|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 24.09.2006 17:45 Заголовок сообщения: |
|
|
Я думаю, проблемы с общением у многих отличников возникают потому, что при традиционной системе образования почти всегда учителя и ученики образуют противоборствующие кланы. Взрослые принуждают, заставляют - дети сопротивляются. А отличников воспринимают как предателей, как перебежчиков в стан врага. Но не все, конечно, так однозначно. Трудность еще и в том, что в человеке заложена потребность развиваться, учиться, искать истинного учителя, заслуживать его одобрение. И очень часто отличники - это люди, в которых этот безусловно позитивный инстинкт очень силен. И неприязнь к отличникам - это часто еще и вечная непрязнь лени к неуспокоенности, к поиску: "Ты че, самый умный, тебе больше всех надо?!" Такое вот сложное противоречие. Но учителя-то, увы, почти всегда, за редчайшим исключением, своего высокого звания не оправдывают! И вся система традиционного образования ведь заточена под принцип "не важно быть - сумей прослыть". И если не сообразить вовремя, в какой омут тебя затягивает - дичайшая оценочная зависимость обеспечена, и выбираться из нее придется с большой болью и колоссальным трудом. Не говоря уже о том, как трудно будет потом восстановить умение двигаться к собственной, а не навязанной тебе цели. Формальные, внешние признаки успеха только тогда соответствуют сути, когда восстановлена цельность, когда ценности и задачи учителя и ученика совпадают. Иначе - приходится учиться не обращать особого внимания на оценки тех, чье мнение ты не считаешь важным для себя, даже если этот человек формально и называется твоим учителем. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чувак
Зарегистрирован: 06.07.2006 Сообщения: 119
|
Добавлено: 24.09.2006 20:15 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна пишет: | Но учителя-то, увы, почти всегда, за редчайшим исключением, своего высокого звания не оправдывают! И вся система традиционного образования ведь заточена под принцип "не важно быть - сумей прослыть". И если не сообразить вовремя, в какой омут тебя затягивает - дичайшая оценочная зависимость обеспечена, и выбираться из нее придется с большой болью и колоссальным трудом. Не говоря уже о том, как трудно будет потом восстановить умение двигаться к собственной, а не навязанной тебе цели. Формальные, внешние признаки успеха только тогда соответствуют сути, когда восстановлена цельность, когда ценности и задачи учителя и ученика совпадают. Иначе - приходится учиться не обращать особого внимания на оценки тех, чье мнение ты не считаешь важным для себя, даже если этот человек формально и называется твоим учителем. |
Вот именно об этом я и говорю! (предыдущий мой пост удалили за слишком агрессивное отношение к учителям )
Инна, пять баллов! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 25.09.2006 15:33 Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо, господин учитель. Правда, в наших краях принята стобалльная шкала оценок, так что на ваши пять баллов я в первый момент вздрогнула - недобитая оценочная зависимость сказалась.
Вот еще что я хотела добавить. Фрося, я согласна, что обобщать не стоит - но я понимаю и Маргариту. ВЛ в "Нестандартном ребенке" писал, что относительно "надо" у родителей положение между львом и крокодилом: слишком много "надо" - не будет развития, плюс куча прочих радостей, но и слишком мало "надо" - настоящего развития тоже не будет. И похоже, что столкновение с неожиданной требовательностью работодателей, и вообще неготовность, неадаптированность к жизни в нашем мире вчерашних школьников - проблема, вовсе не чуждая американцам. Вот текст недавнего выступления Билла Гейтса перед школьниками - есть о чем поразмышлять. Сразу должна оговориться - далеко не все в этом тексте мне нравится, но если бы нравилось все - то и обсуждать было бы нечего, правда?
Билл Гейтс пишет: | 1. Жизнь несправедлива - свыкнись с этим фактом.
2. Миру наплевать на твое самоощущение и самоуважение. Мир ожидает от тебя каких-нибудь достижений перед тем как принять во внимание твое чувство собственного достоинства.
3. Очень маловероятно что тебе начнут платить 40 тысяч в год сразу после окончания школы. Ты не станешь вице-президентом компании с лимузином и личным шофером, пока ты не заслужишь этого.
4. Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен - подожди знакомства со своим боссом. В отличие от учителя, карьера босса зависит от того как ты справляешься со своими заданиями.
5. Обжаривать бургеры в Макдональдсе - не ниже твоего достоинства. Твои прадеды назвали бы любую - даже такую - работу «хорошим шансом».
6. Не спеши обвинять в каждой своей неудаче своих родителей. Не ной и не носись со своими неудачами, учись на них.
7. До твоего рождения твои родители не были такими скучными и неинтересными людьми, какими они кажутся тебе сейчас. Они стали такими, зарабатывая на твое беззаботное детство, стирая твою одежду и слушая твою бесконечную болтовню о том какой ты классный. Поэтому перед тем как отправляться спасать леса Амазонки от уничтожения жадным поколением твоих родителей, попытайся для начала привести в порядок свою комнату.
8. Твоя школа отменила деление на победителей и лузеров, жизнь - нет. В некоторых школах прекратили ставить плохие отметки, разрешили сколько угодно попыток сдать тест или ответить на вопрос… Это не имеет ни малейшего подобия ни к чему происходящему в жизни.
9. Жизнь не разделена на семестры, летних каникул в ней не существует, и очень мало работодателей заинтересованы в помощи тебе найти твое собственное «я». Тебе придется делать это в твое личное время.
10. Не путай реальную жизнь с тем, что показывают по телевидению. В жизни людям приходится большую часть времени проводить не в кофейне, а на рабочем месте.
11. Поддерживай хорошие отношения с «очкариками-ботаниками». Скорее всего, один из них когда-то станет твоим начальником. |
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Маргарита
Зарегистрирован: 22.08.2005 Сообщения: 638
|
Добавлено: 25.09.2006 16:19 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна, мы тут все против оценочной зависимости. Но, как всегда, не удержусь, чтобы оценить Ваш пост про отличников: 100 баллов!
Если найду время - обсужу поподробнее |
|
Вернуться к началу |
|
|
Al'
Зарегистрирован: 23.04.2006 Сообщения: 4169 Откуда: Israel
|
Добавлено: 26.09.2006 22:05 Заголовок сообщения: |
|
|
Леви ведь не об отличниках говорит, а о "синдроме отличника". Это очень разные вещи. Насколько я поняла, это стремление быть лучшим без личной заинтересованнности в том, что ты учишь. И даже не добросовестность и понимание того, что хочешь - не хочешь, а надо. Это именно стремление получить "отлично" в голом его виде. И ничего больше. Ощущение, кака мне кажется, близкое к безудержному карьеризму минус отсутствие истинного интереса к работе.
Маргарита, судя по Вашему описанию, у Вас этого синдрома не было, так что Вы были отличницей, а не "отличницей".
Ну зачем так все запутывать, ведь все ясно... _________________ Always do right. This will gratify some people and astonish the rest. (M.Twain) |
|
Вернуться к началу |
|
|
ЖАННА
Зарегистрирован: 23.06.2006 Сообщения: 1842 Откуда: Израиль
|
Добавлено: 26.09.2006 22:51 Заголовок сообщения: |
|
|
Жестко. Ценично. Но... Как выступление именно Билла Гейтса - очень даже ничего Он же не школьный психолог.
Инна, а что именно Вам не нравится? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Y
Зарегистрирован: 14.05.2006 Сообщения: 500 Откуда: Казахстан, Караганда
|
Добавлено: 27.09.2006 02:02 Заголовок сообщения: |
|
|
На сколько я понял проблема заядлых отличников в том, что они в школе-вузе привыкают к тому, что чтобы получить "пятёрку" нужно просто выучить урок. Выучил - пять. Всё просто. Привычка получать пятёрки, оценки.
А в жизни не всё так просто. Заранее подготовиться к некоторым жизненным ситуациям трудно. Готовишся к одному, жизнь неожиданно преподносит совсем другое. Следствие растерянность. "Это мы не проходили, это нам не задавали." |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 27.09.2006 10:31 Заголовок сообщения: |
|
|
Y пишет: | На сколько я понял проблема заядлых отличников в том, что они в школе-вузе привыкают к тому, что чтобы получить "пятёрку" нужно просто выучить урок. Выучил - пять. Всё просто. Привычка получать пятёрки, оценки. |
Или, иначе говоря, работать "за оценку", а не ради саморазвития?..
Но, как показывает практика, оценки тоже нужны...
Или нет?
Пример из жизни: в школе, где учатся мои дети, помимо английского, шариков и музыки на переменках, есть еще такая штука как "гимназический класс". Т.е. на фоне общей продвинутости - самый продвинутый, сложный и углубленный т.п. Начинает это дело с 5 класса, и чтобы попасть туда, все желающие (и свои, и пришедшие из других школ) сдают экзамены.
