дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Естественность


 

Естественность



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

звуки природы
(2)


человечность в звериной музыке



Евгения Полянская:
Здравствуйте, друзья. Музыкальная аптека снова пришла к вам в гости. Сегодня с вами в студии автор программы писатель, врач-психотерапевт и музыкотерапевт и просто музыкант доктор Владимир Леви...

Владимир Леви:
Приветствую вас, дорогие слушатели.

Евгения Полянская:
Музыкальный консультант и пианистка Вера Бисенек...

Вера Бисенек:
Здравствуйте, наши любимые радиослушатели.

Евгения Полянская:
С нами также еще один автор программы психолог и музыкант Максим Леви.

Максим Леви:
Приветствую вас, дорогие друзья.

Евгения Полянская:
И я, редактор передачи Евгения Полянская. Доброе утро!

Звучит птичий щебет

Евгения Полянская:
Судя по изобилию с самого начала нашей передачи природных звуков, вы можете догадаться, друзья, что мы продолжаем большую тему «Музыка для душевного равновесия. Музыка и природа».

Звучит вальс

Владимир Леви:
Природа создает музыку самим своим существованием. Музыка леса, музыка моря, музыка неба и земли…

Звучит вальс

Евгения Полянская:
Многие из вас живо откликнулись на предыдущие передачи и письмами, и звонками, и просили давать побольше, пощедрее музыку самой природы. Вот такие, например, замечательные, натуральные звуки.

Фонограмма кудахтанья

Евгения Полянская:
А также побольше музыки о природе, той музыки, где композиторы разнообразными музыкальными средствами изображают природные стихии и всевозможных живых существ.

Звучит отрывок из произведения Сен-Санса «Карнавал животных» – музыка, подражающая пению осла

Евгения Полянская:
Наши радиослушатели подтверждают, что именно такая музыка хорошо действует при разного рода стрессах, при беспокойствах, замечательно уравновешивает, приводит в порядок душевные струны.

Максим Леви:
Особенно, когда ясно, что с нами общается персонаж с длинными ушами из знаменитого «Карнавала животных» Камиля Сен-Санса.

Владимир Леви:
Да, друзья, Женя правильно все обрисовала. Я только напомню, что прошлую передачу мы завершили, вернее, прервали на птичьей теме, помните?

Звучит пение птиц

Владимир Леви:
Так вот, сегодня мы эту звонкую тему продолжим и разовьем, хотя и далеко не исчерпаем.

Максим Леви:
А в то же время и не ограничимся ею. У нас есть для вас в запасе кое-что покруче, кое-что о солидных зверях, которые при случае птичку и скушать могут.

Звучит рычание

Евгения Полянская:
А народ не испугается? Что-то уже страшновато становится.

Максим Леви:
А немножко испугаться для душевного равновесия тоже бывает ничего, полезно.
Недаром же подростки и многие взрослые так любят ужастики.

Владимир Леви:
О, ну это тема большого разговора о музыке и страхе, о лечении страхов, трусости и неуверенности с помощью музыки, который у нас впереди. А сейчас вернемся к нашим дорогим птичкам. О птичьей теме в творчестве композиторов разных времен небольшую справку нам даст наш консультант музыкант Вера Бисенек.

Вера Бисенек:
Да, птицы сами по себе настолько музыкальные существа и так давно вдохновляют музыкантов на подражание, соревнование и творческую разработку своих птичьих голосов, своих удивительных песен, что начинать нам надо было бы, конечно, с мифического родоначальника музыкантов Орфея. Он своей игрой завораживал все живое, и сами птицы начинали ему подражать. Ну, а композиторы начинали подражать птичьему пению, уже начиная с эпохи барокко. Вот, допустим, как делал это Жан-Филипп Рамо в своей пьесе «Перекликание птиц», написанной в 1724 году. У нас есть две версии этого произведения. Сейчас мы слушаем оригинал, написанный для клавесина.

Звучит музыка Жана-Филиппа Рамо

Вера Бисенек:
И более чем через полтора века к этой пьесе обратился бельгийский скрипач-виртуоз Эжен Изаи и сделал транскрипцию этого произведения для скрипки и фортепиано.

