Антилень
слушать передачу
Поделиться
музыка и работа
музыка для больших достижений
Звучит энергичная, «трудовая» музыка
Евгения Полянская:
Доброе утро, друзья! В эфире «Музыкальная аптека» доктора Леви.
Работают для вас сегодня: авторы программы – Владимир и Максим Леви, музыкальный редактор Вера Бисенек, за режиссёрским пультом, как обычно, Михаил Максимов и редактор передачи Евгения Полянская.
Ну что ж, друзья, давайте начнем работать, тем более тема сегодняшней нашей передачи – соответствующая. Владимир Львович предлагает вам обсудить ее сегодня.
Продолжает звучать музыка, вдохновляющая на труд
Владимир Леви:
Здравствуйте, дорогие друзья! Тема «Музыка и работа» уже не раз затрагивалась в наших передачах в самых разных поворотах – и в связи с проблемой тонуса и депрессии, и в связи даже с темой юмора. Ну а работа – такая огромная-огромная часть нашей жизни, от работы, как говорят, кони дохнут (смеется), особенно в зимнее темное время года, если оно наступило. Так вот, друзья, готовя передачу «Музыка и работа», мы записали для начала вот такой анонс… Приведем его лишь частично:
Далее звучит текст анонса, Владимир и Максим Леви говорят не своими голосами
Владимир Леви (вздыхает):
Эх, опять не работается… Трудно сосредоточиться… (вздыхает)
Усталость одолевает, опять лень разбирает…
Максим Леви (вздыхает):
Опять лень разбирает… Лучшее лекарство от усталости – музыка!
Владимир Леви:
А лучшее лекарство от лени?..
Максим Леви:
Конечно, музыка! Это проверено!
Владимир Леви:
Нет, вот лучшее лекарство от лени, сказал бы я сейчас: моя книга «Лекарство от лени». Но не стану заниматься слишком уж явной саморекламой. Перейдем к теме «Музыка и работа».
Максим Леви:
Музыка и труд идут рука об руку с древности. Музыка помогала трудиться, добывать хлеб насущный еще первобытным людям, возможно, еще тогда, когда и говорить-то они толком не умели… Но они уже музицировали. Помогает музыка труду и теперь, помогает во все времена по-своему. Превращает самый тяжелый и скучный труд в праздник. С помощью музыки работают лучше, потому что работают веселей.
Мы расскажем, с чего начиналось содружество труда и музыки и до чего оно дошло в нынешние времена, до чего мы с вами дожили.
А начиналось все так. Представьте себе, что вам нужно голыми руками изготовить из камня, положим, топор, как это делали первобытные люди. Или зазубренным камнем обтесать ствол дерева. Это ж сколько раз надо камнем о камень или о дерево ударить! Вряд ли кто-то даже сумеет вообразить, сколько повторяющихся движений нужно сделать. Бумс-бумс-бумс-бумс! И вот человек, чтобы как-то самому себя подбодрить, начинает что-то восклицать, подстраиваясь под ритм своих движений и тех звуков, которые издают его орудия.
Слышны ритмичные звуки
Максим Леви:
Видимо, так и появились первые трудовые песни. По крайней мере, так считал историк и культуролог Карл Бюхер, написавший в конце XIX века книгу «Работа и ритм». Он высказывал мысль, что и музыка, и даже поэзия возникли из труда первобытных людей – из изготовления первых орудий, первых совместных организованных действий.
Включим снова воображение: вот когда нужно сдвинуть что-то очень тяжелое – например, тушу мамонта вытащить из ямы-ловушки, – а технических средств никаких нет – как тут быть?.. Тут получится что-либо, только если масса людей будет дружно и ритмично напрягаться, наваливаться. А для этого нужно что? Ритмичные команды! Раз, два – взяли! Но однообразные команды, все время повторяющиеся, очень скоро надоедают и утомляют. И человек придумал себе что? Придумал песню. И не только песню, а вообще музыкальное сопровождение. Сначала это были, видимо, какие-то примитивные дудки и ударные инструменты. Со временем из племен, из сообществ выделились те люди, у кого музицировать получалось лучше остальных. Их освобождали от общей работы, чтобы они своей игрой и пением помогали работать другим. Это был некий прообраз профессиональных музыкантов. Давайте вспомним что-нибудь из древних трудовых песен. Вот один из многочисленных примеров, которые приводит в своей знаменитой книге Карл Бюхер.
Звучит песня: «Э-эх, раз! Э-эх, два! Е-еще ра-зок!»
Максим Леви:
Это напев, как там сказано, эстов и латышей, используемый при забивании бревна. Меня он поразил своим сходством с одной всем нам очень известной песней.
Звучит песня «Эй, ухнем!» в исполнении Федора Шаляпина
Максим Леви:
Вот видите, очень вероятно, что человек придумал себе музыку, чтобы подстраивать под ее ритм свои рабочие движения. Это можно делать и сейчас, когда вы, например, стряпаете что-нибудь на кухне или моете пол, натираете морковку на терке, режете что-нибудь… Только осторожнее с музыкой слишком быстрой! Подстраиваясь под неё с острым ножиком в руках, можно запросто порезаться. Но все-таки даже в древности, не говоря уж о нашем времени, далеко не обязательно человек так уж прямо подстраивал свою работу в такт музыке. Главное, что музыка делала и делает работу веселее. Она прогоняет скуку и отвращение и дарит радость.
Владимир Леви:
В прошлые времена для тех, кто работает, звучала исключительно живая музыка, прямо на месте. Была музыка, что называется, живьем, и выбирать из этой музыки особенно не приходилось. Она рождалась именно из самого процесса, из рабочего действия и помогала ему.
Звучит песня Huddie Lead Belly (Huddie William Ledbetter) & Juliana Johnson «Worker's Song»
Максим Леви:
Звучит американская песня работников плантации сахарного тростника. Она так и называется, просто «Песня при работе топором». Исполняет ее Хадди Литбелли.
Вы слышите, как песня немножко ускоряется, побуждая работать все веселее и веселее.
Владимир Леви:
Теперь времена изменились существенно, теперь и работы совсем другие. Сейчас умственная работа преобладает над физической даже у тех, кого мы называем простыми рабочими. Очень много монотонных операций, требующих постоянной нагрузки внимания, и несравненно больше возможностей применять музыку, я бы сказал, точечно: именно для этого человека, работающего именно на этом месте, делающего именно эту работу.
Музыка поднимает работающему настроение, а еще она помогает людям делать дело вместе. И вот в этом еще одно важное и благородное назначение музыки – объединять людей, способствовать сплочению любой рабочей команды. Это, между прочим, отлично понимают современные продвинутые руководители фирм и корпораций. Они заказывают композиторам и поэтам для своих организаций специальные корпоративные песни, проводят всяческие музыкальные мероприятия для своих работников и вообще создают музыкальную атмосферу в своих учреждениях. Но я хочу повторить, что это делают самые продвинутые руководители, которые понимают, как музыкой бороться с ленью своих сотрудников.
Звучит музыка Джимми Макхью
Владимир Леви:
И вот, друзья, настала пора вплотную поговорить о том, что называется функциональной музыкой. Не пугайтесь такого серьезного слова. Иначе можно сказать – музыка для работы. Но и не только для работы.
Максим Леви:
Еще в 20-х годах ХХ века в США стала знаменитой так называемая танцевальная прачечная. Почему так её назвали? Потому что руководители этого заведения стали прокручивать для своих работниц записи популярных мелодий джазовых оркестров, иногда даже приглашали музыкантов для живого выступления. И, по словам управляющего, это решило проблему повышения производительности труда лучше любого мастера или начальника цеха. А звучать там, например, могла вот эта композиция Джимми Макхью.
Звучит музыка Джимми Макхью
Вера Бисенек:
Так и хочется под эту замечательную музыку выключить стиральную машину, достать с пыльной полки старую стиральную доску и постирать все мужские носки, которые найдешь в доме, старым бабушкиным способом.
Продолжает звучать музыка Джимми Макхью;
затем звучит музыкальная заставка передачи
Евгения Полянская:
В эфире «Музыкальная аптека». В студии Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, редактор Евгения Полянская. Наша тема – «Музыка и работа» – продолжается.
Звучит музыка оркестра Гленна Миллера
Максим Леви:
Начиная с 1930-х годов функциональная музыка, музыка на производстве стала настоящей индустрией. Произошло это, когда возникла ныне очень известная корпорация под названием «Музак». Основал ее американский генерал, командир Сигнального корпуса армии США Джордж Оуэн. В годы Второй мировой войны музыкальные программы корпорации «Музак» звучали на военных заводах в Англии и в США. И там, конечно, использовался репертуар тогдашних знаменитых музыкальных коллективов, таких, как оркестр Гленна Миллера. Мы сейчас слышим, как они исполняют композицию, автор которой Хэральд Хэндер.
Владимир Леви:
К 70-м годам функциональная музыка для рабочих мест была внедрена большим количеством крупнейших банков и индустриальными и страховыми компаниями всего мира: «Дженерал Моторс», «Форд», «Кодак» и многими другими. А к 94-му году продукцию корпорации «Музак» слушали около 80 миллионов человек. Неслабо.
Очень много исследовалось, какая же музыка какой работе помогает. И вот один любопытный парадокс: оказывается, по наблюдениям некоторых исследователей, нудная работа, если ее делать под нудную музыку, странным образом становится менее нудной. Выходит, что минус на минус дает плюс.
Максим Леви:
Но не всегда так. Часто и наоборот: чем скучнее работа, тем интереснее и ярче должна быть сопровождающая ее музыка…
Основная часть музыкальных программ, специально созданных для рабочих мест, строится по принципу «слышать, но не слушать». Музыка используется как фон, который не привлекает внимания сам к себе, но поддерживает сосредоточенность на работе. Даже некоторые менеджеры корпорации «Музак» говорят, что музыка убирает лишние мысли из головы работающих.
Звучит «Gloria» Антонио Вивальди
Максим Леви:
В нынешние времена типичный пример такой фоновой музыки – электронно-инструментальные обработки популярных классических произведений или песенных мелодий. Сейчас в такой обработке звучит «Gloria» Антонио Вивальди.
Вера Бисенек:
А какие разработки музыки для производства велись в нашей стране?
Максим Леви:
В нашем отечестве научно стали подходить к составлению программ, сопровождающих труд на производстве, в 60–70-х годах. Это было время расцвета функциональной музыки на производстве в Советском Союзе, и был такой лозунг: «Эстетизация производства». На советских предприятиях обычно существовала программа встречная, программа вхождения в работу, или врабатывания, потом программа поддержки работоспособности и предупреждения ее снижения – уже ближе к концу полусмены, ближе к концу дня. Встречная музыка звучала в самом начале рабочего дня, начинала звучать еще за пять минут до начала смены. В нее обязательно входили бодрые советские массовые песни и марши советских композиторов.
Звучит песня «Эх, хорошо в стране советской жить!» в исполнении Большого детского хора
Максим Леви:
Вот с этой веселой песней Дунаевского на слова Шмидтгофа нередко начиналось трудовое утро советского рабочего человека.
Вера Бисенек:
А целый ли день звучала музыка на производстве?
Максим Леви:
Конечно, никогда грамотно составленная музыкальная программа не звучит весь день. Как правило, звучит не больше, чем полчаса подряд, а в целом не дольше, чем половина всей рабочей смены.
Вера Бисенек:
А может ли музыкальная программа для работы на производстве составляться по заявкам трудящихся, которые слушают эту самую музыку? По аналогии с радийными передачами, которые так и назывались – «по заявкам радиослушателей».
Максим Леви:
Частично может, но, как правило, не полностью. Иногда любимая музыка мешает работать, отвлекает. Хочется в нее целиком погрузиться, отдаться слушанию этой музыки, а не работе.
Вера Бисенек:
Максим, а какое должно быть соотношение вокальной и инструментальной музыки при составлении производственных музыкальных программ?
Максим Леви:
Это все очень по-разному бывает. Если работы простые какие-то, ручные, очень скучные, с текстом работать не надо, слух не загружен, только зрение, – тогда нужно побольше песен. Если же работа более разнообразная и сложная, тогда от песен приходится отказываться, используют инструментальные произведения. Все это мы еще подробнее обсудим в ближайших передачах, а сейчас послушаем одно из инструментальных произведений, которые часто использовались в советской производственной музыке, применяются кое-где и сейчас. Александр Зацепин, «Краковяк».
Звучит «Краковяк» Александра Зацепина
Максим Леви:
О том, как музыка помогает трудиться специалистам разных профессий и как составляются музыкальные программы для рабочих мест, еще предстоит нам поговорить. И кстати, недавно мы с Михаилом Максимовым подготовили альбом инструментальной музыки, который можно использовать на рабочих местах. Альбом годится в качестве фона, поддерживающего бодрое, работоспособное состояние человека. Назвали мы его «Макс-тонус», он составляет пару к нашему альбому «Макс-релакс». Вот оттуда фрагмент, музыка Михаила Максимова.
Звучит музыка Михаила Максимова
Евгения Полянская:
Завершая сегодня нашу передачу, «Музыкальная аптека» и все, кто работал для вас, желают вам приятной работы под хорошую, любимую музыку и прощаются с вами до новых встреч. Автор программы – доктор, психолог и музыкант Владимир Леви, психолог Максим Леви, звукорежиссёр Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек и редактор передачи Евгения Полянская.
Владимир Леви:
До свиданья, друзья! Хорошего вам настроения на работе и хорошей музыки в работе и в жизни желает вся наша музыкально-аптечная команда. Счастливо!
|