Братья меньшие
слушать передачу
Поделиться
музыка и животные
(1)
музыкальный зоопарк
Евгения Полянская:
Доброе утро, дорогие друзья. В эфире «Музыкальная аптека», авторская программа доктора Леви.
Звучит музыка
Евгения Полянская:
Сегодня мы продолжаем большую, неисчерпаемую тему «Музыка и природа, Музыка и животные. Музыка и птицы».
У нас в студии психолог, писатель, музыкант, зверолюб, владелец собак, морских свинок, птичек, а также, в свое время, обезьян Владимир Львович Леви.
Все остальные члены нашей творческой команды тоже большие любители животных. Это Максим Леви, психолог и музыкант; музыкальный консультант Верочка Бисенек; звукорежиссер Михаил Максимов и редактор передачи и ведущая Евгения Полянская. Доброе утро!
Звучит «Королевский марш Льва» Сен-Санса
Максим Леви:
Наш вступительный музыкальный номер – «Королевский марш Льва» из «Карнавала животных» Сен-Санса.
Продолжает звучать музыка Сен-Санса
Владимир Леви:
А начнем мы издалека, из мифа, который звучит вот так: «Лирой заставлял Орфей горы с гибкостью ветвей наклоняться до земли. На призыв его игры травы из земной коры выходили и цвели*. Ядовитая змея не пугала соловья. Слезы капали из скал, а могучий грозный лев, голод свой преодолев, зебру с миром отпускал». Это из Рильке, из его большой поэмы «Орфей».
Итак, друзья, сегодняшняя тема «Музыка и животные».
С чего мы начнем, пожалуй, так это с реакции животных на музыку. Об этом уже собран огромный материал разного рода наблюдателями и исследователями за многие века.
Звучит скрипичная музыка
Вера Бисенек:
Знаменитый певец Орион возвращался на корабле на родину после триумфальных выступлений в Италии. Узнав о том, что Орион везет много денег с собой, матросы-разбойники задумали убить его. Перед смертью Орион попросил разрешить ему спеть в последний раз.
Начав петь, Орион вдруг решил, что лучше прыгнуть за борт и утонуть, чем погибнуть от руки разбойников. Так он и сделал.
Звучит пение
Вера Бисенек:
Едва допев свою последнюю песню вместе с лирой, на которой он аккомпанировал себе во время пения, Орион бросился в пучину морскую, будто знал, что ждет его там спаситель. Им оказался дельфин, который появился около корабля, как только Орион начал петь, и плавал возле корабля словно зачарованный. Он-то и спас певца, доставив его на берег. А было это более двух с половиной тысяч лет назад.
Звуки моря и голоса дельфинов
Евгения Полянская:
Кстати, о дельфинах. Газеты и журналы печатали материалы о музыкальности дельфинов и писали, что дельфины часто появляются около кораблей, на палубе которых играет музыка. Им больше всего нравилась медленная, плавная музыка. Как только начинали звучать высокие звуки или частые удары барабанов, дельфины начинали волноваться. Хорошо очень они воспринимали пение, мужские и женские голоса, и нравились им звуки органа.
Звучит оркестровая музыка с участием органа
Владимир Леви:
Природа имеет свои языки, свои коды, свои ритмы, которые достаточно универсальны и у всех животных, и у людей. Все животные реагируют на ту музыку и так, как она соответствует их собственным звуковым языкам.
Звучит мычание коровы
Владимир Леви:
Это стало уже общим местом, что коровы очень любят доиться под музыку Моцарта, а также Чайковского. Есть коровы, которые просто даже не желают давать молока, если им не играют вживую или не заводят музыку.
Звучит веселое попурри из классической музыки
Вера Бисенек:
Один сельский житель рассказывал, что корову они доили с женой только вдвоем: она доила, а он в это время играл на гармошке.
Звучит гармонь
Вера Бисенек:
Если вдруг музыка переставала звучать, то корова сразу начинала вести себя как-то неспокойно, и с молоком происходило тоже что-то не то.
Продолжает звучать музыка на народных инструментах на фоне мычания
Евгения Полянская:
Несколько лет назад в Германии случилось такое нашествие кабанов, какого давно не было. Отчаявшийся фермер использовал такой любопытный метод: ему пришла в голову идея попытаться их отпугнуть современной музыкой. Перепробовав несколько десятков певцов, певиц и рок-групп, он обнаружил, что кабаны в панике убегают, едва заслышав пение, извините, Бритни Спирс. Ну, всем хороша эта певица, а вот голос ее дикие кабаны слушать почему-то не могли.
