Вернуться на Levi Street Психологическая культура
Форумы левиртуального общения
 
 Закон форумаЗакон форума   УчастникиУчастники     РегистрацияРегистрация 
 Ваш профильВаш профиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
ЗАПИСИ ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМА САМОПОЛИТИКА: РУКОВОДСТВО СОБОЙ В ТРУДНОЕ ВРЕМЯ ЖИЗНИ - пять аудиолекций и видеовстреч: приобрести
Университет Уверенности: Проблемарий
 
поиск по сайту
Россия готовится ввести платное образование...
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Создать новую тему   Ответить    Список форумов Психологическая культура -> Нестандартный ребенок
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Марита


Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 498

СообщениеДобавлено: 24.10.2010 11:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Инна пишет:
Цитата:
ИМХО - никакая "бессознательная учеба" - не причина для снижения общего качества образования.
По каким критериям вы отличаете качественное образование от некачественного?

Согласна. Дети (особенно в начальных классах) редко знают, чего они хотят и кем собираются стать, а значит, какие знания им пригодятся. Но если заложена хорошая база образовательная и человек хотя бы к 11 классу определился, чего он хочет, ему будет проще, чем когда базы нет.
Я знаю людей, которые окончили спортивную школу в конце советского времени, но поступили на матфак и истфак университета и блестяще учились. Хорошее базовое образование дает возможность выбора - вот, на мой взгляд, в чем его смысл.
Может, человек после школы вообще не пойдет в вуз, а будет сапоги чинить - это его выбор.
Насчет программ школьных - у меня дочь сейчас пошла в первый класс математической школы. Математика у них не элементарная, мы, родители, иногда как-то даже в замешательство приходим. А дети - все соображают. Не дураки они, справляются с программой. Хотя тут с учительнцей, конечно, очень повезло - она им все объясняет очень доступно.
Но я хочу сказать и о том, что наши дети - не вундеркинды, они вполне обычные дети. И если бы в соседней школе математику давали по нашей программе, уверена, что и там большинство справилось бы.
Но там учатся по каким-то "птичьим" учебникам.
_________________
Господи, дай мне смирения принять то, что не могу изменить; мужества - менять то, что могу; и мудрости отличить одно от другого.
Курт Воннегут
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Oux


Зарегистрирован: 03.10.2010
Сообщения: 50

СообщениеДобавлено: 25.10.2010 05:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Марита пишет:
Инна пишет:
Цитата:
ИМХО - никакая "бессознательная учеба" - не причина для снижения общего качества образования.
По каким критериям вы отличаете качественное образование от некачественного?

Согласна. Дети (особенно в начальных классах) редко знают, чего они хотят и кем собираются стать, а значит, какие знания им пригодятся. Но если заложена хорошая база образовательная и человек хотя бы к 11 классу определился, чего он хочет, ему будет проще, чем когда базы нет.
Я знаю людей, которые окончили спортивную школу в конце советского времени, но поступили на матфак и истфак университета и блестяще учились. Хорошее базовое образование дает возможность выбора - вот, на мой взгляд, в чем его смысл.
Может, человек после школы вообще не пойдет в вуз, а будет сапоги чинить - это его выбор.
Насчет программ школьных - у меня дочь сейчас пошла в первый класс математической школы. Математика у них не элементарная, мы, родители, иногда как-то даже в замешательство приходим. А дети - все соображают. Не дураки они, справляются с программой. Хотя тут с учительнцей, конечно, очень повезло - она им все объясняет очень доступно.
Но я хочу сказать и о том, что наши дети - не вундеркинды, они вполне обычные дети. И если бы в соседней школе математику давали по нашей программе, уверена, что и там большинство справилось бы.
Но там учатся по каким-то "птичьим" учебникам.


Расскажите пожалуйста про "птичьи" учебники и про занятия у вас в школе. Вундеркиндов вообще мало... Просто если программа хорошая, если учитель может объяснять и все хорошо - дети могут отлично усваивать программу. Иначе - полная фигня. Каждый ребёнок может хорошо учиться, вернее, хорошо получать знания и обрабатывать их.
Скажите пожалуйста, а школа эта находится случайно не в Москве, около метро Юго-Западная? Просто там неподалеку школа где я учусь)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Инна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 2307
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: 25.10.2010 05:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Но если заложена хорошая база образовательная и человек хотя бы к 11 классу определился, чего он хочет, ему будет проще, чем когда базы нет.
Что, на ваш взгляд, должна включать "хорошая образовательная база"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 25.10.2010 10:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
По каким критериям вы отличаете качественное образование от некачественного?



Пример м.б. не очень корректный, но попробую донести то, что думаю:

У моего сына в группе, с неделю назад - почти 15 человек минуту ТУПИЛИ, сколько будет 20*0.3 что ли, нужно было умножить В УМЕ. Да, все-таки 3 человека из группы это сделали это на автомате, очень хорошо! Это ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ институт, группа технарей!

А в тамошних группах экономистов, менеджеров и гос. управления я вообще молчу, что делается. И ЭТИ люди потом пойдут в экономисты, менеджеры и чиновники, то бишь в управляющие?

И дело не в том, что люди НЕ ЗНАЮТ, сколько будет 20*0.3.

Вспомнят, посчитают, дойдут, в конце концов достанут калькулятор. К тому же - конкретно в группе сына я не исключаю эффект понедельничного бодуна многих личностей, и коллективного недосыпа к первой паре.

Дело в том, что по идее это должно делаться ВООБЩЕ НА АВТОМАТЕ!

Я не знаю, в какое состояние нужно привести меня, чтобы я такое не смогла посчитать. Точнее знаю - однажды после 3-дневного бессонного пред-экзаменационного марафона по высшей математике, я на экзамене на глазах преподавателя написала примерно следующее:

2*2=6 (был длинный вывод формулы, я к концу обалдела вконец, сделала все абсолютно правильно, а ошиблась именно в последней подстановке чисел, т.е. уже в элементарной арифметике).

Преподаватель, наблюдавший корректный вывод зубодробительной штуки этак на 5 листах, посмеялся и сказал: "я понимаю, что Вы ошиблись не из-за незнания таблицы умножения, а случайно. Но все равно - результат неверен, я Вам ставлю 4, а не 5!"

Но ведь мои одногруппники, сидевшие тут же, не ошиблись бы НА ЭТОМ! Это был только МОЙ ЛИЧНЫЙ "сбой памяти". Часть из них не смогли бы вывести как раз эту формулу. Но немыслимо, чтобы на АРИФМЕТИКЕ тупила бы ВСЯ группа, за исключением 2-3 человек. Разбуди кого угодно из нас тогда, с какого угодно бодуна и недосыпа, и спроси - сколько будет 20*0.3 - АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО одногруппников ответили бы правильно, даже не думая. На автомате.

Вот это я пытаюсь донести. Тогда не могли на автомате ответить элементарщину 1-2-3 человека из 15. И то из этих 1-2-3 - нужно внести поправку на количество пришедших с крепкого бодуна, недоспавших, голова раскалывается, крокодил не ловится, не растет кокос...

Сейчас - могут на автомате ответить 1-2-3 человека из 15. Вся-то разница, блин!

Вот что я называю понижением общего уровня образования.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Инна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 2307
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: 25.10.2010 13:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
И ЭТИ люди потом пойдут в экономисты, менеджеры и чиновники, то бишь в управляющие?
Вот это, по-моему, ключевой вопрос. Как, на ваш взгляд - многие ли из однокашников вашего сына сознательно выбрали ВУЗ, целенаправленно осваивают нужную им специальность, хорошо понимают, зачем приходят в институт, что им нужно от преподавателей? Какая часть из них просто таскается на занятия, потому что папа с мамой внушили, что так надо, без всякой осмысленности и интереса?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 25.10.2010 16:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот не знаю, сын еще не успел притащить домой многих из группы, знаю только пару-тройку человек.

Что интересно - в общем да. Их специальность - выч. техника и комп. сети, она интересна многим (кстати, девушки тоже там есть, вполне продвинутые).

Ребята сами страдают от своего "недообразования". Сын еще куда ни шло, хотя тоже всерьез собирался пойти на дополнительные курсы по математике, которые им обещали организовать в институте. Но не получилось, а сейчас загрузили учебой так, что не продохнуть. Да и у многих прошел первый шок от осознания этого ужаса, пытаются сами что-то делать, барахтаются, просят объяснить. Посмотрим результаты сессии Улыбка Что определенно порадовало: сын раньше в колледже подрабатывал, делая контрольные одногруппникам. Теперь, в институте, в своей группе бесполезно: народ сам пытается что-то сделать или просит объяснить, но не сделать ЗА НИХ (что вызывает уважение). Да и факультет у них "жестокий", а группы невелики, каждый студент под пристальным контролем.


А насчет менеджеров и экономистов - к сожалению, это очень часто выбирают, потому что либо учиться легче, либо не придумали сами, куда деваться Грусть Ребята из группы сына уже там находят "каналы" для подработки, и "та" сторона обычно даже не пытается попросить, чтобы им объяснили сделанную контрольную или лабу Грусть
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Марита


Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 498

СообщениеДобавлено: 25.10.2010 18:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Oux пишет:
Расскажите пожалуйста про "птичьи" учебники и про занятия у вас в школе. ...Скажите пожалуйста, а школа эта находится случайно не в Москве, около метро Юго-Западная? Просто там неподалеку школа где я учусь)

OUX, школа находится в Воронеже. Математической она была еще 40 лет назад, оттуда народ спокойно поступал в МФТИ и Бауманку без репетиторов. И сейчас тоже поступает.
Дети в первом классе учатся по учебникам Петерсон, Гейдмана и дополнительно еще им учительница что-то дает. Там задачи на слодение-вычитание, на логику, на элементарную геометрию (отрезки. прямые, точки). Много на сообразительность.
Про "птичьи учебники": не знаю авторов, но дочка друзей, которая старше моей на год и уже учится во втором классе решает задачи намного хуже моей. А девочка умная. Ее мама - преподаватель физики в техническом вузе - говорит, что они до сих пор не пишут примеры в тетради, а подставляют ответы в клеточки в учебнике. А потом на контрольной, когда надо на листке написать условие, решение и ответ три четверти класса ступили так, что мама не горюй. а задача была элементарная.
_________________
Господи, дай мне смирения принять то, что не могу изменить; мужества - менять то, что могу; и мудрости отличить одно от другого.
Курт Воннегут
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Марита


Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 498

СообщениеДобавлено: 25.10.2010 18:12    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Инна пишет:
Что, на ваш взгляд, должна включать "хорошая образовательная база"?

Хорошая образовательная база должна включать в себя такой пакет знаний, с которыми выпускник сможет поступить как на матфак, так и на филфак классического университета.
Я не уверена, нужна ли в школе экономика, юриспруденция и философия с социологией - они сейчас много где есть. Естественно, в ущерб математике, физике, русскому с литературой плюс истории, биологии и географии.
Но перечисленные базовые дисциплины должны даваться в объеме достаточном для поступления в вуз. Причем, поступления без репетиторов и взяток.
_________________
Господи, дай мне смирения принять то, что не могу изменить; мужества - менять то, что могу; и мудрости отличить одно от другого.
Курт Воннегут
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Инна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 2307
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 05:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

СтойкаНаУшах, правильно ли я понимаю, что в основном однокурсники вашего сына осознали пробелы в базовых математических знаниях только сейчас, после поступления в институт? А когда они в среднем определились с будущей профессией, как вам кажется? Когда начали целенаправленно учиться - ради знания, а не ради оценки на контрольной или экзамене?

Марита, но ведь очень многие отличники, блестяще поступающие в ВУЗы и оканчивающие их с красным дипломом, потом теряются, не могут найти опору во взрослой, самостоятельной жизни... А троечники, наоборот, нередко расцветают... Возможно, понятие "образовательная база" должно включать в себя что-то еще, кроме "пакета знаний"? Если да - то что?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 12:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, мой сын по математике в школе "шел" совершенно без проблем, и хоть на олимпиады не посылали (почему-то не срослось в той школе именно с олимпиадами по естественным наукам), но 9 классов закончил - в смысле математики - влёт. Дальше - 4 года колледжа (вот тут уже сознательно и целенаправленно), в котором математики было уже гораздо больше, и там на 1 курсе вдруг до него дошло: в колледже спрашивают математику еще по "старым советским" понятиям, а учили их уже по новым... год усиленных занятий, чтобы догнать нужное... потом в институте - опять оказывается, что спрашивают еще преподаватели по "тем" меркам, а учили по другим. В колледже кое-что "догнали" после школы, но как выяснилось - не всё что нужно. Сейчас опять сидит занимается, чтобы вспомнить и выучить вещи, которые по идее должны быть усвоены еще в школе. Иногда я прикалываюсь, решаю вместе с ним задачи из учебника 10-11 класс. Прикалываюсь грустно, потому что я закончила школу 25 лет назад, университет 20 лет назад, многое уже не помню, но руки до сих пор "заточены"!

А те ребята, которые пришли в институт на тот же факультет после "обычной" школы, после 11 классов - вот они вешаются. Разница между "новой" школьной программой по математике и "старыми" требованиями преподавателей разительна. (Например, чтобы простые логарифмы решали на автомате, кое-какие интегралы брали в уме).

Мой в колледже успел догнать часть "старой" программы. Преподаватели - большинство "старой закалки", институт неплохой и известный. И как-то они не привыкли, что чуть не половина студентов уже не делает элементарщину "на автомате".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 13:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Марита, но ведь очень многие отличники, блестяще поступающие в ВУЗы и оканчивающие их с красным дипломом, потом теряются, не могут найти опору во взрослой, самостоятельной жизни... А троечники, наоборот, нередко расцветают... Возможно, понятие "образовательная база" должно включать в себя что-то еще, кроме "пакета знаний"? Если да - то что?


Инна, на мой взгляд, как и Oux, вы смешиваете ОБРАЗОВАНИЕ с ВОСПИТАНИЕМ.

Дальше - чистое ИМХО.

Кто "отвечает" за волю и характер ребенка? разве учителя и школа? По-моему все же в основном родители или их заместители. "Школьные люди" могут ПРИ ЖЕЛАНИИ развивать это, поощрять в ребенке, но НЕ ОБЯЗАНЫ с этим возиться вообще!

У нас сейчас, на мой взгляд, вообще понятие ОБРАЗОВАНИЯ уродливо смешано с понятием ВОСПИТАНИЯ. Получается по сути - что учителя даже старших классов - не только ПРЕПОДАВАТЕЛИ своего предмета, но еще и воспитатели учеников. (Это ИМХО "пошло в массы" потому, что государство всегда видело в детях объекты для продвигания своей идеологии, ведь с малолетства куда удобнее, и не всегда продвигалось "разумное, доброе, вечное" Улыбка В царской России в гимназиях были должности воспитателей, в СССР это "раздали" по учителям - конечно, не повысив при этом зарплату Улыбка ).

А с какого перепуга, спрашивается? Если циничнее - учителям ЗА ЭТО платят? Им за одно преподавание-то платят кошкины слезы. А под эту сурдинку всовывают еще и воспитание, т.е. внеклассную работу и классное руководство! и люди берут, а куда деваться, иначе зарплаты будут вообще смешные, да и начальство вопить будет, неприятности на работе будут. По идее, у ребенка есть родители! А в школе могут отвечать за его безопасность и обучение, но что там еще ДОЛЖНЫ "прививать"? Это же дело родителей!

Да, многие учителя искренне любят детей, рады с ними работать и на кружках-секциях, и просто после уроков, и действительно стараются привить детям навыки и дружбы, и сотрудничества. Но - положа руку на сердце - многие из них бы предпочли в выходные делать свои дела, выполнять свои личные планы, быть со своей семьей и детьми, а не лететь как ужаленные (с трудом собрав класс) в очередной Ёперный тиЯтр на очередной спектакль, санкционированный школьным-районным-городским начальством. И не оставаться после уроков БЕСПЛАТНО с учениками до ночи, готовя очередной отчетный концерт. Кружки и секции, внеклассная работа, классное руководство (то бишь по сути должность воспитателя класса) - хорошо, если в удовольствие себе (в том числе и материальное) и не в ущерб себе и СВОЕЙ семье. Но ведь этого часто нет. Суют насильно, требуют со скандалом, или вынуждают взять, потому что за ПРЕПОДАВАНИЕ СВОЕГО ПРЕДМЕТА денег почти не платят, даже за хорошее.

Мало кто "заводит" бесплатные кружки-секции "чисто в удовольствие", и то - при этом обычно деньги в семье зарабатывает муж Улыбка

А по сути - Oux, это отчасти ответ на Ваше пожелание: если я ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СВОЕГО ПРЕДМЕТА (и я делаю это ХОРОШО), то не надо бы мне обязанности кого-то ВОСПИТЫВАТЬ, старательно разглядывать "личности" и т.п. Если я ДЕЛАЮ это, честь мне и хвала. Наверное, вокруг меня будут собираться ученики, будут меня любить и усиленно учить мой предмет...

Но вообще, по идее, я должна не более, чем научить математике (или чему там), а уж с "личностями" быть просто вежливой, не хамить, уважать, соблюдая общепринятый этикет. И, я Вас уверяю - при этом всём МОЖНО научить людей математике в достаточной мере, чтобы нормально сдавать экзамены. Мне не обязательно быть харизматичным, обаятельным преподавателем, брать на себя воспитательские функции (т.е. частично замещать родителей) и растить "личности" в учениках, чтобы хорошо выполнять свои обязанности. Да, наверное, за мной не пойдут толпы учеников, наверное не будут они в восторге от той же математики. Но ЗНАТЬ то, что нужно - они будут.

Более того - прикол: слишком ярко выраженная преподавательская харизма может повредить Улыбка Вот Марьиванна такая замечательная учительница математики, весь класс в ней души не чает, так интересно преподает, и все с восторгом идут на урок и даже распоследние двоечники и полные гуманитарии стараются хоть что-то выучить... а потом полкласса поступает на матфак, чтобы через пару лет убедиться, что математики из них как из свиньи балерины... и что "школьные" представления о профессии были ограничены примером замечательной Марьиванны Улыбка

В общем не знаю, как-то смешали преподавание с воспитанием, и "отличникам" РОДИТЕЛИ не прививали нужных навыков коммуникации, а не школа!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Инна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 2307
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 15:53    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне много есть чего сказать по этому поводу, но я не уверена, что продолжать разговор стоит... У вас - своя точка зрения, она вас устраивает, ни с какими вопросами относительно задач системы образования вы на форум не обращались... Что скажете?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 16:14    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
я не уверена, что продолжать разговор стоит
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Инна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 2307
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 17:14    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что я не уверена - я знаю. Вы тоже не уверены?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Marisha


Зарегистрирован: 24.08.2009
Сообщения: 6394

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 17:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Инна пишет:
Мне много есть чего сказать по этому поводу, но я не уверена, что продолжать разговор стоит... У вас - своя точка зрения, она вас устраивает, ни с какими вопросами относительно задач системы образования вы на форум не обращались... Что скажете?
Инна, если у Вас есть много чего сказать по поводу задач системы образования, очень бы хотелось услышать Вашу точку зрения по этому поводу. Пожалуйста Улыбка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Marisha


Зарегистрирован: 24.08.2009
Сообщения: 6394

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 17:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Инна пишет:
Что я не уверена - я знаю. Вы тоже не уверены?
Давайте не будем забывать, что на форме есть не только "чукчи-писатели", но и "чукчи-читатели". Я уверена, что разговор продолжить стоит. Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 26.10.2010 17:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Честно говоря, я не уверена не столько в том, что стОит например обсуждать это с Вами или другими. Я не уверена в том, что произошедшее имеет "путь назад". Мы тут можем дискутировать до посинения - но деньги брать теперь БУДУТ, нормативы снизят в угоду "замечательным" мамам-папам (мой ребенок не может учиться на 2, я вам деньги заплатил!), а наш "кусок" налогов все равно не вернут (ведь раньше на наши же налоги учили тем предметам и "давали" в школе те часы, которые теперь хотят выбросить и сделать платными - а тогда где эти деньги назад?).


Еще: я ни в коем случае не хочу сводить роль УЧИТЕЛЯ к роли "преподавателя-робота". Я бы сама к таким относилась примерно: учит хорошо, но ничем другим мне не интересен, ну и ладно, встретились-разошлись, я сдала предмет и все. Но я взрослый человек, я понимаю, что ЭТО ВЫУЧИТЬ НУЖНО. Мало того, я понимаю, что человек может быть очень образованным, увлекающимся, разносторонним и вообще интересным - но МНЕ это не очень-то нужно, и мы с трудом находим общий язык. У него - дайвинг, у меня - составление каталога тараканов и блох средней полосы. Есть пределы гибкости у обоих.

Но перед детьми "средних" классов, вероятнее всего, придется плясать с бубном, чтобы привлечь их внимание к предмету (старшие уже обычно знают, что хотят, или ничего не хотят).

Я лишь хочу сказать, что зарплату он получает даже не как ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (повторяю, кошкины слезы). В то же время требуют с него - как с ПРЕПОДАВАТЕЛЯ + как с ВОСПИТАТЕЛЯ (отчасти "заменителя родителей", наставника, "прививателя" того и сего), а роль ВОСПИТАТЕЛЯ обычно грубо и беспардонно навязывают, и даже если он ее берет на себя сам - то все равно навязывают в той мере, в которой эта роль ЕМУ УЖЕ НЕУДОБНА (отчетные концерты, воскресные никому не нужные походы в театр на "заполнение зала" для скучных спектаклей).

Я понимаю учителей, которые лишь бы куда - но из школы.

И если раньше были хоть какие-то критерии - "учил - не учил, знает - не знает", то теперь по сути "норматив" один - угождение заплатившему. Раньше это было только начальство (не смей ставить ему 2, не порть показатели школы! но тройку можно поставить, хрен с ним). А теперь еще и родители В ЛЮБОЙ школе получают право "давить" вовсю, даже если их ребенок - последний раздолбай - "ставьте 4, за что мы вам деньги платим!"

Мало того, ведь нормативы и объему снизили (крича, что "детки перегружены, здоровье теряют!") тоже кому-то в угоду? не просто так же? Детки обрадовались, по новым критериям раньше была оценка 3 - теперь 4. И объем гораздо меньше. Только вот "разгруженные" детки почему-то не оздоровились от этого ни на йоту. Мало того, в школу изо всех сил проникает ОПК - это для "разрузки бедных детишек", что ли?

Так кому в угоду все это делалось и зачем? Ведь есть же причины. И назад уже не повернут.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Инна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 2307
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: 27.10.2010 04:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здесь, на сайте ВЛ, в разделе "Школяриум", есть статьи о школах-парках... Как вы относитесь к такой системе?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 28.10.2010 00:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Честно говоря, это в общем моя мечта и идеал. Попытки это реализовать были, наверное, во все времена.

(Одна из моих знакомых отдала сына в школу, работающую в стиле Вальдорфской педагогики. Один или два года он там проучился. Ему нравилось, но с переездом в другой район пришлось уйти в другую школу. Так что его результаты пока неясны, он сам еще учится в средних классах, т.е. итогов еще ждать и ждать. Знаю, что там раскладка предметов оказалась немного другая, по части предметов потом в обычной школе пришлось догонять класс, а кое-какие - в основном творческие - пение, рисование. труд - наоборот, лучше преподавались в Вальдорфской школе.)


Что меня в этих попытках настораживало:

Первое - то, что было невозможно все это сделать хоть какой-то СИСТЕМОЙ. Слишком зависели результаты от того, кто директор, кто воспитатели. Каждая педагогическая система вырабатывала свои приемы обучения, кодексы поведения. То есть учителя действительно были не просто преподавателями. а еще и ВОСПИТАТЕЛЯМИ, с очень хорошим "уровнем", с определенным "кодексом чести", который прививался и ученикам и вызывал уважение у "нормальных" людей (не знаю, как у них было с оплатой за дополнительные функции, и не страдала ли их собственная семья от "трудового энтузиазма" ее члена).

Но как только ее основатель и вдохновитель, или его ученики-энтузиасты оказывали неблизко (ушли на пенсию, уволились, уехали, заболели. умерли) - все летело в тартарары. Кажется и с системой Шаталова (еще в советские времена), и с другими - было то же самое. Результат великолепный, но абсолютно не тиражируемый.

То есть до сих пор нельзя создать такую школу-парк, чтобы можно было опереться не на одного гения-педагога и его ближайших последователей - а на пусть не гениальный, но крепкий, "добротный" коллектив людей.

ТАМ вступали в дело Учителя-Личности самого высокого полета. Но - во-первых, таких немного (и не очень понятно, как их воспитывать, тем более - нужно ли это государству. а еще более - правительству, это ведь может стать для них опасным!), во-вторых - в массовом масштабе опираться нужно не столько на них, сколько на тот самый "добротный костяк". Так же, как в авиации пассажиров перевозят не столько летчики-асы, победители того-сего и этого, сколько обычные нормальные выпускники летных училищ. Просто крепкие профессионалы.

Для этого методики, способы, организация - должны быть тиражируемыми. Пока этого нет. Кроме того, опасно завязывать все на личность, даже на самую лучшую. Человек не робот, у него может и крыша поехать, и адекватность "уйти", и нехорошие черты личности могут со временем заостриться Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 28.10.2010 00:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Второе - то, что ВСЕ эти школы в огромной степени принимали на себя ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ функцию, т.е. дополняли, а порой отчасти замещали родителей, и это было их преимуществом, ЗА ЭТИМ туда шли ученики, а не только за образованием и знаниями.

Но, беря на себя функции ВОСПИТАНИЯ детей - в этих школах, насколько я знаю, не задумывались - как разделить ИМЕННО ЭТИ полномочия с родителями?

Хорошо, если у школы и у родителей похожая "воспитательная политика". А если нет? Чье "преимущество"? Даже самые гениальные, любящие, добрейшие воспитатели - не отвечают все же за будущее ребенка. Я верю - например в методике Шаталова - что "тамошние" родители, лично зная школу, ее сотрудников, ее директора - вероятно, в случае чего "повышенно готовы" были пойти навстречу требованиям и пожеланиям педагогов. Но ведь так будет не всегда!

Этот вопрос мне абсолютно неясен. Подобные столкновения (воспитание дома и воспитание в школе) происходят постоянно, и НИКАК не урегулированы. Тем более, что придется искать не просто разовые способы - но методы разделения полномочий, пригодные для "массового употребления" и какого-никакого протоколирования.

Пример: коллективный школьный субботник по уборке территории. Классу нужно сгрести листья в кучи на таком-то участке. Учительница раздает каждому ученику свой "кусок", типа выполнил задание - сдавай грабли и иди домой.

Маша и Леша сделали все раньше всех, и собрались домой. у них свои планы. А Катя как всегда филонит, у нее еще конь не валялся.

Учительнице надо, чтобы все было убрано (а то завтра директор даст по шее). А еще ей тоже хочется домой, она совсем не в восторге от субботника, и препираться с Катей ей уже надоело (она знает, что Катя может ныть и ни черта не делать до поздней ночи). Но она не может никуда уйти, пока остается хоть один ученик на участке.

И она, допустим, принимает решение: "Маша-Леша, помогите Кате, вы втроем там все сделаете быстро!"

Ученики запредельно недовольны: договоренность нарушена, они уже домой собрались, а тут с какого-то хрена должны помогать этой заразе Кате (которая обрадовалась, что все будет сделано за нее, и утроила нытьё). Учительница, видя недовольство, подливает масло в огонь: "вы же - один класс, вы должны помогать друг другу!"

Дальше разные варианты. Но в любом случае ситуация конфликтная.

И вот, я учу своего сына дома - не поощрять чужую лень и наглость, не делать за других то, что они сами вполне способны сделать. То есть в данном варианте - посылать Катю и учительницу нафиг с разной степенью вежливости, разворачиваться и идти домой.

А у классной руководительницы принцип другой - "один за всех, все за одного", даже когда все за одного пашут, а этот один совесть потерял. Ей-то нужно отчитаться и увидеть сделанное, иначе завтра у нее будет неприятный разговор с начальством. Мало того, воздействовать на Катю (в рамках девиза "умейте работать с детьми!") у нее не получится, потому что Катины родители - "новые русские" откровенно поощряют в ней иждивенчество, а Маша-Леша в их глазах - лохи и недоумки. Не имея возможности "усовестить" Катю и ее родителей (которые будут только смеяться в глаза), и не желая приобрести себе в глазах начальства репутацию "не умеющей работать с детьми" - нетрудно догадаться, на кого она может вылить свое раздражение. На Машу и Лешу, отказавшихся работать за Катю.


