дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Уверенность


 

Уверенность



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыка против страха
(2)


ритмы бесстрашия, мелодии смелости



Звучит композиция Эннио Морриконе

Евгения Полянская:
Доброе утро, дорогие друзья! В эфире «Музыкальная аптека» – программа доктора Леви, и в нашей студии авторы передачи: психолог, психотерапевт, писатель Владимир Леви, психолог и музыкант Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, редактор передачи и ее ведущая Евгения Полянская. Наша тема – «Музыка и страх».
Максим, что за музыка звучит сегодня в самом начале нашей передачи?

Максим Леви:
Это композиция Эннио Морриконе. Выбрана она не случайно. Это одно из произведений, рекомендованных экспертами – участниками моего исследования – как средство подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Владимир Леви:
Эта музыка Морриконе звучит мужественно, твердо, сдержанно, и вместе с тем чуть тревожно. Она настраивает на серьезный лад перед возможной встречей с опасностью и, я думаю, может помогать в трудных условиях сохранять самообладание.

Максим Леви:
Бояться нам случается разных вещей. Не только получить какой-то явный урон – физический, материальный или моральный, но также, скажем, что-то сделать не так, как надо, не то сказать – я тоже, когда нахожусь в студии, постоянно этого боюсь – или даже не то подумать. Хотя, кажется, уж мыслей-то своих бояться нечего.
И вот про это, то есть про мысли, сейчас мы с вами услышим песню.
Эта песня появилась на свет в середине 80-х годов, на закате советских времен, и в ней есть очевидный прицел на освобождение человека от типичных социальных страхов той эпохи. Потом эта песня интересным образом выведет нас на тему более современных и серьезных страхов.

Евгения Полянская:
Но это будет дальше, а сейчас поют Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Песня называется «Вечный думатель».

Звучит песня «Вечный думатель» в исполнении Алексея Иващенко и Георгия Васильева

Владимир Леви:
И надо же было ее автору Георгию Васильеву употребить в самом конце, вроде бы шутки ради, слово «террорист». Вот и не верь после этого в то, что наши мысли и творчество превращаются в события нашей жизни.

Максим Леви:
Да, прошло примерно 17 лет, и автору пришлось столкнуться с самыми настоящими террористами – когда в 2002 году был захвачен театральный центр, где был поставлен мюзикл «Норд Ост». Георгий Васильев – соавтор и продюсер этого мюзикла – находился все время вместе с заложниками. Он помог обеспечить их хотя бы минимальным питанием и водой, после этого пережил штурм здания.

Владимир Леви:
В событиях тех дней музыка сыграла двойную роль. Она использовалась и как средство устрашения, и, наоборот, как средство борьбы со страхом. По радио и телевидению сообщали, что террористы включали записи своих национальных песен в зале, где находились захваченные люди.
Причем включали громко, тем самым они самих себя поддерживали, а заложников, наоборот, старались деморализовать, запугать, полностью подчинить себе их волю. Я бы даже сказал, что они «помечали» музыкой захваченную территорию, как это в природе делают, скажем, птицы: вот здесь звучат наши песни – значит, мы здесь хозяева.

Максим Леви:
Но в это время за стенами театрального центра на Дубровке за линией оцепления собрались артисты, не оказавшиеся в заложниках, и стали петь – я это видел по телевизору. Стали петь без сопровождения оркестра, и пели с необычайным воодушевлением, и всем, кто был рядом, внушали веру в победу. И вот эта песня. В мюзикле ее поют герои романа Вениамина Каверина «Два капитана», поют, будучи еще детьми, и они же, ставшие взрослыми.

Звучит песня Алексея Иващенко и Георгия Васильева из мюзикла «Норд-Ост»

Евгения Полянская:
Прозвучала песня Алексея Иващенко и Георгия Васильева из мюзикла «Норд-Ост». Песня, безусловно, храбрых и благородных людей.
Впрочем, среди них есть и один отрицательный персонаж. Но главное, конечно, песня очень воодушевляющая.
Мой вопрос к Максиму: скажите, пожалуйста, существуют ли специальные музыкальные программы для людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, например, для военнослужащих, которые выполняют особое задание?

Максим Леви:
В некоторых армейских подразделениях западных стран музыкальные записи и звуковоспроизводящие устройства включены в табели положенности, в дополнительный список оснащения. Это о чем-нибудь да говорит.
Однако какие-то типовые, стандартные музыкальные программы – это все же явление не особо распространенное. Ведь ситуации-то бывают самые разные, и люди в них оказываются тоже очень разные. Порой в самых трудных условиях происходит даже некая стихийная музыкальная психотерапия, и такой пример я хочу вам привести из литературы.
Все мы помним поэму Александра Твардовского «Василий Теркин». Главный герой – образец храброго, никогда не падающего духом солдата. Хотя были некоторые недалекого ума люди, кто ругал Твардовского за то, что уж больно веселый у него персонаж, какой-то несерьезный.
Ну да Бог с ними, я хотел напомнить вот что. Совершенно не случайно этот Вася Теркин, кроме всего прочего, владеет музыкальным инструментом. И вот на привале, у танковой колонны, остановившейся в лесу, он начинает играть на гармонике для измотанных, замерзших бойцов, которым, быть может, через час предстоит идти в бой, и для многих он окажется последним.
Что же играет Теркин? «Стороны родной смоленской грустный памятный мотив». Лирическую мелодию, напоминающую бойцам о родных местах. И слушающие на время забывают о той обстановке, в которой находятся, словно уносятся в другой мир, где им было когда-то хорошо.
А потом? Потом, по всем правилам психотерапии – вот доктор Леви не даст соврать – нужна эмоциональная разрядка и выход в какое-то более собранное, энергичное состояние – желательно, чтобы это происходило через активное движение. Вот тут-то Теркин и заводит на своей гармошке плясовую, да такую, что всем жарко становится даже на морозе. Вот такая грамотная музыкотерапия.

Владимир Леви:
Это было во времена Великой Отечественной войны... Средств для индивидуального прослушивания музыки тогда было немного, и вот такая стихийная психотерапия проводилась, конечно же, в основном живой музыкой. И недаром гармонисты были почти в каждой роте, чуть ли не как штатные единицы, очень необходимые. А теперь появилось множество технических средств, очень удобных, чтобы музыкой можно было пользоваться для психологической поддержки, для борьбы против страха в самых разных условиях.
Приходится, скажем, тем же бойцам или людям, спасающимся от стихийного бедствия, где-то сидеть, ждать подолгу, порой в холоде, в голоде, ожидая неизвестно чего, не зная, сколько это продлится.

Максим Леви:
Да, вот я вспоминаю, как служил в пограничных войсках. Бывает, сидишь в окопе ночью под дождем, буквально в луже, и невольно забываешься. Через какое-то время начинаешь чего-нибудь напевать, пока сержант не даст пинка за то, что нарушил маскировку. А на пост наблюдения мы то и дело тащили небольшие радиоприемнички. Начальство с этим ужасно воевало, но это было бесполезно, настолько велика была нужда в музыке.

Владимир Леви:
А теперь каждому солдату запросто можно иметь с собой часов десять музыки прямо в кармане – ну, конечно, если то же начальство разрешит – часов десять музыки, а то и больше, и при возможности слушать через наушники почти в любой обстановке. Но все же никакие записи не сравнятся по глубине, по мощности психологического воздействия с песней, льющейся живьем.
Есть боевые песни, которые дружно запевают прямо перед тем, как идти в атаку.

Звучит песня кавалеристов царской армии

Максим Леви:
Прозвучала песня кавалеристов царской армии, в которой выражена очень важная идея – когда кому-то придется туго, им на помощь обязательно придут товарищи. Да и вообще, хоровое пение, совместное исполнение песен создает могучее чувство взаимной поддержки, единства, а значит – служит преодолению страха.

Владимир Леви:
Друзья, мы сейчас с вами говорим о вещах очень серьезных, но давайте вспомним, что есть еще одно великое средство от страха – смех, юмор.
Тот же Василий Теркин, о котором мы упоминали, был большой остроумец и шутник.

