Дорога
слушать передачу
Поделиться
для тех, кто в пути
(2)
музыка за рулем
Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Музыкальная аптека, радиопроект доктора Владимира Леви. За режиссерским пультом работает Михаил Максимов. Помогает нам музыкальный консультант Вера Бисенек. В студии автор и ведущий программы кандидат психологических наук Максим Леви.
Максим Леви:
Здравствуйте, дорогие слушатели.
Евгения Полянская:
И я ведущая и редактор программы Евгения Полянская. Наша тема сегодня «Музыка и дорога».
Максим Леви:
И важнейшая ее часть: музыка за рулем.
Евгения Полянская:
Что и говорить, существует необъятное количество музыки, посвященной дороге. А также – специально для дороги предназначенной.
Максим Леви:
И понятно, почему. Ведь музыка и дорога, музыка и путешествие имеют между собой глубокую, можно сказать, физическую связь.
Большинству музыкальных произведений свойственно благодаря своему ритму вызывать ощущение движения. Быстрого или медленного, равномерного или не очень, но все-таки движения.
Евгения Полянская:
Действительно, музыка невольно, независимо от ее характера, побуждает вообразить или движение по прямой из пункта А в пункт Б, или кругами, может быть.
Максим Леви:
Или по всяким другим траекториям – косым, кривым, горбатым...
Евгения Полянская:
Надеюсь, что нам сегодня предстоит все-таки прямой путь. Мы говорим о музыке для тех, кто управляет транспортными средствами и, прежде всего, автомобилем.
Максим Леви:
Но и другим транспортом тоже. Давайте сейчас, что называется, для разгона послушаем одну песню. Хотя и поет ее персонаж, едущий всего лишь на велосипеде, песня эта выражает, по-моему, лучший психологический настрой для того, кто путешествует, сам управляя своим транспортным средством. Музыка Бориса Савельева на слова Аркадия Хайта
Звучит «Песенка Леопольда»
Максим Леви:
Обратите внимание на мастерскую аранжировку Бориса Савельева, благодаря которой так и слышатся быстро, легко крутящиеся колеса...
Продолжает звучать проигрыш «Песенки Леопольда»
Евгения Полянская:
Довольно милый, но не слишком ли самоуверенный персонаж? «Все на свете» ему по плечу... Не приведет ли его бахвальство к аварии, как это часто на дороге случается?
Максим Леви:
Вряд ли. Многие из вас узнали песню Кота Леопольда. А этот персонаж олицетворяет здоровую уверенность в себе в сочетании с достаточной осторожностью. Он добродушный и в то же время находчивый. И авария с ним вряд ли случится, потому что он едет на велосипеде и всегда хорошо чувствует, с какой скоростью движется. А вот этого не скажешь, кстати, о езде на современном высококлассном автомобиле или, тем более, о полете на пассажирском самолете-лайнере. В этих видах транспорта необходимое чувство движения, скорости часто утрачивается. И музыка отчасти может помочь его восполнить.
Евгения Полянская:
Точно! Это могут подтвердить люди, которые ездят на очень хороших автомобилях, и если они попадают вдруг на хорошую дорогу, они абсолютно скорости не чувствуют.
Максим Леви:
В студенческие годы я занимался психологией труда летчиков гражданской авивации. Бывает, что они подолгу летят на автопилоте: расслабляются, читают, иной раз и подремывают. А при подходе к поворотному пункту, когда нужно выполнить ряд действий предельно точно, быстро и слаженно, оказываются не совсем психологически к этому готовы.
Вот мы и порекомендовали им немножко взбадриваться с помощью негромкой, но ритмичной веселой музыки. Например, такой, как эта.
Звучит веселая, непринужденная музыка
Максим Леви:
Автор композиции Ганс Май. А называется она «Музыка должна быть повсюду».
