ИНЕТОМАНИЯ, или ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО СНА...Беседа с Владимиром Леви
Сегодня без Интернета уже нельзя представить нашу жизнь. О психологических аспектах использования Интернета мы беседуем с д-ром Владимиром Львовичем Леви, автором известных книг "Искусство быть собой", "Искусство быть другим", "Я и мы", "Нестандартный ребенок", "Исповедь гипнотизера" и других, давно ставших бестселлерами в России и за ее пределами. Доктор Леви создал свой собственный Интернет сайт, где публикует свои тексты, беседы, интервью. Владимир Львович, как возникла у Вас идея создания собственного Интернет сайта? Трудно было ей не возникнуть при "инетизации всей страны", вослед всему цивилизующемуся миру. То один, то другой спрашивает: а где же ваш сайт?.. Как и страна, ваш покорный слуга с этим делом порядочно запоздал. Но и в запоздании нашлись плюсы: можно учиться как на успехах, так и на ошибках других... Какова ваша Интернет аудитория? Отличается ли она от вашей читательской аудитории? Ответить можно только интуитивно-предположительно, со многими вопросительными знаками. Психотерапевт, ведущий прием, всех "своих" знает в лицо, может и должен знать. Писатель "физиономически" может представить себе лишь ту, как правило, весьма незначительную - даже при большой его популярности - часть своей аудитории, которая дает обратную связь: пишет письма, звонит, приходит на выступления... Та ли это статистическая ложка, по которой можно узнать о содержимом котла?.. Отчасти, наверное, так, но только отчасти. Обратная связь от моих писаний увеличивается тем обстоятельством, что я пишущий психотерапевт; но я непрестанно убеждаюсь, что и моя читательская аудитория полна тайн неведомых и никогда мне в достаточно представительной степени не откроется. Ежедневно на мой сайт заходит 300 - 500 человек, а писем в моем почтовом ящике обычно за сутки в пределах десятка-полутора - для рабочей нагрузки более чем достаточно. Активную обратную связь дают, по крайней мере три заметные, в некоей мере пересекающиеся категории: "обнадеженные" - те, кто нуждается в помощи, получает надежду и желает с этой целью личного общения; "резонансные" - те, кого мои произведения (или сайт) почему-либо особо затронули (резонанс может быть и положительным, и отрицательным); и "реактивные" - те, кто вообще склонен к реакциям обратной связи, кто много, быстро и легко откликается, спорит или поддерживает, одобряет или негодует... Все вместе образуют некую совокупную картинку, но это лишь надводная часть айсберга, а у подводной, молчащей очертания наверняка какие-то иные...
Интернет, правда, позволяет еще и дополнительно "выудить" обратную связь, по крайней мере по некоторым самым общим параметрам. К примеру, у моей инет-рассылки "Конкретная психология" на сегодня более сорока тысяч читателей. Из совокупного статистического портрета: 62,4% мужчин, 65% - в возрасте от 18 до 35лет (до 30 лет - 51%). Высшее образование у 63,5 %, и еще у 21% незаконченное высшее. Есть дети у 44%. Работают в коммерческой сфере 45%. По областям занятости шесть первых в убывающем порядке: компьютерный бизнес, образование, банки-финансы, промышленность, торговля, обслуживание. По служебному положению больше всего специалистов, ведущих специалистов, руководителей подразделений и менеджеров. Уровень доходов средний у 66%, ниже среднего у 22, 5%, выше среднего и высокий у 11,5%. Из обозначенных интересов шесть первых (по убыванию): компьютер и интернет, книги, наука и техника, культура и искусство, музыка, развлечения, бизнес. Получив эту статистику, я порадовался тому, что основное ядро моих интернет-собеседников составляют люди довольно молодые и здоровые, умственно активные и социально растущие, к проблемам своим относящиеся конструктивно. Понимаю одновременно, что это все признаки, положительно коррелирущие с вовлеченностью в Интернет вообще... Влюбиться можно с первого взгляда, с первой встречи, с первого разговора... С приходом Интернета появились новые средства знакомства и общения - так называемые chat rooms, e-mails... Вы верите в любовь с первого e-mail(a)? Если только человек к этому расположен - любовь бывает и с первого сна, и с первого ничего... Кроме шуток, мне вправду известны случаи, когда люди, ничего друг о друге не знавшие и не подозревавшие, сначала ни с того ни с сего снились друг другу в снах, а потом уже случай (якобы...) их сводил. Чтобы возникла развивающаяся волна взаиморезонанса, за коей может скрываться и уже предрешенная небесами (или чем-то обратным...) встреча, достаточно иногда пары-тройки, казалось бы, ничего не значащих слов, как в музыке бывает довольно двух-трех звуков, чтобы создать поле напряженного ожидания, творческое пространство... Только вот что потом