Звучит хрюканье кабанов
Вера Бисенек:
А вот другой кабан из Одесской области вел себя совершенно по-другому при звуках музыки. В лесу он встретил некоего пенсионера, которого до смерти напугал и загнал на дерево. Испуганный дедушка, сидя на дереве, не знал, что ему делать, как ему отогнать рассвирепевшего секача. Он кидал в него всем, что попадалось под руку. Когда все запасы предметов были исчерпаны, он с горя включил висевший на его животе транзисторный приемник, и, о счастье, с кабаном произошло нечто странное. Он присмирел, уселся перед деревом и стал вожделенно внимать звукам, доносящимся из транзистора. Через некоторое время кабан успокоился, подобрал все приманки, которые бросал ему несчастный пенсионер, и удалился восвояси. Но науке неизвестно, какую же музыку слушал из этого транзисторного приемника разъяренный кабан.
Звучит детская песенка «Мы два красивых поросенка»
Вера Бисенек:
Учеными давно доказано, что биохимические составы организмов свиньи и человека очень близки. Ведь при первых попытках пересадить печень образцы пересадочного материала для человека брали не у кого-нибудь, а у свиньи.
Продолжает звучать песенка про поросят
Максим Леви:
Да, у нас с этими животными действительно очень похожий обмен веществ, свинья реагирует на алкоголь примерно так же, как человек. Выражение «пьян как свинья» имеет под собой глубокий смысл: это скорее свинья бывает пьяной, как человек.
Вера Бисенек:
И выражение «ведешь себя как свинья», я думаю, не совсем соответствует его смыслу, (подозрительно измененный голос: оно обидно для свиньи) потому что даже не все люди любят Моцарта, а, как доказывает наука, моцартовскую музыку обожают буквально все существа с пятачками.
Звучит музыка Моцарта, сопровождаемая хрюканьем
Владимир Леви:
Известно, что пастухи развлекали их музыкой с очень большим успехом все века существования человечества, и недаром вот такая духовая музыка родилась из пастушеской. Пастушеские свирельки, рожки дали начало духовой музыке, по крайней мере, очень большой ее части. Не говоря уже о том, что многие духовые инструменты и сделаны-то были именно из рогов копытных.
Звучит рожок, а потом – ржание лошади
Владимир Леви:
Лошади очень музыкальны. Цирковые лошади великолепно танцуют под музыку. Кроме того, издавна было известно, что лошади на полях боевых сражений очень мощно реагировали на звуки духовых инструментов, труб боевых и неслись в бой разгоряченные под эти звуки. Лошади и ритмичны, и очень здорово реагируют на мелодии.
Максим Леви:
И, пожалуй, лучшие образцы военной музыки прошлого были созданы именно для кавалерии, как этот «Марш гвардейского казачьего полка».
Звучит «Марш гвардейского казачьего полка»
Владимир Леви:
Одно из самых интересных музыкальных копытных животных – это, конечно же… осел!
Звучит запись звуков скрипки
Вера Бисенек:
Владелец цирка по фамилии Сарасани рассказывал, что в дни его юности в цирке выступал поющий осел, пользовавшийся огромным успехом у зрителей, и хозяин цирка очень его любил.
Номер с ослом назывался «Ромео! Единственный в мире поющий осел!»
Этот осел умел по команде издавать звуки, которые составляли целую музыкальную фразу. Естественно, что номер пользовался дикой популярностью у публики.
Звучат позывные Музыкальной Аптеки
Владимир Леви:
Итак, мы продолжаем наш рассказ о воздействии музыки на животных, и теперь мы расскажем про грызунов. Издавна ходили по земле бродячие музыканты, бродячие шарманщики или скрипачи, а с ними зверюшки. И такие солидные животные, как медведи, которые, как известно, очень любят плясать под музыку, и такие небольшие безобидные и симпатичные, как, например, сурки. Помните песню Бетховена «Сурок» – замечательная песня, которая увековечила этот исторический факт, что с сурками ходили музыканты, и сурки плясали под музыку...
Звучит песня Бетховена «Сурок»
Владимир Леви:
Тот, кто читал поэта Марину Цветаеву, наверняка, читал и ее поэму «Крысолов». А поэма эта основана на легенде, что в германском городе Гаммельн жил музыкант, игравший на флейте, который музыкой мог выводить из любого помещения любое количество мышей и крыс, которых тогда плодилось видимо-невидимо, уводил их куда-нибудь очень далеко. Легенда говорит о том, что этот крысолов, не раз спасавший город Гаммельн от нашествия ужасных крыс, захотел жениться на дочке бургомистра. Ему в этом отказали, и тогда крысолов-музыкант в отместку взял и увел своей музыкой из города всех детей. Как говорится, сказка – ложь, да в ней намек.
Звучит флейта
Евгения Полянская:
А вот какая история произошла в английском городе Саутпорт.
На городской храм искусств – цветочный зал – обрушилось бедствие: неимоверно расплодившиеся мыши. И никакие традиционные меры – мышеловки, ядохимикаты – не дали результатов. Но вот в зале прошел концерт современной рок-музыки. Привыкшая ко всему публика этот концерт выслушала и вынесла, а вот мыши… После концерта этих хвостатых меломанов сдуло как ветром.
Владимир Леви:
Ну что ж, приближаемся к уровню человека, хотя и выяснили, что гены свиньи гораздо ближе к человеку, чем даже гены обезьян. Но мы по-прежнему традиционно считаем, что обезьяны – это наши ближайшие родственники, и вот какое наблюдение известнейший натуралист, классик зоологии Брем записал в своей книге «Жизнь животных»...
Звучит крик обезьяны
Владимир Леви (читает отрывок из книги Брема):
«Рано утром, а также на вечерней заре слышится быстрый, непрерывный шум шимпанзе, который сравнивают иногда с рычанием ревунов.
Как и у последних, крики начинает старый самец, а остальные подхватывают. Сначала звуки все усиливаются, затем медленно сходят на нет. И рядом с этими музыкальными наклонностями надо отметить удивительную привычку шимпанзе собираться в большие стада и предаваться игре, которую сравнивают с танцами. Эта игра состоит в разных движениях, хлопанье в ладони, верчении, стуке кулаками или палками о деревья. Содержимых в зоологическом саду обезьян можно заставить это делать, если издавать какой-либо ритмический звук, например с помощью барабана. Больше всего этой игре предаются самцы, однако иногда танцуют и самки, но их танец отличается меньшим количеством движений и состоит, главным образом, в верчении вокруг самих себя».
Звучит быстрая ритмичная музыка и голоса обезьян
Владимир Леви:
Обезьян на свете очень много разных видов, и есть обезьяны, поющие хором, – ревуны. А другие обезьяны меньше чувствительны к музыке. Мой яванский макак Яшка, например, – ему была любая музыка до лампочки.
Евгения Полянская:
Зато макак Яша, вероятно, сыграл свою роль: не он ли вас вдохновил вместе с Максимом на создание вот этой песни – своеобразного обезьяньего гимна?
Звучит песня Максима Леви «Необяза» на слова Владимира Леви
Евгения Полянская:
О, мне кажется, такая песня должна очень нравиться детям.
Максим Леви:
Конечно, ведь эта песня буквально про них, начиная с двухлетнего возраста и дальше, уже кому как повезет. Кое-кто и до старости остается душою молод и способен так себя вести.
А вообще большая часть песен для детей написана или о животных, либо от их имени. Как же без них обойтись. И некоторые песни учат детей правильно относиться к животным. А если подумать, то, наверное, и друг к другу тоже.
Звучит песня Владимира Шаинского «Не дразните собак» на слова Михаила Пляцковского
Максим Леви:
В исполнении Сергея Парамонова и детского хора под управлением Виктора Попова прозвучала песня Владимира Шаинского на слова Михаила Пляцковского «Не дразните собак».
Ну, а про собак и кошек мы будем еще говорить и петь в ближайших передачах. А сейчас звучит еще одно небольшое произведение, посвященное лошадям, в композиции Джимми Кеннеди и Франца Беда «Эгей, моя старая кляча, или Катись вперед, мой шарабан». Так, на этом шарабане мы с вами и подкатили к завершению передачи.
Звучит композиция Джимми Кеннеди и Франца Беда
Евгения Полянская:
Прощаются с вами до следующей субботы авторы программы Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, звукорежиссер Михаил Максимов, продюсер Ольга Копылова и редактор Евгения Полянская.
В нашей программе были использованы материалы из книги Юрия Ивановского «Занимательная музыка».
Всего вам доброго, до следующей субботы.
Продолжает звучать композиция Джимми Кеннеди и Франца Беда
______________________________
* До сих пор перевод Бориса Пастернака, далее, до конца цитаты Рильке, мотивное развитие Владимира Леви
|