Она и может быть с вами повсюду, если вы возьмете ее с собой в дорогу. Появилась эта композиция на свет очень давно, когда, хотя и были уже автомобили и самолеты, но ни о какой музыке во время езды еще и речи не заводилось.
Евгения Полянская:
Радиослушатели уже обращались к нам с просьбами и предложениями давать некоторые практические рекомендации относительно того, какую музыку лучше слушать за рулем автомобиля.
Максим Леви:
Для начала стоит определиться, чего мы вообще от этой музыки хотим, когда слушаем ее за рулем. Подержать бодрость, чтобы быть бдительным, не клевать носом?
Или подправить себе настроение и прогнать скуку? Или когда в пробке стоишь подолгу – убрать лишнюю раздражительность?..
Сейчас появилось громадное число людей, для которых автомашина – концертный зал. Они почти больше нигде музыку и не слушают, как только у себя в машине. «В машине я наконец остаюсь один. Никто меня не дергает, не достает. Ни начальство на работе, ни теща дома! И слушаю музыку, какую захочу. И так громко, как только захочу».
Звучит современная ритмичная музыка
Евгения Полянская:
Это про таких, наверное, говорят: «Бойся водителя-меломана».
Максим Леви:
Да, с ними есть проблемки. Если человек, управляющий транспортным средством, слушает музыку, которая ему очень нравится, то он, во-первых, делает это слишком много времени подряд и выбирает слишком большую громкость.
Во-вторых, и это главное, утрачивает чувство опасности, а порой, даже чувство реальности. И отключается от происходящего вокруг.
За рулем в нетрезвом состоянии находится нельзя. А такой человек от музыки находится в состоянии не совсем трезвом... Особенно об этом надо помнить водителям общественного транспорта.
Известен такой случай. Водитель автобуса слушал на высокой громкости свое любимое радио. В это время одной гражданке, не успевшей выйти из автобуса, прищемило снаружи дверью ногу. Водителю кричат из салона «Стой!», а он не слышит. Музыка играет. Машина едет. Гражданку волочет по асфальту.
Руководство автопарка просто запрещает своим работникам слушать музыку в кабине.
Евгения Полянская:
А как вы считаете, Максим, совсем запрещать – это правильно?
Максим Леви:
С точки зрения предупреждения происшествий на дороге, конечно, правильно. А вот с точки зрения условий труда водителей – нет. Запретительные меры – это, как всегда, самое простое.
Гораздо труднее сформировать культуру использования музыки за рулем. И вообще такую культуру сформировать у людей очень трудно.
Евгения Полянская:
Вообще такую культуру сформировать трудно...
Максим Леви:
В таких областях, как вождение транспорта, это более чем необходимо.
Звучит короткий проигрыш
Максим Леви:
Любимая музыка, как и та, которая раздражает, оказывает отвлекающее действие.
Бывает, что внимание водителя сужается. Он хорошо реагирует только на то, что видит прямо перед собой, если музыки, как говорится, перебрал маленько.
Евгения Полянская:
А может быть, в такой ситуации любая музыка вообще отвлекает?
Максим Леви:
Смотря какая и смотря кого. Музыка, правильно подобранная, может даже улучшить внимание водителя, повысить качество вождения, по крайней мере, в обычных, привычных условиях.
Евгения Полянская:
Что же вы тогда предложите выбрать, если не лично любимую водителем музыку?
Максим Леви:
Лучше что-то нейтральное. Например, классическая музыка в электронных обработках большинством людей так и воспринимается: как нейтрально-благожелательная. Редко, кто от нее совсем уж балдеет. Но мало кто и плюется.
Звучит музыка Паганини в эстрадной обработке
Максим Леви:
Сейчас мы слышим сонату до-мажор Никколо Паганини в довольно жесткой и, я бы сказал, молодежной версии из серии «Мировая классика в современных обработках».