Это только один пример из давнего школьного прошлого. Что будет, если у родителей и у кого-то из воспитателей (класс. руководителей) школы ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНОЕ мировоззрение - вообще неизвестно. Кто за что будет отвечать, в какой мере школьным педагогам "разрешено" воздействовать на мировоззрение ребенка - тоже неизвестно. Хотя бы в таком деле: например, я считаю (и учу этому сына), что 100% "выкладываться" на соревнованиях по бегу можно только если ты в полном порядке и в приливе энтузиазма, а если немного не так - лучше пощади себя и не рвись. А учитель физкультуры, как истинный спортсмен, считает по-другому: "раз вы команда, то выкладывайтесь все на 100%! кто не выложился - подвел команду!" У него свой интерес: по результатам городских соревнований будут судить о качестве его работы, а мой сын - один из лучших бегунов. Сын рискует оказаться в статусе "предателя" и в глазах учителя, и в глазах членов команды - за то, что не "рвал" свой организм на эстафете. Как решать такие конфликты? Ведь я тоже рискую, что мой сын. наученный таким вот учителем - будет жить в стиле "за компанию и жид удавился". Т.е. в будущем станет рисковать своей жизнью и здоровьем "для победы команды", неадекватно (на мой взгляд) оценивая приоритеты.

Это наверное еще более болезненный вопрос, чем учебная программа, методы обучения, нагрузка, расписание, подготовка педагогов... Я имею в виду - что делать, если по разным обстоятельствам ребенку нужно учиться именно здесь, в этой районной школе? а мировоззрение его родителей сильно не совпадает с "воспитательной политикой" школы? И ведь родители могут прививать не худшие ценности, а просто ДРУГИЕ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
miracle


Зарегистрирован: 20.06.2008
Сообщения: 2616

СообщениеДобавлено: 29.10.2010 02:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

СтойкаНаУшах
Напишу без сокращений - подписываюсь под каждым вашим словом. Из всех постов на этой странице.
И о разделении обучающей и воспитательной функций, и об отсутствии пути назад, и о *штучности* и *нетиражируемости* результатов Мастеров. ВО всем остальном тоже согласна на все сто процентов.

От себя могу добавить, что подобную картину наблюдаю не только в школах, но и в вузе. На деканском нам открыто говорят *делайте, что хотите, но если оно ходит, ищите, за что ему поставить три*. Честно говоря, даже *неходящих* не отчисляют. У них потом берут деньги за занятия, которые должны были бы помочь им восполнить пробелы, но на деле оказываются полной профанацией. Я даже затрудняюсь сказать, какая часть наших студентов выходит квалифицированными специалистами. Дай Бог, если половина.
В общем, меня очень радует, что работаю не в мед. вузе. А то было бы совсем страшно.

Я не вижу пока вариантов выхода из данной ситуации, но представляется, что создание профессиональной армии и развитие системы среднего профессионального образования очень бы поспособствовали хотя бы переменам в высшем образовании.
_________________
Жизнь проходит независимо от того, счастливы мы или нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Инна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 2307
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: 30.10.2010 04:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прошу прощения за отсутствие - у меня в эти несколько дней почти не остается времени для компьютера, поэтому пишу с опозданием и коротко.

На мой взгляд, разделить воспитание и обучение совершенно невозможно. Детство, как пишет ВЛ - это время обобщений. Учитель не может обучать ребенка только своему предмету - то есть некому набору узкоспециальных фактов или навыков. Учитель автоматически, просто по факту частого общения с ребенком, активнейшим образом влияет на то, какие привычки у ребенка выработаются. "Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Научатся ли дети учиться - именно учиться, а не только готовиться к экзаменам, стремиться к осознанности, осмысленности своих действий, добиваться собственных, а не навязанных им целей - вот ключевые вопросы, определяющие наличие или отсутствие необходимой для взрослой жизни базы. Конечно, влияние родителей на формирование этих привычек огромно - но ведь в школе ребенок проводит очень много времени, по полдня каждый будний день... Воспитание - это прежде всего создание среды, в которой будет находиться ребенок. Школа - громадная часть этой среды. Да, опыт учителей, осознающих неотменяемость своей воспитательной функции, автоматически растиражировать нельзя. Но каждый, кто чувствует, что существующее положение его не устраивает, что ему чего-то недостает - может у них учиться, может все в большей мере становиться таким учителем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
miracle


Зарегистрирован: 20.06.2008
Сообщения: 2616

СообщениеДобавлено: 30.10.2010 08:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Инна, конечно, на абсолютно любом уроке реализуются воспитательные задачи, но это задачи, связанные с данным предметом, в рамках урока. А возмущает то, что преподавателям пытаются (в том числе и общественное мнение) навязать функцию воспитателя в общем смысле этого слова, переложить на классных руководителей ответственность за воспитание детей. Причем, учителя должны заниматься этим и во внеурочное время в том числе, вместо подготовки к занятиям, обмена опытом и т.п.
Когда мы ходили в развивающий дошкольный центр, у нас были классные дамы. В их функцию входило следить за дисциплиной на занятии, на переменах, именно они занимались организацией мероприятий после уроков, они общались с родителями. А предметники спокойно готовились к своим занятиям на переменах, участвовали в вечерах и утренниках в качестве гостей. Освобожденный классный руководитель может гораздо больше уделить времени детям и не в ущерб своему предмету.
_________________
Жизнь проходит независимо от того, счастливы мы или нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Инна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 2307
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: 30.10.2010 14:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

