Сила
слушать передачу
Поделиться
музыка и военное дело
(1)
для тех, кто в бою
Звучит военный марш
Евгения Полянская:
Доброе утро, друзья. В эфире – «Музыкальная аптека», авторская программа доктора Леви. В нашей студии:
– доктор, психолог, психотерапевт, музыкант и писатель Владимир Леви;
– соавтор программы Максим Леви, психолог и музыкант;
– музыкальный консультант и также соавтор нашей сегодняшней передачи Вера Бисенек;
– звукорежиссер Михаил Максимов;
– и редактор передачи Евгения Полянская.
Звучит военный марш
Максим Леви:
Звучащий сейчас марш уже позволил многим слушателям догадаться, что наша сегодняшняя тема – «Музыка и военная служба».
Владимир Леви:
Человечество воюет столько, сколько оно существует. К сожалению, мы бы сказали, но это факт, это данность истории, и это продолжается. И вот наряду с оружием самых разных видов – от стрел до ядерных бомб – во все времена, пока человечество воюет, оно использует еще одно оружие. Это оружие называется – музыка. И задача нашей передачи – рассказать вам, дорогие слушатели, о том, как это оружие можно использовать не только для войны, но и в мирных целях. Но об этом позже.
Максим Леви:
Действительно, с древности музыка имеет военно-прикладное значение. Едва ли не первым видом музыки были сигналы, которые использовались для вызова подмоги при нападении неприятеля. И теперь военные сигналы в основном сохранили звукоряд в натуральных обертонах. Это звуки, которые последовательно издают самые простые, достаточно большие по размеру духовые инструменты, если в них дуть все сильнее и сильнее.
Звучит музыка в исполнении оркестра духовых инструментов
Владимир Леви:
Еще первобытные люди заметили, что музыкальные звуки, даже самые примитивные, в бою не только сигнализируют о чем-то, но прежде всего воздействуют на эмоциональное состояние. Музыка помогает поднимать боевой дух перед сражением, помогает в самом бою. И как тут не вспомнить, прежде всего, громогласное «Ура!!!», с которым идут в атаку, это ведь тоже своеобразная музыка, его кричат хором.
Звучат музыка и голоса
Владимир Леви:
У всех народов, которые когда-либо воевали на протяжении своей истории, есть специальная музыка, настраивающая на боевые действия, поднимающая боевой дух: лезгинка, далури, грузинский воинственный танец с мечами; украинский гопак происходит из боевого танца древних славян. В этой музыке могут участвовать одни барабаны (как у японских самураев), любые инструменты, голоса. Она заводит, внушает уверенность, силу, мощь, неутомимость. Древние племена перед сражением в течение целого дня пели и плясали, чтобы завести себя этой боевой музыкой, чтобы поднять боевой дух, чтобы настроиться на сражение.
Звучат музыка, барабаны, голоса
Максим Леви:
Военная тема проникла и в академическую музыку. И огромное количество произведений рисует картины сражений музыкальными средствами. Об этом сегодня рассказывает наш музыкальный консультант Вера Бисенек.
Вера Бисенек:
На всех этапах развития профессиональной музыки произведения, в которых отражались политические и военные события, были необходимой краской в картине общественной жизни. В эпоху барокко пьесы с названиями «Баталия» или «Битва» писали все композиторы того времени. Это своеобразные звуковые зарисовки с места события. Вот пьеса Карла Филиппа Эммануила Баха «Битва при Брегене». Карл Филипп Эммануил Бах – второй сын великого Иоганна Себастьяна Баха. Композитор снабдил это произведение некоторыми ремарками: «Начало сражения», «Пушки», «Мушкетеры», «Оплакивание погибших», «Вторая атака».
Звучит отрывок пьесы Карла Филиппа Эммануила Баха «Битва при Бергене»
Вера Бисенек:
Кстати, о военных сигналах. Знаменитый механик Мельцель, изобретший множество музыкальных (и не только) механизмов, во времена наполеоновских войн создал прибор, автоматически подававший боевые сигналы французской кавалерии. По просьбе Мельцеля Бетховен написал произведение с актуальным названием: «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». На премьере дирижировал сам автор. А в оркестре играли самые знаменитые музыканты того времени. Сальери управлял специальной группой музыкантов, изображавших пушечную пальбу. Гумель, знаменитый пианист, стоял у турецкого барабана. А композитор Мейербер бил в литавры.
Владимир Леви:
Наполеон в своих воспоминаниях писал, что терпение русских солдат, русские морозы и русская военная музыка – вот три главные причины, по которым он потерпел поражение в России.
Вера Бисенек:
Триумфу русского оружия в войне с Наполеоном посвящена торжественная увертюра «1812 год» Петра Ильича Чайковского. В музыкальную ткань произведения Чайковский ввел молитву о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя», гимн «Боже, Царя храни» и тему «Марсельезы».
Звучит отрывок торжественной увертюры «1812 год»
Вера Бисенек:
В состав оркестров включены настоящие церковные колокола и пушечные выстрелы. Да-да, настоящие пушки. Дело в том, что «1812 год» предназначался для исполнения на открытом воздухе, и впервые увертюра прозвучала в специальном павильоне на Ходынском поле.
Звучит отрывок торжественной увертюры «1812 год»
Евгения Полянская:
Вы слушаете «Музыкальную аптеку». В нашей студии: Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек и редактор передачи Евгения Полянская.
Вера Бисенек:
Продолжаем нашу тему «Музыка и военное дело». И сейчас разговор пойдет о более близких нам исторических временах.
Звучит отрывок из песни «Священная война»
Максим Леви:
Звучат первые такты песни «Священная война». Слова ее написал Василий Лебедев-Кумач, а музыку – генерал-майор Александр Васильевич Александров. Этот композитор – один из величайших мастеров торжественной песни. Уже шесть десятков лет люди поражаются тому, как мощно на них воздействует эта песня, «Священная война». Здесь гениальным композиторским решением было использование трехдольного размера. Это восходит к традиции музыкального сопровождения старинных торжественных шествий. И то, что мы слышим в этой песне, – это не вышагивание левой-правой, под которое подходит типичный двудольный размер марша. Мы слышим непрерывное неумолимое движение вперед, когда не остается ни малейшего сомнения в том, что фашистская гадина будет сметена и раздавлена.
Звучит отрывок из песни «Священная война»
Вера Бисенек:
Священная для нашего народа война была временем создания знаковых музыкальных произведений. В самом начале Великой Отечественной под непосредственным впечатлением военных событий, в очень сжатые сроки появилось на свет крупное, монументальное произведение, симфония.
Звучит отрывок из первой части 7-й симфонии Шостаковича
Вера Бисенек:
Звучит отрывок из первой части 7-й симфонии Шостаковича. Во время работы над симфонией Дмитрий Дмитриевич оставался в Ленинграде, где он вместе с коллегами жил в здании консерватории на казарменном положении. Он дежурил на крыше консерватории, где тушил зажигательные бомбы. Шостакович продолжал преподавать и вместе с артистом Черкасовым руководил театром военного ополчения. Он работал в музыкальном издательстве, которое выпускало сборники песен для отправлявшихся на фронт.
Максим Леви:
Ни голод, ни начавшиеся обстрелы города, ни холода не могли помешать композиторскому вдохновению. Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: «Музыка неудержимо рвалась из меня, я никогда не сочинял так быстро, как сейчас».
Вера Бисенек:
На полях партитуры симфонии есть пометки: «Воздушная тревога». Но Дмитрий Дмитриевич редко спускался в убежище. По тревоге не спустились в убежище и музыканты, и слушатели во время исполнения симфонии в Москве, которая в то время находилась на осадном положении. А для исполнения симфонии в блокадном Ленинграде ее партитура была доставлена в город специальным самолетом, прорвавшимся через вражеское огневое кольцо. Огневой занавес по приказу генерала Говорова создали наши орудия во время ленинградского исполнения симфонии.
«Наших артиллеристов тоже можно считать участниками исполнения», – так сказал главнокомандующий ленинградским фронтом генерал Говоров.
Как раз на этот день, на 9 августа 1942 года, Гитлер и назначил взятие города на Неве. Но и в этот день, и позже у фашистов ничего не получилось. Зато звучала гениальная музыка Шостаковича. Она неслась из репродукторов на весь город.
Звучит отрывок 7-й симфонии Шостаковича
Владимир Леви:
Один американский журналист после исполнения в Америке 7-й симфонии Шостаковича под управлением Тосканини сказал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»
Эта великая музыка была написана во время войны, во время настоящего ада. Ну, словами это не описать, мы как-то генами все это помним, а я помню это своей детской памятью. Я был тогда маленький, и где-то у меня глубоко в подсознании она тоже звучит.
Продолжает звучать отрывок 7-й симфонии Шостаковича
Владимир Леви:
Это масштабная симфоническая музыка, но не забудем и другой жанр, более близкий людям и повседневный, простой и общедоступный – военную песню. Военные песни солдаты пели во всех войнах прямо в походе или на привале, иногда и перед самым боем. А в дни Великой Отечественной уже вовсю использовались и радиоприемники, да и патефоны держали почти в каждой роте. А в нынешние времена маленький плеер, наушники – они могут быть у каждого солдата, у каждого офицера, и возможностей для психологической поддержки, для психологической подготовки к военным действиям и вообще для поддержания боевого духа стало значительно больше.
Максим Леви:
Жаль только, используются эти возможности слабовато. Да и военной песне почему-то сейчас не придают такое значение, как раньше. И напрасно, песня – это не просто развлечение, она может становиться настоящим оружием.
Звучит отрывок из песни «Партизанская тихая»
Максим Леви:
Прозвучал голос Леонида Утесова, исполнившего песню, музыку для которой написал композитор Воловац, много работавший с Утесовым, а слова – малоизвестный поэт Арго. Конечно, никакие технические средства не заменят живого выступления музыкантов, особенно если они приезжают прямо в места сражений. В этой передаче мы не могли умолчать об оркестре Утесова, который очень много гастролировал на передовой в дни войны. Например, выступая на Калининском фронте, они дали за одну неделю 45 концертов. И кроме воинственных песен, таких, как только что звучавшая, они, конечно, исполняли песни лирические. Ведь бойцам, находящимся очень долго в немыслимо трудных условиях, просто по психологическому закону контраста совершенно необходимо для сохранения боевого духа иногда предаться воспоминаниям и нежным чувствам к тем, кто ждет их дома.
Звучит отрывок из песни «Жди меня»
Максим Леви:
Прозвучала песня Константина Листова на слова Константина Симонова, известнейшее стихотворение «Жди меня». В 1943 году оркестр Утесова попал с автоколонной под налет Мессершмиттов. Сопровождающие погибли, а музыканты чудом остались живы. Интересный факт: на заработанные оркестром Утесова деньги были построены два самолета-истребителя. Во фронтовом репертуаре находилось место и шутке, и пародии – жизнерадостный одессит Утесов оставался верен себе. К известным песням специально сочинялись тексты, высмеивавшие фашистов. Давайте послушаем, как во время войны переделали очень известную с довоенных лет заздравную песню, которую написали ныне уже совсем забытые авторы Рубен и Русак. Там пелось пожелание: «Чтоб в год по ребенку у вас нарождалось, а если, по счастью, и двое прибудет, никто с вас не спросит, никто не осудит». А в переделанном варианте по велению времени желают совсем противоположного: как можно больше убивать фашистов.
Звучит отрывок из песни «Будьте здоровы» (военные куплеты)
Максим Леви:
Девятого Мая, в День Победы, при огромном стечении народа оркестр Утесова выступал на открытой эстраде, на площади Свердлова в Москве. А мы с вами в заключение слушаем «Столичный марш» композитора Рунова. И пора прощаться.
Звучит «Столичный марш» композитора В.С. Рунова
Евгения Полянская:
С вами прощаются сегодня:
– авторы программы Владимир и Максим Леви;
– музыкальный консультант и соавтор программы Вера Бисенек;
– звукорежиссер Михаил Максимов;
– продюсер Ольга Копылова;
– редактор передачи Евгения Полянская.
До свидания, до следующей субботы.
Звучит «Столичный марш»
|