Вчера случайно подслушала разговор детей по поводу этих самых экзаменов (дочка уже учится в этом классе, сыну предстоят экзамены в конце этого учебного года).
(Сын): - А, фигня, подумаешь, выучить 3 предмета и сдать все на 5.
(Дочь): - Не факт. Туда же берут не тех, кто знает математику или английский (класс то гуманитарный!), а кто умеет учиться и хочет учиться. А что показывает это твое умение и желание?
(С): - Что?
(Д): - Твои оценки, в т.ч. и по другим предметам. Ну, не обязательно все 5, но без 3, и 4 поменьше. Вот у тебя, к примеру 4 по окружающему миру. Все понимают, что предмет легкий и твоя 4 - это исключительно твоя собственная лень, ты ведь не учишь уроки иногда, получаешь 2.
(С): - Да, но мне не нужен окружающий мир, я вообще-то историком хочу быть.
(Д): - Да, не нужен, но хорошие отметки по нему не помешают. Понимаешь, если у тебя хорошие оценки, то это твой имидж. Получается, хочешь ты поступить в гимназический класс или не хочешь, решаешь только ты. Т.к. учителя, глядя на твои отметки, ГОТОВЫ тебя туда принять. И решает все только твое желание, или нежелание. А если успеваемость не важная - то ты уже как бы не причем. Решают учителя. Понимаешь, они решают ЗА ТЕБЯ...
Что скажете? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 11:44 Заголовок сообщения: |
|
|
Чувак однажды написал Цитата: | Завидуют, наверно, всетки успешным людям? |
Не знаю, кто кому завидует. Раньше я завидовала только тем, кому от природы дано отменное здоровье и у кого дети такие же - могут ходить в детский сад и есть всё подряд. Ведь многие не подозревают, что это тоже счастье,когда твой ребенок может есть обыкновенный хлеб , сахар , конфетки-лимонадки , шавармы-гамбургеры, просто макароны и не заморачиваться по поводу - высыпит-не высыпит, отечет -не отечет, заболит живот-не заболит. Но теперь я никому не завидую, потому что поняла, что у каждого в этой жизни свой крест, и у людей с отменным здоровьем он не легче, а просто другой. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 11:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Наталия, в наше время в нашей стране очень многое решают деньги, и гимназический класс в вашей школе не исключение. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 27.09.2006 11:49 Заголовок сообщения: |
|
|
Васильевна пишет: | гимназический класс в вашей школе не исключение. |
Откуда такие сведения? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 11:50 Заголовок сообщения: |
|
|
Бил Гейтс -класс! Как раз то, что нужно для моей старшенькой! распечтала и положила ей на стол! Спасибо!
Фрось Цитата: | Наверное, это то состояние, когда уверен: я на себя могу положиться в этой жизни. | ППКС |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 11:54 Заголовок сообщения: |
|
|
Наталия, а Вы прозондируйте почву у учителей и родителей, если конечно этот гимназический класс дейтсвительно Вам нужен, да и сыну тоже.Даже ЕГЭ подделывается, а уж это-то |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 27.09.2006 12:00 Заголовок сообщения: |
|
|
Васильевна пишет: | Наталия, а Вы прозондируйте почву у учителей и родителей, если конечно этот гимназический класс дейтсвительно Вам нужен, да и сыну тоже.Даже ЕГЭ подделывается, а уж это-то |
Мой старший ребенок УЖЕ В НЕМ УЧИТСЯ! Причем бесплатно и без вмешательства денег.
Прозондировать почву у себя? Сдали все экзамены на 4 и 5 и поступили. А среди тех, кого завернули были дети весьма и весьма платежеспособных родителей.
Причем, я еще как-то вижу смысл в подделке результатов ЕГЭ (престиж школы, судьба ребенка и т.п.). Но подделывать результаты вступительных экзаменов в гимназический класс, ИМХО, бессмысленно. Слабый ребенок просто не сможет там учиться. А сильных и так возьмут.
