини-колесо сансары вряд ли прибавило мне мудрости, но ускоренный курс перевоплощений приблизил к осознанию того, что же я сама чувствую, делаю и чего же я все-таки хочу. И одарило меня детьми, за что ему и отцам моих детей особое спасибо. Собственно, дети и воспитывали меня в подлинном смысле этого слова, открыв те двери понимания себя и других, которые были наглухо закрыты раньше. И еще они выросли в моих друзей.
В промежутке между вторым и третьим браком, оставшись в относительной умственной и сердечной тишине, ценность которой осознала не сразу, я с удовольствием стала заниматься батиком - мне это дело окончательно и бесповоротно понравилось. Решилась делать то, что меня влекло. И то, что меня влекло, стало делать меня. Вопрос, зачем люди рисуют, получил внятный ответ. В своем ремесле, я все делаю, как бог на душу положит. Чаще всего работы появляются как результат пересечения интуиции, неожиданных образов, возникающих при пробуждении, внезапной тяги взяться за тот или иной сюжет или опробовать тот или иной технический прием. По истечение изрядного количества времени могу констатировать, что персонально мне весь процесс работы с его радостями и трудностями, поисками, ошибками, открытиями, несуразностями, веселием и напряжением, недовольством и удовлетворением, ложится на душу в конечном счете ровно так, как надо.
Мои дочери - мои совоспитатели и мои заинтересованные партнеры по семейному событию и сотворчеству. Старшая Лариса фотографирует и собирается дальше учиться этому искусству. (Здесь ее фото, и еще - здесь.) Средняя Настя рисует (заканчивает в текущем году факультет графического дизайна), а младшая Вероника поет, она учится вокалу в эстрадно-джазовом колледже.
*
Галерея картин Кати на нашем сайте
Батик Екатерины Кривошей (группа ВКонтакте)
Галерея картин и панно в технике батика (страница в Facebook)
Страница автора на сайте Центра Батика Сергея Давыдова
Страница мастерской автора в Инстаграм
|