Покой
слушать передачу
Поделиться
гипномузыка
энергия расслабления
Звучит музыка Михаила Максимова
Евгения Полянская:
Доброе утро, в эфире «Музыкальная аптека». Дорогие друзья, вас приветствует доктор, психолог, писатель и музыкант Владимир Леви, психолог и музыкант Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, звукорежиссер Михаил Максимов и редактор передачи Евгения Полянская. Здравствуйте. Звучит композиция Михаила Максимова из альбома «Макс-релакс».
Продолжает звучать музыка Михаила Максимова
Владимир Леви:
Друзья, мы продолжаем большую тему «Музыка и сон». Сегодня мы будем рассказывать вам не только о том, как музыка помогает сну, но и о том, как музыка помогает открывать тайники человеческого подсознания, как музыка может помочь внедриться в такие глубины нашей души, какие никакими другими ключами открыть невозможно. Музыка делает это и сама по себе, и вместе со словом лечебным, внушающим словом. Вот сейчас вы услышите такую особенную музыку, которая адресуется по преимуществу к человеческому подсознанию. Это очень древняя старинная музыка, восточная музыка.
Звучит древняя восточная музыка
Владимир Леви:
Музыка такого характера с древнейших, незапамятных времен используется в различных культурах, у различных народов. Ее называют то медитативной, то трансовой, то шаманской, о которой мы уже немножко рассказывали. И цель такой музыки – не усыпить человека, а погрузить его в особое состояние сознания, в некое промежуточное состояние между бодрствованием и сном. В западно-европейской психологии такое состояние называется гипнотическим. Я в своей многолетней практике врача-психотерапевта использую гипноз и различные техники релаксации, аутотренинга, глубокого расслабления, постоянно пользовался такой музыкой из разных источников. Для того чтобы такая музыка подействовала, человек должен принять удобное положение: или удобно лечь, или сесть, глубоко откинувшись в удобное мягкое кресло, расслабить мышцы, закрыть глаза. Он может слушать эту музыку в наушниках или из открытого источника. И конечно, должно быть достаточно времени для того, чтобы слушать музыку такого рода. Эта музыка действует в течение долгого времени. Она как бы постепенно набирает свою забирающую подсознание силу. Человек забывает о времени, он погружается вот в это особое гипнотическое состояние. И даже нежелательно бывает, чтобы человек полностью уходил в сон, хотя иногда то, что происходит во время такого музыкосеанса, может и забыться, не зафиксироваться сознанием, но в подсознании остается. И вот, если, допустим, проводится сеанс глубокой релаксации с гипнотическим внушением, если нужно, например, снять какое-то очень тягостное состояние, музыка в сочетании со словом помогает проникнуть в эти глубокие тайники души. Музыка их раскрывает и освобождает душу.
Максим Леви:
Словесно-музыкальные средства улучшения сна, психологической разгрузки и релаксации выстраиваются по-разному. В традиционных сеансах психологической разгрузки, как правило, главенствует речь, а музыка звучит тихо ненавязчивым фоном. Вот такие сеансы специально для сотрудников силовых структур создали мои питерские коллеги. Вы услышите голос, проводящего сеанс психолога на фоне музыки композитора Муравьева, явно несущей на себе отпечаток стиля восточной медитативной музыки.
Звучит голос, проводящий сеанс под музыку композитора Муравьева
Владимир Леви:
Проводя подобные сеансы, мои коллеги шутят, что тут самое главное первым не уснуть самому.
Вера Бисенек:
Сеансы гипноза и психологической регуляции с музыкальным сопровождением стали последние полтора десятка лет очень популярны в нашей стране. И в числе первых из них был вышедший еще на виниловом диске альбом «Млечный сад», созданный Владимиром Леви в содружестве с Кимом Брейтбургом.
Владимир Леви:
Я задумал психологический сценарий этой музыки, а саму музыку написал Ким Брейтбург. И вот один из отрывков оттуда, и звучит часть, называемая «Волны покоя». Мои словесные формулировки помогают соединенному настрою на глубокий покой.
Звучит часть «Волны покоя» из альбома «Млечный сад»
Вера Бисенек:
В этой композиции солирует гитара Максима Леви.
Максим Леви:
Когда мы работали над альбомом «Млечный сад», композитор признавался мне, что давно хотел создать нечто подобное в стиле лучших образцов музыки нью-эйдж, что означает буквально «новый век». Обычно это электронная или электронно-акустическая музыка. Ему несколько поднадоело играть рок-музыку. Напомню, он был лидером легендарной рок-группы «Диалог». Хотелось ему создать музыку, которую можно слушать и просто для развлечения, и как приятный фон для повседневных занятий, и целенаправленно как средство, целительное для души, а, возможно, и для тела тоже. На ней можно сосредоточиться, но можно и легко от нее отвлечься. Поэтому и слова звучат лишь время от времени и порой как бы растворены в музыке и звучат не совсем отчетливо.
Продолжает звучать композиция «Волны покоя»
Максим Леви:
Работа с Кимом Брейтбургом над альбомом «Млечный сад» дала, могу признаться, большой стимул и для собственного творчества в этом направлении, ну и, конечно, работа психолога тоже к этому давно подталкивала. И к недавнему времени накопилось достаточно авторского музыкального материала на альбом релаксационной музыки, созданной вместе с Михаилом Максимовым, нашим звукорежиссером и композитором также. Альбом построен по принципу постепенного погружения в расслабленное состояние. Начинается просто с инструментальных пьес спокойного характера. Затем следует переход уже к композициям, которые предназначены для целенаправленного вхождения в медитативное состояние или в засыпание, это как кому больше понравится.
Звучит музыка для релаксации Максима Леви
Максим Леви:
Стадия предсонья (я так и назвал звучащую сейчас музыкальную пьесу) или медитация, когда спокойное созерцательное состояние постепенно переходит во все более глубокое расслабление и дальше может перейти уже в состояние дремоты или сна. На это настраивает следующая звучащая композиция, называющаяся «Сонный этюд». Действие этой музыкально-релаксационной программы уже опробовано и в специализированных кабинетах психологической разгрузки, и просто, что называется, в быту. Люди, слышащие ее, часто начинают клевать носом. Она помогает поскорее уснуть также непоседливым ребятишкам, которых не всегда легко вовремя уложить.
Владимир Леви:
Ну, и еще немножко о том, как самостоятельно пользоваться гипномузыкой для собственных нужд, когда какая-то тревога мешает уснуть, или просто хочется уснуть поглубже, или хорошо расслабиться, не засыпая. Музыка не должна, конечно, звучать слишком громко. Музыка должна быть где-то близко совсем или через наушники, или где-то рядышком, около уха звучать. А вы расслабитесь немножко заранее, слушая эту музыку, и, когда музыка звучит, как говорят йоги, оставьте результат, оставьте плоды действия. То есть не ждите от музыки какого-то немедленного эффекта. Не спрашивайте себя: а как вот сейчас действует на меня музыка. Музыка сама делает свое дело, если мы просто спокойно слушаем ее и переходим во власть тех внутренних образов или просто того состояния, которое она навевает. И вот, когда такое простое, ничего не ожидающее спокойное слушание начинается, то и тело, и психика, и душа сами берут из музыки все, что им нужно. Возникает состояние внутренней открытости, и дальше просто все происходит само собой. И даже не нужно будет предпринимать каких-то специальных действий, чтобы расслабить мышцы, снять зажимы. Они сами снимутся, мышцы сами освободятся, и все будет хорошо. Либо наступит сон, либо глубокое полное расслабление организма, глубокий полный отдых. И это как раз то, что нам нужно. Все достаточно просто.
Продолжает звучать фрагмент из сборника «Макс-релакс»
Владимир Леви:
Ну что ж, друзья, эту часть нашей сегодняшней беседы мы будем считать сеансом субботнего досыпания после утомительной рабочей недели для кого-то, а для кого-то, может быть, медитацией, настраивающей на активный отдых в выходные дни. Сейчас у нас будет маленький перерывчик на заставку, а после этого мы поговорим о еще более интересных вещах, продолжим разговор о том, как музыка рождается из сна.
Звучат позывные «Музыкальной аптеки»
Евгения Полянская:
В эфире «Музыкальная аптека» – программа доктора Леви. В студии Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек и редактор Евгения Полянская. Продолжаем нашу программу.
Владимир Леви:
Итак, мы обещали вам рассказать, как сон дарит людям музыку. И у нас в гостях Игорь Федорович Стравинский. Я, конечно, немножко пошутил, сказав, что он у нас в гостях. Игорь Федорович Стравинский уже прожил свою жизнь. Прожил больше 80-ти лет. Это один из величайших композиторов XX века, композитор очень русский и очень международный. В молодости он жил в России и потом эмигрировал. Стравинский писал, кажется, во всех мыслимых стилях своей эпохи и даже предыдущих эпох. Он писал и в супермодерновом стиле новейшей музыки своего времени, он писал и вещи классические или, лучше сказать, неоклассические. Что он только ни делал... Это был такой великий универсал.
Звучит музыка Игоря Стравинского
Вера Бисенек:
В книге «Диалоги с Игорем Стравинским» собеседник спрашивает: «А не опишете ли Вы обстоятельства, сопутствующие сочинению Октета?»
Стравинский отвечает...
Измененный голос Владимира Леви (за Стравинского):
«Октет родился во сне. Мне приснилось, что я нахожусь в маленькой комнате, окруженной небольшой группой инструменталистов, играющих какую-то весьма привлекательную музыку. Я не узнал ее, хотя напряженно вслушивался. И на следующий день не мог вспомнить в деталях. Но я хорошо запомнил общий характер и суть музыки. А особенно меня заинтересовало во сне количество музыкантов. Дойдя в их подсчете до восьми, я увидел, что они играют на фаготах, трубах, флейте, кларнете и так далее, все духовые. Я проснулся после этого небольшого духового концерта в полном восторге с предчувствием удачи. И на следующее утро принялся сочинять октет, о котором накануне и не помышлял. Мой аппетит был возбужден новыми сочетаниями инструментов. Я достиг именно того, к чему стремился. Вообще, на почве сновидений в моей композиторской деятельности возникали бесчисленные решения. Мои сны – это мое музыкальное и психологическое пищеварение».
Звучит фрагмент «Октета» Игоря Стравинского
Максим Леви:
По-моему, эту музыку, пришедшую композитору во сне, очень хорошо слушать при утреннем пробуждении. В ней так и слышалось это пробуждение, когда началась быстрая ее часть. Она очень здорово бодрит и улучшает настроение.
Владимир Леви:
Игорь Федорович Стравинский был человек очень уравновешенный, с большим юмором, очень душевно здоровый. И вот музыка его тоже несет в себе очень большой заряд такого душевного здоровья, мощи природной и интеллектуальной.
Продолжает звучать фрагмент «Октета» Стравинского
Вера Бисенек:
А в другом диалоге Игорь Федорович рассказал, как он написал свою музыкальную сказку с очень интересным названием «История солдата. Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая».
Измененный голос Владимира Леви (за Стравинского):
«Мне приснилась не только музыка, но и персонаж, исполнявший ее. Молодая цыганка сидела у обочины дороги. У нее на коленях был ребенок, которого она развлекала, играя на скрипке. Ребенок был в восторге и аплодировал ей своими маленькими ручками. Мне музыка тоже понравилась, я запомнил ее, проснулся и записал».
Звучит отрывок из сказки Стравинского
Евгения Полянская:
С вами прощаются сегодня: авторы программы Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, продюсер Ольга Копылова, редактор передачи Евгения Полянская.
Максим Леви:
На нашем сайте можно ознакомиться с музыкальными произведениями, в том числе имеющими лечебно-оздоровительное назначение, которые создали участники «Музыкальной аптеки», как, например, эта пьеса Михаила Максимова, завершающая нашу передачу.
Звучит пьеса Михаила Максимова
Евгения Полянская:
Всего вам доброго. До следующей субботы.
|