дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Общество


 

Общество



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыка и политика
(2)


музыка может все, но не должна ничего



Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире «Музыкальная аптека» - радио-проект доктора Владимира Леви. В студии у микрофона:
- авторы программы Владимир и Максим Леви;
- музыкальный консультант и соавтор нашей сегодняшней передачи Вера Бисенек;
- звукорежиссер Михаил Максимов;
- и редактор Евгения Полянская.

Владимир Леви:
Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Музыка и политика». Политика проникает во все сферы человеческой жизни, и в музыку, разумеется, тоже.

Максим Леви:
Мы будем довольно подробно говорить о том, как политика находит отражение в музыке, в темах программных музыкальных сочинений, в сюжетах музыкально-драматических произведений, а также о том, как влияют политические события, политическая жизнь на судьбы музыкальных произведений.

Владимир Леви:
Слово профессиональному музыканту и музыковеду Вере Бисенек.

Вера Бисенек:
В мировой оперной литературе мы можем наблюдать две преобладающие темы. Первая из них – это, конечно, любовь. А вторая, как ни странно – политика. Можно перечислить хотя бы такие знаменитые оперы, как «Гугеноты» Мейербера, «Хованщина» Мусоргского, глинковская «Жизнь за царя», «Война и мир» Прокофьева». Сейчас мы послушаем отрывок из десятой картины этой оперы. Действие разворачивается в избе в Филях, где происходит военный совет, на котором решается важнейший вопрос судьбы Российского государства – сдавать Москву Наполеону или нет.

Звучит отрывок из оперы Прокофьева «Война и мир»

Вера Бисенек:
Несколько наших передач были посвящены военной теме. Но ведь война – это крайнее проявление политической воли, и очень много музыки, связанной с военными событиями, на самом деле отражает политическую картину соответствующей эпохи. Таково произведение Бетховена «Победа Веллингтона или Битва при Виттории». Это произведение было написано Бетховеном по заказу, и для того, чтобы подчеркнуть его военно-политическую направленность, он ввел в музыкальную ткань произведения две песни британского государства: «Правь, Британия!», «Боже, храни королеву!» и одну из французских патриотических песен «Мальбрук собрался на войну». Поскольку битва все-таки была выиграна англичанами, то английские песни в этой музыке побеждают.

Звучит отрывок из произведения Бетховена «Победа Веллингтона или Битва при Виттории»

Вера Бисенек:
В ХХ веке как никогда обострились все социально-политические углы. В Америке появилась опера «Консул». Создал ее композитор Джан Карло Менотти, итальянец по происхождению. Это опера о тяжелой судьбе эмигрантов, которых преследовал на родине тоталитарный режим. О полицейском бесчинстве, о бесчеловечной бюрократической волоките в консульстве. Опера, кстати, имела большой успех – только на Бродвее она шла по восемь раз в неделю.

Звучит отрывок из оперы «Консул»

Максим Леви:
Наверное, такая опера о судьбе переселенцев, вынужденных или добровольных, была бы очень актуальна и встречена очень сочувственно и в нынешней нашей стране. Не секрет, что проблема эмигрантов имеет, во-первых, политические причины, а во-вторых, принимает у нас государственный масштаб.

Владимир Леви:
И поневоле думаешь, что только талантливая музыка, вот так эмоционально воздействующая, может как-то изменить отношение людей к вынужденным переселенцам, которые маются на чужбине и не находят понимания в чужой, а иногда даже враждебной среде.

Вера Бисенек:
Я достаточно много общаюсь с людьми, которые приехали в Россию из разных уголков мира, и все эти люди, безусловно, очень тоскуют по родине. И свою внутреннюю связь с отчим домом зачастую они осуществляют, слушая свою национальную музыку.

Максим Леви:
А мои коллеги, милицейские психологи республики Тыва, когда тувинские милиционеры отправлялись в командировку, чтобы нести службу на территории Чеченской республики, давали им с собой записи тувинской народной музыки, и она очень хорошо их поддерживала, давала возможность справиться с очень напряженными и даже экстремальными ситуациями.

Звучит тувинская народная мелодия

Максим Леви:
Однако, надо заметить, что такое особенное отношение к своей национальной музыке наблюдается в основном у малых народов. А хотелось бы, чтобы и у великого русского народа национальная музыка тоже была в разных сложных жизненных ситуациях психологической поддержкой.

Звучит русская народная мелодия

Владимир Леви:
А вот я вспоминаю, что особым почетом народная музыка, или композиторские произведения, питающиеся народными истоками, пользовались около полувека назад, в сложные, я бы сказал драматичные для нашего искусства времена.

Вера Бисенек:
Многих выдающихся советских композиторов в те времена упрекали в отрыве от народно-песенных истоков, обвиняя в формализме, в прозападничестве, в том, что их искусство непонятно народным массам. И апофеозом этой линии партии стал документ, выдержку из которого я сейчас процитирую: «Приказ Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, 1948-го года. Запретить и снять с репертуара следующие произведения советских композиторов, имеющиеся в планах концертных организаций». И далее перечислены десятки выдающихся музыкальных произведений. Вот каким железным катком проходила по творчеству советских композиторов тоталитарная машина. Отрывок из девятой симфонии Шостаковича, запрещенной в этом приказе, мы сейчас услышим.

Звучит отрывок из девятой симфонии Шостаковича

Максим Леви:
Вера рассказала нам про то, как наших выдающихся композиторов обвиняли в космополитизме. По сути, в космополитизме, наверно, есть две стороны, как во многом другом. Космополит это, с одной стороны, человек как бы без родины, а с другой стороны – это гражданин мира, понимающий, что наш земной шар – это общая родина. И сейчас немножко мы расскажем о сочинении, в котором музыкальный космополитизм достиг своего наивысшего выражения.

Вера Бисенек:
У одного из классиков музыки двадцатого века, немецкого композитора Карлхайца Штокхаузена есть произведение под названием «Гимны». А написано это произведение для четырехполосного магнитофона. Это коллаж из гимнов, где рядом соседствуют гимны социалистических стран, Америки и даже гимнические мелодии, бытовавшие в нацистской Германии.

Звучит отрывок из «Гимнов» Штокхаузена

Максим Леви:
Такое музыкальное сочинение, такой звуковой эксперимент таит в себе богатые, еще неисследованные возможности воздействия на человеческое подсознание. В самом деле, гимны разных стран звучат как-то неявно, отрывками, и, в то же время, присутствуют. Вероятно, это можно применять для того, чтобы воздействовать на политические взгляды людей так, чтобы они сами этого и не замечали, использовать в современных политических технологиях. Но о них продолжим через несколько секунд.

Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире «Музыкальная аптека» - радио-проект доктора Владимира Леви. В нашей студии:
- авторы программы Владимир и Максим Леви;
- музыкальный консультант и соавтор нашей сегодняшней передачи Вера Бисенек;
- звукорежиссер Михаил Максимов;
- и редактор Евгения Полянская.

Владимир Леви:
Мы продолжаем тему «Музыка и политика», и настало время поговорить о современной музыке, современной политике и их взаимном влиянии.

Максим Леви:
Не секрет, что политики вовлекают в свою деятельность музыкантов. Композиторы, исполнители посвящают им то или иное произведение, какому-то политически влиятельному лицу или группе. Ну и конечно, значение музыки, особенно песни, – в том, что она служит для выражения политических взглядов, для воздействия на политические воззрения людей. Любое политическое заявление, облаченное в песенную форму, многократно эффективнее немузыкального политического выступления в средствах массовой информации. Сейчас мы слушаем отрывок песни Билли Джоэла, в которой он выражает свой протест против войны. Он рассказывает в этой песне о том, как, приезжая в Советский Союз, встретился с жителями Ленинграда, с теми, кто потерял своих близких в войну, и призывает не допустить, чтобы война повторилась.

Звучит отрывок из песни Билли Джоэла

Максим Леви:
Мы послушали песню, призывающую к дружбе, к миру во всем мире. Но между тем в музыкальной форме преподносятся часто и весьма воинственные политические заявления. Этим в наше время едва ли не больше всех других музыкальных направлений славится стиль рэп. Стиль этот зародился в гетто чернокожих и испаноговорящих американцев как своеобразная форма защиты своих политических прав. Этот опыт охотно переняли некоторые из наших отечественных политиков и политтехнологов. Хочу привести очень яркий, на мой взгляд, пример агрессивного политического заявления с использованием музыкального фона. Мы слышим голос российского политика, обладающего немалой скандальной известностью.

