Утро
слушать передачу
Поделиться
музыка для утреннего просыпания
(1)
рецепты грамотного пробуждения
Владимир Леви:
МузАптека.
Вера Бисенек:
Музыкальная аптека.
Евгения Полянская:
Музыка для здоровья.
Вера Бисенек:
Музыка для жизни!
Владимир Леви:
Музыка на все случаи жизни. А сегодняшний случай – утреннее просыпание...
Вера Бисенек:
И вставание.
Максим Леви:
Как с помощью музыки взбодриться.
Евгения Полянская:
И воодушевиться.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире «Музыкальная аптека». И мы приглашаем вас в студию врача, психотерапевта, психолога, писателя и музыканта
Владимира Леви.
Владимир Леви:
Добро пожаловать, друзья!
Евгения Полянская:
Кроме Владимира Львовича в студии сегодня с вами кандидат психологических наук и тоже музыкант Максим Леви.
Максим Леви:
Здравствуйте, это я.
Евгения Полянская:
Наш звукорежиссер Михаил Максимов.
Михаил Максимов:
Я вас приветствую.
Евгения Полянская:
Музыкальный редактор, консультант «Музыкальной аптеки» Вера Бисенек.
Вера Бисенек:
Здравствуйте, друзья.
Евгения Полянская:
И я, редактор программы, Евгения Полянская.
Сегодня мы расскажем о музыке, которая поднимает нас в самом прямом и буквальном смысле. Ну, поднимает с постели, помогает проснуться.
Владимир Леви:
Музыка, которая нас поднимает!
Звучит стремительная и оптимистичная композиция Эннио Морриконе
Владимир Леви:
Каждый наш день – это целая малая жизнь, а иной раз и очень большая по содержанию, по наполнению. Да, целая жизнь: с началом, развитием, серединой и кульминацией, пиком.
Евгения Полянская:
Каждое просыпание – это как будто новое рождение. Это действительно так и по сути, и по самочувствию.
Владимир Леви:
Представьте себе, что вы только что родились и вам уже сразу надо вскакивать и бежать на работу. Вот примерно так большинство из нас и чувствует себя по утрам.
Евгения Полянская:
И если даже не нужно спешить никуда, вставать все равно приходится.
Зевают...
Евгения Полянская:
А у многих по утрам, это я по себе знаю, просто нет сил или нет настроения, тонуса нет вытащить себя из кровати, поднять, заставить бодрствовать, включаться в дела... Делать зарядку – я уже молчу... Так и хочется, чтобы кто-нибудь помог тебе проснуться и взбодриться, растормошил бы, но не грубо, конечно, а понежнее, ласково, весело и вместе с тем – энергично.
Владимир Леви:
Мы просто невольно ищем какую-то для этого помощь, какие-то стимуляторы для мозга и тела.
Евгения Полянская:
Хорошо, если у вас есть кому подать в постель утренний кофе или крепкий свежий чай.
Владимир Леви:
А если нет? А кстати, кофе, если очень хочется спать, может подействовать и наоборот (мы скажем еще об этом), как и музыка, но функцию стимулятора может с не меньшим успехом выполнить звук. Даже не обязательно музыка, а просто звук. Например, такой: (будильник); или такой: (автомобильный сигнал и кукареканье); или вот такой: (гимн СССР).
Евгения Полянская:
Вот, наверно, зачем очень многие, просыпаясь, и даже еще не вставая, включают радио или телевизор, или магнитофон, чтобы звучало хоть что-нибудь. Чтобы звук чисто механически шевелил наши мозги, массировал, тонизировал их как-нибудь.
Владимир Леви:
Вполне в наших силах самостоятельно заготавливать себе просыпательные звуковые снадобья. Музыкальные будилки, поднималки. Причем с применением не только музыки, но и натуральных звуков, и речи. И применять эти будилки и поднималки с пользой не только для вставания и утренней тонизации, но и для целого дня вперед и с еще гораздо более длительной и глубокой пользой для очень многого, для всей жизни.
Евгения Полянская:
А теперь, дорогие наши слушатели, переходим к самой что ни на есть практической части нашей передачи. Владимир Львович, хотелось бы узнать, как вы себя по утрам ощущаете, что слушаете, ваш личный опыт просыпания.
Владимир Леви:
Самый замечательный для меня способ просыпания я открыл однажды утром. Это было за городом. Я в лесу проснулся от пения птиц.
Звучит пение птиц
Владимир Леви:
Это было, наверное, часа в четыре утра. И вот утром этот птичий хор на разные голоса, этот птичий концерт меня разбудил, и я понял тогда, что лучшей музыки для просыпания быть не может. Вполне можно запись этой природной музыки себе и ставить, как вариант. Просыпаться прямо под птичьи голоса. Можно соединить эти птичьи голоса еще и с музыкой на ваш вкус.
Звучит музыка и птичье пение
Владимир Леви:
А можно попробовать и более тонусный, ритмический и темповой, ударный вариант просыпания, особенно, если надо сразу войти в бодрость, а может быть, даже в какое-то боевое настроение. Это, конечно, зависит от вашего темперамента и от того, какие музыкальные миры вы предпочитаете. Я иногда предпочитаю просыпаться в бодром и боевом ритмически-темповом варианте, особенно, когда не доспал ночь. Еще в постели часто слушаю, например, такие барабаны – этнические, африканские.
Звучат африканские барабаны
Владимир Леви:
Под эти барабаны я шевелюсь, и тело само начинает ходить ходуном, разыгрывается и через минутку-другую пробуждает мозг, сами собой открываются глаза... Но иногда эти ритмы, особенно, если они уже привычны, перестают действовать. И тогда можно включить кое-что покруче!
Звучат японские барабаны
Владимир Леви:
Это японские боевые барабаны. Автор этой барабанной музыки – знаменитый Kodo. Эта музыка хорошо тонизирует, есть в ней и какая-то своеобразная эстетика.
Звучит музыка Kodo
Владимир Леви:
Традиция утренней пробуждающей музыки в мировой фонотеке огромна и глубока, насчитывает многие тысячелетия. Древние индусы играли (тогда музыка не записывалась) так называемые утренние раги. А пифагорейцы (Древняя Греция) специальную утреннюю музыку предписывали не только для пробуждения, но и для того, чтобы настроиться на целый день, а в сумме дней – на целую жизнь.
Евгения Полянская:
Можно вспомнить, как просыпались в пифагорийской школе ученики. Вот что пишет биограф Пифагора Ямвлих: «Когда они просыпались, он снимал с них сонное оцепенение, расслабленность и вялость с помощью особых мелодий, получаемых простым сочетанием звуков лиры, либо сопровождая игру на лире пением».
Владимир Леви:
Традицию приурочивания музыки к времени суток переняла классическая музыка. У классиков мы найдем много музыки, которую очень хорошо слушать утром, под которую хорошо просыпаться. У меня есть несколько вариантов пробуждения под классику. Например, одна моя любимая вещь, которую я могу включать даже просто у себя в голове – Россини, увертюра к опере «Севильский цирюльник».
Звучит увертюра к опере «Севильский цирюльник»
Владимир Леви:
Это только одна из уймы возможностей хорошего просыпания под классику. Но лучше об этом расскажет вам настоящий специалист по классике, человек, который ее играет постоянно и живет в ней, – наш музыкальный консультант Вера Бисенек.
Вера Бисенек:
Владимир Львович предложил нам вариант просыпания под классику в некоторой обработке, с налетом фривольности. А я хочу перевести нашу аудиторию в более серьезное русло и предложить в помощь просыпанию одну из частей кончерто гроссо ре мажор Георга Фридриха Генделя.
Звучит музыка Георга Фридриха Генделя
Владимир Леви:
Верочка, с вашей точки зрения – какими должны быть основные требования или пожелания к просыпанию под классическую или, шире говоря, академическую музыку?
Вера Бисенек:
Музыка должна быть в мажорной тональности, в достаточно легкой оркестровке и быстрая по темпу, должна быть светлого, ясного колорита, не должна перегружаться какими-то низкими или чересчур высокими частотами и, естественно, должна быть в хорошем исполнении. Вот следующий пример музыкальной «будилки» – музыка Моцарта. Финальная часть его дивертисмента в фа мажор, написанная для ансамбля духовых инструментов.
Звучит музыка Моцарта
Владимир Леви:
Какие замечательные подъемные интонации. Обратим на них внимание. Кажется, в следующей музыке, которую мы услышим, они тоже будут.
Вера Бисенек:
Продвигаемся по нашей музыкальной дороге в сторону эпохи романтизма. Сейчас прозвучит отрывок из первого концерта для скрипки с оркестром Никколо Паганини. Это одно из самых виртуозных произведений в скрипичном репертуаре, и, прослушав его, наверно, у каждого человека будет шанс так же виртуозно прожить предстоящий день.
Звучит музыка Никколо Паганини
Вера Бисенек:
И вот, наконец, мы переместились в ХХ век. Непривычно говорить о нем в прошедшем времени. Гений музыки ХХ века – Сергей Прокофьев. Трудно себе представить более жизненного, более энергетически наполненного, более тонусного композитора, и в то же время тонкого лирика, знатока человеческих душ. Отрывок из финала его первой классической симфонии я предлагаю вам послушать.
Звучит отрывок из финала первой классической симфонии Сергея Прокофьева.
Владимир Леви:
По моему ощущению, это музыка утренней свежести. Такая могучая жизненность. Мне кажется, что Прокофьев писал ее еще совсем молодым. Я люблю слушать Прокофьева, он всегда улучшает мне настроение, но в то же время, я осознаю, что не для всякого эта музыка пойдет. Музыкальная аудитория очень сильно расслоена по своим вкусам, по музыкальным привычкам и по способностям воспринимать ту или иную музыку. Бывают совершенно непримиримые расхождения в одной и той же семье: бабушке нужна одна музыка, маме – другая, папе – третья, сыну – четвертая, ну а внукам – совсем другая...
Евгения Полянская:
Наверное, самое время подключить к разговору Максима Леви...
Максим Леви:
Хочу рассказать одну историю. Думаю, многим из уважаемых слушателей приходилось наблюдать такую картину. Мальчик-подросток воспользовался имеющейся на его музыкальном центре функцией будильника: в определенный час музыкальный центр включается, и начинает звучать музыка. А что у подростка припасено в музыкальном центре? Конечно, его любимая музыка.
Например, группа Aming.
Звучит тяжелая музыка
Максим Леви:
Итак, это поднимательное средство заработало на достаточном, как он считает, для его просыпания уровне громкости. Уровень громкости, который вечером кажется достаточным, утром именно для этого молодого человека кажется недостаточным. Правда, он оказывается достаточным для того, чтобы проснулись родители, чтобы проснулись маленькие дети и начали пытаться подражать (и не без успеха) звучащей музыке.
Владимир Леви:
Собаки на соседнем этаже тоже проснулись.
Максим Леви:
Да, тоже проснулись, тоже стали подражать с не меньшим успехом. А мальчик не просыпается...
Евгения Полянская:
Что же делать, если он разбудил родителей, детей, кошечек, собачек, а сам не просыпается? Какой-то есть, наверное, выход?
Максим Леви:
Ну, разве что кусочек льда под одеяло.
Владимир Леви:
Или вдруг взять и все резко выключить.
Максим Леви:
Действительно, многие современные дети прекрасно засыпают под шум и просыпаются от полной тишины.
Владимир Леви:
А я вспоминаю, что одно время то ли в виде прикола, то ли в виде какой-то лапши на уши продавали диски с записями тишины, причем заряженными одним известным психотерапевтом Небудемназыватьфамилию.
А еще мне вспомнился эпизод из концертной жизни знаменитого дирижера Леопольда Стоковского.
Однажды во время одного его концерта слушатели очень шумели, такая попалась недисциплинированная публика. Стоковский прервал музыку, остановил оркестр, повернулся к залу и сказал: «Уважаемые слушатели, художники рисуют картину на холсте, а мы, музыканты, рисуем музыку на тишине. Дайте тишину, а мы дадим музыку».
Евгения Полянская:
И в завершение нашей программы несколько рецептов от доктора Леви.
Владимир Леви:
Во-первых, и самое главное: просыпаться под музыку вовсе не обязательно. Но! Просыпаться с помощью музыки очень желательно, и ее стоит заготавливать себе с вечера, а утром включать. Врубать!
Евгения Полянская:
А как же ее, извините, «врубать», если еще не проснулся?
Владимир Леви:
Есть варианты. Тем, у кого есть дома программируемая радиоэлектронная техника или компьютер, можно соединять запуск утренней музыкальной программы с электронным будильником. Подошло время – ррраз – и само врубилось. А у кого такой роскоши нет, придется положить рядом с собой пульт, включающий CD-ROMный проигрыватель...
Евгения Полянская:
А если нельзя? Если нежелательно включать музыку вслух, громко?.. Рядом еще спит ребенок, жена или муж... или еще какие-то причины...
Владимир Леви:
Сразу надеть наушники и минутки 2-3, максимум 5 поваляться в обнимку с музыкой. Просыпательная музыка не должна быть сразу громкой и слишком резкой. Ее громкость и темп должны в течение 1-2 минут возрасти с оптимально-минимального до оптимально-максимального уровня. Оптимально-минимальная громкость – это когда звучит тихо, но внятно, достаточно, чтобы слышать не напрягаясь. Именно на таком тихом, но внятном звучании, между прочим, лучше всего делать замечания, выяснять отношения и... объясняться в любви. Оптимально-максимальная громкость – это когда звучит громко, но не так громко, чтобы утомлялись уши и мозг, чтобы звенела посуда, а в стенку стучали соседи. Где-то в золотой середине или по золотому сечению между этими двумя границами тихости и громкости и желательно слушать любую музыку, а просыпательную усиливать от внятной тихости, до неутомительной громкости. Просыпательная музыка обязательно должна быть приятной лично для вас. В каждом жанре есть свои отменные музыкальные стимуляторы и шедевральные музыкальные поднималки. И можно, и даже хорошо, как мы уже сказали и показали, разные жанры соединять, сочетать, лишь бы все это нравилось лично вам.
Звучит композиция Эннио Морриконе из кинофильма «Алиби»
Максим Леви:
В завершение нашей передачи звучит композиция Эннио Морриконе из кинофильма «Алиби». Как мне кажется, эта музыка очень демократична, и в качестве музыкального поднимающего и веселящего средства годится очень и очень многим.
Владимир Леви:
А разговор о музыкальных будилках и поднималках мы продолжим не далее, как в следующей передаче.
Продолжает звучать музыка Морриконе
Владимир Леви:
Друзья, а еще многое о психологии музыки, о применении ее для здоровья и жизни можно найти в моих книгах: «Искусство быть другим», «Нестандартный ребенок» и в недавно вышедшей книге «Наемный Бог».
Евгения Полянская:
Итак, дорогие друзья, завершая нашу программу сегодня, хочу напомнить вам, что в нашей «Музыкальной аптеке» всегда найдутся рецепты для самых разных случаев. Мы будем говорить с вами о музыке и юморе, о музыке и детях, музыке и бизнесе, и дороге, о боли и любви, страхе и политике, и обязательно о том, как с помощью музыки поднять настроение.
|