Евгения Полянская:
Похоже, у доктора Леви заготовлено под конец передачи какое-то особенно действенное музыкально-аптечное средство.
Не иначе собственного производства, так?

Владимир Леви:
Как вы угадали? Прямо телепатия.

Евгения Полянская:
Помнится, в книге «Приручение страха» вы писали, что один из самых главных страхов человека – это боязнь самого себя.

Владимир Леви:
Хотя мы не всегда это сознаем, но самый главный страх, сидящий в нас, – это действительно страх самого себя. И вот как раз для избавления от такого рода страха у мужской половины населения и была написана эта шуточная песенка, которая сейчас прозвучит.
Называлась она первоначально «Мужчина перед зеркалом». Потом для пущего устрашения добавил я еще название «Монстр».
Специально для избавления от мужских комплексов и всяческих страхов перед собственной персоной.

Звучит песня на слова и музыку Владимира Леви в исполнении Максима Леви

Евгения Полянская:
Слова и мелодию этой песни сочинил Владимир Леви, вокал и гитара Максима Леви, аранжировку помогал делать Михаил Максимов. Так что над этой песней потрудилась вся мужская часть нашей «Музыкальной аптеки», стараясь, конечно, показать себя настоящими мужчинами.

Владимир Леви:
Друзья, если вы хотите освободиться от страха, панических атак, от неуправляемой тревожности (допустим, в городском транспорте это со многими бывает или в самолете), обзаведитесь плеером и хорошими наушниками.
Пусть в плеере будет наготове музыка, хорошо действующая на вас, дающая спокойствие и уверенность. Она может и тонизировать, и бодрить, и расслаблять, навевать приятную созерцательную лень или мягко веселить – смотрите по опыту. Замечайте, что лучше всего действует лично на вас, в какой ситуации – пробуйте и ищите.
Музыки, снимающей страх, на свете необозримо много.
Конкретное действие именно на вас определяется вашей неповторимой индивидуальностью. А лучше всего действует последовательность из нескольких произведений, одни из которых бодрят, другие успокаивают, одни настраивают на серьезный лад, на созерцание, другие на юмор и веселье – так, чтобы одно уравновешивало другое. И ничего не перебрать, как в хорошем сочетании обеденных блюд.
И вот такую программу, музыку против страха, включайте не тогда, когда вы уже не совсем в себе, и тревожность и страх начали вас захватывать, а заблаговременно, когда еще не вошли в стрессовую обстановку, когда еще относительно или вполне спокойны.
Пока вы не чувствуете никакого приближения тревожности, музыку можно слушать и без особого обращения на нее внимания, пусть звучит просто как фон. Но когда страх начинает приближаться, сразу переходите на активное слушание, или, как я его называю, присоединительное или вовлеченное слушание.
Старайтесь входить в музыку всей душой, всем телом, внутренне подпевайте ей, подыгрывайте, даже подтанцовывайте. Воспроизводите ее ритм телом, руками, ногами, дыханием, даже небольшими движениями головы, корпуса, может быть, даже языком. Кстати, это все можно делать совершенно незаметно или почти незаметно для окружающих, легкими микродвижениями.
И вот при таком активном вовлеченном слушании внутри вас просто не останется места, не останется психологического пространства для тревоги и страха. Музыка будет занимать все ваше существо, вы сольетесь с музыкой, с ее духом, и она поведет вас к уверенности, к полноте самообладания, к торжеству внутренней свободы, к раскрытию ваших новых возможностей.
Музыка, с которой вы сольете свою душу и тело, передаст вам свой дух. И если вы захотите быть по-настоящему бесстрашным, с помощью музыки вы этого достигнете, вы такими и станете – бесстрашными и уверенными.

Звучит марш Эдварда Элгара

Максим Леви:
Наша финальная музыка – марш Эдварда Элгара.

Евгения Полянская:
Я напомню, что для вас работали:
– авторы передачи доктор, психолог и музыкант Владимир Леви и Максим Леви;
– звукорежиссер Михаил Максимов;
– продюсер программы Ольга Копылова;
– редактор и ведущая передачи Евгения Полянская.
До свидания, до встречи в субботу.


Оставить отзыв




левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви