Исцеление
слушать передачу
Поделиться
музыкотерапия
(1)
звуколечебные технологии в прошлом и настоящем
Звучит классическая музыка
Евгения Полянская:
Здравствуйте! «Музыкальная Аптека» приветствует наших уже много-много-многочисленных слушателей и друзей, читателей книг Владимира Леви и всех, кто к нам продолжает присоединяться. В нашей студии сегодня автор программы, доктор, психолог, музыкант, писатель Владимир Леви; психолог и музыкант Максим Леви; музыкальный консультант передачи Вера Бисенек; звукорежиссер за пультом – Михаил Максимов; и редактор передачи – Евгения Полянская.
Владимир Леви:
Друзья, нам давно пора вернуться к нашей центральной теме «Музыка и здоровье».
Евгения Полянская:
Да уж, это особенно необходимо нам после энергичной разработки таких тем, как «Музыкальные яды», «Музыка и бизнес», «Музыка и застолье»…
Максим Леви:
На эти передачи мы положили немало здоровья, и пора полечиться.
Евгения Полянская:
Ну, а чем лечиться? Наверное, все той же музыкой?
Владимир Леви:
Конечно, только другой. А также по принципу гомеопатии «лечи подобное подобным», но – в ином разведении и в иных сочетаниях.
Максим Леви:
И сейчас, с самого начала передачи, мы с вами принимаем небольшую музыкально-оздоровительную процедуру с помощью менуэта Моцарта.
Звучит менуэт Моцарта
Владимир Леви:
Музыка – одно из древнейших и универсальнейших лечебных средств, и сегодня я хочу рассказать о том, как она может помогать лечению разных недугов, в частности, снимать боли, и снова поведать вам кое-что из богатой истории музыкальной терапии. Исцеление, помощь исцелению посредством музыки… С незапамятных времен музыкотерапия, музиатрия практиковалась во всем мире.
Евгения Полянская:
А помните, Владимир Львович, еще в первой нашей передаче вы рассказывали про папирусы египетских жрецов, где записано, какую музыку следует применять при бесплодии женщин, например.
Владимир Леви:
Да, и это лишь одно из многих-многих документальных свидетельств того, какую громадную, можно сказать смело, главенствующую роль музыка играла в старинной медицине. Величайший музыкант всех времен и народов мифический Орфей был одновременно и врачевателем – к нему стекались больные и увечные со всей Эллады, почти как к Христу. А прадедушка медицины, древнегреческий и тоже мифический персонаж Эскулап был и музыкантом, и Гомер не сомневался, что армия эллинов, осаждая Трою, только его музыкой и спаслась от страшной чумы.
Звучит старинная музыка
Максим Леви:
Интересно, что много веков спустя другой легендарный человек, всем известный прорицатель Мишель Нострадамус, живший в Италии и тоже бывший врачом по профессии, также, как утверждают исторические хроники, с помощью музыки спас от эпидемии чумы два больших итальянских города. Для этого он собрал специальную музыкальную команду из самых лучших в те времена музыкантов и певцов. Музыка исполнялась на улицах круглые сутки! Музыканты заходили и в дома, где находились чумные больные, играли и пели там; и представляете, сами не заражались! Нострадамусу после этого присвоили даже почетный титул «победитель чумы».
Продолжает звучать старинная музыка
Владимир Леви:
Это музыка неизвестного автора позднего Средневековья. Вот так примерно звучала музыка, которую играли в городах, охваченных эпидемиями чумы.
Евгения Полянская:
Можно ли этому верить? Такая страшная зараза – чума! Передается смертоносными чумными бациллами! И вдруг – лечится музыкой. Может быть, это слишком просто? Музыка что, может убить чумные палочки?.. Как-то это непонятно и даже невероятно.
Максим Леви:
Когда нарастает эпидемия, люди заражаются друг от друга не только путем физического контакта, но и психически. Они внушают друг другу повышенную вероятность заболеть. Этот уровень взаимодействия всегда есть и иногда имеет решающее значение. А музыка как раз на этот уровень, на психологическую составляющую, влияет особенно сильно. Победить эпидемию, как и любую беду, легче, если массовая психика настроена на победу, если души людей соединенно работают на здоровье.
Звучит месса до-минор Моцарта, фрагмент Credo
Владимир Леви:
Месса Моцарта, фрагмент «Credo», что означает «верую».
Продолжает звучать месса до-минор Моцарта, фрагмент Credo
Евгения Полянская:
Владимир Львович, в нашу «Музыкальную аптеку» все чаще приходят письма, где наши слушатели и ваши читатели просят конкретных рекомендаций. Например, какую музыку применять при определенных болезнях, при различных симптомах, при болях, спазмах, ну и так далее. И вот, например, такое письмо: «У меня частые тяжелые мигрени, жуткие головные боли. Какую музыку лучше мне слушать?» – пишет нам одна из слушательниц.
Владимир Леви:
Мы ожидали, конечно, что будут такие вопросы, и готовы на них отвечать, но всегда с одним встречным вопросом. Кому слушать? – вот наш главный вопрос. Кто именно хочет слушать музыку, чтобы помочь себе выздороветь? Это очень нужно знать, и даже важнее того, каков тот недуг, который вы хотите победить при помощи музыки. Потому что главный принцип медицины – лечить не болезнь, а человека. И еще отец медицины Гиппократ знал, что не всякая музыка годится для всякого человека.
Максим Леви:
Истина конкретна. Этот принцип в музыкотерапии всесилен и позволяет надежно отличать настоящую музиатрию от музиатрического шарлатанства.
Евгения Полянская:
Максим, а как обычным людям, не очень искушенным, скажем, в музыке и медицине тоже, отличить одно от другого?
Максим Леви:
Если музыка предписывается от какой-то болезни или симптома, от болей в сердце, скажем, при стенокардии, или против бессонницы, или по какому-то признаку: по знаку зодиака, по группе крови, а при этом самого конкретного человека рекомендатель не знает – не изучил, не обследовал, то это наверняка шарлатан или просто невежда. А вот если сначала врач подробно знакомится с пациентом и его болезнью, его проблемой, а потом рекомендует или сразу сам применяет какую-то музыку, то это уже и психологически, и медицински оправдано.
Владимир Леви:
Подключение музыки к лечению, даже самое квалифицированное, не гарантирует положительного результата лечения, но повышает его вероятность. Это очень важный, тонкий момент, и это хорошо понимали еще старинные восточные врачи. В мусульманской медицине средних веков музыка применялась как одно из важнейших средств спасения жизни людей, укушенных ядовитыми змеями и самыми опасными из скорпионов – тогда это очень часто случалось. Не всех, конечно, удавалось спасать, какую бы музыку ни играли, но все-таки чаще и вероятнее происходило спасение, когда была музыка, чем без музыки. А то, какую именно музыку играть укушенным, нужно было определять по пульсу и дыханию. Подробнейшие предписания на сей счет разработал не кто иной, как великий врач Авиценна. Он сам сочинял целебную музыку для своих пациентов и посвятил музыке целый трактат, в котором давал подробные рекомендации, как сочетать музыку с лекарственными снадобьями, травами и притираниями.
Максим Леви:
Мы сейчас слушаем музыку в таком стиле в исполнении современного европейско-азиатского ансамбля «Trisan».
Звучит композиция в исполнении «Trisan»
Максим Леви:
К сожалению, не всегда возможен индивидуальный подход к подбору лечебной музыки, как это делали древние восточные врачи. М музыка сейчас – массовый продукт, и человеку интересно прийти в магазин и без особых хлопот приобрести для себя нечто полезное. Ведь и в обычной аптеке мы порой не только без рецептов, но и без индивидуальных врачебных рекомендаций покупаем некоторые витамины, лечебную косметику, гематоген и тому подобное. Но если соблюдать здравый смысл и чувство меры, то можно вполне в некоторых пределах самим себе помогать. Характерная черта тех, кто добросовестно относится к применению музыки в качестве лечебного средства, – то, что они честно предупреждают на обложках этой музыкальной продукции, что применение музыкальной терапии не заменяет традиционного лекарственного или какого-то еще лечения, а дополняет его, усиливает его эффект. И, кроме того, постоянно исследуются результаты воздействия музыкальной программы, и результаты исследований публикуются в медицинских журналах.
Звучит музыкальная заставка передачи
Евгения Полянская:
В эфире «Музыкальная аптека». В студии Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, редактор Евгения Полянская.
Максим Леви:
Продолжаем тему «Музыка и здоровье».
Звучит композиция «Ночь приходит нежно» в исполнении Билли Тейлора
Владимир Леви:
Старая добрая джазовая пьеса, исполняемая Билли Тейлором с его ансамблем, называется «Ночь приходит нежно». Это одна из тех вещей, которые я очень охотно включаю при своих музыкально-лечебных сеансах, направленных на самые разные цели: и успокоение, и улучшение сердечной деятельности, и улучшение сна… Прекрасно снимает всяческие спазмы, очень часто помогает при болях, самых разных, и при мигренях в том числе, как спрашивала наша слушательница. Одновременно и расслабляет, и оживляет, и улучшает настроение – количество эндорфинов, гормонов радости, в крови возрастает. Просто трудно не выздороветь под такую музыку!
Продолжает звучать музыка
Владимир Леви:
Женя, я вижу, что пьеса вам нравится, но в то же время что-то вас смущает, вы что-то явно хотите сказать.
Евгения Полянская:
Я не знаю, как вы, но я, например, все чаще замечаю, что реагирую даже на самую любимую музыку с какой-то защитной грустью. И если плохо себя чувствую, заболеваю или устаю очень, возвращаясь домой с работы, то больше всего хочу не музыки, а тишины, просто тишины и покоя.
Владимир Леви:
Вы во многом правы, Женя, к сожалению, я бы сказал, правы, но, к счастью, все-таки не совсем. Тишина, конечно, для здоровья и души и тела очень нужна, тишина и покой. Но ведь все относительно: полную тишину – где вы теперь найдете? Где-нибудь далеко-далеко в тайге разве что, или в космосе... В нашем аудиально загрязненном мире приходится искать не столько внешней, наружной тишины, сколько внутренней – покоя, рождаемого изнутри, из глубины собственного существа. А лучший помощник этому – как раз музыка. С помощью простого плеера с наушниками можно создать свою собственную звуковую среду.
Максим Леви:
Да, эта техника позволяет применять современные эффективные звуколечебные технологии. Стоит только иметь в виду, что пользование наушниками несколько нарушает способность человека к ориентировке в пространстве. Поэтому следует с осторожностью относиться к их применению на улице, скажем, когда вы идете через перекресток с оживленным движением или сами управляете автомобилем или даже велосипедом. Совсем другое дело, если автомобилем управляет кто-то другой, а еще лучше, если вы расположились в любимом кресле дома или в офисе во время перерыва. Вот тут-то и можно в полной мере насладиться и оздоровиться подаваемой через наушники своей любимой музыкой.
Звучит тибетское горловое пение
Владимир Леви:
О, это что, Максим, нынче твоя любимая музыка?
Максим Леви:
Это песнопения тибетских монахов под названием «Тантрические гармонии», а Тантра – это великое древнее искусство любви и здоровья, поэтому такое звуковое средство принесет немало пользы здоровью мужчин и, соответственно, радости женщинам.
Продолжает звучать пение
Владимир Леви:
Сегодня музыка в медицине применяется очень широко, в разных специализированных ее отраслях. Применяется и хирургической реанимации. Мы слышали эту недавнюю потрясающую историю о том, как лечили нашего любимого всероссийски, всемирно известного актера Караченцова после автомобильной катастрофы. Я и по телевизору слышал, как сказали: «Вот он приходит в себя, и особенно помогает ему музыка, подаваемая через наушники». А музыка –, его любимая: оперные арии, замечательный вокал, итальянская опера. Его состояние улучшалось, и это показывали все электроприборы, показывали электроэнцефалограммы.
Появлялось много сообщений об использовании музыки для обезболивания хирургических операций, для снятия боли у рожениц при родах. Я знаю клиники, где это применяется.
Вот как происходит звукомузыкальное обезболивание зубоврачебных операций. Метод, созданный в 59-м году американскими врачами Гартнером и Легринером. Пациенту надевают наушники – он сидит уже в кресле – а в руки дают пульт управления с двумя регуляторами источников звука: музыки и так называемого белого шума. Для тех, кто не знает, скажу: белый шум – это звук, стихийно дезорганизованный, напоминающий при средней силе шум дождя, в тихом звучании – что-то вроде шелеста снега, а если очень громко – похож на шум водопада.
Вот белый шум.
Звучит «белый шум»
Владимир Леви:
Это, можно сказать, обобщенный первичный природный звук, и земной, и космический одновременно. Музыка же ставится такая, какую предпочитает сам пациент: классика, может быть и джаз, или что-то еще легкое, но предпочтительно инструментальное, а не вокальное. А если вокал, то только с очень певучими приятными женскими голосами.
Звучит женское пение, сопрано
Владимир Леви:
…Когда начинается сверлежка зуба или другие неприятные или болезненные манипуляции, пациент усиливает громкость музыки. А при тех действиях, которые могут причинить сильную боль: удаление зуба, работа с удалением нерва – ужасная бывает боль, да? – особенно помогает усиление белого шума. Музыка при этом тоже звучит, но уже как бы через занавеску.
Продолжает звучать женское пение на фоне белого шума
Владимир Леви:
Это сочетание приводит к тому, что боли пациент практически не ощущает, но для каждого соотношение интенсивностей белого шума и музыки индивидуально. Некоторые даже засыпают прямо под бормашиной, вы представляете себе? Работает бормашина, этот ужас, да? – мы все извиваемся, а тут человек спит себе под нее.
Никакого новокаина не нужно вкалывать, ничего такого… Но у очень напряженных, беспокойных людей, страшно боящихся зубной боли, такой метод иногда, увы, не проходит. Напряжение и стресс настолько сильны, столько адреналина в крови заранее, что не берет его такая анестезия. Некоторым из таких людей можно помочь, если ввести им в дополнение к действию музыки еще и гипноз.
Под звук бормашины звучит голос:
Максим Леви:
Ваши мускулы полностью расслабляются… вам приятно… ваши веки тяжелеют, тяжелеют… все ваше тело наполняется приятной истомой… вам замечательно хорошо…. вам весело… а зубика-то нет!
Владимир Леви:
Как вы поняли, друзья, мы пошутили на такую зубодробительную тему. Это была звуковая шутка. А вот сейчас звучит одна из моих любимейших вещей, симфония из Второй партиты Баха в исполнении пианистки Розалин Тюрек. Эту вещь я очень часто включаю как раз на выведении пациентов из гипнотического состояния. Она очень бодрит, трезвит, прибавляет силы, расширяет сознание, расширяет дух, чего и вам желаю.
Звучит симфония из Второй партиты Баха в исполнении Розалинды Тюрит
Евгения Полянская:
К теме «Музыка и здоровье» «Музыкальная аптека» будет еще возвращаться не раз. Сегодня в студии «Музыкальной аптеки» для вас работали: авторы программы Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, звукорежиссер Михаил Максимов, продюсер передачи Ольга Копылова и редактор Евгения Полянская. Заходите на сайт доктора Леви www.levi.ru. Здесь для вас много интересной и полезной информации. Общайтесь с нами, пишите и слушайте каждую субботу, и, конечно, будьте здоровы! До свидания!
|