Звучит отрывок из выступления Жириновского

Максим Леви:
Мы уже как-то упоминали, что практически любая словесная информация, речь политика или какой-то учебный материал, будучи представленным в стиле рэп буквально впечатывается в память. Запоминается все, причем с удовольствием. И вот 10 лет назад, во время выборов президента в городе Ростове, выступление, адресованное молодежной аудитории, было положено на музыкальный фон. Политтехнологи рассудили, что по содержанию эта речь может большинству молодежной аудитории показаться скучноватой и не оказать должного влияния. И благодаря использованному приему она превратилась в хит дискотеки.

Звучит отрывок выступления Жириновского во время предвыборной компании

Евгения Полянская:
Максим, тут возникает закономерный вопрос: а не может ли такая форма подачи политического заявления наоборот, дискредитировать этого политика?

Максим Леви:
Конечно, может – если будет неправильно адресована. Правильно построить сообщение и правильно его адресовать – в этом и состоит искусство PR. Это сокращенно обозначает словосочетание «public relations», что переводится как «связи с общественностью».

Вера Бисенек:
О, PR – это одна из самых модных в наше время специальностей. Только почему-то все чаще можно слышать такое выражение – «черный PR».

Максим Леви:
К черному PR обычно относится предоставление общественности информации без указания, откуда она исходит. Как правило, это сведения кого-нибудь порочащие. Можно сказать, что современными технологиями работы со звуком тоже можно воспользоваться далеко не во благо. Мне, например, известен случай, когда из обычной речи человека так искусно смонтирована матерная фраза, как будто он ее действительно произносил. А представьте, если это еще и на музыку положить. Но те, кто пользуется такими недобросовестными приемами, подвергают риску себя и того, с кем они сотрудничают.

Смоделированный на компьютере голос:
«Не стоит забывать о существовании авторских и смежных прав».

Максим Леви:
Профессионалы предпочитают действовать честно. Один из возможных упреждающих приемов: проводить основные публичные выступления политика с умело подобранным музыкальным фоном. Тогда сделать из аудиозаписи выступления так называемую «нарезку», не соответствующую тому, что действительно говорилось, будет уже значительно сложнее. Но у музыки и поэзии есть еще замечательное свойство воздействовать на политические взгляды исподволь. Один пример такого рода я хочу вам привести. Руководители избирательного штаба губернатора одного из российских регионов, собиравшегося переизбираться на второй срок, поставили задачу – сочинить песню, которая бы выражала примерно такой набор идей: что стабильность лучше, чем перемены, что, как говорят, старый друг лучше новых двух, старый конь борозды не портит, и так далее. Исполняет автор слов и музыки Ксения Светличная.

Звучит песня Ксении Светличной

Максим Леви:
Обратите внимание на фразу припева «Временщики доводят до беды». По странному совпадению, слово «временщик» оказалось созвучно с фамилией кандидата, противостоявшего на выборах губернатору. И было ли дело в песне – неизвестно, но губернатор на выборах победил.

Евгения Полянская:
Ну что ж, наша передача сегодня завершается, и все-таки, я думаю, один вопрос не дает покоя многим: может быть, музыке оставаться все-таки в рамках чистого искусства? Должна ли вообще музыка иметь отношение к политике?

Владимир Леви:
Традиционный для Музыкальной аптеки ответ: музыка никому и ничего не должна. Она просто используется, использовалась и будет использоваться, в том числе и в политике, это просто факт.

Максим Леви:
Поэтому нам остается только это приветствовать, с пожеланием, чтобы музыка эта всегда была высокого художественного качества и использовалась профессионально, то есть честно и психологически грамотно.

Евгения Полянская:
Прощаются с вами до следующей субботы:
- авторы нашей программы Максим Леви и Вера Бисенек;
- звукорежиссер Михаил Максимов;
- продюсер Ольга Копылова;
- редактор передачи Евгения Полянская
- и руководитель проекта, автор идеи доктор Владимир Леви.
Всего вам доброго, до следующей субботы.


Оставить отзыв




левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви