Детство
слушать передачу
Поделиться
музыка для развития
(1)
малышам и постарше - чудеса и сюрпризы музыкальной сокровищницы
Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире авторская программа доктора Владимира Леви «Музыкальная аптека». Вас приветствует доктор-психотерапевт, психолог, музыкант, писатель Владимир Львович Леви, психолог и музыкант Максим Леви, за режиссерским пультом Михаил Максимов, музыкальный консультант программы Вера Бисенек. У микрофона редактор передачи Евгения Полянская.
Приближается новый учебный год, и самое время открыть одно из важнейших тематических направлений нашей Музыкальной Аптеки – музыка и дети, музыка и учеба. Этой теме будет посвящено несколько передач – целый цикл. И он у нас впереди.
Владимир Леви:
Вот о чем мы будет говорить.
Как музыка воздействует на ребенка.
Евгения Полянская:
Как ребенок воздействует на музыку.
Максим Леви:
Как применять музыку для обучения, воспитания детей не только музыкального, а для общего развития души и ума.
Евгения Полянская:
А также о том, как музыка помогает лечить детей, как применять музыку для исправления поведения, недостатков речи, двигательных навыков, при трудностях общения у детей и многих других проблемах...
Вера Бисенек:
Как учить ребенка музыке.
Владимир Леви:
И как не учить.
Максим Леви:
А также что делать, когда музыкальное развитие вашего чада в том или ином возрасте, с вашей точки зрения, идет не туда, куда надо.
О музыкальных увлечениях и вкусах самого юного подрастающего поколения.
Владимир Леви:
Начнем наш разговор немножко хронологически, по возрастам детей, потому что большая разница – ребенок грудничок и ребенок, скажем, тринадцатилетний, пубертатный уже подросток. Это просто две разные вселенные.
Мы уже говорили в самой первой передаче о том, как музыка способствует деторождению, и упоминали, как она важна и нужна для беременных женщин. Да собственно, беременная женщина уже мама, с уже готовым ребенком, только он живет внутри нее. Это новое человеческое существо, хотя ему еще долго расти для того, чтобы стать похожим на человека. И ребенок слышит, воспринимает музыку еще в мамином животике, в чреве. И даже не надо объяснять, почему эта музыка должна быть светлой, гармоничной, не слишком громкой, не слишком сложной, оптимистичной и спокойной.
Вера Бисенек:
И конечно, любимой по вкусу именно этой женщины.
Владимир Леви:
И все то, чего мы желаем новоприбывшему существу (как если бы это были мы, только что появляющиеся на свет), – все это должна нести ему музыка. Музыка, которую слушает беременная женщина, проходит сквозь ее тело и душу прямо, непосредственно в тело и душу ребенка. И так происходит после рождения тоже, потому что ребенок с матерью еще очень долго соединены. И даже если они находятся в разных углах комнаты – то, что переживает и чувствует мать, непосредственно передается ребенку. Слушают музыку они как бы единым живым организмом. Пусть эта музыка будет не слишком громкой, не слишком продолжительной, чтобы не превращаться в пустой фон. Пусть чередуется с паузами тишины. Беременной женщине вообще нужно избегать шума, резких звуков, криков. Потому что это все слышит ребенок, а хорошая музыка будет его предохранять от очень многих вредностей окружающей среды и, кстати, не только звуковых. Все то же самое мы пожелаем и новорожденному ребенку, грудному малышу, ребенку до двух, до трех лет.
Евгения Полянская:
Да, помните, мы в одной из наших передач «Музыка для душевного равновесия» как раз говорили о колыбельных? О том, что они даже взрослых умиротворяют, успокаивают и приводят в просветленное состояние души.
Звучит колыбельная Шуберта
Евгения Полянская:
Звучит колыбельная Шуберта в современной аранжировке для детей.
Продолжает звучать колыбельная Шуберта
Владимир Леви:
Давайте сейчас поговорим о музыке для детишек бодрствующих – для озорных, активных, веселых и любопытных. Простой ритм плясового типа, танцевальная и легкая мелодия – вот что улучшает настроение любого ребенка и помогает войти с ним в общение, помогает сделать его более послушным, сговорчивым и делает его более восприимчивым к любому обучению, с раннего возраста и до взрослого состояния.
Звучит полька «Вьени, вьени»
Максим Леви:
Звучит полька тридцатых годов «Вьени, вьени», композитор Винсент Скотто.
Владимир Леви:
Дети почти все проявляют двигательную реакцию усвоения ритма. Посмотрите, как реагирует ваш малыш на включение такой веселой музыки: он начинает двигаться под эту музыку! Одни дети больше двигаются, другие меньше, но всегда заметны эти движения ребенка в такт музыке. Ребеночек может улыбаться, захихикать даже. И надо внимательно наблюдать за этими музыкальными реакциями, потому что когда ребенок перестает двигаться в такт музыке, как бы становится к ней безразличен, вот именно в этот момент музыку и следует выключать или хотя бы делать значительно тише.
Евгения Полянская:
Очень часто музыка звучит в домах, какая попало. Она звучит буквально фоном, и на нее никто не обращает внимания. И дети не обращают внимания тоже. Хорошо это или нет? Радио включено – просто что-то играет, поет, кричит…
Владимир Леви:
Увы, это как раз и нехорошо для ребенка, это забивает воспринимательные поры его души. Это звуковое загрязнение психики, заглушение ума. Беспрерывный звуковой фон тормозит умственное развитие ребенка, а главное – душевное. Музыка – это среда, которая формирует душу. Ребенку обязательно нужны периоды тишины: и звуковой, и душевной.
Евгения Полянская:
Обращали ли внимание родители маленьких детей, что ребенок периодически (иногда очень часто) хочет остаться один и в тишине? Родители иногда удивляются: «Вы знаете, он лежал, играл сам и никого не звал, ничего не просил и не хотел». Вероятно, он интуитивно хотел именно тишины.
Владимир Леви:
Совершенно верно. Это драгоценные, благодатные моменты. Между прочим, не ото всякого ребенка этого дождешься…
Припомним, какая же музыка самая первая и самая главная для ребенка.
Вера Бисенек:
Первая музыка в человеческой жизни – мамина колыбельная. Это простая незамысловатая мелодия. Может быть, просто такая – «А-а, а-а, а-а, баю-бай, баю-бай…». И первый опыт совместного музицирования маленький человечек получает в своеобразном дуэте – плачущий младенец и успокаивающая его с помощью колыбельной мама.
Звучит колыбельная
Максим Леви:
В мировой музыкальной фонотеке колыбельных огромное количество. Они, наверное, одними из первых родились в недрах народной музыки и позже перекочевали в музыку профессиональную, академическую. Ни один хороший композитор не прошел мимо этого жанра. Наверное, потому, что каждый композитор когда-то сам был ребенком.
Вера Бисенек:
Композиторы вырастали, становились взрослыми, у многих из них появлялись свои дети. Но даже те, кто не оставил после себя потомков, не могли пройти мимо таких благодарных и благодатных слушателей, и, кстати, исполнителей, которыми всегда были и будут наши дети.
Евгения Полянская:
И музыки, обращенной к детям, и музыки, предназначенной для детского исполнения, во все времена было написано предостаточно.
Звучит музыка Баха
Вера Бисенек:
Некоторые композиторы даже писали специальные учебные пьесы для своих детей, как, например, Иоганн Себастьян Бах, отец двадцати одного ребенка. Знаменитые инвенции для клавиров были написаны Бахом для обучения его старших сыновей. И теперь без этих произведений не обходится ни один ученик музыкальной школы.
Продолжает звучать музыка
Максим Леви:
Наверное, многим приходилось слышать такие названия: «Детский альбом», «Альбом для юношества», «Детский уголок», просто «Детская». А также имена великих композиторов, авторов этих произведений: Шуман, Чайковский, Дебюсси, Прокофьев и многие другие.
Звучит пьеса Чайковского «Игра в лошадки»
Вера Бисенек:
Звучит пьеса из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского «Игра в лошадки».
Владимир Леви:
Так и хочется под нее сесть на какую-нибудь палочку и поскакать по комнате, сшибая мебель! У Чайковского не было собственных детей, но он нежно любил своего племянника Николеньку, которому и посвятил весь этот детский альбом.
Звучит музыка Чайковского из «Детского альбома»
Владимир Леви:
Я сам многое оттуда играл и слушал, и до сих пор эта музыка наполняет мою душу. С шести-семилетнего возраста она во мне живет, и когда я сейчас ее снова слышу, пробуждается невероятно светлое чувство. И вот думаешь: наверное, дети, к которым обращался Чайковский, жили в атмосфере такого добра, такой любви… Они были окружены большой, дружной, полной семьей, где ближайшими друзьями были и мама, и няня, и папа, и дедушка, и бабушка... И вокруг была природа чудесная. Где-нибудь в родовом поместье… Обязательным ритуалом была утренняя и вечерняя молитва… (Подобные пьесы тоже есть в этом альбоме). Но, может быть, и не так... По другим свидетельствам, в частности по воспоминаниям Пушкина, у которого была только одна няня – прибежище его души, – дворянских детей «гоняли аки драных котов». При всем том, если «Евгения Онегина» называли энциклопедией русской жизни, то детские альбомы Чайковского можно, пожалуй, назвать энциклопедией мира ребенка того времени, но мира идеализированного, желаемого, воображаемого. Это тот мир, которого мы и сейчас желаем своим детям.
Вера Бисенек:
В самом начале ХХ века французский композитор Клод Дебюсси создал фортепианный цикл «Детский уголок» и посвятил его своей дочке, которую ласково называл Шушу.
Звучит музыка Клода Дебюсси
Вера Бисенек:
Французским изыском и шармом проникнуты части этого произведения… Это и доктор Градус, который велит детям упражняться в игре на фортепиано, и слон, которому поется колыбельная, и серенада кукле, и маленький пастушок, и даже модный в то время американский танец Кэк Уок, который танцуют куклы.
Звучит музыка Клода Дебюсси
Максим Леви:
Эта тонкая, с изысканным юмором музыка Дебюсси звучит уже очень современно, хотя ее отделяют от детского альбома Чайковского всего каких-то тридцать лет.
В ХХ веке музыка для детей стала сложнее, более эксцентричной, ироничной, стала более жесткой. И при этом детская музыка понятна всем и во все времена.
Звучат позывные Музыкальной Аптеки
Евгения Полянская:
Уважаемые радиослушатели, напоминаю вам, в эфире авторская программа доктора Леви «Музыкальная аптека». Тема нашей передачи сегодня «Дети и музыка, музыка для детей». В студии доктор, психолог, психотерапевт, музыкант, писатель Владимир Леви, психолог и музыкант Максим Леви, музыкальный консультант программы Вера Бисенек. Она и продолжает нашу передачу.
Вера Бисенек:
«Детям нравится, когда дедушка на их глазах превращается в фагот, а кот на бархатных лапках становится кларнетом, играющим в нижнем регистре», – так говорил о своей сказке для оркестра «Петя и волк» Сергей Прокофьев.
Владимир Леви:
Из величайших композиторов двадцатого века, пожалуй, именно Прокофьев написал больше всего музыки для детей. Почему? Может, потому, что у него было два собственных сына, а может быть, и потому что он в душе был и оставался ребенком, тонким, ранимым. А в жизни это был достаточно жесткий сухой человек. О нем даже говорили, что композитор в нем съел человека.
Вера Бисенек:
Да, но в сказке «Петя и волк», пожалуй, добрый и душевный Сергей Сергеич Прокофьев вышел на первый план.
Звучит музыка Прокофьева
Вера Бисенек:
Здесь он хотел не только развлечь маленьких слушателей, которых, без сомнения, очень любил, но и хотел научить их различать инструменты симфонического оркестра, создать своеобразный звуковой путеводитель по оркестру. И задачу эту он выполнил с блеском! У каждого персонажа – свой лейтмотив и характеризующий его инструмент: пионер Петя – это струнный квартет.
Максим Леви:
Волк – валторны.
Звучит соответствующая музыка
Евгения Полянская:
Птичка – это флейта.
Звучит соответствующая музыка
Михаил Максимов:
Утка – гобой.
Звучит соответствующая музыка
Михаил Максимов:
Кошка – кларнет.
Звучит соответствующая музыка
Михаил Максимов:
А удары литавр – это выстрелы охотников.
Вера Бисенек:
И все это музыкально-театральное действие сопровождается словесным рассказом.
Владимир Леви:
Ну что ж, пора подвести итог этой нашей первой, вводной передаче подцикла «Музыка и дети, музыка и учеба».
Сегодня мы говорили о музыке по преимуществу для детей самых маленьких, и вот что мы хотели бы пожелать всем тем, кто нас слушает: мамам, папам, бабушкам, дедушкам. Как сделать так, чтобы музыка помогала маленькому ребенку и помогала вашему общению с ним? Включайте музыку утром, как только малыш проснулся, минут на десять. Пускай это будет веселая, легкая симпатичная музыка.
Включайте музыку вечером, когда он засыпает, или днем, когда засыпает. Понятно, что это должна быть успокоительная музыка, колыбельная, более медленного темпа. Включайте музыку во время кормления ребенка – тоже тихую, светлую, легкую, милую. Включайте и когда читаете ребенку, когда читаете ему сказки…
Пусть она будет легким фоном...
Ну, правда, есть и много дисков со сказками, уже «омузыкаленными».
Это тоже очень хорошо. Вообще, очень много сейчас замечательных записей, дисков, различных подборок музыки для детей в сочетании с разными литературными произведениями, с обучающими играми. Нужно побольше набрать таких дисков или кассет и просто интуитивно найти то, что вам кажется наиболее подходящим. Включайте музыку во время болезни ребенка. Включайте, правда, аккуратно, потому что, если ребенок болен очень остро, у него высокая температура, то лучше пускай он побудет в тишине, освободите его от лишних звуков. Но когда ребенок выздоравливает или если он болен не очень тяжело, то музыка может ему очень помочь побыстрей выздороветь и быть повеселее! И Моцарт, и Чайковский, и Шуман, и Дебюсси… Подключайте музыку к играм, к досугу, к веселью ребенка. Когда вы сами играете с ним, когда он играет в одиночку или в компании других детишек, время от времени включайте музыку, когда ребенок играет сам или в компании с другими детьми – это будет ребенка и организовывать, и собирать, и душевно наполнять.
Звучит классическая музыка
Евгения Полянская:
Итак, друзья, в «Музыкальной аптеке» доктора Леви мы начали очень большую тему «Музыка и дети». Будем продолжать говорить о детях, психологии, музыке. В общем, о жизни.
Владимир Леви:
До встречи, друзья!
Звучит классическая музыка с участием скрипок и фортепианными трелями
|