Музыкальные композиции Владимира Леви
- Все, что вы услышите здесь, друзья, создано и исполнено одновременно.
То есть – сыграно во время сочинения, а сочинено в процессе игры.
На обычном языке это именуется импровизацией. Я предпочитаю для себя слово медитация, музыкальная медитация. Если уточнить связь и разницу между тем и другим, то можно сказать, что медитация – это тот градус закипания импровизации, когда она переходит уже в транс – в такую степень внутреннего захвата, когда не ты «управляешь» музыкой, а она – тобой, ведет твое существо – и не дозволяет ничего случайного, произвольного… Когда я прослушиваю потом эти пьесы в записи, то легко отличаю фрагменты обычного импровизирования от тех, где импровизация переходит вот в этот медитационный транс – творческое состояние в чистом виде.
От зачатия звука соприкосновением пальца и клавиши – до его рождения встречей струны с ударяющим молоточком проходит миг, равный Вечности – в этот именно миг Великая Взаимность получает свой шанс сотворить чудо...
Я покоряюсь пустяку,
как щепка у волны на гребне,
я жизнь как падаль волоку,
душа моя от света слепнет...
Какая мысль, какая страсть
роялю разверзает пасть?
О, как надменны, хищно-грубы
его оскаленные зубы,
как королевски он клыкаст...
Но подойти, за крышку взяться –
и затрепещет нотный стан,
и партитуры прослезятся,
и очертания креста
в ключе скрипичном засквозятся,
и кто-то встанет за спиной...
И зарыдает воск свечной,
и вступят клавиши и руки
в неугасимый разговор,
пожар божественной науки...
Житье мое – позорный вздор,
я состою из преступлений,
и только музыка права,
она душа моя и гений,
она из мрачных вожделений,
из темной тайны естества
исторгнет свет, она приникнет
к Душе Вселенской – и воскликнет,
нет, пропоет... шепнет: жива...
Я счастливец: мне далась возможность выражения в музыкальном звуке того, что слышится внутри, выражения без преград... И именно тогда выражение становится беспрепятственным, когда внутреннее состояние докипает до медитационного транса, в котором уже нет иной реальности кроме музыки. Иногда случается так, что образ пьесы как целого возникает с первым же звуком, или еще до него, когда только подходишь к инструменту, или еще раньше – внутри, сперва лишь смутно предчувствуемый как возможность музыки, как ее зов... Если вдохновляет какой-то присутствующий человек, или тот, о ком думаешь, вспоминая, либо чье-то произведение, только что воспринятое или вспоминаемое (как, например, картина Рериха «Над вечным покоем», я ее очень люблю, и вспомнив, сразу слышу внутри музыку, часть которой записал в посвящении Тане Р.)
Тот, кого более подробно интересует внутренняя кухня музыкально-медитативного творчества, может обратиться к моей книге «Наемный бог» – в третьей ее части, во вставном романе «Сквозняк», в главе «Виртуоз», от лица героя романа Антона Лялина все описано как оно есть, один к одному.
Вся музыка, кроме фрагментов из музыкально-поэтической сюиты «Исповедь гипнотизера» (запись девяностых годов на фирме «Мелодия» и в Государственном Доме Радио и Звукозаписи), записана в моей домашней студии. Почти все пьесы сыграны на пианино, на старом моем Беккере. Кое-что – на синтезаторе (например, музыкальный спектакль к сказке Мерей Исмаиловой). Пьесы в разных жанрах и стилях – и джазоподобные, и классико-романтические, и импрессионистические, и в восточном духе, и под баховскую и добаховскую старину… Все вместе взятое подпадает, пожалуй, под шнитковское определение «полистилистика». Некоторые пьесы откровенно шуточные, даже слегка хулиганские. Их, конечно, к серьезным медитациям не причисляю, но совсем вычеркнуть из творческого списка тоже рука не поднимается, потому что и там иногда проскакивают искорки…
Прошу вашего снисхождения к качеству домашней аудиозаписи и техническим погрешностям моего исполнения, которые я намеренно не правлю аудиоредактурой, чтобы сохранить живой, непосредственный характер сего действа. С этой же целью кое-где оставляю моменты речевых междометий.
Надеюсь, что музыкально-подарочная часть моего сайта будет пополняться и дальше.
Из бесед о любви - Посвящается Светлане Морщацкой Взываю к Тебе - Импровизация была сыграна под впечатлением от стихов и философской эссеистики Шломо Глейбмана Из Библии: Переход через пустыню - Посвящается Геннадию Лиокумовичу Из Библии: Благословение Авраама - Посвящается Геннадию Лиокумовичу Фарфоровая статуэтка. Миниатюра в китайском духе - Посвящается Сиам Импровизация "ВЛ от ВЛ" - Посвящение Вере Левинской Падение вверх - Посвящается Марине Жужковой Закат, остановись... - Отрывок из музыкально-поэтической композиции "Исповедь гипнотизера" Музыкальная медитация на картину Левитана "Над вечным покоем" - Посвящается Тане Р. Музыкальный отрывок "Из повести" - Посвящается Людмиле Стародубцевой Музыкальный спектакль без слов на мотивы сказки Мерей Исмаиловой "Звездочка и Ежик" - Посвящается Мерей Исмаиловой Ступени Действия: шаги из темноты - Отрывок из музыкально-поэтической композиции "Исповедь гипнотизера" Цыганочка Первая Цыганочка Вторая Цыганочка Третья - Фортепианная медитация "Три цыганки" вдохновлена лучезарным присутствием моего друга и коллеги Максима Кузнецова Тайная решимость - Фортепианное медитанго. МЛ посвящается. Мыслящая душа - Портрет Александра Зорина
|