Тонус
слушать передачу
Поделиться
музыкальные стимуляторы
возможная бодрость
Евгения Полянская:
Доброе утро, уважаемые радиослушатели. В эфире – «Музыкальная аптека». В студии:
- врач-психотерапевт, писатель и музыкант Владимир Леви,
- а также психолог и музыкант Максим Леви.
За режиссерским пультом Михаил Максимов, у микрофона редактор передачи Евгения Полянская.
Владимир Львович, пожалуйста, вам слово.
Владимир Леви:
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы с вами начнем разговор о тонизирующей музыке. Большой разговор о том, как с помощью музыки взбадриваться и прибавлять себе сил, как физических, так и душевных.
Владимир Леви:
Музыка – тонизатор и стимулятор. Это, пожалуй, самое главное, чего люди вообще желают от музыки... Так было во все времена и во всем мире. Музыкальная тонизация – древнейшая надобность для самых разных житейских нужд.
Евгения Полянская:
Ну вот! Два прихлопа, три притопа – неужели? Этим же действие музыки не может быть исчерпано.
Владимир Леви:
Ну, разумеется. Точно так же во всем мире и во все времена музыка была и лучшим успокоительным и снотворным. Музыка может и то, и другое.
Евгения Полянская:
А зачем вообще музыкой тонизироваться? Есть же и другие какие-то средства. Выпил кофе и пошел. Она что, действительно, так много может?
Владимир Леви:
Да! Музыка может многое. Музыка может: поднять работоспособность, помочь проснуться утром, если вялый, взбодриться, если есть вялость и усталость, снять утомление. Музыка это делает успешнее очень многих лекарств, и часто гораздо успешнее таких средств, как алкоголь или крепкий кофе.
Владимир Леви:
А еще музыка как тонизатор действует тогда, когда нужно поднять боевой дух, когда нужно подготовиться, например, к спортивным соревнованиям, или еще серьезнее – к выполнению какого-то боевого задания. Но об этом лучше расскажет Максим, который именно этим и занимается.
Максим Леви:
Едва ли не первой областью практического применения музыкального искусства была война. Среди военной музыки ведущее место занимает музыка сигнальная и маршевая. Прямое ее назначение – приводить бойцов в нужный тонус.
Звучит марш «Старые товарищи», композитор Карл Тейке
Максим Леви:
Один из классических примеров военного марша – композитор Карл Тейке, марш «Старые товарищи», «Alte Kameraden».
Продолжает звучать марш «Старые товарищи»
Владимир Леви:
Тонизирующее действие оказывает музыка самых разных жанров: от народных песен и плясок до сложнейшей академической, современной, модерновой музыки, элитарной. Всюду есть фрагменты и целые пьесы с огромным тонизирующим действием. Выбор настолько велик, что для одного человека что-то отдельное невозможно рекомендовать, это было бы глупо. Можно только сказать: хорошо пользуйтесь тонизирующими возможностями того музыкального мира, в котором вы живете.
Я знаю так называемых классицистов и академистов, отчасти и сам к ним принадлежу, потому что мой приоритет – это все-таки серьезная классическая музыка, притом, что я люблю и многое другое. Даже у Баха, одного лишь Баха, могу найти массу великолепно тонизирующих пьес и отрывков.
Звучит музыка Баха
Владимир Леви:
А Бетховен! Сколько у него пищи для тонуса!
Звучит музыка Бетховена
Владимир Леви:
Единственное пожелание человеку, который склонен строго замыкаться в пределах избранного им музыкального мира – хотя бы иногда вышагивать за его пределы.
Максим Леви:
И надо иметь в виду, друзья, что разнообразие действует на пользу тонизации и стимуляции, в том числе и разнообразие используемых жанров. В специально составляемых программах для музыкальной тонизации и стимуляции чередование жанров такое, которое в концерте показалось бы полной безвкусицей. Но, тем не менее, это оправдано.
Звучит африканская народная музыка
Максим Леви:
Звучит африканская народная музыка, где главенствуют барабаны, эта музыка хорошо тонизирует почти в любой ситуации.
Продолжает звучать африканская народная музыка
Владимир Леви:
Естественно, возникает вопрос: а как музыка производит свое тонизирующее действие? Как она поднимает тонус? Как возбуждает и как успокаивает? Наверное, даже рядовой слушатель скажет, что это зависит больше всего от ритма музыки, от того, насколько она ритмична, – и, конечно, от скорости, то есть темпа.
Темпоритм имеет решающее значение для тонусности музыки. Он задает активность, мобилизованность мозгу, а вместе с ним – и всему телу. А физиолог скажет вам, что мозг на любой ритмический раздражитель реагирует одной универсальной реакцией, а именно: усвоением темпоритма.
Нервные клетки начинают работать именно в том темпоритме, который они воспринимают, причем происходит это помимо нашей воли.
Именно в этом-то и фокус: если понаблюдать за человеком, который слушает ритмичную музыку, то можно увидеть, как у него в такт музыке либо дергается нога, либо пальцы постукивают, либо головою покачивает... Усвоение темпоритма происходит, хотим мы этого или не хотим, – но, конечно, если мы этого хотим, это происходит лучше.
Звучит ритмичная музыка
Максим Леви:
Помимо темпоритма, на тонус воздействуют еще некоторые составляющие музыкального произведения. Мажор обычно стимулирует нас сильнее, чем минор. Стимулируют и резкие мелодические скачки, особенно вверх – так называемые призывные интонации…
Чем больше состав участвующих инструментов, тем сильнее тонизирующее действие. Наибольшим тонизирующим действием отличаются: человеческий голос (звучит поющий человеческий голос), ударные инструменты (звучат ударные инструменты), солирующая скрипка (звучит скрипка), медные духовые инструменты и электрогитары с современным искаженным тембром (звуки электрогитары).
В зависимости от участвующих инструментов по-разному меняется сердечный ритм. Он меняется незначительно при солировании одного инструмента, при солировании группы инструментов меняется больше, а наибольшее изменение происходит при звучании тутти-оркестра.
Звучит музыка в исполнении оркестра тутти
Максим Леви:
Стимулирует и всякая музыкальная новизна, особенно ускорение темпа. Появление новых звучаний, изменение характера мелодики – все это способствует тому, чтобы тонизирующее воздействие сохранялось дольше.
Евгения Полянская:
Напоминаю нашим радиослушателям, что мы сейчас находимся в студии доктора Леви, и тема нашего сегодняшнего разговора – «Музыка и жизненный тонус».
Владимир Леви:
Вот один из примеров того, как тонизирующая музыка использовалась для излечения психических эпидемий.
Одной из таких эпидемий была эпидемия так называемого «тарантизма».
Дело было в средневековой Италии. Началась там такая повальная беда: тысячи людей ни с того, ни с сего впадали в странное заторможенное состояние: сидели неподвижно, забрасывали все дела, переставали есть, а некоторые кончали с собой... Господствовало поверье, что это состояние вызывается укусами пауков тарантулов. Так ли это было, мы сейчас не знаем. Во всяком случае, люди в это верили... Вот почему и называлась эта странная повальная психическая эпидемия тарантизмом.
И вот как эта эпидемия была побеждена.
Звучит музыка неизвестного композитора эпохи Возрождения
Владимир Леви:
Тысячи странствующих музыкантов в те времена бродили по стране, предлагая услуги жертвам тарантула. При звуках музыки, которые были сначала очень медленными, больные слегка оживлялись, открывали глаза и начинали медленно двигаться в такт музыке. Тогда музыканты усиливали темп и громкость музыки, постепенно доводя больных до быстрой, а потом и до иступленной судорожной пляски. Болезнь, вот этот самый тарантизм, вытанцовывалась, и якобы яд тарантула выходил из тела. Тем, кто не успевал вылечиться, приходилось ждать следующего прихода музыкантов. Тарантизм давно исчез, но в народной музыке именно с тех времен и остался постепенно ускоряющийся танец с характерным ритмом, имя ему – Тарантелла. Тарантелла стала потом отдельной музыкальной формой во всей европейской музыке.
Звучит мелодия Тарантеллы
Владимир Леви:
В этой истории ярко виден принцип нарастающей стимуляции. Это один из главных принципов тонизации вообще и музыкальной тонизации в частности. Тонизироваться надо начинать не сразу с места в карьер, а постепенно.
Евгения Полянская:
Может показаться, что это очень просто: поставил какую-то тонизирующую музыку, приободрился и пошел. Но на самом деле оказывается, что все гораздо сложнее. В чем здесь дело, мы сами разобраться не всегда можем.
Владимир Леви:
Люди, не просвещенные в вопросах прикладного применения музыки, делают одну общераспространенную ошибку. Они думают, что чем музыка громче, чем она оглушительней, тем лучше действует, тем больше тонизирует. Это большая наивность. Такая музыка в действительности оглушает, а может и затормозить, и даже ввести в шок. Не громкостью единой тонизирует музыка. Самое главное, чтобы в ней гармонически и разнообразно сочетались разные компоненты. Ну, и при этом, конечно, нужно учитывать ту конкретную цель, которую мы ставим перед собой, стараясь музыкально тонизироваться.
Максим Леви:
Тонус очень важен на работе. Сейчас все больший процент рабочих мест – офисы. Все больше приходиться работать за компьютером, разговаривать по телефону, вести переговоры. Везде, где приходится это делать, вокальная музыка в качестве фона должна быть исключена. Песня в лучшем случае не мешает работать, если слушающий знает ее текст. Более или менее допустимы песни на непонятном или неродном языке, и то надо поостеречься там, где требуется сосредоточенность и безошибочность. Странно видеть, с каким постоянством работающие пренебрегают этим азбучным требованием: работая на компьютере с документами, день-деньской слушают коммерческие радиостанции.
Евгения Полянская:
Максим, тогда, пожалуйста, порекомендуйте что-нибудь нашим радиослушателям как раз вот для такого случая.
Максим Леви:
Для поддержания устойчивой работоспособности и концентрации внимания лучше всего годится музыка с ясно выраженным ритмом, но без ясной мелодической линии, без участия вокала. Вот характерный пример: композиция Кима Брейтбурга под названием «Млечный сад».
Звучит композиция Кима Брейтбурга
Владимир Леви:
Еще не забудем такую ситуацию, как человек за рулем.
Максим Леви:
Уже давно, лет десять назад, появилась не совсем шуточная рекомендация: «Бойся водителя-меломана, ибо тихая музыка усыпляет, а от громкой быстро дуреют». В разных дорожных условиях – разная загруженность внимания. Днем на улицах, в сложной дорожной обстановке музыка может оказывать отвлекающее действие. В таких ситуациях лучше исключить вокальные произведения и слушать ненавязчивую фоновую музычку. Ночью же, особенно на трассе – дело другое. Когда нападает сонливость, то как раз репертуар коммерческих радиостанций – более приемлем.
Звучит песня популярного зарубежного исполнителя
Владимир Леви:
С чего начинается хороший обед или хорошая закуска? С аперитива, с чего-то такого, что возбуждает аппетит, иначе говоря, поднимает пищевой тонус. И в музыке то же самое. Есть музыка, которая быстро выводит наш тонус на какой-то уровень – музыка, которая возбуждает. Но также быстро эта музыка может и прекратить свое действие. А есть музыкальные пьесы, как будто специально сделанные, чтобы тонус, который уже имеется, поддерживать на определенном уровне, не дать ему упасть. Как правило, это инструментальные пьесы с очень ярко выраженным, но не слишком забойным ритмом, и с простой мелодией, которая не требует особого внимания. Вот, например, музыка Армика, я ее очень люблю сам слушать именно тогда, когда мне нужно поддерживать себя в достаточно бодром состоянии, не прикладывая к этому особых усилий.
Звучит гитарная композиция в исполнении Армика
Владимир Леви:
Время наше подходит к концу, и пора нам поосновательнее подтонизироваться.
Прозвучит сейчас могучая штучка, супертонусная джазовая пьеса «Сладчайшая Джорджия».
Звучит джазовая пьеса «Сладчайшая Джорджия Браун», авторы: Бен Берни, Мацео Пинкард
Владимир Леви:
Чтобы музыка произвела свое тонизирующее действие, пускайте свое тело в эту музыку. И наоборот можно сказать: пускайте музыку в свое тело. Слушайте раскованно, двигайтесь по возможности, даже если вы сидите на своем рабочем месте, вы ощущаете импульс, позыв вашего тела подвигаться под музыку, и дайте ему волю, пусть это происходит. Вы почувствуете, что музыка не только поднимает ваш тонус, но и улучшает настроение, и самое главное – самочувствие. Она вам поможет.
Звучит ритмичная джазовая музыка
Владимир Леви:
Итак, друзья, сегодняшний разговор можно считать введением в большую тему музыкальной тонизации, мы этот разговор продолжим в передаче про музыкальные будилки и поднималки.
Максим Леви:
А в нашей сегодняшней программе звучала музыка самая разная: африканская народная, неизвестного автора эпохи Возрождения, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Генриха Венявского, Мориса Равеля, Давида Тюрье, Кима Брейтбурга и других.
Владимир Леви:
В том числе Максима Леви…
Максим Леви:
…и Владимира Леви.
Евгения Полянская:
Прощаются с вами:
- авторы программы Владимир и Максим Леви;
- звукорежиссер Михаил Максимов;
- музыкальный консультант Вера Бисенек;
- продюсер программы Ольга Копылова;
- и редактор Евгения Полянская.
|