miracle, когда родители пытаются полностью переложить ответственность за воспитание детей на учителей - это, конечно, караул, вне всяких сомнений. Как Жванецкий сказал: "Это не дети, это родители любят школу! Сдали - и с глаз долой, из сердца вон. "И еще спортом его, спортом! Чтоб попозже вернуть!" Но точно так же, по-моему, полный караул, когда учителя всю свою роль видят только в натаскивании учеников к экзаменам и контрольным, при этом вменяя родителям в обязанность добиться от детей, чтобы они были послушны, делали, что прикажут, демонстрировали уважение и покорность...
Чем "воспитательные задачи в рамках урока" отличаются от "воспитания в общем смысле этого слова"? Могут ли эти задачи быть не связаны между собой? "Воспитание в рамках урока" не имеет отношения к "воспитанию вообще"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СтойкаНаУшах


Зарегистрирован: 08.10.2009
Сообщения: 663

СообщениеДобавлено: 01.11.2010 14:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Инна, тут конечно палка не о двух, а о многих концах.
Я повспоминала свои школьные годы, подумала, и немного изменила свою точку зрения.

В общем Вы правы - дети в школу идут не УЧИТЬСЯ (до определенного возраста). Они туда идут в основном ОБЩАТЬСЯ. Помню и себя, и сына до старших классов: учеба - это просто не самое приятное, но обязательное "прилагаемое" к тусовке класса или параллели.

УЧИТЬСЯ идут уже старшие школьники, если они уже наметили цель - куда поступать, кем становиться. Вот тогда, класса с 9-го, для них тусовка немного теряет свое значение, и на первый план выходят нужные предметы. И то, таких дай бог если пол-класса, остальные так и общаются до выпуска.

Еще вариант: ребенок с самого детства увлечен чем-то (хоть химией, хоть математикой, информатикой) - тогда он УЧИТСЯ именно на этом уроке и на смежных (математика все же нужна будущему физику или компьютерщику, химия - будущему биологу или медику). Почти все остальное воспринимается как нежелательная нагрузка, от нее стараются по мере сил либо увильнуть, либо "спихнуть". В эту же категорию попадают спецклассы, спортклассы и т.п.

А преподавателям, получается, нужно умело преподать свой предмет, по сути заставить его выучить - зная, что ученики вообще-то пришли не за этим ("за этим" - дай бог если 2-3 человека из класса). То есть налицо мощнейшее противоречие.

Получается, без воспитательного компонента в школе никак. Более того, до определенного возраста детей - это главное, чем их можно вообще привлечь.

Тогда все равно придется решать вопросы:

а) как "разделять" образовательный и воспитательный компонент, чтобы адекватно оценивать труд преподавателей и класс. руков, и соответственно оплачивать его!
б) чем руководствоваться в возможных коллизиях "хороший воспитатель - весьма средний преподаватель" (ну не все в своем предмете боги и асы!), и наоборот - "отличный предметник - средненький воспитатель";
в) как тестировать "психологическую" проф. пригодность учителей (отсутствие стремления к хамству, унижению других, безудержной авторитарности)? к тому же, бывают неплохие авторитарные учителя, смотря КАК это проявится.
г) где проходит "граница" ответственности между родителями и школой в области воспитания и образования (ведь уже сейчас бывает - от родителей первоклашек учителя требуют, чтобы дети УЖЕ ЗНАЛИ буквы и умели читать, а в некоторых школах - даже писать! так КТО этому должен учить?)
д) как разрешать конфликтные ситуации с родителями - опять же, нужны четкие методы, с возможностью протоколирования (если дело дойдет до "инстанций", даже до суда). Хотя бы сейчас, с введением того же ОПК: детям в школе преподают то православие, то светскую этику (в центральной России выбор невелик). И вдруг попадается ребенок родителей - убежденных буддистов. Что с ним делать - с одним на все пять школ этого района? Как организовать для него преподавание? Будет ли директор вообще с этим вопросом "возиться"? Или скажет - "а ты кто такой, будешь мне тут один из всей школы носом водить, или куда все идут и не выделывайся!" Ну и другие мировоззренческие конфликты между тем, чему учат дома и тем, чему в школе. Примеры я уже приводила выше.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Создать новую тему   Ответить    Список форумов Психологическая культура -> Нестандартный ребенок Ваш часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4

 
Перейти:  
У вас нет возможности начинать темы
У вас нет возможности отвечать на сообщения
У вас нет возможности редактировать свои сообщения
У вас нет возможности удалять свои сообщения
У вас нет возможности голосовать в опросах
Rambler's
Top100


ЛЕВИРТУАЛЬНАЯ УЛИЦА • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • ПИСАТЕЛЯ, ВРАЧА, ПСИХОЛОГА

Rambler's Top100