Сыну он нужен, а мне, как-то все равно. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 12:24 Заголовок сообщения: |
|
|
А зачем он нужен сыну?И дочери? Почему они туда пошли?Что ею руководило?[/b] |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 12:28 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Слабый ребенок просто не сможет там учиться. А сильных и так возьмут.
| Да, в первую очередь берут тех, кто хочет и умеет систематически заниматься. Но, если уж очень кому-то надо - то за какую-нить услугу всегда пристроят и слабого. И один- два таких найдутся всегда в любом гимназическом классе, в любой гимназии -лицее( Росии я имею ввиду). |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 27.09.2006 12:37 Заголовок сообщения: |
|
|
Васильевна пишет: | А зачем он нужен сыну?И дочери? Почему они туда пошли?Что ею руководило?[/b] |
Там второй язык, а с 9 класса - третий факультативно.
Там углубленный русский язык и ряд остальных предметов.
Туда поступали друзья.
Там трудно, а преодолевать трудности - это здорово.
Цитата: | Но, если уж очень кому-то надо - то за какую-нить услугу всегда пристроят и слабого. И один- два таких найдутся всегда в любом гимназическом классе, в любой гимназии -лицее( Росии я имею ввиду). |
Может наша как раз "не любая". Поэтому и блатные в таком классе - бессмысленны. Зачем мучиться с ним, если можно взять того, кто будет учиться сам? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Фрося:)
Зарегистрирован: 27.03.2006 Сообщения: 3113 Откуда: Germany
|
Добавлено: 27.09.2006 12:47 Заголовок сообщения: |
|
|
А что это значит? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 15:15 Заголовок сообщения: |
|
|
Наталия, из каких источников финансируется ваша"нелюбая "школа? Цитата: | Там второй язык, а с 9 класса - третий факультативно.
Там углубленный русский язык и ряд остальных предметов.
Туда поступали друзья.
Там трудно, а преодолевать трудности - это здорово.
| Вот это всё -не аргументы. Судя по диалогу он уже сейчас не привык заниматься систематически. А языки - это ежедневный труд. Поступать за компанию? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 15:23 Заголовок сообщения: |
|
|
У меня такое ощущение, что ко мне пришла какая-то другая рассылка. В моей написано вот это:
"[в слово "успех" каждый вкладывает свое значение. Я только добавлю, что часто неосознанно вкладывает. И, увы, не всегда свое. Кого мы обыкновенно считаем успешным? Школьника, учащегося на "отлично", студента, заканчивающего вуз с красным дипломом, молодого человека, быстро делающего головокружительную карьеру, девушку, выходящую замуж за миллионера, да к тому же красавца... Зрелого человека, достигшего богатства, славы, почета, преуспевшего в деле, которым занимается, будь то наука, искусство, предпринимательство или спорт.../color]"
И вот это
[color=brown] Говоря обобщенно, успешный человек в нашем представлении - это тот, кто ставит перед собой цели и достигает их. И в противоположность этому, тот, кто ставит перед собой цели, но достичь их не может, называется неуспешным или неудачником. Либо, думаем мы, цель его оказалась выбранной неверно, либо сам человек не дотянул до ее достижения... И при том само собой разумеется, что поставленные цели должны быть теми, к которым стремятся все или большинство, и это цели успеха внешнего, успеха в обществе, в социуме. Посему и те, кто вовсе не ставит перед собой никаких таких общепринятых целей, причисляются к неудачникам, хотя сами они могут себя считать людьми более чем успешными...
МЛ: Да, принято успешным считать того, кто победил обстоятельства и заработал много денег, но никто почему-то не считает успешным того, кто победил свою склонность раздражаться и гневаться или свою депрессию, или научился творчески мыслить.
И вот это:
Социальная парадигма на сей день такова, что ставит успех нам в обязанность, быть неуспешным стыдно, и вот эта УСПЕХОЗАВИСИМОСТЬ владеет нашими душами и умами, и, между прочим, является едва ли не главным барьером к подлинному успеху.
МЛ: А почему?
ВЛ: Как раз потому, что успехозависимость, или, скажем гибче, чрезмерная, зашкаленная успехозависимость не оставляет в душе пространства для внутренней свободы. А внутренняя несвобода более всего мешает добиваться успеха. Чем бы вы ни занимались, внутренняя несвобода ведет к импотенции души, а с ней часто и ума, и тела.
А также:я осознал, что успех - не друг счастья, а враг, коварнейший враг, притворяющийся другом. Успехозависимый человек не может быть счастливым. Даже если достигнешь успеха, его будет мало, будешь завидовать кому-то еще более успешному, или просто станет противно и скучно жить - станешь "потерпевшим успех", примеров тому тысячи. А вот счастье само по себе может привести и к успеху, хотя ему этого вовсе не нужно...
А в аших рассылках совсем другое что-ли написано?Ведь все аж разжевано! О чем спорим тогда? Или вы со всем этим не согласны?
Фрось, ППКС -это сокращенно "Полностью Присоединяюсь К Сказанному" [/i] |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 27.09.2006 15:26 Заголовок сообщения: |
|
|
Васильевна пишет: | Наталия, из каких источников финансируется ваша"нелюбая "школа? |
Бюджет+гранты+благотворительный фонд "Просвещение" (так финансируются все ГОУ в Москве). |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
Добавлено: 27.09.2006 15:41 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Бюджет+гранты+благотворительный фонд "Просвещение" (так финансируются все ГОУ в Москве). |
А этих самых грантов у школы не будет, если у нее не будет гимназических классов, развивающих программ и побед в олимпиадах. Вот и получается, что все эти классы создаются не в интересах детей, а в интересах прежде всего школы и учителей, и в интересах привлечения родителей. Если бы Вам бвло действительно "всё равно", то дети бы учились в школе,ближайшей к дому. Но Вы же выбрали именно эту. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Васильевна
Зарегистрирован: 12.07.2005 Сообщения: 594
|
|
Вернуться к началу |
|
|
aspbt
Зарегистрирован: 23.05.2005 Сообщения: 1066 Откуда: Москва
|
Добавлено: 27.09.2006 15:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Наталия пишет: | Но, как показывает практика, оценки тоже нужны...
Пример из жизни:
...
(Сын): - А, фигня, подумаешь, выучить 3 предмета и сдать все на 5.
(Дочь): - Не факт. Туда же берут не тех, кто знает математику или английский (класс то гуманитарный!), а кто умеет учиться и хочет учиться. А что показывает это твое умение и желание?
(С): - Что?
(Д): - Твои оценки, в т.ч. и по другим предметам. Ну, не обязательно все 5, но без 3, и 4 поменьше. Вот у тебя, к примеру 4 по окружающему миру. Все понимают, что предмет легкий и твоя 4 - это исключительно твоя собственная лень, ты ведь не учишь уроки иногда, получаешь 2.
Решают учителя. Понимаешь, они решают ЗА ТЕБЯ...
Что скажете? |
Вот оно что? Теперь оказывается, чтобы в гимназический класс поступить, недостаточно просто хорошо всё сдать. Надо ещё ХОТЕТЬ учиться. (Интересное какое сочетание - надо хотеть). Причём хочешь ты учиться или нет - решаешь не ты, ты ведь школьник, ничего не соображаешь, как ты можешь что-то решить. А решают посторонние дяди и тёти. Они будут выносить приговор: "ты - хочешь учиться, а ты - не хочешь". А как они будут этот приговор выносить? Естественно, по твоим предыдущим оценкам, которые на самом деле показывают не интерес, а умение угодить учителю. Т.е. если снять одежду из красивых слов, суть остаётся такой же, только более замаскированной и циничной.
Наталия пишет: | Слабый ребенок просто не сможет там учиться. А сильных и так возьмут. |
Не существует слабых и сильных детей, существуют удобные и неудобные, "поддающиеся" и "неподдающиеся".
Задолбанный и затасканный пример, известный наверное всем: Эйнштейн в школе был троечником, в институте посредственностью, в жизни - гением. Таких примеров множество. Но ничему эти примеры не научили людей. Всех их рассматривают как "исключение". Силу и способности детей продолжают оценивать по тому, насколько прилежно они выполняют задания учителя. А между тем, что же особенного в этих гениях? Если присмотреться, как они мыслили, как работали - ничего особенного, кроме одного: исключительное доверие себе, неприятие никаких авторитетов, будь то школьные учителя, начальство, правительство и т.д. Такое доверие себе есть в каждом ребёнке. Но воспитание и школа ломают его, заставляют думать чужими мыслями, причём с какого-то момента человек перестаёт это осознавать: поступает в "крутой" вуз, потому что это "круто". А почему это круто, толком объяснить не может.
Из тех, кто не сломались и остались верными себе, вырастают творцы и гении. Из тех, кто не сломались, не поддались авторитетам, но и веру в себя потеряли, вырастают наркоманы и бандиты. Из тех, кто поддались, выросли мы. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|