Продолжает звучать музыка Паганини в эстрадной обработке
Максим Леви:
В кабине машины всегда имеется некий уровень шума. Это надо учитывать. Иногда водителю нужно учитывать звуковые сигналы, идущие с улицы. Или как в случае с тем водителем – из салона автобуса. Поэтому уровень громкости нужно тщательно подбирать.
Если музыка звучит тихо, понятно, что она не будет слышна, и не окажет нужного действия. Но чаще мы встречаемся с обратным.
Звучит короткий проигрыш
Максим Леви:
Пока еще за лишние децибелы в машинах не штрафуют, но верится, что скоро будут штрафовать. Кроме этого, по громкости музыка должна быть достаточно ровной, с минимумом перепадов уровней. И легче всего поэтому использовать электронное звучание.
Евгения Полянская:
Неужели от всего остального придется отказываться? Многие, я тоже, например, электронику не очень переваривают. А иногда она просто раздражает.
Максим Леви:
Разумеется, нет. Не надо отказываться. Вообще нужно стараться использовать побольше разных жанров. И, конечно, от классической музыки в настоящем исконном исполнении и от джаза, играемого на живых инструментах, не следует отказываться.
Потому что электронные звуки, клонированные, точно копирующие друг друга, значительно быстрее вызывают привыкание органов чувств.
А значит – теряют свое стимулирующее действие на нервную систему и вызывают пресыщение.
Живые звуки действуют без эффекта пресыщения дольше, но чрезмерное колебание звука приходится убирать, обрабатывая музыкальную запись современными техническими средствами.
Звучит музыка Хуго Альфвена
Максим Леви:
Звучит отрывок «Шведской рапсодии» Хуго Альфвена, шведского композитора конца XIX – начала ХХ века.
Продолжает звучать отрывок «Шведской рапсодии»
Максим Леви:
Тем, кто никогда не слушал ничего подобного за рулем, советую попробовать хотя бы немножко, разумеется, чередуя с другими жанрами и стилями.
Звучит проигрыш Музыкальной аптеки
Евгения Полянская:
В эфире «Музыкальная аптека». Наша тема сегодня «Музыка в дорогу. Музыка для водителей». У микрофона редактор и ведущая передачи Евгения Полянская. С вами также звукорежиссер Михаил Максимов и автор программы Максим Леви, который специализируется в области инженерной психологии. И дальше – его рекомендации, касающиеся музыки за рулем. Пожалуйста, Максим.
Максим Леви:
Спасибо, Евгения. Хочу заметить, что почти вся музыка, которая сегодня звучит, в моем психологическом исследовании прошла экспертную оценку и получила высокий рейтинг предпочтительности для прослушивания за рулем.
В общем, понятно, что практически вся звучащая музыка должна быть довольно ритмична.
Желательно присутствие ударных инструментов, хотя и не обязательно. Пусть не во всех до одной, но в большинстве композиций. Надо все время поддерживать чувство движения. Музыка должна подсказывать человеку: ты находишься в пути, ты движешься, а не на концерте сидишь.
Звучит приглушенная нейтрально-ритмичная музыка
Максим Леви:
Есть такая беда, когда мощный мотор современной машины на бешеных оборотах мурлыкает как котенок, едет машина по качественной трассе, и ход такой ровный, что хоть стакан ставь на капот – не прольется, водитель, того гляди, напрочь утратит чувство скорости, а это очень опасно. Как я уже говорил, у летчиков такая проблема возникла еще раньше. Музыка заменяет собой столько необходимую водителю небольшую встряску.
Евгения Полянская:
Если встряску, значит нужна только быстрая музыка?
Максим Леви:
Нет, не только быстрая. Предпочтительные темпы – от среднего до быстрого. Преимущественно живое, легкое звучание, как вот в этой композиции Антонио Карлоса Жобина.
Звучит фрагмент композиции Жобина
Максим Леви:
Очень быстрых темпов стоит даже остерегаться. Потому что водитель, невольно подстраиваясь под них, увеличивает скорость, сильнее жмет на газ, сам, порой, этого не замечая.
Продолжает звучать музыка Жобина
Максим Леви:
Стимулирующее действие музыки надо дозировать. Ограничить употребление композиций, где живой темп сочетается с чрезмерно акцентированными ритмическими долями, где звучат мощные давящие тембры: тяжелые барабаны, басы, электрогитары. Один участник моего исследования говорил: «Бывало, как врубишь чего-нибудь потяжелее, да как втопишь педаль до пола…» Вот небольшой пример кое-чего такого…
Звучит тяжелая музыка
Максим Леви:
Небезынтересная композиция группы Sweet авторов Чинна и Чэпмена. Но если нечто подобное человек послушает подольше, то у одних вместо желаемого тонуса наступит преждевременное утомление и головная боль, у других ослабнет самоконтроль, появится ложное чувство собственного всемогущества, и человек просто начнет вести себя на дороге вызывающе и рискованно.
Евгения Полянская:
Максим Леви, как психолог, продолжает давать очень важные рекомендации. Прислушайтесь, дальше тоже будет интересно.
Звучит короткий проигрыш
Максим Леви:
Следует избегать слишком эмоционально захватывающей музыки, очень ярких, выразительных эффектов. Но и монотонности, с другой стороны, тоже надо избегать. Выбор в этом отношении, правда, зависит от того, когда и где человек ведет машину.
Сейчас я предложу вам попурри из американских мелодий в исполнении лондонского филармонического оркестра в современной обработке.
Здесь, как мне кажется, безупречно выдержан баланс соотношения электронных и живых инструментов, объемности и легкости звучания, эмоциональности и спокойствия. Есть и ненавязчивое подчеркивание ритма, и при всем том, никакой монотонности.
Звучит попурри в исполнении лондонского филармонического оркестра
Евгения Полянская:
Да, один мотив сменяет другой безостановочно. Это похоже на пейзажи за окном быстро едущей машины.
Максим Леви:
Этот принцип стоит использовать и во всей музыкальной программе. Она должна быть разнообразной по мелодике, по стилю, по жанрам, особенно, если вы едете ночью. Но все же резкие контрасты нежелательны. И, конечно, в музыке нужны перерывы: чем однообразней и скучнее дорога, тем перерывы должны быть короче, но чаще. Отдыхайте от музыки, хотя бы по пять минут.
Евгения Полянская:
Максим, хотелось бы услышать вот еще о чем. Условия вождения машины бывают разные. День или ночь, зима или лето, ясная погода или ненастье… Город или село, или дальний перегон…
Надо и это учитывать?
Максим Леви:
Разумеется. Просто необходимо учитывать разные условия вождения. Предлагаю для примера кое-что сказать о таких непохожих ситуациях, как вождение днем на улице крупного города и ночью на междугородной трассе. В том и другом случае загрузка внимания человека принципиально различна. Почти все остальные ситуации представляют собой нечто промежуточное между этими двумя, если мы говорим о езде по нормальной дороге. Если едем по бездорожью, это случай особый, про него еще скажем.
Звучит короткий проигрыш
Максим Леви:
Сейчас поговорим о том, что касается езды днем по городу. Тут надо ориентироваться на принцип – музыка как фон. Слышать, но слушать. Конечно, если не торчишь подолгу в пробках. Там все по-другому. Во время езды надо исключить, во-первых, ту музыку, которая вас раздражает, но и ту, которая сильно нравится, тоже лучше исключить.
Во-вторых, почти вся она должна быть инструментальной. И, в-третьих, вообще любой выразительности и контрастов должно быть меньше, чем в ночной программе. Днем чаще требуется успокоить нервы, чем взбодриться. Вот, например, композиция Петра Тодоровского «Теплый туман», сыгранная всего лишь на двух гитарах. Аккомпанировавший автору Сергей Никитин невзначай порекомендовал слушателям: «Слушать такие вещи за рулем…»
Звучит отрывок из композиции Петра Тодоровского «Теплый туман»
Максим Леви:
Теперь о ночной музыке за рулем. Ночью на трассе главная задача – сохранять бодрствование. Внимание человека загружено мало, так что можно смело составлять программу большей частью из вокальных вещей и на родном языке. А уж на иностранных языках выбирать самые выразительные и зажигательные. Вокал должен быть достаточно эмоциональным. Только не надо сплошного визга, воя, зубовного скрежета и боевого клича. Это все перегружает мозги.
Сейчас мы услышим вполне подходящую песенку в стиле кантри. Исполняет ее Рекс Аллен. И она как раз так и называется «Шоссе». Очень дорожная песенка.
Звучит песня в исполнении Рекса Аллена
Максим Леви:
Для музыки за рулем ночью бывает очень хорошо побольше контрастов, неожиданностей. Вы только что слышали, как внезапно замедлился темп композиции: притормозили, потом опять ускорились. Это все не дает заснуть.
Продолжает звучать песня в исполнении Рекса Аллена
Максим Леви:
Хорошо перемежать музыку речью, шутками. Еще не надо забывать перерывы делать, хоть небольшие, но часто.
Звучит короткий проигрыш
Максим Леви:
А всяческие осложняющие обстоятельства, такие, как, скажем, плохая погода, дополнительно загружают внимание водителя, и поэтому, чем их больше, тем меньше должна загружать внимание музыка, тем больше она должна быть фоновой.
Евгения Полянская:
Максим, а теперь расскажите про обещанный особый случай. Как насчет, например, кэмел-трофи?
Максим Леви:
Кэмел-трофи – это хорошо. Но и не меньше острых ощущений может доставить езда по сильно пересеченной местности российской глубинки, где дорогие, считай, что нет или почти нет. Там порой говорят: «Налейте водителю, ему еще ехать!» Там чувство движения, о котором мы сегодня говорили, присутствует сверх всякой меры. Как протрясешься по кочкам и отобьешь себе все на свете.
Евгения Полянская:
А как же в этой ситуации с музыкой. Нужно включать музыку или не нужно вообще?
Максим Леви:
Еще как нужно. По моему армейскому опыту, хорошо бывает запеть в машине «Ой, мороз, мороз!» Особенно, когда в кабине под 50 градусов жары, и вода в радиаторе вскипает. А вот наоборот зимой, в насквозь продуваемом кузове, нужна весенняя песня: (поет) «Расцветали яблони и груши!» (Знаменитая «Катюша» Блантера – Исаковского).
А как забуксуешь, как начнешь толкать машину из грязи, тут уж впору затянуть бурлацкую песню.
Евгения Полянская:
Ну что ж, Максим, давайте, чтобы не буксовать на нашем пути, под конец нашей передачи послушаем какую-нибудь хорошую песню.
Максим Леви:
Пускай прозвучит одна из самых по-моему психотерапевтических песен про тех, кто в пути. Авторы музыки Виктор Берковский и Сергей Никитин, слова Юрия Визбора. Это концертная запись авторов песни с участием Татьяны Никитиной.
Звучит песня «Не верь разлукам, старина»
Евгения Полянская:
Кажется, у нас получились довольно подробные рекомендации о том, какую музыку и как слушать за рулем. А сейчас наша программа завершается. Вам желают доброго пути, счастья и благополучия участники программы: автор идеи доктор Владимир Леви, еще один автор Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, редактор и ведущая передачи Евгения Полянская.
Максим Леви:
Финал программы сопровождается пьесой Винсента Юманса «Кариока» из кинофильма «Полет до Рио».
Звучит отрывок из пьесы «Кариока»
Евгения Полянская:
Все мы прощаемся с вами до новой встречи в «Музыкальной аптеке».
Продолжает звучать фрагмент пьесы «Кариока»
|