Вера
слушать передачу
Поделиться
музыка и духовность
(1)
возвышение души
Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире «Музыкальная аптека». В нашей студии доктор, психолог, психотерапевт, писатель Владимир Львович Леви; соавтор программы Максим Леви и музыкальный консультант Вера Бисенек; редактор передачи Евгения Полянская и звукорежиссер Михаил Максимов.
Звучит оркестровая музыка
Евгения Полянская:
В нашей программе мы по-прежнему рассказываем о том, как музыка помогает самым различным сторонам нашей жизни: работе и отдыху, учебе, сну, лечению, исцелению от всевозможных болезней, бизнесу, деловой жизни. И вот настало время поговорить о сокровенном, может быть, о самом главном.
Звучит духовное пение
Владимир Леви:
Музыка и духовность, музыка и вера, музыка и смысл жизни. Эта огромная, неисчерпаемая тема заслуживает отдельной программы или даже цикла передач, и мы, конечно, не исчерпаем ее, а постараемся, что называется, расставить вехи и сориентировать наших слушателей, приоткрыть некоторые дорожки в безграничный, прекрасный и целительный мир вершин музыкального творчества.
Евгения Полянская:
Эти слова: дух, духовность, духовная жизнь в нашем сознании связаны с понятием веры, вероисповедания. Означает ли это, что и наш разговор пойдет о церковной, богослужебной музыке, Владимир Львович?
Владимир Леви:
Да, разумеется, но не только, далеко не только. Духовность – это ведь не только религиозность и вера в Бога. Духовность – это все искреннее и человечное, честное и чистое, все сокровенное, таинственное и святое на этом свете. Духовная жизнь ведь не ограничивается стенами храма, и в Библии сказано, что Бог обитает всюду, и Дух живет, где хочет, и Храм внутри нас. И музыка, возвышающая душу, – это не только храмовая, церковная музыка, хотя, конечно, и она, и в огромной степени. Великое множество так называемой светской музыки во все времена служило и служит той же цели – одухотворению человека.
Звучит экзотическая инструментальная музыка
Максим Леви:
Сейчас мы предлагаем нашим слушателям догадаться, что за музыка звучит, вернее, какой стороне духовной жизни, какому религиозному обряду она посвящена.
Продолжает звучать экзотическая инструментальная музыка
Максим Леви:
Человеку, воспитанному на европейской культуре, конечно, совсем непросто догадаться, что звучащая сейчас музыка относится к похоронному обряду. Да, это индонезийская музыка обряда кремации. Звучит она оживленно и даже весело, вероятно, она предназначена для того, чтобы посмертный путь души умершего был радостным.
Продолжает звучать индонезийская музыка, предназначенная для обряда кремации
Вера Бисенек:
Многие тысячелетия музыка всего мира развивалась как единый поток, в котором цели богослужения, богообщения и другие человеческие цели и потребности соединялись в неразделимое целое.
Максим Леви:
Первоначальная музыка всех народов была универсально-прикладной. Музыка шаманских ритуалов могла одновременно служить и общению с духами предков, как верили тогдашние люди, и управлению погодой – люди верили, что музыкой можно вызвать дождь, – и повышению урожая, и удачной охоте. Музыка для свадебных обрядов или музыка для похорон, для прощания с умершими была одновременно и общением с невидимыми духами, магическим ритуалом.
Звучит индонезийская народная музыка
Максим Леви:
Сейчас мы слышим еще одно произведение индонезийской народной музыки, посвященное храму одного местного божества.
Вера Бисенек:
Когда появились первые святилища, храмы, тогда и начала создаваться как на западе, так и на востоке специальная храмовая музыка – музыка богослужения. Создавали эту музыку лучшие музыканты, но они же одновременно создавали и другую музыку. Вот и величайшие творцы музыки, композиторы ближайших к нам времен вплоть до самых современных писали, пишут и будут писать как музыку для церкви, так и музыку для концертных и домашних исполнений. Традиции и способы написания той и другой музыки самым тесным образом проросли друг в друга.
Максим Леви:
Вот и получилось, что если музыка хороша, если она сделана по законам настоящего искусства, будь это марш, романс, песня, джазовая или рок-музыка, она одухотворяет человека, обогащает и возвышает душу.
То, что когда-то сказал Вольтер о литературе, применимо и к музыке: «Для души все жанры хороши, кроме скучного».
Вера Бисенек:
Да, да, все жанры хороши, но я бы еще сказала, кроме пошлого и бездумного.
Владимир Леви:
Великое таинство музыки заключается в том, что она или прямо, или как-то исподволь, косвенно пробуждает то чувство, которое можно назвать религиозным – чувство святости, благоговения.
Для примера расскажу эпизод, произошедший в ранней юности лично со мной.
Звучит музыка Баха
Владимир Леви:
Связан он был с этой музыкой, которую мы сейчас слышим.
Написана она была Иоганном Себастьяном Бахом, написана не для церкви. Эта музыка, можно сказать, сделала меня человеком религиозным, не формально, а по сути открыла мне Небо.
Продолжает звучать музыка Баха
Владимир Леви:
Я был школьником, было мне около четырнадцати лет.
Звукотехника, воспроизводящая музыку, была тогда, по сравнению с современным уровнем, еще в зачаточном состоянии, у многих были в ходу еще патефоны, представляете? Электропроигрыватели, предоставляющие возможность прослушивать долгоиграющие пластинки на 33 оборота, были чуть ли не роскошью. И вот такую роскошь подарили мне родители на день рождения. Помню, был я дома один и решил свою новую игрушку опробовать, как работает. И так случилось, что дома под рукой не оказалось никакой другой пластинки на 33 оборота, кроме пластинки вот с этой музыкой.
