Гипноз и музыка - ближайшая родня.
из интервью для журнала "Кругозор"1989г
С уличного холода - сразу за инструмент: разогреть
руки и вжиться в клавиатуру. Мелодии, заполнившие
студию, звучат будто с невидимого нотного листа,
без помарок.
-Владимир Львович,
только что сыгранное и есть то, что вы называете
медитацией?
- Нет, пока только импровизация,
вхождение... Разница та же, что между стихами и
поэзией, которой может не быть и в стихах самых
искусных. Импровизация - только "стихи",
действие от "я". А медитация - инобытие. Звуки
уже сами, помимо воли, стремятся к связности и
законченности, все предслышится, все едино... Не
сочинение, а рождение, как рождается уже готовое
существо, живое.
- Но как понять эту "готовость"?
- Так же, как обыкновенное
вдохновение, то есть, никак. Моя задача за
инструментом единственная: не помешать музыке.
- Ваш случай, видимо, феноменален?
- Всего лишь уцелевшее детство. С древнейших времен известный
медиумизм. "Медиум" - по латыни значит:
"посредник", "связующий". Посредничество
между мирами. Связь между жизнями, связь через
человека - через кого же ещё ей быть?..
- Вы изучали медиумизм как психолог?
Насколько помнится, медиумизм
как-то связан с гипнозом?
- Да, именно, а гипноз и
музыка -
очень близкие родственники: Занимаясь и тем, и
другим, я понял, что каждый человек - медиум,
чудо, само о себе не ведающее. Медиумизм - естественное состояние ребенка, его
первичное бытие; отсюда и поразительная детская
восприимчивость. У человека,
находящегося в глубоком гипнотическом трансе,
психика переходит в первично-детское состояние,
это можно сравнить с таянием толщи льда: Окружающая реальность почти не
воспринимается. Зато предельно усиливается
связь с иною реальностью - с кем-то или с чем-то в
себе или вне себя, по другой терминологии - "с
тонким миром". Медиума в состоянии транса уже
нельзя считать личностью, он не владеет собой,
невменяем: его речь, чувства, воля, поступки - уже
не его... Похоже иногда на психоз. Но если спросить
у любого актера, знакомого с психотехникой
Станиславского, бывает ли самоуправляемая
невменяемость, он ответит: конечно, да. Самое
необходимое рабочее состояние:
Собеседник снова за роялем. Пауза
сосредоточения... Первые звуки - с закрытыми
глазами. И дальше - почти не открывая глаз, руки
неуследимы.После музыки, которую не стоит
описывать(лучше послушать диск), продолжается
разговор.
- Где вы учились?
- Полтора класса музшколы.
Практически самоучка. Уже в зрелых годах -
несколько частных уроков композиции. Попытки
медитировать - с детства. Вживался в звуки,
фантазировал, мечтал в них, летал... С юности -
импровизации в разных стилях, попытки сочинений.
Наработалась стихийная виртуозность, сама по
себе мало стоящая. Медитативные миры
развернулись позже, когда уже работал
психотерапевтом. Помогло музыкальное общение с
пациентами, музыкотерапия. Окрылось, что каждому
для исцеления как души, так и тела, нужна музыка, но не какая-нибудь, а
своя. Такой музыкой может, по счастливому
совпадению, оказаться чья-то, уже сочиненная;
иногда все или почти все творчество какого-то
композитора или исполнителя, а иной раз всего
несколько тактов... Но чаще это музыка, еще никем
не написанная, но сущая... Музыка живет в каждом.
Но не для всех слышима... В
музыкальных вживаниях я перевоплощаюсь в своих
слушателей и рисую их в музыкальных образах. Это общение без барьеров, душевная
связь без границ и пределов.
- А что дает музыка лично вам?
- "Дает" - не то слово. Если не
провожу за роялем хотя бы час-полтора в день,
чувствую себя больным и
ограбленным, неуместным в жизни.
Растренированность души мстит жестоко, в
сравнении с этим потери в профессионализме -
мелочь. Сознаю огромные, уже невосполнимые
пробелы в своем музыкальном образовании,
недоработки в пианистической технике. Но
происходят чудеса: технику рождает сама Музыка,
руки вдруг делаются послушными любой сложности,
важно только не успеть себе удивиться.
- Считаете ли вы себя композитором?
- Не считаю, но ощущаю. Дело ведь не в
названии, и неважно, какими средствами мы
работаем на духовную связь.
|