дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Детство


 

Детство



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыка для развития
(2)


музыка в помощь учебе и педагогике



Звучит задорная музыка со смешными сигналами

Евгения Полянская:
Здравствуйте, друзья, доброе утро. В эфире «Музыкальная аптека» – авторская программа доктора Леви. Начался учебный год, и мы продолжаем тему «Музыка и дети».
Сегодня поговорим о том, как помогает музыка: как она может помочь в ученье. Итак, ученье и музыка…
Владимир Львович, пожалуйста.

Владимир Леви:
У всех начался учебный год: у студентов, у великовозрастных дяденек и тетенек, аспирантов, курсантов... А как тут музыка помогает?

Евгения Полянская:
Наверное, все сейчас себе представили: школа, класс, ученики сидят, вошел учитель, и зазвучала музыка...

Звучит претенциозное и торжественное оперное пение

Владимир Леви:
Это как раз та замечательная картина, о которой я мечтаю. Я всю жизнь, все десять лет школы и шесть лет медицинского института, проучился без единого музыкального звука. Какая тоска, какая скука! А как можно было бы… Эх…

Максим Леви:
Наверное, многим и многим педагогам до сих пор сама мысль о том, чтобы музыка звучала на уроке, кажется дикой, чуть ли не крамольной. И, тем не менее, есть уже многочисленные данные, подтверждающие, что музыку включать на уроках бывает очень полезно! Не говоря о том, что есть давнишние опыты, и очень большие, обучению языку с помощью разучивания песенок, попевок… И на других предметах, таких, как математика, физика, химия, музыкальное сопровождение может помочь лучше усваивать материал и с гораздо лучшим настроением. И дети будут учиться охотнее.

Евгения Полянская:
Охотнее… Максим, получается, что музыка – это лекарство от лени? И, кстати, так называется книжка, которая только что вышла – новая книга Владимира Леви «Лекарство от лени».

Владимир Леви:
Музыка – не единственное лекарство от лени, в книжке говорится об очень многих, но музыка – одно из сильнейших. Давайте поговорим уже конкретно об учебе и о лени наших детишек.

Звучит серенада Йозефа Гайдна

Владимир Леви:
Перед вами первоклассник, второклассник, третьеклассник… Давайте включим музыку тихим фоном, когда ребенок, допустим, пишет какие-то буквы, учится писать… Ему музыка только поможет. Пусть эта музыка будет тихой, негромкой, умеренно ритмичной. Пусть она временами совсем стихает, а временами становится громче...

Продолжает звучать серенада Гайдна

Евгения Полянская:
Звучит серенада Йозефа Гайдна в обработке для детей.

Владимир Леви:
…И вот прошло минут 10 – 15, а это уже время, когда ребенку пора сделать маленький перерыв, особенно если это школьник младших классов. Пускай поиграет музыка веселая, ритмичная, и давайте отвлечемся с ребенком и вместе попляшем, потанцуем или чего-нибудь споем под эту музыку хотя бы 3, 4, 5 минут – уже замечательное освежение. И мозговой тонус, и настроение ребенка следующие 15-20 минут занятий будут совершенно другими. Они будут благоприятными, усталости будет гораздо меньше, а может быть, ее и вообще не будет.

Звучит песенка композитора И. Ефремова

Максим Леви:
Эту песенку написал композитор Ефремов на слова Эдуарда Успенского.

Владимир Леви:
И вот такими небольшими музыкальными, желательно и танцевальными, перерывами нужно процесс домашних занятий пронизывать! Давайте просто привыкнем к этому. Когда мы начнем это делать, то сразу сами интуитивно уловим и наилучший ритм, и настроение, и ту музыку, которую лучше оставить, на которую лучше реагирует ребенок. Конечно, музыка эта не должна быть сложной. Обработка популярной классики – беспроигрышное решение... Или любая хорошая ритмичная легкая музыка. Например, такая…

Звучит пьеса композитора Вьенна «Свадьба мистера Микки Мауса»

Максим Леви:
Пьеску, которая сейчас звучит, написал композитор Вьенна, а называется она «Свадьба мистера Микки Мауса». Это очень известный мультяшный персонаж.

Владимир Леви:
А вот перед нами уже ребенок среднего школьного возраста, где-то начиная с пятого класса по восьмой. Как правило, желание учиться в это время у большинства школьников, мягко говоря, сходит к минимуму. Увы, сейчас не только у нас, вообще во всем мире, огромный кризис школьного образования. Это какой-то позапозапрошлый век, когда детей учили по преимуществу «из-под палки». Диву даешься, насколько отстает школа от современных информационных и всяческих возможностей... Вспоминаю себя в шестом классе. У меня завяло тогда всякое желание учиться, да и уже было на подходе желание бегать «по девочкам»... Музыка в предподростковом возрасте для нас играла роль стихийного оппозиционера скуке, монотонности, занудству учебных занятий. И мы в маленьких наших детских компашках уже собирались и пели, и включали музычку, в те времена запретную, оппозиционную школьному и общему режиму... И нынешние ребята так же делают.

Звучит песня «Незнайка с нашего двора»

Максим Леви:
В наш разговор включилась, буквально ворвалась, песня, которую написал Марк Минков на слова Юрия Энтина из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

Владимир Леви:
Так вот, пожелание родителям – идти немножко, что называется, впереди паровоза. Надо обязательно узнать вкусы музыкального поколения ваших детей, причем конкретно именно тех детских групп, в которых ваш ребенок вращается. Если вы будете эти вкусы знать, если будете их знать даже лучше, чем сами дети, вы сможете этим рычагом управлять учением своих детей, потому что необходимость садиться делать уроки можно начать с разговора о музыке, даже с включения любимой музыки. Сказать: «О, вот здорово, послушали, а теперь она нам поможет заняться вот этой скучной математикой. Ну, давай, ты уже сам можешь...». В это время нужно всячески поощрять самостоятельные занятия вашего чада. Излишний контроль будет еще больше усугублять его лень и отвращение к учебе, а музыка как раз и будет тем соединительным мостом между ребенком, подрастающим уже, учебой и вами. Ваш общий интерес и соучастие в этой музыке будет ему помогать (ему или ей).

Звучит зарубежная рок-музыка

Владимир Леви:
Многие школьники являются фанатами какой-нибудь музыкальной группы, какого-то музыкального направления, о котором их родители часто не имеют ровным счетом никакого понятия. А когда услышат, то торопятся заткнуть уши. А напрасно! Надо потерпеть, надо вникнуть – и постараться войти в этот мир, войти для того, чтобы быть в одном мире со своим ребенком. Ибо на тех, кто потерял интерес к учебе, на тех, кто одержим учебной ленью, вышеупомянутая палка уже в это время практически не действует … Если ваш ребенок заранее был обучен содружеству музыки и учебы в начальных классах школы, то ему гораздо легче будет пройти тяжелые годы потери мотивации, эти тусклые средние школьные годы – с тем, чтобы выйти к решающим школьным годам, к старшим классам, уже научившимся учиться.
Музыка помогает учиться!

Звучат позывные Музыкальной аптеки

Евгения Полянская:
Уважаемые радиослушатели, напоминаю вам, в эфире авторская программа доктора Леви «Музыкальная аптека». В нашей студии находятся доктор, психолог, психотерапевт, музыкант, писатель Владимир Леви, психолог и музыкант Максим Леви. У микрофона Евгения Полянская, редактор и ведущая. Итак, ученье и музыка…

Максим Леви:
Хочется привести некоторые факты пользы музыкального искусства для учебы. Качество обучения чтению младших школьников улучшается, если с детьми регулярно заниматься ритмическими упражнениями. Понятно, что с музыкой ими заниматься лучше всего. А что касается ребят постарше, то у них улучшаются способности к пространственно-временной ориентировке, к пространственному воображению под воздействием регулярного прослушивания легкой классической музыки. Прежде всего, конечно, Моцарта. Это помогает осваивать такой сложный для многих предмет, как геометрия.

Звучит анданте Моцарта

Максим Леви:
Звучит анданте из второго фортепианного концерта Вольфганга Амадея Моцарта. Его произведения, помимо прочих чудодейственных свойств, славятся еще тем, что удивительным образом улучшают обучаемость детей. Особенно это касается детей трудного поведения – повышенно возбудимых, непоседливых и непослушных. Музыка Моцарта способствует нормализации работы их нервной системы, и они начинают лучше сосредотачивать свое внимание и лучше учиться. Этому имеется уже довольно много подтверждений, так что педагоги даже назвали это явление «Моцарт-эффект».

Продолжает звучать музыка Моцарта

Владимир Леви:
Здесь стоит сделать маленькое отступление и сказать, что те дети, которые не просто учатся в школе, но учатся еще и музыке, как правило, учатся лучше других детей. И это не потому, что они какие-то особенно способные или особо старательные. Свойство музыки – улучшать обучаемость. Дети, которые учатся игре на фортепиано, пусть они не станут даже и посредственными пианистами, лучше усваивают любые знания, и математические, и гуманитарные. Это показано на огромном материале, и мой скромный опыт тоже показывает, что это действительно так. Дети, которые продолжают учиться музыке хотя бы до седьмого класса, гораздо реже и медленнее теряют учебную мотивацию. Ее все на какое-то время теряют или уменьшают, потому что учеба идет вопреки каким-то очень мощным человеческим инстинктам… Монотонное школьное сидение 45 минут, еще 45 и еще 45… Это за школьными уроками, а потом немереное время за уроками дома...

Продолжает звучать музыка Моцарта

Владимир Леви:
Между тем, есть очень здорово разработанные учебные курсы и для малышей, и для детей постарше, и даже для взрослых, где музыка и больше чем музыка – видеоряд, театрализация – играют очень большую роль. Часто учебный материал преподносится в виде песенок, в виде похожих на рэп речитативов. О рэпе надо сказать особо. Рэп приближается к идеальному средству для задалбливания учебного материала, который иными средства вдолбить в человека трудно. Рэп – это ритмический речитатив, в котором, кроме заводного и постоянного, очень драйвного ритма и речи, звучащей практически на одной ноте, ничего нет. Рэп очень похож на магические заклинания древних шаманов, и вероятно, оттуда и ведет свое происхождение. Не нужно иметь слишком большого воображения или какой-то особой музыкальности любому родителю, чтобы любой не дающийся учебный материал переложить на рэп. Рубите любой ритм и начинайте!

Звучит русская народная сказка про репку в переложении на рэп

Максим Леви:
Так звучит русская народная сказка про репку в переложении на рэп. Автор и исполнитель Олег Майский – один из Ведущих педагогов Федерации Интернет - образования России.

Владимир Леви:
Вот какие педагоги-то у нас есть продвинутые! Учитесь и берите пример!

Максим Леви:
Вот вам, пожалуйста – с помощью музыки с легкостью преподан урок одновременно ботаники по теме «Корнеплоды» и литературы по теме «Русские народные сказки». Да еще и с физкультурой можно совместить...

Владимир Леви:
А наш вдумчивый радиослушатель, конечно же, понял, что «репа – всем репам репа» – это иносказание народной мудрости, имеющее в виду учебу и учебную лень. Совместными усилиями бабушки и дедушки, внучки и мышки нашей «Музыкальной аптеки» мы эту лень выдернули из ее почвы! Слушайте нас почаще и читайте мою книжку «Лекарство от лени». Даст Бог, скоро настанет время, когда учителя будут входить в класс, приплясывая под гром барабана, и тут же в стиле рэп начнут сходу объяснять учебный материал! А ученики будут вставать им навстречу тоже приплясывать, размахивать руками и мощно этот материал усваивать. И все будет очень здорово!

Звучит музыка Максима Леви

Евгения Полянская:
В завершение нашей программы звучит музыка Максима Леви к сказке Надежды Беляковой «Сквознячок»…
Всего доброго, до встречи в «Музыкальной аптеке»!

Продолжает звучать музыка Максима Леви


Оставить отзыв




левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви