дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Левиотека / ДУШЕВЕДЫ И ДУШЕЕДЫ или психология и псинология


 

ДУШЕВЕДЫ И ДУШЕЕДЫ или психология и псинология

Владимир Львович, в прошлом номере нашего журнала была опубликована дискуссия "Психолог: священник, учитель или шарлатан?".
Ваши комментарии к высказываниям участников? Какой позиции придерживались бы Вы, если бы приняли участие в нашем круглом столе?

Вынеся за скобки проявившийся и тут непреложный закон, гласящий, что "всяк кулик свое болото хвалит", могу заметить, что каждый участник дискуссии рассказал много интересного и полезного, каждый высветил свой ракурс (или слой) практического человековедения, и принципиальных противоречий между этими различными точками зрения я не вижу, они, скорее, дополняют друг друга, хотя кажутся в чем-то несовместимыми.

Так получилось, что мне волею профессиональных судеб пришлось совмещать в своей работе все три ипостаси: психиатра, психотерапевта и практического психолога, занимающегося консультированием и психологическим обучением, тренингами. И могу уверенно сказать, что клинические, медицинские методы и психологические ничуть не исключают друг друга, а наоборот должны сочетаться и взаимно дополняться. Это воздействие на разные уровни одного и того же целостного человека. Но пропорция и конкретная применимость того, другого или третьего в каждом случае определяются индивидуально. Такое определение трудно производить людям, имеющим лишь одну узкую специализацию - клинициста, либо "тренингиста", и поэтому легко возникают даже у квалифицированных специалистов диспропорции в видении обращающихся к ним людей. Один видит "клиента", другой - "пациента", каждый по-своему прав, но недостаточно прав. В тяжелых случаях наблюдаем ярко выраженный "профессиональный кретинизм" узких специалистов, имеющих одномерный, даже одноклеточный подход к человеку...

Какой вы видите выход? Что нужно сделать, что бы люди получали услуги "душеведов" на высоком профессиональном уровне?

В вашем вопросе "что нужно сделать?", мне кажется, не достает важного вопросительного местоимения: "кому?". Кто должен что-то сделать, чтобы у нас в стране было много хороших и добросовестных психологов, психотерапевтов и психиатров? - я бы так доформулировал ваш вопрос. И сразу же с сожалением вынужден сказать, что это "что-то" сейчас у нас сделать некому. Правительству явно не до этого. Мощные бизнес-структуры тоже заняты только своими ведомственными интересами. А система образования, включая и психологические факультеты различных институтов и университетов и медицинские институты, не располагает достаточным кадровым потенциалом для качественной подготовки следующих поколений людей, помогающих людям. У нас есть только отдельные личности, ведущие психологическую практику на достаточно высоком уровне, таких специалистов можно буквально пересчитать по пальцам. А в массовом масштабе пока царствует невежество, беспомощность и шарлатанство.

До революции в России сформировалась прекрасная школа клинических психиатров, она была частью большого поколения русских врачей, ведших свое начало от земской медицины и от таких имен как Боткин, Мудров, Корсаков. Доктор Антон Павлович Чехов был из того же ряда... Психиатры этого поколения были и прекрасными психологами, они тщательно исследовали человеческие индивидуальности и характеры и помогали не только больным людям, но и многочисленным пациентам, чьи состояния колебались между нормой и патологией, так называемым пограничным. Остатки этой великолепной клинико-психологической школы сохранились в какой-то степени и в годы Советской власти, и мне повезло, что называется, вскочить на ступеньку последнего вагона уходящего поезда, я учился у последних вымиравших мастеров школы Корсакова, Сербского, Ганнушкина, Краснушкина.

А сейчас этот алтарь, увы, опустел... Что же касается внемедицинской практической психологии, тяготеющей больше к социальным проблемам, нежели к клинике, то тут у нас никогда и не было солидной школы. Психоанализ в России не привился, а с воцарением правящего идеологического монстра всякая психология, ставящая себе целью реально помогать людям, оказалась на долгие годы под запретом. Вместо нее прозябала некая абстрактная наука, именовавшая себя психологией и ограничивавшаяся исключительно теоретическими выкладками. Но как только давление идеологического пресса начало ослабевать, в огромную нишу социальной востребованности устремились первые когорты людей, взявшихся помогать другим людям в их психологических трудностях, в жизненных проблемах разнообразного свойства, от поиска секс-партнеров и устройства на работу до поиска смысла жизни. Оказались тут и психологи с университетским или педагогическим образованием, и некоторые врачи, но их было очень мало, и люди с дипломами из технических вузов, и всякого рода сомнительные личности и с дипломами и без дипломов. Кто называл себя психологом, кто экстрасенсом, кто колдуном или магом... Довольно скоро сформировалась целая отрасль бизнеса, которую ваш покорный слуга наименовал психобизнесом. Я не утверждаю, что все люди, занимающиеся ныне всем этим психобизнесом, – шарлатаны, вредят людям или плохо им помогают. Нет, попадаются там и сям и яркие люди, талантливые и достаточно добросовестные. Но все это, в основном, самородки и самоучки. Настоящих школ, повторяю, пока нет. И вся надежда на этих вот самородков, наделенных Божьим даром и совестью и непрестанно умножающих свой опыт. Я верю, что творческие объединения этих людей в недалеком будущем смогут образовать настоящие школы преемственных психологов-практиков. В надежде на какую-то возможность такого объединения и создана наша международная Ассоциация личностного роста и саморазвития.

Какое участие вы принимаете в работе ассоциации?

Я вошел в эту ассоциацию на правах ее соучредителя, по приглашению Николая Ивановича Козлова и Александра Григорьевича Свияша. Они — инициаторы этой организации, а я к ней присоединился, потому что считаю полезным объединение людей, занимающихся с разных сторон этим важнейшим для жизни делом.

Действительно, без объединения сложно. Ведь проблем у современного человека не становится меньше. Например, современный большой город, бешеный темп жизни – так часто хочется остаться одному/одной. Что это? Защита? Прогресс или регресс человеческой психики?

Вы знаете, уже свыше ста лет продолжается эта паника по поводу бешеного нарастания темпов жизни. А мне представляется, что это просто какой-то миф. Или, во всяком случае, субъективное состояние некоторой части населения. Жизнь выглядит бешено несущейся для того, кто сам стоит на месте и развивается недостаточно быстро. Я знаю людей, которым жизнь кажется как раз слишком медленно развивающейся, застойной по сравнению с их собственным темпом развития и мышления, с их внутренним динамизмом. И мне сдается, что правы-то как раз они... Что же касается желания остаться одному или одной, то такие настроения, конечно, могут посещать каждого в моменты, скажем, душевной усталости, но я бы не сказал, что они среди народа преобладают. Громадное большинство чувствует себя одинокими, несмотря на обилие людей вокруг, одинокими даже в собственной семье, и ищут выхода из этого одиночества по большей части в поиске других персонажей для общения, каких-то тусовок и развлечений. Лишь немногие находят выход из внутреннего одиночества во внешнем уединении, а это как раз верный путь, если это уединение заполнять тем, что нынче принято называть духовной вертикалью...

В последних редакциях ваших книг можно обнаружить много стихов и лирических отступлений в прозе. С чем это связано?

С моей профессией. Уже не первый десяток лет я состою в Союзе российских писателей и пишу не только психолого-наставительные и врачебные книги, но и художественные, такие как, например, книга стихов "Зачеркнутый профиль", или книга стихов и прозы "Одинокий друг одинокий". А практическая психология – в той же мере наука, в какой и искусство. Психологическое знание становится по-настоящему действенным только тогда, когда обретает форму искусства. Я получаю много благодарных писем от читателей, которые сообщают мне, что именно мои стихи и художественная проза, вкрапленные в книги психолого-практической направленности, помогают им жить и справляться с трудностями, поддерживают и питают душу.

Что такое творчество в вашем (психотерапевтическом и человеческом) понимании? Возможно ли настоящее творческое самовыражение менеджера или домохозяйки?

Еще лет в четырнадцать я для себя определил, что творчество – это не работа, а состояние души. И сейчас думаю так же с еще большей убежденностью, успев повидать множество творческих людей на самых разных должностях и специальностях и вообще без таковых. Равно как и множество нетворческих людей на самых, казалось бы, творческих работах, таких как сочинение книг, писание картин, стихов или музыки. Нетворческих профессий нет, есть лишь нетворческое отношение к жизни. Даже есть или отправлять другие естественные потребности можно как творчески, так и не творчески. Для казуистики приведу в пример знаменитый туалет-библиотеку Хемингуэя, где великий писатель не только пополнял свое образование, но кое-что сочинял.

С чем для вас ассоциируется слово "психология"? (не определение, ассоциативный ряд).

Этот ваш вопрос уже больше похож на анкету для пациента, но все же отвечу, раз взялся за гуж. Признаюсь, не люблю я слово "психология", может быть, потому, что первая встреча с этим термином произошла в десятом классе школы, когда одно полугодие нам почему-то взялись преподавать этот предмет, и вел преподавание учитель-олигофрен, который слово "психология" выговорить почти не мог, все у него получалась какая-то "псинология". Так что, и поныне первым словом в ассоциативном ряду у меня возникает слово "пес" – простите, уж каков вопрос, таков и ответ.





левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви