дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Встреча


 

Встреча



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыка и любовь
(3)


нотная страсть



Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья! Вы слушаете авторскую программу доктора Леви. Музыкальная аптека приглашает вас к радиоприемникам каждую субботу и каждую субботу с вами авторы программы Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант нашей передачи Вера Бисенек и редактор Евгения Полянская. Мы продолжаем поистине неисчерпаемую тему Музыки и любви.

Звучит музыка Глюка

Вера Бисенек:
Наша передача начинается под звуки нестареющей мелодии Глюка – балетной сцены из его оперы «Орфей и Эвридика», которая была посвящена одной из самых долгоживущих историй любви, точнее музыки и любви.

Продолжает звучать музыка Глюка

Владимир Леви:
История любви Орфея и Эвридики действительно стала вечной – она живет уже четвертое тысячелетие. А мелодия из оперы Глюка звучит и остается любимой миллионами людей два с половиной века – тоже немалый срок. Это одно из произведений, выражающих чувство любви языком понятным всем и каждому – и просто, и вместе с тем возвышенно и глубоко.

Вера Бисенек:
Музыка дает нам бесчисленные примеры чистой, светлой, жертвенной любви. Очень многие музыкальные и оперные сюжеты переносят нас в былые времена, когда градус чести, благородства и любви был куда выше, чем сейчас. Вот истинное лекарство от любовной пошлости, которая пышным цветом расцвела в наше время.

Продолжает звучать музыка Глюка

Максим Леви:
Знаешь, Вера, почти всегда очень многим мыслящим людям казалось, что их времена, их нравы – это ужас какой-то, упадок, засилье пошлости. Наверное, потому и обращались композиторы, да и другие творческие личности к историям давно ушедших эпох, ища в них лекарство от мерзостей современности. Ведь в основном исторические события с течением веков превращаются в легенду, а в легенде сохраняются если не самые лучшие, то самые заметные, самые важные проявления человеческих чувств и человеческой натуры вообще. Это и есть, наверное, тот самый высокий градус чести и благородства и, разумеется, любви. И сейчас мы услышим отрывок из знаменитейшей оперы Джузеппе Верди «Аида», написанной на сюжет из жизни Древнего Египта. Это дуэт двух главных героев – Аиды и Радамеса – дуэт двух любящих сердец, не предавших свою любовь даже перед лицом смерти. Исполняют Мария Калласс и Ричард Такер.

Звучит музыка Верди

Владимир Леви:
Большое видится на расстоянии, и вот историческое расстояние тоже очень много значит для того, чтобы можно было разглядеть подлинность и глубину настоящих чувств – такой чистый экстракт человеческого чувства, и он нам дается этими потрясающими голосами, этой изумительной музыкой. И очень для души полезно слушать это, возвращаться к этому, приникать к этому для того, чтобы очищать свою собственную душу для настоящих чувств. Вы скажете: звучит опера, да, это высокое искусство, и нужно быть к этому подготовленным. Это, конечно, так, но есть множество таких более домашних, свойских жанров, которые совершенно не уступают опере в представлении глубины наших чувств, а в то же время они приходят к нам домой, они близки. Это и серенады, которые звучали и в древности, и в средние века, и звучат и сейчас, это всем нам знакомые любовные романсы в их бесчисленных разновидностях, это и просто любовные песни. Все это вместе связано множеством взаимных переходов...

Звучит музыка Глинки

Максим Леви:
В исполнении Георгия Нэлеппа прозвучал романс-болеро Михаила Глинки на слова Нестора Кукольника «О, дева чудная моя».

Владимир Леви:
Как мы слышали, здесь снова прозвучал мотив ревности к потенциальному сопернику, которую испытывает поющий лирический герой романса. Пение как бы предупреждает возможную измену возлюбленной. Но в жизни бывает и совсем по-другому.

Максим Леви:
В литературе есть множество историй о том, как музыка влияет на наши любовные чувства, на их возникновение, развитие и на то, к каким событиям эти чувства могут привести. Ну, пожалуй, самая известная музыкально-любовная история – это повесть Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната». Она упоминается даже в учебниках по психологии.

Звучит фрагмент Крейцеровой сонаты Бетховена

Измененный голос Владимира Леви (читает фрагмент повести Толстого):
«Они играли «Крейцерову сонату» Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете? У, страшная вещь, эта соната, именно эта часть. И вообще, страшная вещь – музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? Зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует разрушающим душу образом. Вздор! Неправда! Она действует страшно, страшно действует. На меня, по крайней мере, эта вещь подействовала ужасно! Во мне как будто открылись совсем новые какие-то чувства, новые возможности, о которых я не знал до сих пор. Да вот как бы совсем не так, как я прежде думал и жил, а вот как будто говорилось у меня в душе… Но что такое было то новое, что я узнал, я не мог дать себе отчета».

Продолжает звучать музыка Бетховена

Вера Бисенек:
Мы процитировали фрагмент монолога Василия – главного героя повести Толстого «Крейцерова соната». Василий, едучи в поезде, рассказывает своим попутчикам, как он из-за неоправданной ревности лишил свою жену жизни. Решающим моментом в этой кровавой истории послужил домашний концерт, на котором жена Василия исполняла «Крейцерову сонату» со своим другом, приезжим скрипачом.

Максим Леви:
И Василий жутко приревновал свою супругу и совершил чудовищное убийство прямо на глазах у детей и няни.

Вера Бисенек:
По-видимому, Василий уловил в исполнении своей супруги и ее партнера те невидимые токи, которые возникают при исполнении камерной музыки музыкантами-партнерами. Ведь часто говорят, что партнеры в музыке – это такая же близость, как партнеры в любви.

Продолжает звучать «Крейцерова соната»

Владимир Леви:
«Крейцерова соната» – это одно из самых психологических, я бы сказал, спорных и загадочных произведений Толстого. Толстой вообще был оригинален и парадоксален в своих точках зрения на искусство. Его звали «ясновидцем плоти»: он заглядывал глубоко в человеческое подсознание и видел там множество разных чудовищ, пожалуй, еще почище, чем Фрейд. Жизненным отзвуком истории, рассказанной в «Крейцеровой сонате», уже позднее явилась история, случившаяся в доме самого Толстого. После того, как у Толстых умер ребенок Ванечка, маленький, замечательный ребеночек рано умер, это было ужасное горе. Оба они его переживали, Софья Андреевна просто не могла найти себе места. И вот случилось так, что друг семьи Танеев, музыкант, композитор, замечательный исполнитель, стал проводить с Софьей Андреевной вот то, что мы называем музыкотерапией. Он очень много ей играл, и Софья Андреевна очень к нему привязалась и, возможно, стала испытывать к нему какие-то сугубо платонические, конечно, чувства. И Лев Николаевич взревновал, хотя Танеева никак нельзя было упрекнуть в каких-либо поползновениях на чувства Софьи Андреевны. Это часто бывает. Музыка способствует, как мы психологи говорим, переносу эротических чувств. Потом Толстой, как рассказывают, извинялся перед Танеевым за то, что испытывал такие подозрения и ревность, и все завершилось вполне достойно.

Евгения Полянская:
В эфире Музыкальная аптека, авторская программа доктора Леви. В студии Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек и редактор передачи Евгения Полянская. Тема передачи – «Музыка и любовь».

Максим Леви:
Мы только что рассказывали, как музыка показалась герою произведения Толстого средством, вызывающим эротическое возбуждение. А ведь, кроме шуток, есть музыка, которую таким средством всерьез считают. Это и некоторые виды древней этнической шаманской музыки, это и современная музыка, в которую часто включают некоторые звуки, напоминающие любовные сцены.

Владимир Леви:
Очень сложно давать какие-то общие рекомендации по такому тонкому вопросу, как любовное общение, тем более интимная жизнь. И мы не будем здесь заходить слишком далеко. Скажем только, что музыка нам всегда доступна, в любые моменты нашего общения, стоит только включить эту музыку, вот и все. Тут важно, чтобы наши вкусы – вкусы обеих сторон – совпадали. И просто не забывать о музыке. А музыка может не только соответствовать настроению вот в этот момент, но и создавать это настроение. И не обязательно называть ее умным словом афродизиак, но музыка действительно может помогать любви и может помогать самым сокровенным мгновениям любви.

Максим Леви:
Звучит оригинальная музыка древнеиндийского любовного ритуала Кама Сутра. Современную обработку выполнили Альгрюмер Ханн и Джордж Эверс.

Звучит музыка Кама Сутры в современной обработке

Максим Леви:
Кама Сутра – настоящая музыка любви, хорошая такая музыка, жалостная…(смех). Я рад, что мою шутку правильно поняли. Хотелось сказать, что сейчас, когда наша передача близится к завершению, пора немножко улыбнуться, а то у нас как-то принято о любви говорить все больше как о страдании. А ведь любовь и юмор, хотя находятся между собой в довольно сложных отношениях, в музыке прекрасно уживаются. Если снова вернуться к древним легендам, то можно вспомнить, что бог любви Амур, он же Купидон, всегда изображается в виде озорного жизнерадостного младенца с крылышками, пускающего направо и налево свои острые стрелы из маленького лука.

Вера Бисенек:
Давным-давно человечеству известна история о том, как Купидон постучался в дом к одному доброму человеку и попросился на ночлег. Русское стихотворное изложение этой истории принадлежит не кому-нибудь, а Михайле Васильевичу Ломоносову. А Максим Леви осмелился положить эти стихи на музыку и сейчас исполнит эту песню вместе с Аллой Чудиной. Итак, маленький промокший Купидончик стучится в дом.

Звучит песня Максима Леви на стихи Ломоносова

Владимир Леви:
Огромной ошибкой многих влюбленных супружеских пар и просто любящих людей является слишком серьезное, драматизирующее отношение к своим любовным переживаниям, полное отсутствие чувства юмора, и как раз музыка учит нас правильному отношению к этим важнейшим вопросам жизни.

Евгения Полянская:
Свои добрые слова и самые нежные пожелания обращают к вам авторы программы Владимир и Максим, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, продюсер Ольга Копылова и редактор передачи Евгения Полянская.

Звучит легкая музыка типа румбы


Оставить отзыв




левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви