|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Маргарита
Зарегистрирован: 22.08.2005 Сообщения: 638
|
Добавлено: 02.11.2007 13:41 Заголовок сообщения: Отчим и неприятие агрессивности у ребенка |
|
|
Привет всем форумчанам!
Попытаюсь, как и в предыдущие разы, понять что-то с вашей помощью. Предварительные замечания:
1. Samadhi дал разрешение на публикацию вопроса. Скорее всего, будет читать, но не факт, что участвовать.
2. Тема больная и для него, и для меня. Поэтому, если можно, щадите наши чувства.
3. Извините за обилие подробностей. Но, надеюсь, «не потонете» в словах.
У меня есть сын Ромка. Ребенку 3 года и 2 месяца. Сын не от Samadhi, т.е Samadhi – отчим моему сыну. Для Samadhi это первый опыт жизни с женщиной, и тем более женщиной с ребенком. Он рос в семье единственным ребенком. Живем мы с Samadhi вместе около 4 месяцев. Таким образом, для него это новый опыт, в котором в части отношений с ребенком у него масса непонимания, удивления, неудобства и т.д.
Ромка… Ребенок живой, жизнерадостный, теплый, умный, потенциально лидер, но «поперечный», а также слегка капризный и агрессивный. «Поперечность» выражается в том, что слово «нельзя» Ромка не понимал и не понимает ни ранее, ни сейчас. Агрессивность за последнее время у него резко уменьшилась. Я думаю, что это отчасти связано с тем, что мы поняли, что ему не хватает мамы, т.е. меня. Я стала проводить больше времени с Ромкой, и он стал более ласковым. Кроме того, завершился период перемен: смены нянь, первого похода в садик, появления Samadhi в доме.
Однако уменьшение агрессивности хотя и заметно, но все же даже оставшаяся ее часть сильно травмирует Samadhi. Суть в следующем. Если Ромке что-то запрещать или не давать, то он устраивает истерики с топанием ногами по полу и «рыданиями», как смешливо называет это наша няня. Это поведение сильно травмирует Samadhi, ибо, находясь наедине с ребенком, он не знает, как справиться с ситуацией. Находчивость, а также умение смотреть на ситуацию мудро у него в отношениях с Ромкой отсутствуют: не включается творческая компонента, а рождается, как он говорит, «ощущение полного бессилия».
Помимо топания ногами и истерик в ответ на запрет, а также если ему просто что-то не хочется делать (одеваться, например, идти в садик) Ромка склонен замахиваться ручками на находящихся рядом взрослых, «бить» их. Слова «нельзя драться» на Ромку ввиду его поперечности не действуют.
Эти моменты с замахиванием ручками на взрослых выводят Samadhi из себя. Во-первых, он начинает злиться на Ромку, во-вторых, он чувствует себя энергетически вымотанным после таких отношений с Ромкой, а также неспособным с Ромкой общаться дальше. Такое поведение Samadhi связано с тем, что он не приемлет агрессию, выливающуюся на окружающих людей. Для него табу – агрессия на человека. Если он злится, то предпочитает заниматься самоагрессией и самоуничижением. Samadhi понимает, что это его личная проблема, но когда он сталкивается с агрессией ребенка, которому как ни объясняй, а эффекта никакого, то у Samadhi рождается то самое ощущение бессилия. Вплоть до таких слов, сказанных, конечно, в запальчивости, но..: «Я ненавижу альфа-самцов. А Ромка – Альфа, и он считает, что может меня унижать и не замечать!». В детстве Samadhi часто били те самые Альфы…
Мои комментарии к Ромкиной агрессии:
1. Анамнез беременности: в 3 месяца беременности нападение на меня преступника. Результат – трепанация черепа, удаление правосторонней гематомы, т.е. реанимация, 2 месяца в больнице. После перемещения из реанимации в обычную палату смска от отца ребенка: «Ты, б***ь, сама такое заслужила. Я нашел себе другую». Думаю, еще внутриутробно Ромка научился жить ВОПРЕКИ, НАЗЛО миру. Классно, что при этом он остался жизнерадостным, а не стал депрессивничать. Однако для того, чтобы выстоять, ему нужна была эта агрессивность.
2. После выписки я оказалась в состоянии без денег, без отца ребенка, да еще и еле живая. Пошла-таки на работу, ибо надо было зарабатывать. Грохалась в обмороки, но работала до 3 августа, а Ромка родился 19 августа. Всю беременность и 4-5 месяцев после – депрессия в ее самом черном варианте, когда даже не осознается, что это она.
3. Когда Ромке было 3 месяца, я начала работать над основанием своей фирмы. Когда было 6 месяцев – появилась няня, и я оставила ребенка на попечение няни и тогда еще моей живой мамы. Ребенку, возможно, не хватало моего тепла.
4. Ну и самое, возможно, основное. В общем-то, выливать свою боль в виде агрессии на окружающих – это семейная привычка . Так делал мой покойный отец, так делала и по-прежнему делаю я. Это вариант защиты. Например, когда я узнала о мамином раке легких 4-ой стадии, я от невозможности это переварить просто напала на нее с упреками в том, что она все это время курила . А Ромка этот паттерн поведения усвоил… К сожалению, он видел САМ такое поведение в моих не самых замечательных, доходящих до драк отношениях с моим отцом, т.е. дедом Ромки. В этом моя вина, признаю…
5. Пункт 4 в моем случае – следствие моей склонности к алекситимии…. Лечиться надо, да, господа и дамы психологи? (ммм… Ох, сколько же денег уходит на это «лечение» )
Вопросы:
1) Ваш взгляд на «замахивание ручками», «битье» взрослых Ромкой? Это нормально для его возраста? Как с этим бороться? Надо ли вообще бороться?
На тему «надо ли вообще бороться» у меня есть размышление, что единственное, что надо ребенку – побольше тепла и принятия. И тогда он поймет, что агрессивность – не всегда единственно верный путь. Я боюсь, что гневная (=агрессивная) реакция Samadhi на поведение Ромки только закрепит его паттерны поведения. Однако Samadhi считает, что Ромке и так все позволено, что Ромка что хочет, то с нами и делает. Он считает, что лучше ребенка довести до слез и пусть поревет немного, чем обращаться с ребенком ласково даже когда ребенок агрессивно тебя бьет. Более того, Samadhi и не в состоянии с теплом относится к человеку, который проявляет агрессию, даже если этот человек – ребенок.
2) Что сделать, чтобы Samadhi хотя бы сносно относился к проявлением «битья» взрослых Ромкой? Что сделать, чтобы, с одной стороны, Ромка понял, чтобы так нельзя себя вести, а, с другой стороны, мой новый муж не дулся на Ромку и не боялся его?
Кстати, я осознаю, что по отношению к Samadhi я сейчас применяю термины, применимые к ребенку. Но вот в том-то и дело, что меня ранит, возмущает и ввергают в ступор те ситуации, когда Ромка, проявляя агрессию, повергает Samadhi в состояние обиженного ребенка. Мои призывы встать на позицию взрослый – ребенок (Samadhi – Ромка) ни к чему не приводят. Как только Ромка проявляет агрессию, так сразу у моего мужа вместо взрослой реакции – болящие раны из детства.
Что с этим делать? Минимизировать их общение? Но, например, я сейчас в командировке в Питере, а они там. Няня занимается ребенком после садика до 10-11 часов вечера и в субботу. Таким образом, на Samadhi остается только ночное ухаживание (а Ромка просыпается по ночам и прибегает в нашу комнату) и воскресенье. Но даже это время повергает моего мужа в шок… Волнует меня эта ситуация с точки зрения возможной невротизации Ромки…
Спасибо заранее. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Астра
Зарегистрирован: 27.04.2006 Сообщения: 2910 Откуда: Самара
|
Добавлено: 02.11.2007 14:22 Заголовок сообщения: Re: Отчим и неприятие агрессивности у ребенка |
|
|
Рита, по-моему, это абсолютно логичное продолжение темы про неприятие мужем Вашей агрессии. Кстати, почему помощи просите Вы. а не он? Сложности-то у него.
Цитата: | Ваш взгляд на «замахивание ручками», «битье» взрослых Ромкой? Это нормально для его возраста? Как с этим бороться? Надо ли вообще бороться? | Маленькие дети всегда делают ровно то, что им позволяют делать взрослые. Совет тут простой - твердо и уверенно останавливать в этих случаях ребенка, объясняя "мне больно" или "мне это не нравится". Вопрос- насколько сумеет применить этот совет человек, испытывающий в данной ситуации бессилие?
Цитата: | ]На тему «надо ли вообще бороться» у меня есть размышление, что единственное, что надо ребенку – побольше тепла и принятия. | Бороться не надо. И даже вредно. Полезно показывать границы: это я тебе разрешаю, а это - запрещаю. Потому-то и потому-то.
Цитата: | Я боюсь, что гневная (=агрессивная) реакция Samadhi на поведение Ромки только закрепит его паттерны поведения. Однако Samadhi считает, что Ромке и так все позволено, что Ромка что хочет, то с нами и делает. Он считает, что лучше ребенка довести до слез и пусть поревет немного, чем обращаться с ребенком ласково даже когда ребенок агрессивно тебя бьет. Более того, Samadhi и не в состоянии с теплом относится к человеку, который проявляет агрессию, даже если этот человек – ребенок. | Похоже, в этой ситуации не один, а два маленьких мальчика. Любой взрослый человек понимает, что специально доводить ребенка до слез,а потом разговаривать с ним ласково - это садизм.
Цитата: | Что сделать, чтобы Samadhi хотя бы сносно относился к проявлением «битья» взрослых Ромкой? Что сделать, чтобы, с одной стороны, Ромка понял, чтобы так нельзя себя вести, а, с другой стороны, мой новый муж не дулся на Ромку и не боялся его? | Риточка, я уже писала Самадхи, что ему сильно полезна была бы личная терапия. Проблемы детей - это всегда зеркало проблем взрослых, которые их воспитывают.
Рискую причинить Вам боль, но скажу, что Вы в этой ситуации вряд ли что-то сможете сделать. Потому что проблема-тоне в Вас. Проблема в Вашем муже, в его отношениях с ребенком, и - это главное! - в его отношениях с таким человеческим чувством как агрессия. _________________ "Ничто так не нуждается в реформировании, как мысли и поступки других людей" (Марк Твен) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Фрося:)
Зарегистрирован: 27.03.2006 Сообщения: 3113 Откуда: Germany
|
Добавлено: 02.11.2007 14:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Маргарита, мне кажется, вы пытаетесь лечить здорового... Выражать эмоции -- это здорОво, а подавлять их -- нет. Вы пишете, что агрессии у Ромы стало меньше, когда вы стали уделять ему больше внимания. И мне кажется, тут вы идёте в верном направлении.
А вот Samadhi стОит, на мой взгляд, не "бинтовать" без конца свои эмоциональные раны ("минимизировать" общение с вашим сыном, и т.д...), а наконец излечить их. Потому что если сейчас, допустим, Samadhi отдалится от Ромы, то со временем в его жизни появится другой агрессивный человек. То, что сейчас Рома бередит эти старые раны -- это, на самом деле, здорово. Это как головная боль, которая сигналит о том, что в организме что-то не в порядке. Поэтому Samadhi стОит поработать со своими давними обидами и страхами. Может, сходить к психологу, может, попробовать сделать это самостоятельно. Я, например, когда работала со своими старыми обидами, просто закрывалась в комнате, вспоминала травмировавшую меня ситуацию, входила в контакт с чувствами, и делала то, что хотелось -- плакала, кричала, била подушки, и т.п... Одного раза может не хватить, но если целенаправленно с этим работать, то результаты будут довольно скоро. Когда ваш муж выпустит старых "демонов", то отношение к Роме изменится. А пока именно сидящий в Samadhi страх привлекает агрессию. _________________ Close some doors today. Not because of pride, incapacity or arrogance, but simply because they lead you nowhere (c) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Олег
Зарегистрирован: 13.09.2006 Сообщения: 1972
|
Добавлено: 02.11.2007 14:32 Заголовок сообщения: |
|
|
Добавлю еще. Это вполне может быть его реакцией на появление отчима. Такого рода месть за то, что у вы, Маргарита, любите еще кого-то. Вообще, на мой взгляд, самое важное в общении с детьми - понимать, что их поведение вызывается совсем другими чувствами, нежели у взрослых. Агрессия у ребенка - это способ защитить свой мир. По принципу: ему плохо - пусть и другому тоже будет плохо. Реагируя на такое поведение так-же, как со взрослым - значит еще больше ухудшать ситуацию. Еще, возможно ваш сын просто не признает право на главенство Samadhi. Тогда это - протест. Кроме того, ваш ребенок изучает различные способы отношений между людьми, в том числе и такого рода агрессию - и через это проходят абсолютно все дети. И последнее - это может быть игрой.
Как с этим бороться. Думаю, есть только один способ - понять ребенка. И не бороться. Не надо приписывать ему взрослых мотивов или делать далеко идущие, но не обоснованные, выводы относительно его будущего. Установите правила игры - что можно, а что - нет. И четко их придерживайтесь. При этом самый эффективный способ - не противостоять, а отойти - создать нейтральную ситуацию. Например, уйти в другую комнату со словами - ты пока побей подушку, а я подожду в той комнате, потом поговорим. Потом повторить правила, но спокойно. И вообще - прочитать Гиппенрейтер. _________________ The greatest challenge to any thinker is stating the problem in a way that will allow a solution.
- Bertrand Russell |
|
Вернуться к началу |
|
|
Вика
Зарегистрирован: 08.02.2006 Сообщения: 40 Откуда: Украина
|
Добавлено: 02.11.2007 15:30 Заголовок сообщения: |
|
|
У меня дочка такого же возраста 2г. 10 мес. Поведение точно такое же. На слово "нет", "нельзя" - крик, истерика, падание на пол и кулаки тоже иногда. Просьбы, обращения в свой адрес игнорирует. Вобщем, все то же самое, хотя условия были и есть прямо противоположные. Всю беременность меня холили и лелеяли, отец очень хотел ребенка, очень был рад, что именно дочка родилась. После родов на работу я не выходила - все время и внимание дочке, в садик не ходит. С мужем мы ребята мягкие, спокойные - никогда друг на друга голос не повышаем. И вот, такой вот результат.
Меня упрекают, что это я ее так разбаловала своей бесхарактерностью. Возможно... А муж ведет себя так же как и Ваш. Раздражается, обижается... В итоге мне двух "обиженных" детей успокаивать приходиться. Хотя муж ей родной отец, и у него уже был опыт общения с детьми (есть сын от первого брака). Но в той семье проблем таких небыло - мама была очень жесткая, и сын рос как дрессированная собачка - нет, значит нет, ни какого перечения. Может быть она (жена бывшая) и права. Не знаю. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 02.11.2007 15:31 Заголовок сообщения: |
|
|
Олег пишет: | Думаю, есть только один способ - понять ребенка. И не бороться. Не надо приписывать ему взрослых мотивов | Золотые слова! Хочется чуть добавить...
Но при этом надо четко осознавать, что ребенок по определению ДРУГОЙ. Не такой как взрослый. У него иначе устроена психика, у него другие реакции на мир, у него иное восприятие мира.
И основная ошибка отчима, это то, что он ожидает от ребенка поступков взрослого, на которые малыш В ПРИНЦИПЕ не способен. Зато появляется повод для раздражения у Samadhi... _________________ Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть Polyommatus icarus? Далеко-далеко? Он не летит. То есть он летит, но сам по себе и плюет на вас. Поэтому надо быть очень легким и независимым. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Mamushka
Зарегистрирован: 23.07.2007 Сообщения: 67 Откуда: какая разница?
|
Добавлено: 02.11.2007 15:56 Заголовок сообщения: |
|
|
Что касается Вашего ребенка. Судя по возрасту, вполне возможно, что его поведение связано с так называемым "кризисом трех лет". Для него характерны следующие "симптомы":
1. Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослого. Не путать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
3. Строптивость. Протест против порядков, существующих дома.
4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого.
5. Обесценивание взрослых.
6. Протест-бунт, который проявляетс в частых ссорах с родителями.
7. Возможно стремление к деспотизму.
Кризис трех лет связан с возникающей тенденцией к самостоятельной деятельности. А взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. _________________ Всем всего наилучшего! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Mamushka
Зарегистрирован: 23.07.2007 Сообщения: 67 Откуда: какая разница?
|
Добавлено: 02.11.2007 15:59 Заголовок сообщения: |
|
|
И, кстати, самое яркое проявление этого кризиса - именно реакция на запреты: "нет" и "нельзя". _________________ Всем всего наилучшего! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Маргарита
Зарегистрирован: 22.08.2005 Сообщения: 638
|
Добавлено: 02.11.2007 17:30 Заголовок сообщения: Re: Отчим и неприятие агрессивности у ребенка |
|
|
Цитата: | Кстати, почему помощи просите Вы. а не он? Сложности-то у него. | Астра, я бы сказала, что сложности общие. Во-первых, от того, как складываются отношения Samadhi с Ромкой, зависит и качество наших с ним отношений. Во-вторых, мне в силу того, что я – родная мама ребенка, важно, чтобы Ромке было хорошо. А мне кажется, что такие отношения с моим мужем могут Ромку ранить.
Цитата: | Совет тут простой - твердо и уверенно останавливать в этих случаях ребенка, объясняя "мне больно" или "мне это не нравится". Вопрос- насколько сумеет применить этот совет человек, испытывающий в данной ситуации бессилие? | Если честно, то даже я не всегда могу сделать это СПОКОЙНО. Твердо и уверено – да. Но спокойствие при этом явно хромает. И потом: если ПОСТОЯННО объясняешь, но Ромке все равно, то как с этим мириться? Объяснять до тех пор, пока не поймет? Где при этом взять спокойствие?
Цитата: | Бороться не надо. И даже вредно. Полезно показывать границы: это я тебе разрешаю, а это - запрещаю. Потому-то и потому-то. | Еще раз: повторять это так долго, чтобы понял? Но взрослые же тоже не железные, нам иногда надоедает объяснять одно и то же, еще и в спокойном тоне….
Цитата: | Похоже, в этой ситуации не один, а два маленьких мальчика. Любой взрослый человек понимает, что специально доводить ребенка до слез,а потом разговаривать с ним ласково - это садизм. | Не, Астра, Вы не поняли. Samadhi не способен на садизм и СПЕЦИАЛЬНО он не доводит. Он просто старается жестко держать линию поведения в полном соответствии с тем, что Вы пишете: твердо и уверенно.
Цитата: | Потому что проблема-тоне в Вас. Проблема в Вашем муже, в его отношениях с ребенком, и - это главное! - в его отношениях с таким человеческим чувством как агрессия. | Астра, я это понимаю. Более того, это понимает и он. Но вот с личной терапией незадача. Недавно Самадхи забросил терапию. Вроде бы говорил, что собирается продолжать, но пока с этим делом полный несдвигон. Мои мягкие намеки на то, что было бы неплохо продолжить, воспринимаются в штыки фразами: «Это мое личное дело». В общем-то, понятно, что личное дело.....
Последний раз редактировалось: Маргарита (02.11.2007 18:40), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Маргарита
Зарегистрирован: 22.08.2005 Сообщения: 638
|
Добавлено: 02.11.2007 17:33 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | А вот Samadhi стОит, на мой взгляд, не "бинтовать" без конца свои эмоциональные раны ("минимизировать" общение с вашим сыном, и т.д...), а наконец излечить их. Потому что если сейчас, допустим, Samadhi отдалится от Ромы, то со временем в его жизни появится другой агрессивный человек. То, что сейчас Рома бередит эти старые раны -- это, на самом деле, здорово. Это как головная боль, которая сигналит о том, что в организме что-то не в порядке. Поэтому Samadhi стОит поработать со своими давними обидами и страхами. Может, сходить к психологу, может, попробовать сделать это самостоятельно. Я, например, когда работала со своими старыми обидами, просто закрывалась в комнате, вспоминала травмировавшую меня ситуацию, входила в контакт с чувствами, и делала то, что хотелось -- плакала, кричала, била подушки, и т.п... Одного раза может не хватить, но если целенаправленно с этим работать, то результаты будут довольно скоро. Когда ваш муж выпустит старых "демонов", то отношение к Роме изменится. А пока именно сидящий в Samadhi страх привлекает агрессию. | Фрося, это я тоже понимаю. В действительности у меня есть четкое ощущение, что каждому в его жизнь посылаются те люди и те ситуации, в которых человек должен измениться, вырасти, что-то понять. И в случае с Самадхи примерно так же: он не приемлет агрессию, и притягивает в свою жизнь Маргариту с довольно высоким уровнем агрессии и ее условно «агрессивного» сына.
Тут есть удивительная для меня вещь. Там, где нам судьба посылает возможность личностного роста, давая шанс хотя бы ДОПУСТИТЬ и ПОНЯТЬ (не обязательно ПРИНЯТЬ) неприемлемое для нас (агрессивность) из любви к ближнему, мы не спешим воспользоваться шансом.
Кажется, это общечеловеческая проблема. Ведь личностный рост – далеко не всегда дело приятное, и порой мы ожидаем и ищем возможности личностного роста «где-то там, далеко», и желательно в том виде, который нам представляется, не обращая внимания на то, что рядом, и отвергая то, что неприятно.
Что думаете, форумчане? Что думаешь, любимый?
Последний раз редактировалось: Маргарита (02.11.2007 18:35), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Маргарита
Зарегистрирован: 22.08.2005 Сообщения: 638
|
Добавлено: 02.11.2007 18:17 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Это вполне может быть его реакцией на появление отчима. Такого рода месть за то, что у вы, Маргарита, любите еще кого-то. | Думаю, что варианты Эдипова комплекса – это не про нас.
Цитата: | Вообще, на мой взгляд, самое важное в общении с детьми - понимать, что их поведение вызывается совсем другими чувствами, нежели у взрослых. | Да, я это понимаю.
Цитата: | Реагируя на такое поведение так-же, как со взрослым - значит еще больше ухудшать ситуацию. | Согласна. Именно этого я и боюсь.
Цитата: | Как с этим бороться. Думаю, есть только один способ - понять ребенка. И не бороться. Не надо приписывать ему взрослых мотивов или делать далеко идущие, но не обоснованные, выводы относительно его будущего. | Золотые слова….
Цитата: | Установите правила игры - что можно, а что - нет. И четко их придерживайтесь. При этом самый эффективный способ - не противостоять, а отойти - создать нейтральную ситуацию. Например, уйти в другую комнату со словами - ты пока побей подушку, а я подожду в той комнате, потом поговорим. Потом повторить правила, но спокойно. | ОК, попробую.
Цитата: | И вообще - прочитать Гиппенрейтер. | Начинала, но не закончила. Кроме того, там в основном про детей более старшего возраста. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Маргарита
Зарегистрирован: 22.08.2005 Сообщения: 638
|
Добавлено: 02.11.2007 18:25 Заголовок сообщения: |
|
|
Вика, после Вашего поста полегчало. Стало яснее, что в поведении Ромки мало травматизма, связанного с его рождением и дальнейшей жизнью.
Mamushka, спасибо за перечисление признаков трехлетнего кризиса. На нас похоже, очень. В части "обесценивание взрослых" в том числе. Вопрос: а чем непослушание отличается от негативизма? Дело в том, что Ромка был непослушным ВСЕГДА. Но особой разницы между негативизмом и непослушанием я не вижу.
Наташ, спасибо и за Ваше уточнение. Согласна с Вашим постом. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Anastasia
Зарегистрирован: 13.11.2006 Сообщения: 4277 Откуда: Лондон
|
Добавлено: 02.11.2007 19:14 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Стало яснее, что в поведении Ромки мало травматизма, связанного с его рождением и дальнейшей жизнью. | Маргарита, мне тоже так кажется- наблюдаю за большим количеством детей - через период агрессивности и негативизма проходят многие дети похожего возраста.
Наверное, это так и задумано- пробовать разные модели поведения, выяснять для себя, что работает, а что нет.
Ну, и конечно- кризис трех лет. Мы вот тоже в него входим- вчера наблюдала, как мой спокойный, ласковый сын набросился на воспитательницу с кулаками- просто за то, что она не дала ему игрушку (никогда такого не было!). Дома появились истерики "с рыданиями". Я на истерики тоже плохо реагирую- если честно, через какое-то время я чувствую себя так, что и я сейчас начну топать ногами. Помогает "остыть" -и мне, и ему " методика "суперняни" - специальное место, где нужно оставаться на какое-то время (из расчета одна минута- на один год жизни, то есть 3 минуты для трехлетки). У нас такое место- диван. Если вижу, что ребенок зашел слишком далеко- и уже ни отвлечение, ни уговоры не помогут- сажу его на диван, сама сажусь в кресло - и ждем пока эмоции схлынут.
А еще, как мне кажется, любому поведению ребенка есть объяснение- если уже сложился устойчивый паттерн- значит, или ребенок не знает, что можно по-другому, или знает, что этот вариант поведения - самый выгодный, помогает добиться своего. Значит- взрослым менять СВОИ реакции, убирать подкрепления плохого поведения- и дело пойдет на улучшение. _________________ World is crazier and more of it than we think,
Incorrigibly plural (c) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Mamushka
Зарегистрирован: 23.07.2007 Сообщения: 67 Откуда: какая разница?
|
Добавлено: 02.11.2007 19:17 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | И потом: если ПОСТОЯННО объясняешь, но Ромке все равно, то как с этим мириться? |
Дело в том, что до определенного возраста (как раз где-то лет до 3) "нельзя" для детей ситуативно, т.е. связано с конкретной ситуацией. Не вообще "нельзя", а только в этот раз.
Так что пока терпите. Бывает, что дети трудно проходят возрастные кризисы, это связано и с ситуацией в семье тоже. Больше принятия, заботы, совместных действий.
А насчет непослушания и негативизма: негативизм - это отрицательная реакция, связанная с отношением к конкретным людям. А непослушание связано с ситуацией. _________________ Всем всего наилучшего! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 02.11.2007 19:40 Заголовок сообщения: |
|
|
Маргарита пишет: | Цитата: | И вообще - прочитать Гиппенрейтер. | Начинала, но не закончила. Кроме того, там в основном про детей более старшего возраста. | Ну, так у вас же теперь двое детей-то... Для старшего пригодится....
А если серьезно -
Цитата: | И потом: если ПОСТОЯННО объясняешь, но Ромке все равно, то как с этим мириться? Объяснять до тех пор, пока не поймет? Где при этом взять спокойствие? | Оглянуться и проанализировать, а выполняют ли то правило, которое вы навязываете ребенку, другие члены семьи?
Дети, в отличие от взрослых - как раз воспринимают насши слова до тупого конкретно: Для них фраза "Куда пошел!" означает буквально - вопрос, в каком направлении он движется. И только спустя несколько лет ребенок понимает, что на самом деле мама хотела сказать: "Я хочу, чтобы ты вернулся назад!". Чувствуете разницу?
И ребенок чувствует. Мне как-то запомнилась фраза из разговора моих детей: "Взрослые иногда бывают такие идиоты, говорят одно, а хотят другого! " Это как раз об этом...
Цитата: | Еще раз: повторять это так долго, чтобы понял? Но взрослые же тоже не железные, нам иногда надоедает объяснять одно и то же, еще и в спокойном тоне…. | Рит, а ЦЕЛЬ-то какая у этих повторений? Чтобы ребенок не делал что-то? Или наоборот сделал что-то? А может ребенку-то это "что-то" нафиг не надо, спрашивается. ради чего ему переламывать себя?
Цитата: | Кризис трех лет связан с возникающей тенденцией к самостоятельной деятельности. А взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. | Я бы сказала, что взрослые выступают для ребенка как источники этого самого кризиса. Именно благодаря непониманию и стремлением загнать чадо в некие, им одним известные, рамки...
ИМХО, универсальное средство тут - стремление встать на место ребенка (только не себя в роли ребенка!!!! и не "я в твои годы"), а именно ребенка, с его лабильной нервной системой, нарушенной координацией, отутствием концентрации внимания и пр. (у Курпатова в "Пособии для Фрекен Бок" отлично про все это написано!), и попробовать ПОНЯТЬ - а чего он хочет-то, против чего протестует.... _________________ Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть Polyommatus icarus? Далеко-далеко? Он не летит. То есть он летит, но сам по себе и плюет на вас. Поэтому надо быть очень легким и независимым. |
|
Вернуться к началу |
|
|
kalashnikov
Зарегистрирован: 18.10.2005 Сообщения: 2995
|
Добавлено: 02.11.2007 22:48 Заголовок сообщения: |
|
|
Маргарита, я тут почти в роли вашего мужа получаюсь, в смысле, у меня ситуация в чем-то зеркальная вашей.
Самадхи! У меня нет детей, и опыт общения с чужими минимален, так что может мои идеи тут непедагогичны и вообще вряд ли выполнимы, но... Я вот думаю, если малыш истерит, то ему плохо, и его просто надо пожалеть. Ну, взять на руки, отвлечь, покачать. Может, пошутить, хотя насчет этого не уверена (меня в детстве, помню, жутко бесило, когда мои слезы пытались утешить шутками). Главное, не забывать, что он маленький и страдает, а вы - большой и спокойный. А как няня справляется с этим? Может, у нее что-то подглядеть? Если не включается творческое мышление, то придумать несколько заготовок и пользоваться ими. Все лучше, чем обижаться в ответ. Главное, не забыть воспользоваться до того, как потеряешь рассудок от детского крика. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Олег
Зарегистрирован: 13.09.2006 Сообщения: 1972
|
Добавлено: 02.11.2007 22:56 Заголовок сообщения: |
|
|
Маргарита пишет: | Цитата: | Это вполне может быть его реакцией на появление отчима. Такого рода месть за то, что у вы, Маргарита, любите еще кого-то. | Думаю, что варианты Эдипова комплекса – это не про нас. | Это хорошо. Моему было четыре, когда родилась сестра, и, несмотря на все наши усилия, ревность была хорошо заметна, причем появилась она не сразу, а примерно, через полгода.
Что еще хотел сказать - это то, взрослые часто живут будущим, а дети всегда живут настоящим и прошлым. Для них будущее - это не годы, а день-два. Поэтому, то, что вы называете "завершилось время перемен" может восприниматься совершенно по разному вами в вашим сыном. Для него это время завершиться тогда, когда он привыкнет к свершившимся переменам.
Маргарита пишет: | Цитата: | И вообще - прочитать Гиппенрейтер. | Начинала, но не закончила. Кроме того, там в основном про детей более старшего возраста. | ИМХО, многое уже можно применять. Да и есть вещи, которые лучше понять рано, чем поздно.
Маргарита пишет: | Еще раз: повторять это так долго, чтобы понял? Но взрослые же тоже не железные, нам иногда надоедает объяснять одно и то же, еще и в спокойном тоне…. | Так и ребенок замучивается взрослому повторять, пока тот поймет... Долго и много - по разному. Пока не поймет. Что-то годами, что-то месяцами, что-то один-два раза. Можно ругаться, можно обижаться, можно что угодно (в пределах разумного ). Это хорошо и правильно. Это тоже нужно ребенку. Но при этом желательно постараться понять, почему же он это сделал, против чего протестует - это ему просто необходимо. _________________ The greatest challenge to any thinker is stating the problem in a way that will allow a solution.
- Bertrand Russell |
|
Вернуться к началу |
|
|
kalashnikov
Зарегистрирован: 18.10.2005 Сообщения: 2995
|
Добавлено: 03.11.2007 10:25 Заголовок сообщения: |
|
|
Самадхи, тут еще важно - какую цель вы себе поставите. Если выяснить отношения с трехлетним Альфой - то это одно. А если чтоб всем вам троим было хорошо - то это другое. Если нет опыта общения с детьми и нет педагогического дара от бога, возьмите за образец поведение мамы (то есть Маргариты) или няни, или любого человека, который умеет хорошо общаться с детьми. И пока что просто копируйте, свои идеи, может быть, придут потом.
И еще - ну, допустим, Ромка - Альфа. С чем у вас ассоциируются Альфы? Со школьными хулиганами или с братками с мощной шеей и маленьким лобиком? А вы создайте положительный образ Альфы. Ну... не знаю... первое, что пришло в голову - Джон Леннон. Соответственно, поменяйте отошение к "альфовости" - ведь само по себе это не хорошо и не плохо. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Тики
Зарегистрирован: 07.10.2005 Сообщения: 1595 Откуда: Москва
|
Добавлено: 03.11.2007 13:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Маргарита, я когда-то неделю присматривала за ребенком, который вел себя неадекватно (на запреты взрывался, орал, швырял в машины и людей камни, и т.д). Правда, лет ему было больше, но по сути дела разницы не вижу.
Так вот.
"Приемная мама" ребенка, когда он начинал истерить, впадала в растерянность и что-то лепетала, пытала его "утешить", обласкать и тд. Результат: стоило ему расстроиться, он летел к ней и набрасывался с кулаками. Вот такая подушка для битья, побил и успокоился, а дальше - ставь мультики, мама Роза. Так что любовь и ласка в ответ на агрессию - НЕАДЕКВАТНЫЙ ответ, провокация на большую агрессию (я имею в виду саму "острую ситуацию", любовь и ласка как фон жизни как раз замечательно).
Я ребенка старалась обездвижить. Если продолжал драться - шлепала и держала, пока не успокаивался. Пайки хорошего не лишала (мультиков, моря, мороженого), но в "критических ситуациях" действовала жестко. Обездвижить и держать, пока не успокоится, бьет меня - ударить в ответ (по какой-нибудь мягкой части, чтобы с одной стороны, больно, а с другой - никакого вреда, естественно). Можно еще простой фразой что-то попытаться донести. Закончилась истерика? Живем дальше, как было.
По-моему, иногда шлепки необходимы. Есть вещи, которые ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ НИКОГДА. Бить маму. Мучить животных. Швыряться камнями в людей. Мучаешь других? Почувствуй сам. По-моему, это та грань, за которой попа - самый прямой путь к мозгу. Это не невротизация, это формирование правильной картины мира.
А дети на самом деле принцип "справедливого ответа" понимают прекрасно. То есть они судят о серьзности своего проступка по нашей реакции. Если они видят гнев родителя - они понимают, что сделали что-то очень плохое. Другое дело, что гнев может (и должен) включаться только по ОЧЕНЬ серьезным поводам.
А в остальных случаях - как писала Анастасия, посадить на диван, пусть истерика сама утихнет. Или, если истерика буйная, схватить и держать. Я восьмилетнего удерживала, неужно с трехлеткой не справитесь?
Закончит злиться, поревет немного (это не страшно, это хорошо - это слезы облегчения, пар-то выпустить надо), в голове немножко отложится, что вот "если я делаю то - получаю это". При регулярном повторении отложится крепко. Не через слова усвоится, что нельзя, а через опыт (через тело, если хотите - дети все-таки кинестетики, они так легче информацию воспринимают). Неподвижность - хорошее наказание.
ПС. Нет, ребенок, который от меня получал по попе, хорошо ко мне относился. И вел себя со мной спокойно. Правда, в основном мы занимались хорошим и интересным - море, парк, поиграть сотовым, посмотреть мультики. А истерики - это так, срывы. В первый день больше дюжины, в последний вообще без них обошлось. С моей стороны без обид, с его тоже.
Держите рамки, господа. Держите рамки...
Последний раз редактировалось: Тики (03.11.2007 14:15), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Селена
Зарегистрирован: 03.11.2005 Сообщения: 746 Откуда: Москва
|
Добавлено: 03.11.2007 14:11 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Я его старалась обездвижить. Если продолжал драться - шлепала и держала, пока не успокаивался. |
Ограничение свободы, прямо как в уголовном кодексе. Да еще и более жесткое ограничение - ограничивается не только свобода передвижения, но и свобода движения вообще. По моему опыту работает на все сто процентов, причинять физическую боль не нужно, т.к. ребенку становится сразу ясно, кто сильнее. _________________ Жизнь надо прожить так, чтобы Богу было интересно наблюдать за тобой, иначе он отвернется. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Астра
Зарегистрирован: 27.04.2006 Сообщения: 2910 Откуда: Самара
|
Добавлено: 03.11.2007 14:15 Заголовок сообщения: Re: Отчим и неприятие агрессивности у ребенка |
|
|
Маргарита пишет: | Астра, я бы сказала, что сложности общие. | Рит, не в упрек. а просто на заметку... обратите, пожалуйста, внимание на то, как Вы превратили сложности конкретных отношений "Ваш муж-проявления чьей-то агрессии" в "общие сложности".
Я согласна с тем, что Вы написали дальше, да, все это отражается. влечет и так далее... Но изначальная-то причина - именно в этих конкретных отношениях "Самадхи-агрессия". Все прочее - последствия. Вылечить последствия, не устраняя причину... Вы верите. что такое возможно? Я - нет.
Цитата: | Если честно, то даже я не всегда могу сделать это СПОКОЙНО. Твердо и уверено – да. Но спокойствие при этом явно хромает. | А кто Вам велит делать это всегда спокойно? Вы - живой человек, с полным набором чувств. И если Вы сердитесь на какие-то поступки сына, то сын имеет полное право об этом знать.
Цитата: | Еще раз: повторять это так долго, чтобы понял? | Рит, не знаю... Очень трудно подобные вещи на абстрактном уровне, без примеров, но Наталья выше сказала мудрую вещь - во-первых, подумать, чего Вы хотите добиться от ребенка; во-вторых - посмотреть на себя и свое поведение.
Ведь у людей, "не приемлющих агрессию", собственная их агрессия никуда не не девается. Да, они запрещают себе ее проявлять открыто. И тогда она начинает выходить кривыми, окольными путями - например, в тех же попытках переделать окружающих. Сдается мне. что саботаж продолжения терапии Вашим мужем - из той же самой серии криво сливаемой агрессии. А дети... Рит, дети, они ведь не только и не столько слышат (все те правильные слова, что говорят им взрослые), сколько - видят и чувствуют. _________________ "Ничто так не нуждается в реформировании, как мысли и поступки других людей" (Марк Твен) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Golondrinka
Зарегистрирован: 06.09.2007 Сообщения: 645 Откуда: Canada
|
Добавлено: 03.11.2007 19:41 Заголовок сообщения: |
|
|
Селена пишет: | Цитата: | Я его старалась обездвижить. Если продолжал драться - шлепала и держала, пока не успокаивался. |
Ограничение свободы, прямо как в уголовном кодексе. Да еще и более жесткое ограничение - ограничивается не только свобода передвижения, но и свобода движения вообще. По моему опыту работает на все сто процентов, причинять физическую боль не нужно, т.к. ребенку становится сразу ясно, кто сильнее. | С одной стороны, я абсолютно согласна с тем, что ограничение свободы движения (холдинг) - очень действенный метод. Но с другой стороны, когда я рассказала врачу-психиатру, что применяла холдинг к своему ребенку, он очень сомневался в его правильности. Позже, прочитав много литературы на эту тему, я поняла почему. Оказывается, этот метод не только действенный, но и опасный. Т.е. ребенок в особо сложных случаях напрягается до такой степени, что это может привести к смертельному исходу. И это происходит именно в ситуациях, когда его пытаются обездвижить во время приступа возбуждения.
И все-таки, мне (до знаний об опасности метода) он настолько помог, что я даже рискну предложить его вариант, который в моей ситуации (аутичный ребенок) буквально творил чудеса, меняя ребенка на глазах. Холдинг-терапию я проводила не как наказание за драку, а как упражнение, смысл которого ребенку, может быть, и непонятен, но выполнить его приходится. Я не делала его во время истерики, в этот период у меня было жесткое "Перестань кричать, тогда я послушаю, что ты хочешь сказать". Если рев поднимался в публичном месте, ребенок оттаскивался в угол и дальше - то же самое: "Мы пойдем дальше, когда ты перестанешь кричать". Но дома я брала его на руки, крепко прижимала к себе (лицом друг к другу) и долго так с ним сидела, рассказывая ему о том, какой он хороший мальчик и как я его люблю. Первоначальные крики и попытки вырваться со временем перешли в хитрые "мне нужно в туалет", но я отвечала только "Я еще хочу немножко с тобой посидеть...". В результате ребенок успокаивался, довольно резко, как будто вдруг что-то отпустило, приходил в полусонное состояние. Только тогда я ему разрешала уйти. После первого же "сеанса" вечером ребенок подошел ко мне и залез на руки. ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ. Самое главное, что такой способ должен применяться только родным ребенку человеком, которому он доверяет больше всех.
Я не знаю, подходит ли мой способ для всех упрямых детей, но мне кажется, судя по описаниям, что в упрямстве сына Маргариты присутствуют именно те черты возбужденности, при которых наиболее действенна такая "холдинг-терапия". |
|
Вернуться к началу |
|
|
Олег
Зарегистрирован: 13.09.2006 Сообщения: 1972
|
Добавлено: 03.11.2007 22:28 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Т.е. ребенок в особо сложных случаях напрягается до такой степени, что это может привести к смертельному исходу. И это происходит именно в ситуациях, когда его пытаются обездвижить во время приступа возбуждения. | Не знаю, как к смертельному, но то, что его таким образом все таки насильно вынуждают подчиниться воле родителей - это точно. Мне кажется, что реальная необходимость прибегать к таким методам возникает очень редко. Но дети разные, конечно, как и ситуации.
С моими было так: со старшей дочерью у нас такое бывало - в свете общей (и достаточно типичной) струи воспитания: ребенок должен быть таким, каким я хочу его видеть, причем желательно прямо сейчас, потому, что в данный момент я хочу заняться чем-то другим, а не возиться с этими мелкими проблемами .
Но вот уже с сыном (ему сейчас шесть лет) такой необходимости не возникло ни разу. А избегаем мы этого достаточно просто (помимо общего изменения подхода, разумеется) - во-первых, ребенок имеет право голоса, его желания обязательно учитываются и он имеет право знать что и почему происходит. Во-вторых, это состояние проявляется не сразу, а постепенно. Видя нарастающие признаки недовольства, я сразу начинаю выяснять - что случилось, из-за чего сыр-бор, чем ребенок недоволен, и чего хочет. Затем договариваемся, как будем действовать, так, чтобы учесть все пожелания или объясняю почему нам придется сделать так или иначе. Причем договариваться и объяснять, мы стали сразу, как только он начал выдвигать требования.
Кстати, Маргарита, интересная вещь - вы написали, что вы сами думаете об этом, написали как это объясняет ваш муж, но почему-то не написали, как объясняет эти ситуации Ромка. _________________ The greatest challenge to any thinker is stating the problem in a way that will allow a solution.
- Bertrand Russell |
|
Вернуться к началу |
|
|
Селена
Зарегистрирован: 03.11.2005 Сообщения: 746 Откуда: Москва
|
Добавлено: 04.11.2007 12:10 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | С одной стороны, я абсолютно согласна с тем, что ограничение свободы движения (холдинг) - очень действенный метод. | В моем случае было так: чужой пацаненок лет семи-восьми из кустов кидался в людей обломками кирпичей, на слова "Что ты делашь, убъешь же" в ответ следовали те же немелкие обломки плюс мат. Залезла в кусты, взяла за воротник и с требованием: "Скажи, где ты живешь, сейчас тебя в дом отнесу к отцу" (блеф, конечно, но сработал) тут же последовали извинения. С тех пор этот парень. признающий только язык физической силы, стал учитывать, что он не самый сильный в поселке. _________________ Жизнь надо прожить так, чтобы Богу было интересно наблюдать за тобой, иначе он отвернется.
Последний раз редактировалось: Селена (04.11.2007 12:28), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 04.11.2007 12:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | С одной стороны, я абсолютно согласна с тем, что ограничение свободы движения (холдинг) - очень действенный метод. | Согласна... Но именно для чужих детей.
Со своими детьми, извините, проще и эффективнее понять ПРИЧИНЫ, лежащие в основе такого поведения ребенка и работать именно с ними, а не с последствиями... _________________ Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть Polyommatus icarus? Далеко-далеко? Он не летит. То есть он летит, но сам по себе и плюет на вас. Поэтому надо быть очень легким и независимым. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|