Детство
слушать передачу
Поделиться
музыка для развития
(3)
музыка, развивающая способности и мотивирующая к познанию
Звучит легкая музыка с участием «смешных» инструментов
Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире «Музыкальная аптека» – программа доктора Леви. Новый учебный год – повод поговорить о том, что способствует обучению. Как вы понимаете, это касается не только детей. И мы продолжаем большую тему «Музыка и дети». В нашей студии доктор, психолог, писатель Владимир Львович Леви; кандидат психологических наук, музыкант Максим Леви; за режиссерским пультом Михаил Максимов; у микрофона Евгения Полянская – редактор и ведущая.
Звучит музыка Максима Леви
Евгения Полянская:
Владимир Львович, вероятно, вы тоже хотите поздороваться, я подозреваю.
Владимир Леви:
Да, я очень соскучился по нашим радиослушателям. Тем более что было лето, все мы отдыхали, ленились. А я только что закончил книжку о лени. Она уже в продаже. И тем более ленился изо всех сил. Ну, а теперь пора взяться за дело всем нам!
Евгения Полянская:
А книжка называется «Лекарство от лени», обратите внимание.
Владимир Леви:
Мы продолжаем тему «Музыка как лекарство от лени и музыка как помощница в учебе». А учеба, дорогие друзья, – это не только сидение за школьной партой, и не только сидение за уроками. Учеба – это, в сущности, вся наша жизнь. И дети самого маленького возраста, едва раскрыв глазки на этот мир, начинают учиться в тех формах, о которых мы подчас и не подозреваем. Дети учатся стремительно и больше всего набирают знаний как раз до школы.
Евгения Полянская:
О том, как помогать детям учиться, как помогать им развиваться, расскажет сейчас Максим Леви. Психолог, музыкант, он поет, пишет музыку...
Владимир Леви:
...которая как раз и прозвучала только что...
Евгения Полянская:
...и исследует функциональное значение музыки, пишет программы…
Вам слово, Максим Владимирович.
Максим Леви:
Подумать только, как много интересного принесли мы в наступивший XXI век. Как много есть такого, чем можно занять детей, и такого, что может помогать детям в их образовании, познании того мира, в котором они живут. Кинематограф, телевидение, а сейчас компьютер… Так и хочется иногда сказать: «Такие бы мощные средства да на мирные цели пустить!» Потому что, к сожалению, очень часто пользование современными мощными информационными техническими средствами (аудио, видео, компьютером) становится, наоборот, препятствием к развитию и совершенно пустым времяпрепровождением в развлечениях…
Евгения Полянская:
Но ведь есть же и хорошая сторона во всем этом информационно-техническом изобилии. Новые творческие возможности…
Максим Леви:
Да, телевидение и аудиоиндустрия дали большой стимул многим композиторам в создании произведений, специально предназначенных для детей. И одно из таких произведений, ставшее уже, можно сказать, советской классикой, хочу сейчас предложить вам послушать. Музыка композитора Аркадия Островского, стихи Зои Петровой. Песенка самим своим содержанием предназначена для того, чтобы детей не только развлекать, но и дисциплинировать, и развивать, и находить с ними взаимопонимание.
Звучит песенка Аркадия Островского на стихи Зои Петровой
Максим Леви:
Включая эту песенку для детей, которые едва только еще научились говорить, я обнаруживал, что они действительно, как в песенке и поется, не болтают и не шалят. Лишь только она начинается, они как-то настораживаются, замирают, и буквально делай с ними в этот момент что угодно. Видимо, сам мотив так мастерски выстроен композитором вместе с поэтом – такими ясными, короткими, но очень яркими музыкальными фразами.
Евгения Полянская:
Ребенок растет, развивается. И вот пошел в школу. Но что-то не очень хочется ему учиться... Мы здесь недавно вспомнили о лени. Лень ли это?
Владимир Леви:
То, что у детей (и маленьких, и побольше), да и у взрослых, принимается за лень, часто вовсе не есть лень в прямом смысле этого слова, а усталость мозга, недостаточность мозговых сил для собирания внимания. И недостаточная, как говорят психологи, мотивированность к учебе. Маленькие дети – первоклассники, второклассники – часто просто не понимают, что надо учиться, что надо сидеть, мобилизовывать свое внимание. Это до них доходит далеко не сразу.
Евгения Полянская:
Может быть, и родителям, и учителям надо просто подобрать эти волшебные ключики, которые помогут пробудить интерес ребенка к учению? И может быть, музыка – это и есть один из этих ключиков?
Звучит классическая музыка
Евгения Полянская:
Давайте послушаем, что думают об этом сами дети. У нас есть запись небольшого интервью нашего музыкального консультанта Веры Бисенек с ее ученицей. Маше 9 лет, она учится в третьем классе и занимается музыкой.
Далее звучит запись разговора
Вера Бисенек:
Машенька, скажи, пожалуйста, когда ты делаешь уроки, тебе музыка (звучащая, допустим, из соседней комнаты) мешает или нет?
Маша:
Нет, мне не мешает музыка. Мне даже очень приятно слушать ее. И даже иногда я захожу в комнату, где играет музыка, если там никто не спит.
Вера Бисенек:
Маша, а ты не обращала внимания, какой предмет больше всего связан в твоей голове с музыкой?
Маша:
Мне кажется, что русский язык лучше всего подходит к музыке. Не знаю почему, но мне легче всего делать русский язык под какую-нибудь спокойную, не очень быструю музыку.
Вера Бисенек:
Маш, а может быть, ты скажешь, какие у тебя есть любимые композиторы?
Маша:
Я люблю Моцарта. Это очень приятная музыка. Бетховен иногда приятную музыку пишет…
Вера Бисенек:
А какие произведения ты можешь назвать, которые тебе нравятся? Допустим, того же Моцарта?
Маша:
Мне нравится симфония № 40. Она бывает быстрая, бывает спокойная.
Вера Бисенек:
Скажи, а какие-нибудь музыкальные инструменты… Вот тебе самый близкий инструмент какой?
Маша:
Я думаю, что фортепиано и скрипка.
Вера Бисенек:
Маш, а как ты думаешь, смешная музыка – она всегда у человека должна вызывать улыбку? Представляешь, допустим, у тебя плохое настроение, а тебе кто-то включил какую-то смешную пьесу...
Маша:
Ну, вряд ли, конечно, я засмеюсь сразу… Но, если немножко послушаешь, она тебе нравится, настроение улучшается. Ты про все плохое забываешь…
Звучит скрипичный концерт Моцарта
Евгения Полянская:
Мы предложили вам послушать небольшой разговор Веры Бисенек, нашего музыкального консультанта, и ее ученицы Маши.
Владимир Леви:
Его обрамляла музыка Моцарта – скрипичный концерт.
Евгения Полянская:
А я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире авторская программа доктора Владимира Леви «Музыкальная аптека». Наша тема сегодня «Музыка и дети».
Звучат позывные Музыкальной Аптеки
Евгения Полянская:
Для вас сегодня работают авторы программы Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов и редактор Евгения Полянская. Наш разговор продолжает Максим Леви.
Максим Леви:
Сегодня мы говорим о музыке и учебе. Умело подобранные музыкальные программы помогают педагогам работать с детьми самого разного возраста. Хотя до сих пор большинству учителей это кажется несколько странным.
Евгения Полянская:
Максим, вам, по-моему, приходилось уже составлять такие музыкальные программы для обучения.
Максим Леви:
Да, не так давно мне заказали составить специальную музыкальную программу для занятий по математике с детьми 8 – 11 лет. И они стали спокойнее выполнять задания и реагировать на замечания, занимались охотнее.
Евгения Полянская:
Интересно, из каких произведений может состоять такая программа?
Максим Леви:
Это была целиком инструментальная программа из разных произведений. Я постарался, чтобы они были фоном, который не мешает разговаривать с учителем, и в то же время звучанием достаточно разнообразным, чтобы происходила подпитка внимания и общего тонуса.
Звучит регтайм Скотта Джаплина
Максим Леви:
Первое в ряду музыкальных произведений – регтайм Скотта Джаплина. Под него мы и продолжаем наш разговор. Под такую музыку – достаточно бодрую, но не слишком захватывающую – можно спокойно общаться, а ученикам выполнять какие-то задания, заниматься математикой.
Максим Леви:
А после регтайма шла музыка несколько пободрее – в стиле хаус.
Звучит композиция в стиле хаус Артура Пошона
Максим Леви:
Звучащая сейчас композиция написана французским автором по имени Артур Пошон. Вот под такую инструментальную музыку и проходили занятия с небольшими группами учеников по математике. Потом, правда, я обнаружил, что если ученику не нужно много работать с текстом, если у него работает больше образное мышление (как при занятиях геометрией) или если он по алгебре решает какие-то задания, вполне можно при этом слушать песенки, и качество занятий не ухудшается, а удовольствие ученик от них получает.
Звучит композиция Чака Берри «Школьные дни»
Максим Леви:
Чак Берри со своей композицией под названием «Школьные дни», видимо, специально старался, чтобы учеба в школе не была такой скучной. У меня на памяти пример, когда музыка в таком или похожем стиле звучала в школе прямо на уроках. Рок-н-ролл, буги-вуги, ритмы блюз, ранняя рок-музыка… Делал это преподаватель математики, занимаясь с учениками старших классов школы (9-11 класса), когда урок приходился на конец дня – восьмой, если не девятый урок, представляете. Конечно, ученики были уже очень уставшие. С ними специально договаривались, что будет звучать музыка, и ученики под нее успешно справлялись со своими заданиями. Звуча негромко на заднем плане, музыка стимулировала их активность и тонус.
Евгения Полянская:
Максим, мы все время говорили о математике… А вот что касается литературы, сочинения, например? Что может особенно вдохновить на создание какого-то, может быть, маленького шедевра на уроке?
Максим Леви:
В одном исследовании был обнаружен интересный факт: школьниками 11-12 лет волнующие истории в сочинениях лучше всего писались под успокаивающую музыку. Действительно, музыка не должна быть слишком уж волнующей – в этом случае она отвлекает, будет сбивать с мысли. Но не должна быть и монотонной, безликой. Музыка «под сочинение» должна потихоньку, мягко стимулировать работу воображения… Лучше всего, конечно, с этой задачей справляется музыка классическая.
Звучит симфоническая поэма Чюрлениса «Лес»
Максим Леви:
Микалоюс Константинас Чюрленис, живший в конце XIX – начале XX века, – выдающийся композитор и выдающийся художник. Его музыка живописна, его живопись музыкальна. У Чюрлениса есть даже музыкальные названия картин, такие как «Фуга» и «Соната». И мне кажется, его музыка может помочь делать любое дело, где требуется приложить хоть малую толику какого-то творческого начала. Можно включить ее и на уроке литературы, и на уроке рисования, разумеется, а может быть, и на некоторых из уроков труда, особенно для девочек... И – да не покажется моя мысль крамольной, – на уроке географии, по теме, скажем, «Восточно-европейские широколиственные леса». Ведь это про них он написал свою симфоническую поэму.
Продолжает звучать симфоническая поэма Чюрлениса «Лес»
Евгения Полянская:
Вопрос, который может возникнуть у преподавателя: «А что, весь урок должна звучать какая-то музыка? Просто, без пауз, без остановки?»
Максим Леви:
Не должна звучать, а может звучать, и только некоторое время. Оптимальная продолжительность музыкального фона на уроке – до половины времени урока. Когда требуется особо повышенная концентрация внимания, ее стоит выключать... Обычно, если приходится воспринимать какой-то словесный материал, вокальная музыка исключается. И в любом случае лучше начинать с инструментальных вещей, чтобы понемножку человек адаптировался к этому фону… А под конец можно уже вокальные на иностранном языке. Лучше на школьных уроках этим и ограничиться. Песни на русском языке приберечь для дома.
Звучит песенка «Просто так» в исполнении Максима Леви и Аллы Чудиной
Евгения Полянская:
Максим Леви исполнил свою песню вместе с Аллой Чудиной, стихи написал Владимир Леви.
Максим Леви:
И, кстати, насчет строгого дяди, о котором там поется. Эти строгие дяди на самом деле не такие строгие, как кажется. На своих занятиях в академии МВД со взрослыми серьезными милицейскими начальниками я постоянно применяю музыкальный фон. Занятия проходят веселее. Если великовозрастные ученики начинают уставать, отвлекаться, разговаривать между собой – включаю музыку погромче... Все сразу настораживаются, и можно снова завладеть вниманием аудитории.
Так делали уже более тридцати лет тому назад и в военно-инженерной академии имени Дзержинского. Курсанты с удовольствием слушали лекции под музыку, и при этом качество усвоения материала нисколько не страдало. Есть достоверные данные, что с музыкой усвоение учебного материала может даже улучшиться. Например, улучшается запоминание текста, читаемого с листа при инструментально-музыкальном сопровождении. Улучшается даже качество запоминания слов, предъявляемых на слух! – казалось бы, музыка будет отвлекать, а на самом деле – нет, большее количество слов запоминается.
Евгения Полянская:
Что и говорить о пользе музыкальных перерывов в учебе! Какая музыка может звучать между занятиями?
Максим Леви:
На перемене задача – максимально отдохнуть, и музыка может действовать на нервную систему как средство активного отдыха. Великий физиолог Иван Михайлович Сеченов изучил механизмы такого отдыха. Если у нас устала, положим, мышца-сгибатель, то она быстрее восстановится, если поработать мышцей разгибателем. Но у активного отдыха, как показал Сеченов, есть и так называемая отрицательная фаза: если противоположной мышцей поработал слишком сильно, потратил слишком много энергии, – тогда и та мышца, которая восстанавливалась, работает не лучше, а хуже… То же самое в отношении музыки. Если с ней переборщить, то ее восстанавливающее влияние на нервную систему может перейти в угнетающее и утомляющее. В большинстве случаев наилучшим выбором будет ритмичная, быстрая, легкая и веселая музыка. Различных, что важно, жанров и стилей. Разнообразие для активного отдыха необходимо. Для учебной переменки подойдет, например, попурри из популярных песен в исполнении группы «Статус Кво».
Звучит попурри из популярных песен в исполнении группы «Статус Кво»
Владимир Леви:
Подведем маленький итог. Музыка и учение, музыка и учеба. Четыре, как говорят нынче, фишки есть у соединения музыки и учебы.
Первая. Музыка просто как фон для учебы. Музыка должна звучать, потом уходить, потом опять звучать.
Вторая фишка – музыкальные перерывы между интенсивным сосредоточением на учебе. Музыка как активный отдых. Сюда хорошо бы присоединять танцы и какие-то театральные действия.
Третья фишка – музыка включается непосредственно в подачу учебного материала. С этим надо специально заниматься, составлять специальные программки учебных занятий для своих чад, особенно по самым скучным предметам, чтобы их «омузыкаливать».
Ну, и четвертое – просто занятие музыкой, которое помогает всем другим видам обучения. Если вы учите ребенка музыке не навязчиво, не фанатично, то это просто будет помогать ему учиться, учиться вообще.
Итак, пускай в обнимку идут друг с другом музыка и учеба. И пускай идут они с нами всю нашу жизнь.
Звучит современная обработка скрипичного концерта Никколо Паганини
Максим Леви:
В заключение программы звучит современная обработка скрипичного концерта Никколо Паганини.
Евгения Полянская:
Ну, а мы с вами прощаемся сегодня…
Максим Леви:
Для вас работали сегодня авторы программы Владимир Леви и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, звукорежиссер Михаил Максимов, редактор передачи Евгения Полянская, продюсер Ольга Копылова.
Всего доброго, до встречи в «Музыкальной аптеке».
Продолжает звучать музыка Паганини
|