Продолжает звучать музыка Баха
Владимир Леви:
И надо вам сказать, что до той поры я совершенно не любил и не понимал Баха. У меня было всего лишь полтора класса музыкальной школы за плечами, потом я бросил музыку, показавшуюся мне смертельно скучной, и как раз не без помощи Баха, потому что самым скучным на уроках было как раз разучивание его музыкальных пьес. И вот я вынужденно слушаю этот фортепианный концерт раз, другой, третий, четвертый и где-то на пятом или седьмом прослушивании совершается нечто невообразимое.
Продолжает звучать музыка Баха
Владимир Леви:
Словами это передать трудно, но было что-то подобное тому, как если бы весь небесный свод и вся Вселенная внезапно прорвались мне в голову, четырнадцатилетнему подростку, в голову, в грудь, во все тело, все мое существо. И я, мальчишка, вдруг обнаружил себя на коленях, и грудь моя начала сотрясаться от каких-то мучительно-сладких рыданий.
Продолжает звучать музыка Баха
Владимир Леви:
В эти мгновения мне было совершенно ясно, что со мной заговорил сам Бог, что Он живет везде: и в этой музыке, и во мне самом. Потрясение было столь велико, что я вообще не понимал, где нахожусь, что происходит.
Это было самое настоящее откровение, в нем было и постижение чего-то вечного и таинственного, и раскаяние, и восторг, и молитва.
Дальше я уже не могу говорить, давайте просто послушаем.
Продолжает звучать музыка Баха
Вера Бисенек:
Мы послушали первую часть ре-минорного концерта Баха в исполнении одного из самых парадоксальных пианистов ХХ века Гленна Гульда и выдающегося дирижера Леонарда Бернстайна.
Инструментальные концерты Баха – жанр чисто светский, но общеизвестно, что Бах часто использовал в церковных произведениях, в частности в своих духовных кантатах, свой же музыкальный материал, взятый из светских произведений, и даже целиком перерабатывал светские кантаты в духовные.
При этом образная система в произведениях светских и духовных у Баха едина, баховское мироощущение всегда полнокровно, живо, религиозное миропонимание у него всегда гуманистично, божественное начало у Баха неотделимо от жизни, Земли, природы, человека.
А в образе Христа он видел не сухое каноническое содержание, а идеал возвышенной Человечности.
Звучат позывные Музыкальной Аптеки
Евгения Полянская:
Напомню нашим радиослушателям, в эфире «Музыкальная аптека», авторская программа доктора Леви. В нашей студии Владимир и Максим Леви, Вера Бисенек, Михаил Максимов и Евгения Полянская. В нашей передаче о музыке и духовности мы не можем, вероятно, не совершить небольшой экскурс в историю духовной музыки, и продолжит этот рассказ Вера Бисенек.
Вера Бисенек:
Музыка начала сопровождать богослужения с незапамятных времен. В Византийской церкви, на заре христианства, пение становится неотъемлемой частью богослужения. Духовные тексты, не проговоренные, а распетые, музыкальные, гораздо ближе для человеческого восприятия. Нараспев читали молитвы, отрывки из Священного Писания, появлялись музыкально-поэтические импровизации на Библейские сюжеты. Иногда Библейские сюжеты сопровождались сюжетами прямо-таки из повседневной жизни, что порой находило отрицательный отклик у некоторых служителей культа. Возникали гимны, хвалебные духовные песнопения, и одним из ярчайших гимнотворцев был Ефрем Сирин. Его образ запечатлел Пушкин в стихотворении «Отцы-пустынники и жены непорочны...»
Звучит духовное пение
Стихотворение Пушкина читает Владимир Леви:
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста, –
Все чаще мне она приходит на уста,
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух Смирения, Терпения, Любви
И Целомудрия мне в сердце оживи.
Звучит духовное пение
Вера Бисенек:
Очень многие люди в наше время стали посещать храм, и, естественно, одно из главных эмоциональных впечатлений, которое человек выносит, выходя из храма, это впечатление от музыки, которую он там услышал.
Кто-то знает церковные песнопения, кто-то нет, но все слышат эту музыку и понимают, что без нее общение с Богом было бы неполным.
Владимир Леви:
Что удивительно, даже на людей, казалось бы, неверующих церковная музыка, церковное пение действует завораживающе, осветляюще, исцеляюще. Я знаю очень много примеров этому, знаю даже много случаев, когда мои пациенты исцелялись именно церковной музыкой, не будучи даже крещенными, просто слушая. А некоторые ходят петь в церковный хор, даже довольно юные современные молодые люди, и этим просветляются.
Об этом удивительном действии церковного пения еще на заре ХХ века писал Александр Блок.
Звучит церковное пение
Стихотворение Блока читает Владимир Леви:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели...
Звучит духовное пение
Евгения Полянская:
Ну что ж, дорогие друзья, завершая нашу программу, очень хочется пожелать, чтобы и музыка, и духовность сопровождали вашу жизнь.
Ну а мы надеемся, что наша программа будет вам в этом всемерно помогать.
Прощаются с вами и желают вам всего самого-самого доброго: доктор Владимир Львович Леви; Максим Леви, психолог и музыкант; звукорежиссер нашей программы Михаил Максимов; музыкальный консультант и соавтор Вера Бисенек; продюсер Ольга Копылова и редактор передачи Евгения Полянская.
Заходите на сайт, вас там, как всегда, будут ждать и приветствовать – www.levi.ru. А мы прощаемся с вами до следующей субботы.
Продолжает звучать духовное пение
|