Братья меньшие
слушать передачу
Поделиться
музыка и животные
(2)
музыканты и меломаны в живой природе
Звучит музыкальная шкатулка со звериным аккомпанементом
Евгения Полянская:
Доброе утро, друзья. В эфире «Музыкальная аптека», авторская программа доктора Леви.
В нашей студии:
– доктор, психолог, психотерапевт, музыкант и писатель Владимир Леви;
– соавтор программы – Максим Леви, психолог и музыкант;
– музыкальный консультант и также соавтор нашей сегодняшней передачи Вера Бисенек;
– звукорежиссер Михаил Максимов;
– и редактор передачи Евгения Полянская.
Звучит легкая музыка, музыкальные инструменты имитируют звуки животных
Владимир Леви:
Мы продолжаем неисчерпаемую тему «Музыка и природа. Животные и музыка», и, наконец, мы добрались до птиц, до целого музыкального поющего царства. Сейчас, как биологи говорят, живет 100 миллиардов экземпляров птиц, и все они поют, все они звучат.
Звучит запись птичьего пения
Владимир Леви:
Так вот, это огромное богатство – птичьи голоса, птичье пение – это огромное музыкальное и музыкально-психологическое и музыкально-оздоровительное богатство.
Продолжает звучать птичье пение
Владимир Леви:
Я, кстати, вспоминаю, что один из первых дисков, еще виниловых, который был выпущен в таких оздоровительных целях, – это был диск, который назывался «Голоса птиц в природе».
Продолжает звучать птичье пение
Владимир Леви:
Все мы этим увлекались, слушали этих птиц как лучшую музыку.
Продолжает звучать птичье пение
Владимир Леви:
Давайте вспомним, как поют самые лучшие в мире птицы-певуны – ну, конечно же, соловьи.
Звучит пение соловья
Вера Бисенек:
Звучит фрагмент записи, взятый нами с пластинки, которая называется «Голоса птиц в природе», составленной специалистами биолого-почвенного факультета МГУ:
«В пении соловья легко различить отдельные музыкальные фразы-колена, слушайте: (звучит пение соловья) первое, второе, третье, четвертое, пятое».
Владимир Леви:
Ранг соловья-певца различается по тому, сколько он дает различных вариаций на свою основную тему. Лучшие дают до шестнадцати, восемнадцати и даже двадцати вариаций. Я вспоминаю такой случай: Святослав Рихтер, великий пианист, дал концерт в Парке культуры и отдыха в Москве. Рихтер пришел, сел играть. Это был открытый зеленый театр, и вдруг под его музыку защелкали соловьи кругом. Вся публика была в полном восторге! Это был такой «рихтеровско-соловьиный концерт». Изумительно, соловьи понимают в музыке!
Звучит музыка Чайковского и трели соловья
Максим Леви:
Мы слышим фрагмент финала первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского в исполнении Святослава Рихтера с оркестром под управлением Евгения Мравинского. Параллельно звучала запись пения соловьев, и, заметьте, ритмические совпадения этого пения с музыкой получились сами, практически безо всякого технического вмешательства.
Евгения Полянская:
Вот интересно про жаворонка было прочитать: «Пение его слышно, когда он находится на высоте 600 метров. Полевой жаворонок поет все то время, когда он поднимается вверх. Затем он постепенно снижается, и песня его также постепенно стихает. А вот когда он, сложив крылья, падает вниз к земле, пение его прекращается резко. Через некоторое время с того же места он снова вместе с песней взлетает в воздух. Иногда, особенно при сильном ветре, жаворонки поют, сидя на камнях или кочках, но это бывает редко и обычно ранним утром. Очень красиво пение степного жаворонка. Он высвистывает до 2000 мелодий. Правда, человеческое ухо все эти мелодии уловить не может – жаворонок поет слишком быстро, до 130 звуков в одну секунду».
Звучит «Песня жаворонка» Чайковского в современной обработке
Максим Леви:
Мы снова слышали музыку Чайковского. На этот раз в современной обработке прозвучала его пьеса «Песня жаворонка». Птичья тема в названиях музыкальных произведений имеет давнюю историю. Испанский танец «Павана», существовавший в европейской музыке с эпохи Возрождения, произошел из попыток подражать походке павлина.
Звучит танец «Павана», автор Барух Бульман
Максим Леви:
Прозвучал танец «Павана», который сочинил английский автор XVI века Барух Бульман. Нашу птичью тему продолжает Вера Бисенек.
Вера Бисенек:
Вот птица, которая традиционно нас будит...
Звучит крик петуха
Вера Бисенек:
Мы все знаем, что петух в России поет: «Ку-ка-ре-ку!». А вот в Германии петухи поют совсем не так: «Ки-ке-ри-ки!», а в Англии вообще совершенно не по-нашенскому: «Ко-кей-дудл-ду!».
Крик петуха
Вера Бисенек:
Мы считаем, что утка произносит: «Кря-кря». В Германии это бы слышалось совершенно по-другому: «Кар-кар». А в Англии: «Куа-куа». А во Франции: «Куэн-куэн». Это потому, что каждый народ переводит на свой язык пение сообразно фонетике своего родного языка.
Максим Леви:
Вспоминается по этому случаю одно небольшое произведение неизвестного автора XVIII века, которое встретилось мне в нотном сборнике старинных английских песенок. Там поется про разных животных, которые якобы жили у старого фермера Макдональда. И утки там действительно произносят звуки «Куа-куак», а курицы, называемые на английском «чикен», говорят просто «чик-чик». Сейчас попробую изобразить эту песенку в своей вольной обработке:
Звучит песенка «Old MacDonald had a farm» в исполнении и обработке Максима Леви
Вера Бисенек:
Музыкальный зверинец и птичник, оказывается, можно изобразить на клавесине – казалось бы, не самый подходящий для этого инструмент. Но французские композиторы XVII и XVIII веков вводили в свои клавесинные сюиты зоологические и орнитологические части, прямо-таки с сельскохозяйственным уклоном.
Звучит знаменитая «Курица» Жана-Филиппа Рамо из его сюиты для клавесина.
Звучит «Курица» Жана-Филиппа Рамо
Максим Леви:
Традицию изображения музыкальными средствами животных и больше всего птиц с успехом продолжают и современные композиторы, даже в таких легких жанрах, как детская песенка. И в песне, которая сейчас прозвучит, инструментовка, по-моему, явственно изображает, как весело прыгают, резвятся и громко заявляют о своих правах ее юные персонажи. Это не кто иные, как наследники курицы, которой было посвящено предыдущее, прозвучавшее у нас произведение.
Авторы этой песни – композитор Плесков и поэт Либин.
Звучит песенка про цыплят
Вера Бисенек:
Очаровательные и трогательные замечательные мультяшные цыплята. Так и вспоминаешь свое детство. Но все-таки давайте вернемся в мир птичьих голосов, с которого мы начинали нашу передачу.
Звучит запись птичьих голосов
Владимир Леви:
Слушать музыку птичьих голосов необычайно полезно для души, для тела, для ума – для всего. Происходит какое-то глубинное и очень высокое соединение с жизнью, с самыми мощными ее целительными силами. Поэтому, если есть возможность, всегда берите диск с записью любой природной музыки. Очень хорошо вслушиваться в пение птиц, особенно незнакомых птиц, медитировать с птичьими голосами.
Звучат позывные Музыкальной Аптеки
Евгения Полянская:
Вы слушаете «Музыкальную аптеку». В нашей студии Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек и редактор передачи Евгения Полянская.
Вера Бисенек:
Дорогие друзья, мы продолжаем нашу передачу, и сейчас мы возвращаемся из леса, наполненного птичьим пением, домой. И поговорим сейчас о наших самых верных домашних друзьях, кстати, очень и очень музыкальных – о кошках и собаках.
Максим Леви:
Ну конечно, почти у всех вызывает умиление, когда этот милый пушистый зверь приходит к нам и мурлыкает на коленях.
Владимир Леви:
Кошачье мурлыканье – это вообще один из самых великих музыкальных звуков природы, это целебный звук. Если его достаточно усилить технически, то просто от многих болезней можно избавиться, это тоже давно известно. И есть, кстати, кошки-целительницы, которые, когда их хозяева плохо себя чувствуют, прямо приходят, садятся на больное место и начинают мурлыкать.
Звучит мурлыканье кошки
Максим Леви:
А можно усилить целительное действие, сочетая кошачье мурлыканье с музыкой, например такое, как эта композиция Китаро, известного мастера электронной музыки с восточным колоритом.
Звучит музыка Китаро в сочетании с кошачьим мурлыканьем
Максим Леви:
Кажется, в пору было задремать под это сочетание музыки и кошачьего мурлыканья. Однако ведь эти животные производят и совсем другие звуки.
Владимир Леви:
Кошачье мяуканье – это же песня. А кошачьи концерты, всем известные, – это тоже своего рода мелодия, имеющая музыкальную фразировку.
Звучит песня мартовского кота, исполняет автор – Валерий Белозеров
Максим Леви:
Мы услышали песню мартовского кота, которую исполнил автор, ярославский бард Валерий Белозеров. На фестивалях авторской песни это произведение было удостоено нескольких премий за уникальное мяуканье. Вот что значит музыкальный пример, подаваемый кошками.
Звучит мяуканье кошки
Владимир Леви:
Великий оперный реформатор Рихард Вагнер был большим любителем собак. Он был членом существовавшего тогда общества защиты животных, особенно покровительствовал собакам, давал деньги на содержание бездомных собак.
Вера Бисенек:
Вот несколько историй из жизни вагнеровских питомцев. Однажды Вагнер отправился в Лондон и взял с собой пса по имени Сохо. Шел проливной дождь, и в общественную карету собаку, невзирая на все уговоры Вагнера, конечно, не пустили. И псу пришлось ехать на козлах рядом с кучером. Каково же было отчаяние композитора, когда по приезде в Лондон Сохо не оказалось на месте. Вагнер не спал всю ночь и рано утром отправился на поиски. Только поздним вечером следующего дня композитор в отчаянии вернулся в гостиницу, где его ждал верный пес Сохо. Как псу удалось разыскать хозяина в незнакомом городе, это осталось загадкой.
Владимир Леви:
А мне помнится, что у Вагнера была целая куча собак.
Вера Бисенек:
Вагнер говорил, что свою оперу «Тангейзер» он писал вместе со своей любимой собачкой Пепсом. Он утверждал, что Пепс очень музыкален, и все варианты мелодии собака и композитор прослушивали вместе. И как только мотив или гармония не нравились Пепсу, он начинал подвывать или скулить. Вагнер, пожав ему лапку, говорил: «Ну, хорошо, я постараюсь переделать».
Звучит музыка Вагнера
Максим Леви:
Прозвучал фрагмент увертюры к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер». И знаете, когда Вера рассказала, что при сочинении этого великого произведения рядом с автором часто присутствовала собака, я, честное слово, начал в музыке это отчетливо улавливать.
Владимир Леви:
Огромная чувствительность собак к музыке – ни для кого не секрет. У кого есть дома собака, мог в этом легко убедиться. Особенно если кто-то играет вживую на музыкальном инструменте или поет. Собаки очень часто к этому присоединяются. И вот я вспоминаю своего пса одной из самых музыкальных пород, а именно – доберман-пинчер. Он был еще совсем щеночек, полтора месяца, и как только я подходил к инструменту и начинал играть, особенно на высоких нотах, Бой, так звали щенка, был тут как тут и начинал точно в тон подвывать. А почему это происходит – понятно. Потому что у собак очень дифференцированный, тонкий звуковысотный слух, и их собачий язык – это язык звуковысотный. Так же, как у волков, которые, наряду с комарами, единственные в мире животные, которые издают на своих языках чистые тоны. По ним можно настраивать инструменты.
Звучит волчий вой
Максим Леви:
В канадском городе Виктория прошел необычный конкурс. В нем представляли свое певческое искусство собаки со всей страны. Абсолютным чемпионом с выдающимся слухом стал пес по имени Типпи. Он исполнил «Сонату для фортепиано и собаки», сочиненную его хозяином. Но не обошлось и без скандала. Местное общество по защите животных выставило судебный иск, обвинив устроителей конкурса в том, что они ввели в стрессовое состояние всех окрестных кошек.
Вера Бисенек:
А теперь послушаем, как по-настоящему поют собаки. Звучит фрагмент звуковой дорожки к мультфильму «Шарик в гостях у Барбоса».
Звучит песня из мультфильма
Максим Леви:
Ну вот, музыкальность собак предстала перед нами во всей своей красе. Только что мы слышали песню композитора Комарова на стихи поэта Либина, которую по сюжету мультфильма поют две собаки. Еще раньше мы с вами узнали о музыке, создаваемой для собачьего исполнения, о том, как собака помогала сочинять великие музыкальные произведения. Но еще, представьте себе, существует музыка, которую предназначают специально для слушания собакам.
Владимир Леви:
Сейчас существует совершенно реальное предложение по производству специальной музыки для домашних любимцев. И на собак, и на кошек лучше всего воздействует спокойная прекрасная классическая музыка, причем пускаемая на очень умеренной громкости. Наши звери нам показывают, какая музыка и нам, наверное, наиболее полезная.
Максим Леви:
В заключение передачи снова звучит произведение, посвященное птичьей теме, хорошо воспринимаемое, как мы имели случай убедиться, и кошками, и собаками, и людьми, особенно детьми. Это знаменитая «Кукушка» Луи-Клода Дакена в современной обработке.
Звучит «Кукушка» Луи-Клода Дакена
Евгения Полянская:
Прощаются с вами до следующей субботы: авторы программы Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант и также соавтор нашей сегодняшней передачи Вера Бисенек, звукорежиссер Михаил Максимов, продюсер Ольга Копылова и редактор Евгения Полянская.
Всего вам доброго, до следующей субботы.
|