будет, дальше?.. Обманов и самообманов, иллюзий тут ровно столько же, сколько в море волн. Какая из них принесет жемчужину, кто же знает?.. Быстрее всех широкие возможности Интернета осваиваются нашими детьми. Порой их даже трудно оторвать от монитора... Какое влияние, по вашему мнению, Интернет оказывает на детскую психику? Как родители должны контролировать увлечение детей компьютером и, в частности, Интернетом? Как меняются и как не меняются времена!.. Обычного ребенка сейчас не заставишь прочесть и странички книги, за грамотно написанное слово "папа" иные отцы отваливают своим чадам поощрительные премии. А ведь когда-то целые родительские поколения били тревогу по поводу "неконтролируемого" увлечения детей чтением. Я даже помню еще это, представьте! - я и несколько моих школьных дружков запоем читали что попадя, прорывались всеми правдами и неправдами к запрещенным взрослым книжкам, в том числе "про это"... Как кудахтали, как волновались наши мамушки-бабушки и папаши - ужасное влияние на психику, развращение, криминал, вред здоровью!.. Потом вскорости такую же роль информационной страшилки поочередно пришлось сыграть кино, телевидению, домашнему видео... Ничего, обошлось как-то, вошло в берега, и не так страшен, оказывается ужастик, как этого хочется горе-воспитателям, ищущим, на кого бы взвалить ответственность за свое психопедагогическое убожество... По-моему, лучший способ борьбы с неконтролируемой инетоманией - ввести Интернет в обязательную школьную программу, учинять по нему домашние задания, контрольные работы, сочинения, зачеты, экзамены, навести отметочный террор... Вот тогда и отхлынет волна вспять, как с книгами. "Контролировать" детское увлечение компьютерами родителям следует не менее и не более, чем любое иное увлечение. То есть, всего лучше не контролировать, а по мере сил проживать это увлечение вместе. Когда собственным примером, когда совместной игрой, а когда, конечно, и твердым ограничением содействовать гармоничному вписыванию компьютера в целостную жизнь ребенка, интеграции его в детское жизненное пространство и время. Ограничения должны относиться, конечно, главным образом к "наркоидным" компьютерным играм. Во всем мера, прежде всего. Если даже дитя увлекается, скажем, дворовым футболом, это хорошее увлечение, но не двадцать же четыре часа в сутки!.. Сама "подсадка" ребенка на "игрушки" - симптом нехватки в его жизни душевного, здорового общения с семьею и сверстниками, симптом голода по живой любви!.. И в таких случаях родители должны особо заботиться о том, что же противопоставлять "бегству в игры", чем заполнить зияющий вакуум детской скуки и отчужденности, как помочь ребенку в его душевном нищенстве... Запретить-то легко, а вот толку что!.. На мой взгляд, компьютерность-интернетность нынешнего поколения нужно все-таки считать благом уже потому, что это "магнитное поле" оттягивает большую часть ребят от несравненно более страшной, смертельной опасности - химико-наркотической. Хочешь-не хочешь, дисплей нужно принять как данность - и определенно можно предсказать, преходящую. Следующим рывком будет уже, видимо, голографизация, глобальная глюкизация всей планеты. Все и вся будет друг дружке являться по мановению алгоритма, по мановению же исчезать... Интернет открывает неограниченный доступ к различной информации, мгновенную связь по всему миру. Однако, как и любое другое достижение цивилизации, он может быть использован, как во благо, так и во зло... Ну конечно. И с помощью обычного телефона можно погубить человека, равно как и спасти. И по обычной почте, и по е-mail можно как помогать, исцелять и поддерживать, так и терроризировать, пакостить, заниматься злостной мистификацией, режиссировать всякие мерзости и для детей, и для взрослых. В виртуальном мире все зло человеческое, все подонство, вся агрессивность, пошлость и темные извращения становятся особенно откровенными, ибо пребывают до времени в неуловимости, в иллюзии безнаказанности. Тех, кто к виртуальному безобразию еще не успел выработать психологического иммунитета (как, например, к разнузданной рекламе), такой разгул злодейства может с непривычки основательно "подгрузить", знаю это отчасти и по себе... Вы сказали - "до времени"?.. Воздаяние, расплата за зло, как Вы полагаете, для творящего зло неизбежна? Даже для технически защищенного злоумышленника-анонима? Расплата неминуема, только не обязательно в однозначно-плоском судебном исполнении, в узко-житейском "здесь и сейчас"... В некоем виде зло обратной волной непременно возвращается к своему источнику, верней, к передатчику, потому что злодейство - не единичный, не дискретный процесс, а всегда наследственно-эстафетный, коммуникативно-круговой, как и сотворение, оно же и передача Добра.
|