Звучит музыка Жана-Филиппа Рамо в переложении Эжена Изаи

Вера Бисенек:
Да, своим вниманием не обходили пташек небесных и композиторы последующих эпох.
В своем знаменитом «Карнавале животных» французский композитор Камиль Сен-Санс в целом ряде номеров дает музыкальным инструментам и покудахтать, и покукарекать, и покуковать.

Звучит музыка Сен-Санса

Владимир Леви:
В одном месте это звучит, пожалуй, как музыкальная карикатура, шаржевый образ.
В другом, где кукушка, уже посерьезнее, музыка даже грустная. Но кукушка, действительно, откукукивает наши годы, и хочется, чтобы она делала это помедленней, подольше. У Сен-Санса есть и еще одна птица в том же «Карнавале животных». Это птица, которая сама по себе никаких звуков не издает, но мы слышим ее музыкальный образ, и это потрясающий образ. Я думаю, многие уже догадываются, о какой птице я говорю. Это его знаменитый великий «Лебедь», послушаем его под самый конец нашей передачи...

Вера Бисенек:
Птичьи голоса вложил в уста фортепиано русский композитор Модест Мусоргский. Одна из частей его «Картинок с выставки» так и называется «Балет невылупившихся птенцов». Это произведение пронизано тончайшим юмором.

Звучит музыка Мусоргского

Владимир Леви:
Эту гениальную пьеску гениально исполняет Святослав Рихтер.

Вера Бисенек:
А в двадцатом веке настоящим музыкальным орнитологом был французский композитор Оливье Мессиан. Названия его сочинений говорят сами за себя: «Пробуждение птиц», «Каталог птиц», «Экзотические птицы» – это большие самостоятельные развернутые произведения.
К партитуре «Пробуждения птиц» Мессиан дал очень интересное предисловие...

Мужской голос с французским акцентом (изображает «под Мессиана» Владимир Леви):
В этой партитуре нет ничего, кроме пения птиц. Все они услышаны в лесу и совершенно достоверны. Инструменты пытаются воспроизвести их вступления и тембры. Имя каждой птицы в тот момент, когда она поет, указано в партитуре над инструментом, который ее представляет. Звукоподражательные слоги, помещенные над нотами, помогают инструменталисту найти желаемые тембры и атаку. Дирижер оркестра должен объяснить все это своим музыкантам.

Вера Бисенек:
А теперь давайте окунемся в мир птичьего щебета Оливье Мессиана.

Звучит музыка Мессиана

Евгения Полянская:
Действительно, птичьи голоса и в природе, и в своем музыкальном изображении действуют на настроение как-то особенно хорошо, успокаивают и умиротворяют. Удивительно, почему на нас так потрясающе действует природа. Наверное, потому, что мы ее часть.

Звучат позывные Музыкальной аптеки

Евгения Полянская:
А сейчас напомним, что в эфире «Музыкальная аптека». Мы говорим о музыке и природе в связи с нашим всеобщим и всегда актуальным поиском средств для душевного равновесия.

Максим Леви:
Я бы хотел представить один из почти современных и, на мой взгляд, талантливейших примеров звукового диалога, немного соревнования и, пожалуй, больше всего звукового содружества человеческой музыки и голосов животных.
Это творчество Пола Уинтера, американского саксофониста, композитора и музыкального деятеля.
Пол Уинтер – активный участник экологических программ Организации Объединенных Наций, он даже называл свой музыкальный стиль экологическим джазом. На своих концертах он включал записи голосов животных. Сейчас вы слышите, как мастерски Пол Уинтер ведет перекличку своего саксофона с голосом кита. Пьеса называется «Колыбельная матушки-китихи для маленьких тюленей».

Звучит музыка Пола Уинтера

Максим Леви:
Пожалуй, не всегда различишь, где звучит голос кита, а где саксофон...

Продолжает звучать музыка Пола Уинтера

Максим Леви:
А вот в другой пьесе, «Волчьи глаза», Пол Уинтер не менее искусно подражает вою волка.

Звучит музыка Пола Уинтера

Владимир Леви:
Ого, действительно, настоящий ведь волк завыл, очень душевно… А сейчас его вой перехватил саксофон, очень похоже. Для душевного равновесия круто.

Звучит музыка Пола Уинтера

Максим Леви:
А заканчивается это все тем, что весь музыкальный коллектив начинает выть как бы вместе с волками, вживается в образ волчьей стаи.

Звучит музыка Пола Уинтера

Максим Леви:
Таким образом, Пол Уинтер и его экологический джаз своей музыкой стремились дать почувствовать слушателю, что человек и все живое на земле едины. Они стараются воспитывать в людях благоговение перед жизнью, проповедуемое учением Альберта Швейцера, великого гуманиста, мыслителя, философа, врача и выдающегося музыканта.

Владимир Леви:
Да, музыка Пола Уинтера, с этим удивительным сочетанием волчьего воя, человеческих инструментов и потом человеческих голосов, хотя, может быть, не очень способствует непосредственному установлению душевного равновесия, но зато пробуждает какие-то глубинные чувства единства с природой.
Мне вспомнилась в связи с этим подлинная история, которую я услышал еще в юности буквально из первых уст. Я путешествовал в Карпатских горах, и мне встретился человек, который рассказал, что он местный скрипач. Однажды он со своей скрипочкой шел в соседнюю деревню, чтобы играть там на свадьбе. Скрипка очень популярна в этих местах, она там народный инструмент. И вот, рассказывает скрипач, в лесу окружили меня волки, дело было зимой, стаи волчьи тогда у нас здесь бродили… Смотрю – деваться мне некуда, сейчас они набросятся и меня съедят. С собой у меня были только спички и скрипка. Я начал спички зажигать, чтобы их отпугивать. Отпугивал, но потом спички кончились. Волки совсем близко подошли – и тут с отчаяния, что ли, взялся я за свою скрипку и заиграл, что – не помню… А волки вдруг сели вокруг, перестали зубами клацать, морды кверху задрали и завыли, мне прямо под скрипку начали подвывать…
(Когда скрипач мне это рассказывал, я вспомнил, что волчий вой представляет собой чистый музыкальный тон. Волк – одно из самых музыкальных животных в мире.)
… И вот, говорит скрипач, я играю, а они сидят, подпевают мне. И я чувствую, что могу между ними пройти. Я встал, пошел. А они за мной идут и продолжают выть, но не трогают, на почтительном расстоянии. Так я довел их до самой деревни, и люди, увидев меня с волками, не поняли – что это ты, Петро, собак, что ли, с собой привел?
У самой деревни отстали волки…
Так музыкой была спасена жизнь человека. Это история о действии музыки в обе стороны: и на человека, и на природу, история о каком-то высшем природном равновесии музыки и человека.

Максим Леви:
Да уж, тот, кто песенку поет иногда, он от страха не умрет никогда.
«А уж песенка в один присест даже волка съест» – так писала поэт Юнна Мориц. После столь серьезного разговора мне захотелось вспомнить, что единство человека с живой природой – это еще и очень весело. Это дает нам целительный для души смех. Известный исследователь поведения животных Конрад Лоренц говорил, что животные вызывают наш смех именно потому, что бывают похожи на нас. И, конечно, их голоса и повадки вдохновляли многих и многих талантливейших композиторов создавать замечательные, искрометно веселые произведения для детей – как вот эта песенка трех очаровательных существ, которым, как тому карпатскому скрипачу, не страшен серый волк. Может быть, потому, что свиньи – животные не менее музыкальные, чем волки, это доказано учеными.
Звучит бессмертное произведение Фрэнка Черчилля на слова Энн Роунел из мультфильма Уолта Диснея.

Звучит песня поросят Фрэнка Черчилля на слова Энн Роунел

Евгения Полянская:
Итак, завершая нашу программу, все мы – авторы Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, звукорежиссер Михаил Максимов и редактор передачи Евгения Полянская – все мы желаем вам радости и душевного равновесия. Надеемся, что вам поможет в этом музыка и сама природа. Мы с удовольствием продолжим с вами общение на сайте доктора Леви www.levi.ru

Владимир Леви:
А вот и обещанный нами в начале передачи «Лебедь» из «Карнавала животных» Камиля Сен-Санса.

Звучит «Лебедь» Сен-Санса


Оставить отзыв




левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви