дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Утро


 

Утро



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыка для утреннего просыпания
(2)


будилки и поднималки



Звучит текстовая заставка Музыкальной аптеки:

Музыкальная аптека.
Музыка для здоровья. Для любви. Для бизнеса. Для отдыха. Для еды. Для политики. Для войны. Для души.
Музыка на все случаи жизни.

Владимир Леви:
... на все случаи... А сегодняшний случай – утреннее просыпание...

Вера Бисенек:
И вставание.

Максим Леви:
Как с помощью музыки взбодриться.

Евгения Полянская:
И воодушевиться. Доброе утро, друзья. В эфире авторская программа Владимира Леви – «Музыкальная аптека». Сегодня мы продолжаем тему утреннего настроения. Просыпательная музыка – какой она должна быть?
В нашей студии сегодня доктор и музыкант Владимир Леви, психолог и музыкант Максим Леви, звукорежиссер программы Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, у микрофона – ведущая и редактор передачи Евгения Полянская.

Звучит песня «Проснись и пой»

Максим Леви:
Вот как замечательно сказано о том, как нужно просыпаться в песне Геннадия Гладкова на стихи Владимира Лугового.

Владимир Леви:
Именно это, кстати, и делал герой известной повести Юрия Олеши «Зависть». Он пел по утрам в клозете!

Евгения Полянская:
А кто-то любит петь и в душе, но не у всех же это получается.

Максим Леви:
Кому не хочется самому петь или у кого соседи сильно напрягаются от этого, можно просто послушать музыку. Вариантов на этот счет мы предложили уже массу.

Евгения Полянская:
А сейчас наш звукорежиссер Михаил Максимов выступит в другом своем амплуа, как композитор и исполнитель с утренней песней на стихи Пушкина.

Звучит песня Михаила Максимова на стихи Александра Пушкина «Зимнее утро»

Вера Бисенек:
Да, вот такой поэтичной, лиричной и нежной может быть утренняя музыка, как эта песня Михаила Максимова на стихи Пушкина, особенно, если это обращение к любимой.

Максим Леви:
Но можно к ней обращаться и так.

Звучит песня из кинофильма «Встречный»

Максим Леви:
Старая добрая песня из кинофильма «Встречный» Дмитрия Шостаковича на стихи Бориса Корнилова.

Евгения Полянская:
Максим попытался заменить собой хор и симфонический оркестр, и все, что мог вообще.

Максим Леви:
Здесь и любовь, и трудовой энтузиазм, и патриотизм, и просто утреннее хорошее настроение и бодрость.

Владимир Леви:
Бодрость? Однако... Обратите внимание, друзья, что «кудрявая» все-таки не рада этому веселому пению гудка. Это как раз симптоматично. И спрашивается, почему же она не рада. В то время все кудрявые были вроде такие сознательные. Значит, она была не самая кудрявая, либо она очень уж не выспалась ночью. Прозвучавшая музыка как раз должна была устранять все эти факторы нерадостности для кудрявой веселого пения гудка, под который она должна была вставать и идти класть шпалы. Музыка это все снимала – и... Вперед! По шпалам!

Вера Бисенек (с иронией):
Возможно, сигналу заводского гудка не так сильно радовались, потому что он был не такой уж веселый, мелодичный, благозвучный?

Максим Леви:
Это чрезвычайно интересно, каковы они, эти сигналы, под которые людям нужно просыпаться. И сейчас хочется вспомнить, подо что наша страна просыпалась и вставала еще в недавнем прошлом.

Звучит «Песня о Родине»

Максим Леви:
Помимо государственного гимна, который мы слышали прежде и слышим доныне, это были позывные мелодии «Широка страна моя родная...» Исаака Дунаевского, а перед каждым выпуском последних «Известий» звучала мелодия Шостаковича.

Звучит музыка Шостаковича

Максим Леви:
«Родина слышит, Родина знает» . Напоминать об этом каждому советскому человеку в течение всего дня имело, конечно, глубокий политический смысл. Но если политику оставить в стороне, то я бы предложил все-таки музыку, под которую мы просыпаемся, иногда менять, разнообразить, что мы сейчас и можем делать с теми сигналами, которые подают наши электронные будильники, мобильные телефоны и даже противоугонная сигнализация в автомобилях.

Звучит монофоническая мелодия мобильного телефона

Максим Леви:
Это целый музыкальный жанр – сигналы и позывные. И возник он не сегодня, а существует с древности. В нем главное не музыкальная красота и выразительность, а то сообщение, которое эти сигналы несут. Будильник сообщает нам об одном – что пора вставать. И лучше, если он будет это делать не только внятно, но и достаточно приятно. Сигналы современных электронных будильников отработаны уже довольно грамотно. Они начинают с более тихого звучания, постепенно увеличивая громкость. Я бы рекомендовал к тому же увеличивать еще и темп этого музыкального сигнала, чтобы таким образом как бы разгонять маховик всей психической деятельности.

Звучит увертюра к опере «Севильский цирюльник» с увеличивающимся темпом и громкостью

Евгения Полянская:
Максим, это тот самый принцип нарастающей стимуляции, о котором вы говорили?

Максим Леви:
Совершенно верно, он самый. И в этой связи я позволю себе вспомнить о своей работе в институте противопожарной обороны.
Там мне довелось работать над сигналом пожарной тревоги. Это ведь тоже просыпательно-пробудительный сигнал, врубающийся ночью, да и не только. Недаром говорят, что пожарный должен уметь спать круглые сутки, но и быстро подниматься в любой момент. Вот мы с коллегами и решили заменить звонки и сирены, которые, как тот самый заводской гудок, звучали не очень-то радостно и довольно устрашающе, на музыкальный сигнал. В старину пожарная тревога подавалась колоколом, а команды в процессе тушения – сигналами трубы. Мы же решили сделать, как в современных электронных будильниках, сигнал с постепенно нарастающей громкостью, да еще и с ускоряющимся темпом и нарастающей инструментальной массой, чтобы инструменты вступали один за другим. В качестве основы я взял старинный английский канон, посвященный пожарной тематике – знаменитому лондонскому пожару.

Звучит старинный английский канон

Максим Леви:
Призывали тушить пожар. Ну а вышло из этого вот что.

Звучит пожарный сигнал

Владимир Леви (с иронией):
Замечательная идея – просыпаться под сигнал пожарной тревоги. Нам, которые еле-еле утром продирают глаза и клянут весь свет, Максов пожарный сигнал будет в самый раз. Но, ребята, я предлагаю все-таки опробовать и другие варианты.

Максим Леви:
Можно совершить небольшую аудиоэкскурсию по различным жанрам. Экскурсия наша будет выстроена по определенной закономерности. Чем дальше, тем более стимулирующие, возбуждающие произведения будут использоваться.

Звучит регтайм Скотта Джоплина

Максим Леви:
Насчет использования таких произведений у меня есть специальное предложение, как человека, некогда занимавшегося степом, чаще называемым чечеткой. Если вам, к примеру, трудно оторвать туловище от кровати, голову, соответственно, – от подушки, то вы можете просто-напросто спустить ноги на пол (это же ничего не стоит), а руку протянуть к заранее припасенному рядом магнитофону и включить кассету с регтаймом, и начать, еще не совсем проснувшись, в такт этой музыке отстукивать пятками по полу. Организм наш так устроен, что ноги, когда на них производится какое-то воздействие, особенно ритмическое притопывание, подают сигнал мозгу и всему организму проснуться и взбодриться.

Евгения Полянская:
А вам не кажется, что в наше время подобная музыка воспринимается как утешительная, успокоительная? Может, ее даже на ночь лучше слушать?
Во всяком случае, какой-то бодрости я не испытываю совершенно.

Максим Леви:
Да, регтайм, хотя музыковеды и назвали его в свое время музыкой упрямо бодрой, неисправимо веселой, все-таки оказывает очень умеренно-стимулирующее действие. Темп этой музыки не быстрый, и исполняется она на одном фортепьяно. Так что у кого мозги не зашевелились с утра под регтайм, пожалуйте послушать джаз-банду. Арти Шоу со своим оркестром исполняют знаменитую «Ослиную серенаду» композиторов Фримля и Стотгарда.

Звучит «Ослиная серенада»

Максим Леви:
Если и это вам показалось скучным, вялым, да и вообще древним, так кто бы возражал? Двигаемся по жанрам дальше во вторую половину ХХ века.

Звучит музыка Эннио Морриконе «Ла либертад»

Максим Леви:
Эннио Морриконе, тема называется «Ла либертад», что значит «свобода», из кинофильма «Алиби».

Продолжает звучать музыка Эннио Морриконе

Максим Леви:
Напомню, что предлагаемая вам последовательность произведений выстроена по принципу нарастания стимулирующего действия. Иногда подобным порядком программа музыкальной психической стимуляции составляется специалистами. То, что я предлагаю, не означает, что следует выстраивать утреннюю музыку именно так лично для себя. Каждый может выбрать что-то одно, может выбрать пару жанров...

Евгения Полянская:
Но здесь, надо заметить, что кому-то, мне, например, очень важно с утра настроение. И я себе буду подбирать музыку в зависимости от того, какое настроение я хочу себе создать. А для кого-то, вероятно, важнее тонус. Для этого больше подойдет музыка, в которой решающую роль играет ритм.

Максим Леви:
Сравнительно недавно появилась музыка, которую так и называют «утренняя». Morning bits – утренние ритмы.

Звучит музыка «Мorning bits»

Максим Леви:
Это сборник в стиле хаус. Танцевальный стиль, являвшийся гибридом музыки диско 70-х и электроники. Создан клубными диджеями в Чикаго. Название – в честь чикагского клуба «Power House». А название «Утренние ритмы» поначалу носила французская радиопрограмма, которая выходила в эфир рано утром для французских любителей танцевальной электронной музыки. По уверению составителей, жесткое, но в то же время глубокое звучание, представленное здесь, должно идеально подходить в утренние часы, после ночи, проведенной в клубе. Звучит композиция, которая так и называется «Утро», написана Робином Ноте и Микаэлем Адамо.

Звучит композиция «Утро»

Владимир Леви:
Под эту музыку так и хочется бодро двигаться и чистить зубы какой-нибудь хорошей зубной пастой (не примите за рекламу – это просто игра воображения).

Продолжает звучать композиция «Утро»

Максим Леви:
В концовке композиции мы слышим на фоне музыки утренние звуки пробуждающейся живой природы.

Звучит похрюкивание

Максим Леви:
Да, такое жизнерадостное похрюкивание, хоть это и не пение птиц, но, пожалуй, способно скрасить хмурое утро городского человека, которому так не хватает этих звуков.
А между тем наша жанрово-стилевая экскурсия близится к завершению. И под конец, в соответствии с заявленным принципом нарастающей стимуляции, мы с вами употребим в небольшой дозе особо сильное средство – этакий музыкальный кофеин в ампулах. Здесь в ход пойдет все: темп, ритм, мощная тембровая загрузка и, что важно, энергичный вокал. До сей поры у нас звучали только инструментальные вещи, тогда как человеческий голос от природы наделен способностью нас настораживать, привлекать внимание, вызывать ориентировочную реакцию, а значит, повышать психический тонус. Внимаю слабонервных! Вам рекомендуется убавить звук, и не волнуйтесь, это скоро кончится. Звучит композиция под названием «Посмотри на себя». Не правда ли, ценный утренний совет, особенно для тех, у кого накануне вечер сильно удался. Это произведение Кена Хенсли и группы Uriah Heep.

Звучит композиция «Посмотри на себя»

Максим Леви:
«Взгляни на себя и тебе уже больше ничего в этой жизни будет не страшно». Примерно так можно перевести то, что поется в этой песне Кена Хенсли.

Продолжает звучать песня

Владимир Леви:
Услышав такую музыку, я сразу же проснусь. И немедленно встану. И очень захочется мне кому-нибудь, извините, врезать. Такая музыка, например, лично у меня очень повышает агрессивность. Это тоже иногда бывает хорошо. Чтобы взбодриться и прибавить себе адреналинчика, некоторые специально начинают утро с перебранок или даже драчек. Это такой стиль.

Максим Леви:
Самое главное – не переборщить с этим делом.

Звучит «Вечное движение» Никколо Паганини

Максим Леви:
Передача наша близится к завершению, и звучит одно из самых бодрых, динамичных и в то же время легких, а значит, утренних произведений в истории музыки. Это «Вечное движение» Никколо Паганини.
А мы подводим некоторые итоги.

Владимир Леви:
Просыпательной музыке желательно быть повышенно ритмичной, а по ладу мажорной, или, по крайней мере, звучащей достаточно оптимистично. И еще лучше будет, если эта музыка сумеет нас рассмешить. Просыпательная музыка не должна быть слишком заезженной, затертой, заслушанной, слишком привычной. Слишком хорошо знакомую музыку желательно на некоторое время переставать слушать и заменять ее незнакомой или не очень знакомой, или очень знакомой, но давно не слушанной.

Евгения Полянская:
А почему?

Владимир Леви:
Потому что приедается, все приедается... Даже гениальнейшие шедевры, даже любимейшая музыка и, увы, любимейший человек. Разлука же, как известно, действует освежающе и воскрешает угасшее чувство. Просыпательную музыку нужно выключить или сильно ослабить громкость сразу же, как только она перестает оказывать ощутимое взбадривающее действие и становится уже только фоном. Если в этот момент вы еще лежите в постели, то это как раз самое время, чтобы встать и начать заниматься утренними процедурами. А через несколько минут можно будет снова что-то включить. Но это уже будет музыка не просыпательная, а утренняя. Просто утренняя. И это музыка тоже не какая попало.

Максим Леви:
Главное, чтобы она помогала нам постоянно помнить о том, что утро - оно всегда доброе. Надо только об этом догадаться.

Звучит музыка Кима Брейтбурга со словесным сопровождением доктора Владимира Леви, из альбома «Млечный сад»

Максим Леви:
Звучит музыка Кима Брейтбурга со словесным сопровождением доктора Владимира Леви – из специального лечебного альбома под названием «Млечный сад».

Евгения Полянская:
Мы с удовольствием продолжим с вами общение на сайте доктора Леви: www.levi.ru.

Владимир Леви:
Там у нас есть целый раздел «Музыкальная аптека» – наша музыкальная страница с рекомендациями, нашими статьями и нашими пьесами, в том числе лечебно-оздоровительными.

Евгения Полянская:
Прощаются с вами авторы программы Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, продюсер программы Ольга Копылова и редактор Евгения Полянская.
До свидания, до встречи в «Музыкальной аптеке».

Звучит музыка из альбома «Млечный сад»


Оставить отзыв




левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви