|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 03.02.2006 00:31 Заголовок сообщения: |
|
|
Как же страшно общаться с психологами... Страшный народ! Приходится оправдываться, доказывать, что ты не верблюд, выдёргивают твои слова, поворачивают так, что сам себя уже не узнаёшь, таким извергом себя видишь, что хоть в петлю лезь!
Извините, Curry, а у Вас дети есть? Вы разрешаете им всё, что они хотят? Пускай суют пальцы в розетку, хоть мама и не считает это правильным, пускай играют в стрелялки (ведь им это нравится!) вместо скучной математики? Так?
Любить учительницу никто и не заставляет, но искать причину разногласий и пытаться их разрешить (а сколько ещё будет в жизни таких учительниц!) мне кажется, необходимо.
Ребёнок не протестует, ему очень нравится играть на инструменте, играть в оркестре, петь в хоре. Вздыхает, когда приходится чего-то добиваться, играть гаммы и этюды, учить трудные места, зато когда выучено и всё получается, уже мы начинаем его умолять НЕ ИГРАТЬ, потому что невозможно слушать Польку Чайковского по 50 раз на дню!
Протест против рутины, да есть. В этом и заключался мой вопрос, каким образом КОНКРЕТНО можно рутину превратить во что-нибудь приятное?
Инна, спасибо за ссылку, но опять же там написано, как НЕ НАДО ПОСТУПАТЬ, а мне интересно, как же НАДО поступать, что делать, конкретные примеры, как из скучного и длинного этюда сделать увлекательное занятие.
Кое-что пытаемся придумать, например, вчера муж пытался представить ребёнку ненавистный этюд, как шпионские страсти, то есть попробовать его разыграть, как жанровую сценку. Сама по себе идея вроде понравилась, но сильного энтузиазма учить "эту нуднятину" пока не вызвала. Будем искать дальше!
Последний раз редактировалось: Чумандрыха (06.02.2006 10:02), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Селена
Зарегистрирован: 03.11.2005 Сообщения: 746 Откуда: Москва
|
Добавлено: 03.02.2006 00:45 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | учить трудные места, зато когда выучено и всё получается, уже мы начинаем его умолять НЕ ИГРАТЬ, потому что невозможно слушать Польку Чайковского по 50 раз на дню! |
А теперь поймите ЕГО. Он так мучился, уча Чайковского, добился, чего хотел, и опять НЕПРАВ! Так пропадет желание что –либо делать. Согласна с позицией Curry:
Цитата: | такие занятия музыкой очень напоминают дедовщину. Да, ту самую, армейскую... "Меня насиловали виолончелью - и ничего, человеком выросла! И тебе, салага, надо пороху понюхать! Я из тебя сделаю человека! Ты у меня будешь музыкантом!" |
Оставьте мальчугану возможность выбирать задачи для себя. И потихоньку предлагайте более сложные задачки для него, по звучанию похожие на его выбор. А 50 раз слушать польку ничуть не тяжелее, чем два часа этюдов и гамм. _________________ Жизнь надо прожить так, чтобы Богу было интересно наблюдать за тобой, иначе он отвернется. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 03.02.2006 01:13 Заголовок сообщения: |
|
|
Селена, это была шутка, не воспринимайте всё так серьёзно! НИкто не говорит ему, что он неправ, и никто не запрещает ему играть, сколько вздумается, иногда только просят ПРОСЯТ! немного тишины в нашей однокомнатной квартире.
Ей-богу, боюсь я вас, психологов! Уже и дедовщину повесили!
Докладываю в таком случае: занятия музыкой длятся от силы 20 мин (со всеми гаммами), да и то не каждый день. Садится да, с неохотой, но, когда дело доходит до пьес и сонаты, играет с удовольствием.
Если честно, не ожидала такой агрессии на ЭТОМ форуме...
Попросила просто поделиться опытом, если у кого таковой есть, а получила кирпичом по физиономии...
Ходили мы недавно с ребёнком у психологу (причина не была связана с занятиями музыкой), вроде оказалась нормальная адекватная тётя, как-то обошлось без наездов, никто тогда ни в чём не обвинял, телегу не катил, нормально поговорили, дали указание, в каком направлении поработать... Теперь не знаю, что и думать. Для общения с психологами необходимы железные нервы! Кошмар... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Селена
Зарегистрирован: 03.11.2005 Сообщения: 746 Откуда: Москва
|
Добавлено: 03.02.2006 02:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Сорри, прошу прощения за "кирпич". Это воспоминания из моей жизни. Вот, вспомнила себя подростком, а они как раз по части "кирпичей". Надеюсь, не сильно попала.
А если это - шутка, то "все идет по плану", только вкусы у тебя с сыном могут оказаться разные, но это не беда.
Удачи вам обоим! _________________ Жизнь надо прожить так, чтобы Богу было интересно наблюдать за тобой, иначе он отвернется. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Curry
Зарегистрирован: 20.10.2005 Сообщения: 224 Откуда: Moscow
|
Добавлено: 03.02.2006 11:29 Заголовок сообщения: |
|
|
Чумандрыха пишет: | Как же страшно общаться с психологами... Страшный народ! Приходится оправдываться, доказывать, что ты не верблюд, выдёргивают твои слова, поворачивают так, что сам себя уже не узнаёшь, таким извергом себя видишь, что хоть в петлю лезь!
Извините, Curry, а у Вас дети есть? Вы разрешаете им всё, что они хотят? Пускай суют пальцы в розетку, хоть мама и не считает это правильным, пускай играют в стрелялки (ведь им это нравится!) вместо скучной математики? Так? |
Чумандрыха, предлагаю слегонца понизить градус общения.
Во-первых, я не психолог. Во-вторых, у меня есть ребенок (один пока). В-третьих, Вы ни в чем передо мной не виноваты. Более того, не вижу ничего положительного, что может дать такое уничижительное самобичевание.
Про пальцы в розетку: Вы когда-нибудь сравнивали размер детского пальца и размер отверстия в розетке? Меня еще с детстсва интересовал этот вопрос - как, ну как же чисто технически можно сунуть пальцы в розетку?!
Про разрешать: Я не считаю себя вправе запрещать что-либо ребенку, кроме того, что непосредственно угрожает его жизни (т.е. выбегать на проезжую часть или есть таблетки). Во всем остальном считаю своим долгом поделиться той информацией о возможных последствиях, которая есть у меня.
Когда мой ребенок впервые сам попробовал зажигать спички, я предупредила, что при игре/работе с огнем надо быть осторожным, иначе можно обжечься. Предложила ему потрогать пламя спички. Он потрогал. Обжегся. Испугался. Однако я показала, что в воде спички гаснут. Поэтому если экспериментировать над миской с водой, то обжечься не получится. Однако лучше это делать со взрослыми, иначе спичка может упасть, например, на занавески и будет пожар (очень кстати в новостях показали сгоревшую квартиру).
С тех пор сын видит себя пожарным, знает все марки и виды огнетушителей (я искренне не понимаю, откуда он выкорчевал эту инфу), регулярно ходит в пож.часть наблюдать за работой пожарных и с упоением смотрит в новостях репортажи о пожарах.
Кроме того, он проявляет весьма и весьма активный интерес к пению. Более того, у него прекрасное чувство ритма и он уже довольно неплохо интонирует и держит мелодию. Решила я его отдать на подготовительные занятия в музшколу. Батюшки светы! Такого совка я уже давно не встречала. Какая-то побитая жизнью мадам со спущенными колготками час !!!! Целый час!!!! держала 4хлетнего ребенка на стуле (это просто издевательство над детской физиологией) без малейшей попытки поиграть, побегать, повеселится. Ключевыми словами ее урока стало 19 извинений перед родителями за то, что она не распечатала слова и 8 упоминаний о подготовке к отчетному концерту!
Если это в музшколе называется обучением МУЗЫКЕ - то пусть такая музыка идет лесом со своими спущенными колготками!..
Чумандрыха пишет: | Любить учительницу никто и не заставляет, но искать причину разногласий и пытаться их разрешить (а сколько ещё будет в жизни таких учительниц!) мне кажется, необходимо. |
Во сколько лет ребенку вменяется требование "искать причину разногласий"? Во сколько лет он должен быть в состоятнии понять, что учительница может быть не в духе, что у нее может быть ПМС или неудовлетворенность зарплатой, что лично к нему ее неприязнь может не иметь никакого отношения? В 6? В 9? В 15? Не велика ли ноша для ребенка - понимать и прощать взрослых с их, взрослыми, проблемами?
Учительниц у него будет ровно столько, сколько он захочет. Или точнее, скольких Вы допустите до хрупкой души ребенка. Общеобразовательная (слово-то какое!) школа - это не крепостное право, которому подчинаются все беспрекословно, а свободный выбор свободных людей.
Хотите приучить ребенка к рабству и научить "ладить с хозяевами", чтобы лишний раз не били и дали большую конфету за послушание? Ну, тоже выбор. Но вот сознательный ли?
Чумандрыха пишет: | Ребёнок не протестует, ему очень нравится играть на инструменте, играть в оркестре, петь в хоре. Вздыхает, когда приходится чего-то добиваться, играть гаммы и этюды, учить трудные места |
Уже лучше. Если честно - я бы начала с четкого проговаривания, что Вы ребенка будете любить вне зависимости от того, играет он эти гаммы или не играет. Это должно быть подкреплено неоднократно - и словом, и делом. Иначе музыка для него превратится в плату за мамину любовь. А ведь нехорошо продавать свою любовь, пусть даже и не за деньги, а за музыку...
Во-вторых, расскажите ему о Ваших переживаниях детства. Вспомните, как Вы мучались, какие уловки Вы придумывали, как хотели все бросить и как рады, что пересилили себя, превозмогли и как Вы сейчас гордитесь собой.
Дайте ему четко понять, что Вы слышите его, что понимаете его. Что, в конце концов, у него есть выбор - заниматься или нет и на Вашу любовь это не повлияет. Просто будет жалко, если он не раскроет весь потенциал и остановится на достигнутом, хотя Вы точно знаете, что он может гораздо больше. Обязательно отмечайте его малейшие успехи и проводите параллель с долгими занятиями. Ни слова критики на этом этапе.
Если он не будет чувствовать себя рабом музыки и поверит, что может больше - мне кажется, его не придется уговаривать.
Он просто хочет увидеть, что Вы с ним, что Вы понимаете его усталость, его страхи и сомнения и что Вы в него верите и примете его любым.
Попрактикуйте так месяц и посмотрите, что получится!
Удачи! _________________ Вы имеете право хранить молчание. Все, что Вы скажете, может быть использовано. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 04.02.2006 00:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Curry пишет: | Чумандрыха, предлагаю слегонца понизить градус общения.
|
Всё-таки градус общения не совсем моя заслуга
У меня просто видимо есть предубеждение, некий стереотип психолога - человека, который сразу припечатывает диагнозом, который уже не отклеить, этакий ярлычок на всю оставшуюся жизнь - "дедовщина", "насиловали виолончелью", "рабство", "ребёнка не любят"...
А вдруг меня уговорят, и я во всё это поверю?
Понятно, что Вы читали В.Леви и другие умные книги по психологии (я тоже читала), но вот так сразу безаппелляционно судить? Даже хирурги зачастую ошибаются с диагнозом, несмотря на все анализы/рентгены/томографии... а что уж говорить о человеческих душах?
В чём-то Змейка права (хоть я и не могу согласиться с её системой денежного поощрения), снизьте градус, вставляйте иногда выражения "я думаю", "мне кажется", "вероятно" и т.д.
Curry пишет: | Какая-то побитая жизнью мадам со спущенными колготками час !!!! Целый час!!!! держала 4хлетнего ребенка на стуле (это просто издевательство над детской физиологией) без малейшей попытки поиграть, побегать, повеселится. Ключевыми словами ее урока стало 19 извинений перед родителями за то, что она не распечатала слова и 8 упоминаний о подготовке к отчетному концерту!
Если это в музшколе называется обучением МУЗЫКЕ - то пусть такая музыка идет лесом со своими спущенными колготками!..
|
В четыре года - безусловно, катись они все колбаской! А вот потом менять общеобразовательные школы каждый месяц, мне уже кажется будет перебор. А учительницы там все разные, и далеко не все ангелы.
Вот ещё ситуация, моей дочке 4 года, мы ходили на занятия музыкой с учительницей, урок длился почти полтора часа, учительница нашла с ней общий язык, если устанет сидеть - можно было попрыгать, спеть, подолбасить по пианино, похлопать в ладоши, ни за что не ругали. Ходила девочка не то, чтобы уж с явным рвением, но протеста не было, музыка, так музыка, к тёте, так к тёте. Длилось это примерно месяц. Не было выучено ни одной ноты, когда спрашивала, чем занимались, она пожимала плечами - "угадывали, где зайчик прыгает, где мишка , где птички..." То же самое, чем она с нами и со старшим братом давно занималась. В результате мне эта бодяга поднадоела, я нашла студентку-пианистку, она приезжает к нам домой, занимается полчаса просто музыкой, ставит руку, без заискиваний, подыгрываний и подсюсюкиваний. Уже через две недели дочка сама по нотам стала играть несложные пьески. ПОдходит к инструменту, открывает нотки и занимается сама (хоть ей ещё и пяти лет не исполнилось), а вот на самих уроках иногда капризничает. Вот и не знаю, поискать другую студентку или уже остановиться на этой? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Jazz
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 2 Откуда: Москва
|
Добавлено: 04.02.2006 03:43 Заголовок сообщения: |
|
|
Начав заниматься музыкой, где-то пару лет я разучивал гаммы и простенькие произведения не до конца понимая зачем мне все это надо. И, наверно, забросил бы это в конце концов, но однажды моя учительница музыки сыграла для меня одно из своих любимых произведений. Это было незабываемое впечатление. Она просто преобразилась, вкладывая в каждую звучащую ноту свои чувства и эмоции, свою душу. Наверно, можно сказать, что она заразила меня любовью к своему творчеству, к такому звучанию своего инструмента. И мне захотелось научиться так же выражать себя.
Справедливости ради, надо сказать, что действует не на всех. Но если вдохновенная игра мастера не заинтересует ребенка, то, думаю, не стоит дальше стоять у него над душой. Не его это. Хотя может другой инструмент заинтересует.
С учительницей, кстати, мне повезло. Она позволяла мне выбирать, то что мне хотелось бы изучить, проигрывая пару минут из произведений. И впоследствии, при обучении не отказывалась проигрывать мне их полностью, если я ее просил об этом, чтобы я сохранил у себя ее "эталонное" звучание. А со временем мне это перестало требоваться, так как я уже сам мог почувствовать как какой отрывок произведения надо/хочется сыграть. |
|
Вернуться к началу |
|
|
aspbt
Зарегистрирован: 23.05.2005 Сообщения: 1066 Откуда: Москва
|
Добавлено: 04.02.2006 03:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Чумандрыха пишет: | Как же страшно общаться с психологами... Страшный народ! |
Психологи - народ не страшный. Просто собравшиеся здесь люди - не психологи. Но часто себя таковыми воображают. А вы не воспринимайте близко к сердцу. Внимайте тому, что вам кажется интересным и полезным, а остальное - пропускайте мимо ушей. (Точнее - мимо мозгов). Оправдываться не надо, т.к. вас никто не обвиняет.
Чумандрыха пишет: | а мне интересно, как же НАДО поступать, что делать, конкретные примеры, как из скучного и длинного этюда сделать увлекательное занятие. |
Существует масса способов, но недостаток их всех - годятся они только если изобретены самим человеком, а не навязаны ему извне.
Играние скучного этюда - это НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ успешного обучения. Этот этап ребёнку просто необходимо пройти, чтобы научиться хорошо играть интересные сложные произведения. (Кстати отдельный вопрос - так ли уж необходимо?) И вот если он это поймёт, и если у него возникнет желание хорошо играть интересные произведения, тогда уже можно попытаться с ним вместе придумать, как разноображить процесс. Например играть этюд в разных ритмах, или с разной громкостью, или с разной скоростью, или попытаться увидеть в нём мелодию и сыграть выразительно. Ещё очень важные условия:
1) этюдов должно быть несколько. Лучше играть 3-4 этюда по 5 раз, чем один этюд 20 раз. Конкретное количество подбирайте сами вместе с ребёнком.
2)Объём ежедневных занятий (именно скучной части - гамм и этюдов) должен быть строго оговорён заранее. Ребёнок должен знать, что вот сыграл он 3 этюда по 2 раза каждый - и от него отстанут. Объём должен быть таким, чтобы не успевать надоедать. Лучше меньше, чем больше. НО - КАЖДЫЙ ДЕНЬ! Человек так устроен, что при ежедневном повторении одних и тех же действий он начинает делать их лучше, и растёт его выносливость - он способен делать их больше. Главное - каждый день. (По возможности). И если даже в первые два-три дня никаких улучшений - не насиловать, наоборот, сказать "на сегодня хватит. Когда-нибудь получится". И когда он сам увидит, что у него получается лучше, ему самому захочется играть больше. Уже будет жалко бросать начатое. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 04.02.2006 05:03 Заголовок сообщения: |
|
|
Чумандрыха, я не музыкант, закончила только семилетку, так что вам виднее - но, насколько я помню, моя учительница сильно ругалась по адресу тех учителей, которые сходу сажают 4-летних детей за инструмент, начинают "без заискиваний, подыгрываний и подсюсюкиваний", с места в карьер ставить руку... А считалась она, и не без оснований, одним из лучших педагогов-музыкантов в городе. Для чего вы, все-таки, хотите учить детей музыке? Ради абстрактного "каждый культурный человек должен..." - или ради того, чтобы дать им радость понимания искусства, возможность выразить себя в музыке, наслаждение музицированием? Если второй вариант вам ближе - то как этого, по-вашему, достичь? Какой для этого нужен учитель? Тот, что зубрит с 4-летним малышом ноты - или тот, кто развивает его образное мышление, умеет увлечь, представить занятия как игру?
Про то, что в рассылке ВЛ нет ответа на вопрос, что же именно вам надо делать... Если можно, расскажите, пожалуйста, в связи с чем вы обращались к психологу, и что именно она вам посоветовала? Спрашиваю не из праздного любопытства - мне это нужно, чтобы помочь вам понять рекомендации ВЛ. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 04.02.2006 15:36 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна пишет: | Какой для этого нужен учитель? Тот, что зубрит с 4-летним малышом ноты - или тот, кто развивает его образное мышление, умеет увлечь, представить занятия как игру?
|
Вот и я не знаю, как опредеолить эту грань и где найти гениального педагога ( и сколько их надо перепробовать, чтобы найти того, который нужен, и надо ли это...)
Увлекательно хлопать в ладоши, играть в зайчиков и я и Вы сможете, это замечательно, весело, этим можно заниматься долго, но с музыкой конкретно это не связано. Я хочу сразу две несовместимые (как вытекает из настоящей беседы) вещи - чтобы было увлекательно, и чтобы был прогресс, чтобы ребёнок действительно научился конкретным вещам - нотной грамоте, игре на инструменте. Как музыкант, я знаю, что правильная постановка руки/дыхания/голоса и т.д. очень важна с самого начала, ибо потом приходится ломать и переделывать, это больно и трудно. Конечно, если рассчитывать на то, что человек не продолжит потом занятия музыкой, то не важно, как ему что поставили, а если решит продолжать и развиваться дальше в этом направлении? Где найти такого педагога? Существуют ли они? Продолжать поиски или постараться перевоспитать, переделать педагога под свои требования? Как?
Последний раз редактировалось: Чумандрыха (06.02.2006 10:05), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 05.02.2006 03:29 Заголовок сообщения: |
|
|
Чумандрыха пишет: | ...к психологу мы ходили на консультацию, не связанную никоим образом с занятиями музыкой, во время прогулки была очень травматичная ситуация, мальчики случайно обнаружили труп, поэтому я очень волновалась за душевное равновесие своего ребёнка, он тогда закрылся, избегал разговоров на эту тему. | Да, ситуация не из приятных, сочувствую вам. Я бы на вашем месте тоже бы, скорее всего, не была спокойна за душевное равновесие малыша и захотела бы посоветоваться со специалистом. Понимаю, что вспоминать это вам, наверно, не очень хочется, но, если можно, все-таки расскажите, пожалуйста, подробнее о своем разговоре с психологом. На что она советовала обратить внимание, о чем спрашивала? Думаю, отдельную тему для этого открывать не обязательно - в жизни все взаимосвязано, и я уверена, что те ее советы помогут нам с вами разобраться и с проблемой неинтересных уроков. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 05.02.2006 13:16 Заголовок сообщения: |
|
|
НИкогда и никому не нравится расковыривать/разучивать новые произведения, зато как они светятся радостью и гордостью, выступая на сцене! Приходят гости, ему хочется выступить, сыграть ВСЕ свои пьески. Потом переживает, если сыграл плохо.
Последний раз редактировалось: Чумандрыха (06.02.2006 20:08), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 06.02.2006 19:54 Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо за рассказ, Чумандрыха. Цитата: | ...у него была фантазия, что он пошёл в церковь, поставил свечку заупокой, т.е. сам домыслил то, что вероятно мы должны были сделать, но не пришло в голову... | Вот это - просто потрясающий момент, и очень обнадеживающий. Замечательно, что вы видите: ребенок может понимать то, о чем родители не догадываются. Если вам удастся распространить это отношение на всю вашу жизнь с детьми, все совместные дела - вы сможете разрешить трудности с их учебой, и не только с ней. Понимаете, какая штука... В отрывке из книги ВЛ вы не увидели ответа на вопрос, что же именно вам надо делать, потому что этот ответ противоречит сложившимся у вас представлениям об учебе. Вот смотрите:
Цитата: | Я хочу сразу две несовместимые (как вытекает из настоящей беседы) вещи - чтобы было увлекательно, и чтобы был прогресс, чтобы ребёнок действительно научился конкретным вещам - нотной грамоте, игре на инструменте. Как музыкант, я знаю, что правильная постановка руки/дыхания/голоса и т.д. очень важна с самого начала, ибо потом приходится ломать и переделывать, это больно и трудно. | Да, правильная постановка рук - действительно необходима, переучиться потом гораздо труднее. Но почему же вы так уверены, что увлекательные занятия не могут быть продуктивными? Цитата: | НИкогда и никому не нравится расковыривать/разучивать новые произведения... | Вот она, ваша установка: УЧИТЬ НОВОЕ - НЕПРИЯТНО. Давайте подумаем вместе, откуда это убеждение могло взяться? Ведь очевидно, что изначально узнавать новое - увлекательнейшее занятие. Вспомните, ведь несколько лет назад дети наверняка замучивали вас непрерывными вопросами про все на свете, так? Значит, учиться им было интересно? Да и сейчас ваш маленький герой прочитывает сам, по собственному почину весь учебник - никто же его не заставляет это делать, правда? Цитата: | Моя мама до сих пор считает, что она совершила подвиг, что все родители должны поступать именно так, а не иначе. Вспоминаю это всё с ужасом и содроганием - слёзы, ругань, крики... | Вот он - источник отвращения к учебе. Не сына или племянника - вашего отвращения. Маму в детстве убедили, что учиться противно, что по доброй воле такой гадостью заниматься никто не будет. Потом она, из лучших побуждений, мучала насилием вас - потому что была уверена, что иначе заниматься вы не станете. И я ее понимаю - каждый ведь желает своему ребенку добра, каждый хочет, чтоб он не остался неучем. Беда в том, что при этом, к огромному сожалению, путают причину и следствие. Не заставлять детей учиться надо, потому что они учиться не хотят, а учиться они не хотят именно потому, что заставляют! Что с самого начала, чуть не с рождения внушают: учиться - это очень скучно, но необходимо, и я тебя заставлю это делать, ради тебя же самого, потом мне еще спасибо скажешь! Не идут от интереса малыша - а навязывают нечто, что он, неизвестно за какие грехи, обязан выполнять. Дети сопротивляются такой установке, кто пассивно - как ваш сын, кто активно - как племянник. Не учебе, а насилию сопротивляются, а потом просто привыкают, что учеба - это что-то, что им навязывают, что-то изначально противное, понимаете?
Цитата: | Мой сын ничего не видел, на приёме говорить на эту тему не захотел, броню пробить не удалось, психолог сказала, что может это и к лучшему, он сам для себя фильтрует события, вроде бы тут беспокоиться не о чем. | Чумандрыха, я, к сожалению, не могу согласиться с таким выводом. Броня на детской душе - это безусловно повод для беспокойства, это признак взаимного отчуждения, это - основная причина всех нынешних проблем, и то ли еще будет... Послушаем ВЛ:
Цитата: | ...Нет проблемы лени и несобранности. Такая проблема есть только для вас, взрослых. А есть детская жизнь и взрослое насилие над ней. Вот и все...
И есть одна общая огромная проблема - проблема непонимания. Упорного, злостного непонимания ребенка родителями и школой...
Мир взрослых отказывается от усилий понимания, от приятия и доверия, от игры и дружбы - ребенок отвечает по-своему тем же, выглядит это всего лишь ленью... Взаимное отчуждение, ставшее нормой. | Чумандрыха, поймите, пожалуйста, правильно! Я пишу все это не для того, чтобы вас обидеть, наговорить вам гадостей, встревожить вас. Я хочу, действительно очень хочу, чтобы вы поняли: рецептов решения проблемы несобранности вам никто не даст, и тренинг ничем не поможет, потому что проблема вовсе не там, где вы ее видите! Проблема - в том, как вы общаетесь с детьми, в отсутствии доверия и открытости, в непонимании того, что настоящая учеба обязательно, всегда и без исключений, необыкновенно увлекательна! Ведь разучивание пьесы - это тоже волшебство. Как может быть скучно возникновение восхитившего тебя произведения из отдельных нот! Как может быть скучна отработка трудных мест, когда есть вера в себя и твердое знание, что благодаря твоей работе родится новое умение, новая возможность! Селена очень здорово про это написала. Пожалуйста, прислушайтесь к совету ВЛ:
Цитата: | Задача ваша сейчас, и родительская, и учительская - не "решить проблему лени и несобранности", а устранить (не сразу выйдет, конечно) барьеры отчуждения и недоверия между вашим сыном и миром взрослых. | Понимаете, ведь в броне сидят не только дети, но и вы сами, и учителя. Почему вы воспринимаете учителей как начальство, имеющее власть, и только? Почему всего лишь "мяукнули" о смене репертуара для сына? Ведь вы с учительницей должны быть единомышленниками, разве не так? Говорили ли с первой учительницей дочки, выясняли ли, как и когда она планирует обучать ее конкретным навыкам, чем, как и для чего они занимаются? Пытались ли объяснять школьным учителям, что сын скучает на уроке, потому что уже прочитал весь учебник?
Чумандрыха, моя жизнь изменилась к лучшему, и самым сказочным образом, когда я поняла простую вещь: менять надо не окружающих, а себя. Свое отношение к жизни, свою систему ценностей. Разбираться с оценочной зависимостью, стараться понимать, почему и для чего я делаю то, что делаю. Пожалуйста, попробуйте прочитать рассылку с этой точки зрения. Там действительно ничего нет про то, как "из скучного этюда сделать интересное занятие", потому что при нынешней установке это невозможно. Но там все, от первого, до последнего слова - про то, как должны измениться ВЫ, ваши отношения с сыном, чтобы занятия стали интересны для него сами по себе, без ваших усилий.
Последний раз редактировалось: Инна (08.02.2006 19:55), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 06.02.2006 23:40 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна, спасибо за подробную и обстоятельную консультацию!
Всё очень здорово, правильно и грамотно!
Прочитала даже два раза!
Если можно, продолжу немного свои графоманские размышления на тему обучения детей музыке. Надеюсь, не очень утомила. Пишу вот, и в процессе меня иногда нет-нет да посетит какой-нибудь инсайт...
Когда я проходила педпрактику, мы все должны были определённое количество часов отработать с учениками. Приехала я к своей "ученице", девочке Ирочке, ей было что-то около 12 лет, мне ненамного больше. Надо было выучить с ней финал одного концерта, много-много мелких нот. Стали мы с ней разбирать, выяснили, что там толстый гоняется за тонким, то догонит, то отстанет, в конце концов догоняет и всё дело заканчивается всеобщим ликованием и хеппи-эндом. Всё было замечательно, я ей всё в лицах показывала, изображала, играла, плясала, как могла, она хохотала, хлопала в ладоши, пока.. я не попросила её сыграть. Тут она помрачнела, начала со скучным видом пилить, я беру у неё инструмент, пытаюсь показать, мол, смотри, как это весело и живо можно сыграть, она мне в ответ - а может ты за меня и на экзамене сыграешь? Я продолжаю плясать на ушах - вот если в этом месте ты чуть-чуть поиграешь это медленно, всего пару раз, а потом ещё пару раз, но чуть-чуть побыстрее и т.д., то у тебя получится не хуже... Она попилила для проформы ещё немного, я совсем выдохлась и поняла, что преподавать детям музыку я не буду никогда в жизни... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 07.02.2006 03:44 Заголовок сообщения: |
|
|
Ох, как же это знакомо! Ту заразу, которая придумала экзамены в музыкалке, я бы лично собственным смычком... Ладно, не будем о грустном. Хотя стереть это леденящее душу воспоминание все равно не получится: холодный актовый зал, дрожащая стайка товарищей по несчастью на первом ряду, экзаменаторы с постными лицами, суконный голос: "Начинаем академический концерт..." Восхождение на сцену в тишине - словно на Голгофу, какое там вдохновение, какой полет души - дожить бы до последней ноты! Никаких аплодисментов - ничего, что хоть чуть-чуть оживило бы этот склеп. И скучающий портрет Ипполитова-Иванова с тоской глядит в окно, на волю...
Вот и у девочки Ирочки, скорее всего, с понятием "играть самой" ассоциировалась какая-нибудь похожая гадость. Тут хоть пой, хоть пляши, хоть колесом ходи, хоть на уши вставай, - а пока у человека основная цель - скинуть "академический концерт", будь он трижды неладен, пока цель такая искуственная, навязанная, НЕ СВОЯ - никуда не деться от тоски. Вот когда появляется островок свободы, когда предки наконец отстают со своими требованиями, и ты вдруг понимаешь, что тебе позарез хочется ДЛЯ СЕБЯ разучить вот эту трудную вещь, что стоять над душой никто не будет, а это просто ты САМ захотел - тогда будешь заниматься с упоением, и этюды понадобятся, и гаммы, и советы учителя. ТЕБЕ понадобятся, для ТВОЕЙ цели, как и описала Селена. Конечно, на перестройку рефлексов нужно время. Человеку надо привыкнуть, что стремиться к своим целям - можно, ненаказуемо. Что родным он дорог, просто потому что живет, а не потому, что покорно выполняет их требования. Что родные всегда готовы выслушать, понять, посмотреть его глазами. Что для них важно то же, что и для него. Ну невозможно сделать что-то стоящее из-под палки, нужно хоть чуть-чуть свободы, иначе никак.
Чумандрыха, что если попробовать не усаживать сына ни за еду, ни за уроки? Сказать просто, что еда готова, - и пусть сам решает, есть или не есть. Потом захочет, когда уже все поедят? Ну и ладно, пусть сам себе возьмет, не маленький. Не умеет? Научите. Расширьте поле его свободы, его ответственности. И с уроками так же. Подходящий учитель музыки найдется, когда вы четко определите вместе с сыном, что вам от этого учителя надо, и будете готовы вместе с ним выстраивать общую стратегию. Тогда вам легко будет объяснить знакомым, чего вы хотите, кого ищете - наверняка кого-то подскажут. А с обычной школой - вам решать, конечно, но я бы все-таки подумала о домашнем образовании. Если парень в два-три приема сам прочитывает учебник - ему только дай хоть немного воли и доверия... И потом, если вы в Москве - есть ведь школа "Семейный клуб", которую курирует ВЛ. Может быть, это хороший выход... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 07.02.2006 10:39 Заголовок сообщения: |
|
|
Мне лично нравилось выходить на сцену (и до сих пор нравится), даже перед скучающей комиссией из преподавателей с кроссвордами в руках!
.
С выступлениями, конечно у всех по-разному складывается...
А после того моего урока я встретила свою подружку и однокурсницу пианистку, которая тоже должна была отработать положенное количество часов с ученицей, она (моя подруга) была взмылена и рассказала, что что её ученицу ничем не прошибить, бряцает по клавиатуре с отсутствующим видом пьесу Шумана, такую жалостливую пьесу, над которой подруга моя в своё время заливалась слезами от избытка чувств - как ЭТО можно ТАК играть?! - вопрошала она - Ну что за дети пошли! Вот эту фразу я продолжаю слышать от разных учителей музыки, что мол дети раньше были лучше, умнее, музыкальнее, культурнее...
Мне конечно немного стыдно, но с той моей ученицей мы полюбовно договорились, что она клятвенно заверит свою учительницу по специальности (и мою по педпрактике), что мы с ней продолжали в поте лица трудиться весь год, расписали полтетрадки занятий, она подписала и, к обоюдной радости, мы больше не встречались, таким образом я сбагрила педпрактику и получила зачёт.
Последний раз редактировалось: Чумандрыха (15.02.2006 14:37), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 07.02.2006 23:50 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Мне лично нравилось выходить на сцену (и до сих пор нравится), даже перед сучающей комиссией из преподавателей с кроссвордами в руках! | Разрешите вам не поверить. Если бы вы действительно не видели в этой системе обучения ничего отвратительного живой душе - не завели бы эту тему. Как минимум - методы вашей матушки вам не хочется повторять, правда?
Цитата: | к обоюдной радости, мы больше не встречались, таким образом я сбагрила педпрактику и получила зачёт. | Чумандрыха, но педпрактику по отношению к своим детям вы ведь не собираетесь сбагрить нахаляву? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 08.02.2006 00:49 Заголовок сообщения: |
|
|
Выступать мне действительно нравилось, может быть потому что мне было совершенно плевать на то, какую оценку мне поставят, всё равно ниже 4 никогда не ставили. На концерте играть было безусловно приятнее, чем на зачёте, столько народу в зале сидело слушало, а уж в общеобразовтельной школе повыпендриваться на рояле, подобрать для одноклассников любую песню - хлебом не корми!
Система образования конечно далека от совершенства, помимо моей практики мне было необходимо для перенятия опыта посетить урок моей преподавательницы с Ирой, моей "ученицей". Это был настоящий ужас, учителка орала, топала ногами, ругалась (Был такой сюжет в Ералаше, когда ветеринар описался от ужаса, когда хозяин собаки дал команду "Лежать!", я себя чувствовала примерно, как тот ветеринар).. Ира всё играла, без дураков, очень старалась, я ушла с того урока в полном смятении, со мной ТАК не занимались, на меня ни один мой преподаватель никогда не повышал голоса...
Я как раз и хочу как-нибудь сбагрить на халяву, то есть, сделать так, чтобы они стали заниматься сами. ДОчка садится и играет сама, с удовольствием, и нотки пишет, и скрипичные ключи выводит, получает свои заслуженные пятёрки и очень гордится! Она сама меня просит с ней поиграть ансамбли, спеть песенку, не нарадуюсь! Сегодня на уроке не капризничала, занимались почти час очень активно и серьёзно, сразу после ухода преподавательницы села за пианино разбирать новую пьесу, которую ей задали. А старшие мальчишки про музыку не вспоминают, приходится напоминать а в некоторых случаях поднажать... А выступать им нравится, на классном вечере сыграть, получить заслуженные аплодисменты, потом все пьют чай с тортом и конфетами. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 08.02.2006 02:29 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Я как раз и хочу как-нибудь сбагрить на халяву, то есть, сделать так, чтобы они стали заниматься сами. | Вот и мой муж говорит, что "на халяву" пишется раздельно. А я искренне думала, что это наречие. Он по этому поводу добавил - слава Богу, что не междометие. Училка русского у меня была - покруче ирочкиной мукзыкальной мегеры, как вспомню - так вздрогну.
Чумандрыха, а если кроме шуток - по-моему, желание "как-нибудь сбагрить на халяву, то есть, сделать так, чтобы они стали заниматься сами", - внутренне противоречиво. Одно из двух: или все оставить как есть, ничего в своей жизни и взаимоотношениях с детьми не менять, то есть как раз отмазаться - или получить тот результат, который вам нужен. Пока дети учатся больше потому, что с точки зрения мам культурный человек должен иметь музыкальное образование, пока за занятия (как и за обед) их сажают, пока инициатива ваша - ничего не поменяется. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 08.02.2006 14:04 Заголовок сообщения: |
|
|
А мы на уроках русского не проходили выражения "на халяву"!
Не думаю, что осилю что-либо поменять, честно собираюсь как-нибудь дотянуть до 6 класса, а там будь что будет.. Уже продумываю сценарий, как мы будем бросать муз. школу. А вдруг случится чудо и не бросит? Бывают же на свете чудеса, например вчера безо всяких напоминаний (в пустыне Сахара наверно случилось наводнение!) сам сел за сольфеджио. НЕприятно выслушивать учительницу по сольфеджио, которая подгребает после концерта и, после комплимента, как он удачно выступил на концерте, сообщает, что задания по сольфеджио систематически не выполняются, просит проконтролировать. Не буду я ничего контролировать, пусть получает свои двойки и сам расхлёбывает.
Почему считается, что музыка это тяжело, скучно, что для того, чтобы обучить музыке, надо "лишить ребёнка детства" , а в противном случае совсем не браться за музыку и ограничиться песенками, которые нравятся, хлопаньем в ладоши и пр.? Почему есть"занимательная физика", но нет "занимательной музыки"? А может где-то есть? Не знаю ни одного пособия для детей, кроме хрестоматии Артоболевской. На уроке по ф-но преподаватель только следит за правильной аппликатурой, за 15 мин успевают только проиграть все пьесы, а она считается лучшим педагогом нашей школы по общему ф-но.
Все наши преподаватели милые интеллигентные люди, никто никогда не кричит, море терпения. Они тоже люди, им надо кормить семью, не до жиру, не до новых подходов и методов... Отработав две ставки они бегут на подхалтурку, они вымотаны, измучены, и спасибо им, что за такие копейки они ещё продолжают как-то работать...
Я попыталась себе представить эту работу, наверно я бы тоже не смогла, какой тут может быть энтузиазм... Искусство умирает, и с этим ничего не сделаешь, мне кажется, это тенденция. На этом форуме в разделе "Музыкальная аптека" нет ни одного упоминания о Моцарте и о большом зале консерватории, на телевидении и в прессе слово "музыка" ассоциируется исключительно с фабрикой звёзд и с Филиппом Киркоровым, грустно...
Наверно я старею и становлюсь занудой и брюзгой, простите...
Последний раз редактировалось: Чумандрыха (15.02.2006 14:39), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 08.02.2006 19:00 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | А мы на уроках русского не проходили выражения "на халяву"!
| Мы тоже. Про незабвенную мою училку это я так, по ассоциации. У нас с ней все больше бывали сцены типа такой: сначала минут 10 "непереводимой игры слов с использованием местных идеоматических выражений", по поводу чего-то, в чем мы по ее мнению провинились, а потом - "Запишите тему урока - культура русской речи".
Цитата: | Искусство умирает, и с этим ничего не сделаешь, мне кажется, это тенденция. На этом форуме в разделе "Музыкальная аптека" нет ни одного упоминания о Моцарте и о большом зале консерватории, на телевидении и в прессе слово "музыка" ассоциируется исключительно с фабрикой звёзд и с Филиппом Киркоровым, грустно... | Насчет попсы - очень с вами согласна. Как у Шаова в песне: "А принес бы дядям Штраус новый вальс, А ему б сказали - Милый, много вас! За эфир, сперва, папаша, проплати, А потом уж си-бемоль свою крути". Дальше там, правда, было: "Я поставлю детям Баха, я им Моцарта поставлю, я с ремнем в руках к искусству приучиться их заставлю"... Это он не думаю чтоб всерьез - слишком мощное у мужика чувство юмора для таких методов... Бродский где-то писал, что поэзией всерьез интересуется не более чем один человек из ста . Но этот один - все-таки ведь интересуется... Для кого-то работает канал "Культура", залы филармоний и хороших театров не пустуют. Последняя рассылка ВЛ, которую прочли тысячи людей, вся была посвящена Моцарту и Пушкину... А еще в "Нестандартном ребенке" Вл писал, что воспитание - сродни поэзии. Бедных учительниц из районной музыкалки очень жалко, но, откровенно признаться, я не очень понимаю, как задача кормить семью противоречит поиску новых, более продуктивных подходов. Ведь понятно, что к учителю, у которого учиться интересно, пойдет больше учеников - значит, и денег будет больше. Страшно ломать уже наработанный механизм, который пусть худо и бедно, и с грехом пополам, но как-то потихоньку все-таки скрипит? Еще как страшно! Но что же делать - вариантов ведь только два: или подчиниться страху и сдаться, или победить его , правда?
Цитата: | Не думаю, что осилю что-либо поменять, честно собираюсь как-нибудь дотянуть до 6 класса, а там будь что будет.. Уже продумываю сценарий, как мы будем бросать муз. школу. А вдруг случится чудо и не бросит? Бывают же на свете чудеса... | Бывают, но чтобы они случались чаще - приходится учиться делать их своими руками. И вы это, кстати, прекрасно умеете - вот ведь могли же вы еще девочкой отвлечься от ледяной атмосферы экзамена и играть просто в свое удовольствие. Это ведь настоящее чудо, независимость духа. Я этому научилась, и то не то чтобы особенно уверенно, уже совсем взрослой теткой. Вам есть на что опереться, и есть ради чего работать. Более того, мне подозревается, что фраза про "не думаю, что осилю" - это и есть уже шаг наверх. Сначала всегда кажется, что ничего не выйдет, но если ты однажды поднял голову и увидел над собой фантастически прекрасную вершину - неужели не потянет подняться туда? Ну ясное дело, на халяву (хоть слитно, хоть раздельно ) тут ничего не получится, но так ли они вам нужны на самом деле, эти халявные, незаработанные достижения? В любом случае - выбор только ваш.
Цитата: | Почему есть"занимательная физика", но нет "занимательной музыки"? А может где-то есть? | Да наверняка есть. Может, в "Семейном клубе" о такой знают? А если и правда нет - может, попробовать самим ее придумать вместе с детьми? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 08.02.2006 20:04 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Прочитала даже два раза! | Елки-палки, только сейчас перечитала тот пост и поняла, к чему это вы. Прощенья просим, уже поправила. Даже и не знаю, как это так получилось. Сынок тогда отвлек, не перечитала отправленное... Нехорошо, впредь буду проверять. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Soledad
Зарегистрирован: 19.10.2005 Сообщения: 588
|
Добавлено: 08.02.2006 20:29 Заголовок сообщения: |
|
|
Чумандрыха, я желаю, чтобы ваш путь отказа от давления в изучении музыки дал свои плоды, и вы вскоре уидели, что сын понял, что все зависит только от него и сделал свой выбор (будем надеяться, в пользу музыки).
Вы в начале темы спрашивали у меня, как результаты моего отказа от совместного делания уроков. Пока тьфу-тьфу-тьфу, сын спокойный, уроки делает сам (напоминать некому, мы с мужем дома появляемся в восьмом часу вечера).
Процесс перехода от тотального контроля к доверию полон опасений, но благодаря нашим мудрым форумным мамам (Наталия, Инна) я стала душой склоняться к том, что ребенок способен на большее, если ответственность за его учебную деятельность лежит на нем, мама только интересуется, наблюдает и при необходимости помогает. А когда видишь результаты - вечно плаксивый, неуверенный в себе ребенок раскрепощается, становится более взрослым даже - душа замирает от того, что ты воочию видишь, как это красиво. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 09.02.2006 13:15 Заголовок сообщения: |
|
|
Soledad, огромное вам спасибо. Это замечательная награда за мои старания. Всяческой удачи вам и вашему мальчику! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чумандрыха
Зарегистрирован: 30.01.2006 Сообщения: 44
|
Добавлено: 10.02.2006 17:55 Заголовок сообщения: |
|
|
Soledad пишет: |
Процесс перехода от тотального контроля к доверию полон опасений, но благодаря нашим мудрым форумным мамам (Наталия, Инна) я стала душой склоняться к том, что ребенок способен на большее, если ответственность за его учебную деятельность лежит на нем, мама только интересуется, наблюдает и при необходимости помогает. А когда видишь результаты - вечно плаксивый, неуверенный в себе ребенок раскрепощается, становится более взрослым даже - душа замирает от того, что ты воочию видишь, как это красиво. |
Какие вы молодцы! Это действительно так! |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|