Сила
слушать передачу
Поделиться
музыка и военное дело
(2)
музыка победителя
Звучит военный марш
Евгения Полянская:
Доброе утро, друзья. В эфире – «Музыкальная аптека», авторская программа доктора Леви. В нашей студии:
– доктор, психолог, психотерапевт, музыкант и писатель Владимир Леви;
– соавтор программы Максим Леви, психолог и музыкант;
– музыкальный консультант и также соавтор нашей сегодняшней передачи Вера Бисенек;
– звукорежиссер Михаил Максимов;
– и редактор программы Евгения Полянская.
Сегодня, дорогие радиослушатели, мы еще раз обращаемся к теме «Музыка и военное дело». Думаем, что эта тема близка большей части населения нашей страны. Она также не чужда и участникам нашей сегодняшней программы, мужской ее половине, тем более что Максим Леви продолжает служить в чине подполковника.
Звучит военный марш
Владимир Леви:
Мы обещали вам рассказать об использовании энергии военной музыки в мирных целях. Но сначала немножко углубимся в историю и вспомним, что еще в древности существовали боевые пляски, которые придавали воинам храбрость, возбуждали воинственность. Музыканты, состоящие на военной службе, существовали еще в древние времена, в античности. Вот в Древней Греции, например, служили музыканты в действующих армиях. Их выбирали среди людей, обладавших большой грудной клеткой с сильными легкими, чтобы они могли извлекать из огромных труб могучие звуки, способные устрашить неприятелей.
Звучит музыка – трубы
Максим Леви:
А еще музыка помогала воинам сплотиться и служила для организации совместных действий на боевых тренировках и в самом бою. Греки, как известно, наголову разбивали армию персов, многократно превосходившую их числом, потому что знали боевой строй, а значит, действовали слаженно, организованно. Из необходимости двигаться строем и возник такой жанр, как марш. Хотя военный строй давно утратил прямое боевое назначение, он сохранил значение моральное – создавать чувство единства, сплоченности воинов.
Звучит воинское парадное приветствие и музыка – военный марш лейб-гвардии Семеновского полка
Максим Леви:
Мы с вами слушаем архивные записи дореволюционных времен. Звучит марш лейб-гвардии Семеновского полка.
Звучит музыка – военный марш лейб-гвардии Семеновского полка
Максим Леви:
Жаль, что у нас в армии мало обращают внимание на красоту этого действия. Строевые тренировки превращают даже в средство наказания: провинился – два часа на плацу.
Звучат голос строевого приказа и музыка военного марша
Владимир Леви:
Вот я помню, давно уже кончилась война, а в армии мы еще не служили, был вполне мир, и любимой музыкой тогдашних пацанов моего возраста было – что? Марши! Это же музыка бодрого хода, это музыка, которая всегда тонизирует, она очень физиологична. И вот вам мощнейший ресурс для использования военной музыки в мирных целях: тонизация, противостояние всевозможным ударам судьбы – достаточно ввести внутрь себя мощный маршеобразный ход. И эта музыка всегда бодрит и воодушевляет, даже если под нее не идти строем. Истинные шедевры этого жанра, конечно же, живут в классической музыке.
Звучит музыка Моцарта
Максим Леви:
Звучит марш Вольфганга Амадея Моцарта из оперы «Идоменей, царь Критский».
Продолжает звучать марш из оперы Моцарта «Идоменей, царь Критский»
Максим Леви:
Да, вот такие классические марши признавались даже в советской России в 20–30-х годах воинствующими поборниками пролетарского духа музыки в Красной армии. Тогда много было споров о том, какая музыка для красноармейца правильная, а какая нет. Например, немецкие парадные марши вообще предавались полному поруганию, и даже, представьте себе, «Авиамарш» Юлия Хайта называли опереточным, шансоньеточным, мещанским и буржуазным. Правда, в конце концов эта музыка победила и стала в 1933 году гимном военно-воздушных сил.
Звучит «Авиамарш», гимн военно-воздушных сил
Владимир Леви:
А вот такие известные прекрасные музыкальные жанры, как мазурка и полонез, оба польского происхождения. Когда слушаешь иные мазурки и полонезы, то так и слышится звон шпор, и видится прекрасно танцующий офицер-дворянин. В этой музыке тоже проступает военное начало, высоко эстетизированное, прекрасное, гордое, достойное. Это тоже использование воинственности в мирных целях, поднятое на духовную высоту прекрасной гордой воинственности.
Вера Бисенек:
Многие композиторы не только сочиняли музыку для армии, но и сами были профессиональными военнослужащими. Особенно ярко это выражалось почему-то в российской композиторской среде. Допустим, Цезарь Кюи был вообще профессором фортификации, генералом, преподавал в военной академии, был очень крупным военным специалистом. Николай Яковлевич Мясковский был специалистом по саперному делу. Ну, все знают, что Николай Андреевич Римский-Корсаков в прошлом был военно-морским офицером, как его старший брат, которого, кстати говоря, звали Воин Андреевич. Константин Вильбуа прослужил практически всю жизнь в армии. Все, конечно, знают знаменитый полонез Огинского, но немногие слышали, что учителем молодого Огинского был композитор Осип Козловский, который был тоже профессиональным военным.
Владимир Леви:
Вот сейчас мы услышим знаменитую музыку «Гром победы, раздавайся!», автор которой – Осип Козловский. И, что характерно, эта музыка – как раз в форме полонеза.
Звучит песня – отрывок полонеза «Гром победы, раздавайся!» Осипа Козловского
Максим Леви:
Мы послушали полонез Осипа Козловского на стихи Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!», сочиненный в честь взятия Суворовым Измаила в 1790 году.
Звучат позывные «Музыкальной аптеки»
Евгения Полянская:
– В эфире авторская программа доктора Леви «Музыкальная аптека». Продолжаем обсуждать тему «Музыка и военное дело». В нашей студии:
– доктор, психотерапевт и писатель Владимир Леви;
– психолог, музыкант Максим Леви;
– Вера Бисенек, музыкальный консультант;
– и редактор Евгения Полянская.
Звучит музыка
Вера Бисенек:
Первую мировую войну один из создателей утонченного импрессионистического мира, француз Морис Равель, встретил с горячим желанием защищать родину с оружием в руках. Но по состоянию здоровья он не подлежал призыву, и композитор начал борьбу за свое место, но нет, не за место под солнцем, а за место под ружейными и пушечными выстрелами. Он был согласен на любую, пусть самую тяжелую армейскую работу. И сначала работал санитаром в госпитале, а потом водил армейский грузовик, на котором, по выражению его друзей, выглядел как мышь на слоне, ведь Равель был маленького роста.
Звучит отрывок концерта № 2 ре-мажор для фортепиано
Вера Бисенек:
Сейчас вы слышите отрывок из концерта для левой руки Мориса Равеля. Дело в том, что в 1931 году с просьбой создать концерт для одной руки к композитору обратился австрийский пианист Пауль Витгенштейн, который в годы Первой мировой войны потерял правую руку. И по просьбе уже Мориса Равеля Сергей Прокофьев и Рихард Штраус для этого же пианиста Пауля Витгенштейна создали тоже по концерту для одной, левой руки.
Звучит отрывок концерта № 2 ре-мажор для фортепиано
Владимир Леви:
Друзья, не забудем еще о том, что война – это огромные жертвы, это страдания, это кровь, в том числе миллионов невинных. И конечно, говоря о военной музыке, нельзя обойти такую музыку, которая дает нам чувство скорби, чувство памяти о жертвах войны. Это тоже входит в большой энергетический пласт музыки, связанной с войной. И это тоже должно входить в наши души, как необходимый противовес мировому злу и злу, которое гнездится в каждом из нас. Давайте послушаем немного этой музыки.
Звучит Санктус из оратории «Военный реквием» Б. Бриттена
Вера Бисенек:
Санктус из «Военного реквиема» Бриттена. В этом монументальном произведении наряду с традиционным католическим текстом использованы стихи окопного поэта Уилфреда Оуэна, воевавшего на полях Первой мировой войны и погибшего в 25 лет.
Звучит Санктус из оратории «Военный реквием» Б. Бриттена
Максим Леви:
Мы послушали отрывок «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена и продолжаем разговор на тему «Музыка и военное дело».
Вера Бисенек:
В XVIII веке в Венгрии парней в армию вербовали под музыку, так сформировался стиль вербункош, от немецкого werbung, что значит «вербовка». Чуть позднее стиль вербункош проник и в академическую музыку.
И пожалуй, один из самых ярких примеров такой музыки – «Венгерские рапсодии» Листа.
Звучит отрывок из «Венгерских рапсодий» Листа
Владимир Леви:
Вы представляете себе, если бы так забирали в армию наших парней – не с милицией их ловили, а делали бы это торжественно, с помощью музыкантов, вот она эстетика. Очень жаль, что она утрачена, а вместе с ней столько духа, нужного для поддержки столь необходимой всем нам военной службы.
Звучит отрывок из «Венгерских рапсодий» Листа
Максим Леви:
В самый раз сейчас вспомнить и про обычную солдатскую срочную службу. По-моему, молодому мужчине для взросления совсем не лишнее дело – послужить. Другой вопрос: много ли проку от армии, состоящей из недоученных, кое-как снаряженных бойцов? У большинства солдат сейчас служба протекает без всяких экстремальных ситуаций. Это просто куча повседневных и не очень-то желанных обязанностей. И тут музыка – первейшее средство украсить неказистый солдатский быт. И еще нужно обязательно помнить о жизни на гражданке. Я вспоминаю свою срочную службу в пограничных войсках в конце 80-х годов. Сидит такой парнишка-солдат в комнате отдыха в воскресенье, смотрит телевизор, в мое время это была музыкальная передача «Утренняя почта», и вспоминает, как на дискотеке отплясывал. А еще у нас был парко-хозяйственный день под аккомпанемент ансамбля «Ласковый май», и навсегда связалась в моей памяти эта музыка с образом лопаты и грязной тряпки. А в свой редкий выходной я, помнится, крутил на старом магнитофоне присланную одному из товарищей пленку и подбирал по слуху на гитаре песни бит-квартета «Секрет».
Вот эту песню мы, например, называли «Дембельской».
Звучит отрывок из песни «Сердце северных гор» бит-квартета «Секрет»
Максим Леви:
Солдаты возвращаются домой и тоже с помощью музыки вспоминают свою срочную службу, и вспоминают ее с удовольствием. На домашнем празднике за «рюмкой чая» распевают строевые песни. А музыка в армии в самом деле здорово психологически поддерживает не только в казарме, но в самых разных ситуациях. Между прочим, уставом запрещено на гауптвахте слушать радио, играть на музыкальных инструментах и петь песни.
Владимир Леви:
Потому что с музыкой гауптвахта перестанет быть наказанием.
Максим Леви:
И еще музыка бывает нужна прямо на местах несения службы – например, если приходится целый день вести наблюдение в подзорную трубу, как это делал я, очень монотонная работа. И исследования показали, что музыкальный фон среднего темпа и небольшой громкости в таких условиях улучшает зрительное распознавание, повышает наблюдательность, поддерживает сосредоточенность бойцов, то есть оказывает прямую пользу военному делу. И даже ночью, скажем, один из трех бойцов, несущих службу вместе, имеет право отдохнуть и послушать специальную музыкальную программу, надев наушники. Такие программы во многих армиях Запада уже давно внедряются. Это помогает быстро восстановиться и с новыми силами продолжать свою вахту.
Звучит музыка
Вера Бисенек:
Мы уже говорили сегодня о том, что музыкальные звуки и сигналы могут использоваться для того, чтобы каким-то образом воздействовать на эмоции противника. А как это выглядит в современных условиях?
Максим Леви:
Да, музыка может использоваться и как элемент психической атаки. Хотя вообще технически непросто бывает донести хоть какую-нибудь звуковую информацию до ушей противника. В самом бою, скажем, среди грохота это просто невозможно. Но когда это удается, положим, путем выхода в эфир на частотах, на которых обычно военнослужащие неприятеля слушают радио, музыку стараются использовать. Ведь она может оказаться полезной тогда, когда невозможно впрямую действовать на убеждения и установки противника – например, когда прямые призывы сдаться в плен или прекратить наступление окажутся заведомо неэффективными или даже приведут к обратному результату. Музыка же, воздействуя на эмоции, может исподволь ослабить волю противоборствующей стороны. Не случайно уже упоминавшийся в одной из наших передач древнекитайский военный теоретик говорил: «Ослабляйте волю противника песнями и музыкой». Например, музыка очень веселая или, наоборот, грустно-сентиментальная может значительно сбить с боевого настроя.
Звучит «Танго» Винсента Юманса
Максим Леви:
Такая сентиментальная мелодия, как это «Танго» Винсента Юманса, может у многих солдат вызвать воспоминания об оставленных семьях, о доме и острое желание туда вернуться и больше не участвовать в войне. В разных странах мира с большим или меньшим успехом ведутся разработки по части использования музыки в качестве психологического оружия. Причем современная техника позволяет даже, образно говоря, «зашить» в музыкальную ткань неосознаваемые внушения, подавляющие волю к противоборству. Внушения эти могут быть направлены на создание чувства страха или чувства тоски по дому, но не стоит переоценивать их эффективность, она пока еще недостаточно доказана. А вот в Южно-Африканской Республике уже много лет существует так называемый музыкальный танк, он применяется при охране общественного порядка на улицах. У этого танка вместо пушки пожарный брандспойт, а по бокам две колонки, которые стреляют вокруг ритмичной музыкой. Ведь если заставить людей ритмично двигаться, то гораздо легче предотвратить развитие паники или, скажем, массовой агрессии.
Звучит ритмичная музыка
Владимир Леви:
Сколько мощной, тонизирующей, вдохновляющей энергии несет музыка, первоначальное назначение которой было вдохновлять человека на бой, на сражение. По сути дела, каждый проживаемый нами день, в той или иной степени, это тоже сражение с самим собой, с глупостью и злом окружающей среды, которые иногда могут быть очень агрессивными, очень часто с хамством, которое нападает всегда неожиданно. Если подобную музыку иметь наготове, иметь ее в самом себе, особенно людям с хрупкой, ранимой организацией, с недостатком уверенности в себе, с пониженной самооценкой – это будет очень хорошо. Почаще слушать хорошие марши, хорошую классическую батальную военную музыку, вспоминать ее, вспоминать внутри себя, иногда заводить, особенно когда мы готовимся к преодолению каких-то жизненных препятствий – давайте об этом тоже помнить и использовать энергию военной музыки именно в мирных целях, на благо себе, своим близким и окружающим.
Звучит русский старинный военный марш
Вера Бисенек:
И под конец передачи мы опять возвращаемся к архивной записи русских старинных военных маршей. И так хочется, чтобы человечество все-таки отправило войну в архив, а от всего военного наследия оставило только замечательную военную музыку.
Звучит русский старинный военный марш
Евгения Полянская:
Прощаются с вами до следующей субботы
– авторы программы Владимир и Максим Леви;
– соавтор этой передачи, музыкальный консультант Вера Бисенек;
– звукорежиссер Михаил Максимов;
– продюсер Ольга Копылова;
– редактор передачи Евгения Полянская.
Всего вам доброго, до следующей субботы.
Звучит русский старинный военный марш
|