Циклоидные типажи описание
...Ко мне
пришел старый товарищ, навещающий меня довольно
регулярно. На сей раз я ему понадобился
профессионально.
В чем дело? А вот в чем: на данный момент
он превратился в зануду с толстым носом.Так по
крайней мере он сам себя воспринимает.
- Сам себе противен. Жуткая лень.
- Но ты всегда был ленив, сколько я тебя помню.
- Не то. Приходишь домой, валишься на диван.
Лежал бы целый день.
- Устаешь.
- Раньше работы было больше, приходил как
огурчик.
- Переутомился, накопилась усталость.
- Уставать не с чего.
- А что?
- Да не знаю сам. Повеситься охота.
- Я те дам.
- Серьезно.
- Я тебя сам повешу, давно собираюсь.
Вижу, серьезно. Не настолько, чтобы
класть в клинику, но лечить надо. Переменился,
голос стал надтреснутым. И весь он притушенный
какой-то или придушенный. И я знаю, на этот раз у
него ни дома, ни на работе, ни в сердечных делах
ничего не переменилось к худшему, все в полном
порядке. Эта штука, депрессия, в нем самом, и это
меня не удивляет.
(Что-то подобное было две или три весны
назад, когда он тоже сник, скис на некоторое время
без всяких видимых причин, но все незаметно само
собой обошлось.)
- Ясно, доктор.
Он покладист. Он всегда был покладист,
за исключением эпизодических вспышек
взбалмошного упрямства. С ним всегда легко
поладить и договориться. Вот и сейчас, я уверен,
он не обидится, если узнает себя в этом портрете
под другим именем, он поймет, что мне это надо, и
этого довольно. Я не должен ему объяснять, что и
себя при случае использую, что нельзя упускать
экземпляры. А он экземпляр: классический
кречмеровский синтонный пикник. (Сейчас
расскажу, что это такое.) И притом он чертовски
нормальный человек, настолько нормальный, что
это иной раз меня раздражает, и я, причисляющий
себя к средним по кречмеровской шкале, рядом с
ним иногда чувствую себя почти шизофреником.
- При этом ты недалек от истины, -
острит он, или что-нибудь в этом духе. - Так что я
там, говоришь, пикник?
Когда он садится в кресло, это целая
поэма, это непередаваемо, это очаровательно, это
вкусно. Как он себя размещает, водружает и
погружает! Но сейчас, квелый, он и садится не так.
“Пикник” - это “плотный”,
“синтонный” - “созвучный”. Плотный и созвучный.
Конечно же, он толстяк, добродушный
толстяк особой породы. Особенность породы
состоит в чрезвычайной естественности, органичности
полноты. Женщина-пикник - это пышка или пампушка.
Такие толстяки толсты как-то не грубо, они
толстые, но не жирные, точной фактуры. Даже при
очень большой тучности пикник сохраняет
своеобразное изящество, может быть, потому, что
руки и ноги остаются сравнительно худощавыми -
впрочем, не всегда, но у Мишки именно так. Голова
объемиста, кругла, с наклонностью к лысине, шея
коротка и массивна, широкое мягкое лицо с
закругленными чертами. У пикников не бывает
длинных, тонких, хрящевато-острых носов! А если
нос такой - это уже не совсем пикник.
Когда я увидел портрет Кречмера,
умершего несколько лет назад, я понял, кто был
первым изученным экземпляром.
Комплекция пикника крайне изменчива,
он может быть даже худощав и все же оставаться
пикником. Мой Мишка сбросил в армии двадцать три
килограмма,то ли от напряжения, то ли от
прибалтийского климата: ел он там раза в три
больше, чем дома. Вернувшись, потерял аппетит, но
за пару месяцев восстановил свой центнер.
Главная же причина столь странного
изящества, несомненно, заключается в особого
рода двигательной одаренности. Движения
синтонного пикника округлы, плавны и
согласованны, хотя в них нет мелкой точности. Он
действительно легко несет свой вес: позы
целесообразны, непринужденно меняются, осанка
естественна, хотя, может быть, и не достаточно
подобрана; речь хорошо модулирована, с
разнообразными, выразительными интонациями
(среди них немало превосходных артистов).
Соответственный вид имеет и почерк
(это показал в специальном исследовании наш
психиатр Жислин) - плавный, равномерный, слитный,
с волнистыми линиями и закругленными буквами, с
сильными колебаниями нажима: видно, что мышечный
тонус меняется быстро и своевременно, и вместе с
тем чувствуется поток, единое, связное течение.
Такой “циклоидный” почерк был у Баха, Гете,
Пушкина, Дюма-отца, Куприна... Ну и Мишка попал в
эту компанию. Правда, у него в буквах чересчур
много зазубрин и каких-то неоконченных хвостов,
но этому легко найти объяснение: он учится на
заочном, и у него вечно что-нибудь не сдано. А
может быть, виноват и комплекс неполноценности,
который у него, безусловно, есть.
Но что же такое в конце концов
синтонность?
Это сложное понятие и весьма важное. В
общем-то никто толком не знает, что это такое,
хотя синтонного человека определить легко.
Кречмер, как и в другом, поступил тут сообразно
собственному темпераменту: бросил отличный
термин, чуть копнул и помчался дальше, а вы
додумывайте.
Психиатры обычно называют синтонными
тех, с кем легко общаться. Такой человек легко
настраивается на вашу волну или вы на его. Трудно
понять, от чего это зависит, но в присутствии
синтонного человека вы чувствуете себя легко и
естественно, точно так же, как и он в вашем.
Контакт будто на подшипниках, никакой
напряженности, и даже вроде настроение
улучшается. Вы только что познакомились, но он
вас давно знает, а вы его, у вас понимание с
полуслова и без всякой фамильярности, хоть за
гладкостью этой может не стоять ровнехонько
ничего.
Может быть, это просто антитеза
занудства. Предельная синтонность - это, кажется,
и есть обаятельность. Впрочем, нет, обаяние -
свойство иного порядка. Но это и не простая
легкость, не быстрота реакции, а именно что-то
лично направленное. Можно быть синтонным и в
медленном, флегматическом темпе.
Предсказуемость? Да, пожалуй. И именно приятного
свойства. Какое-то особое ощущение
взаимопонимания, может быть ( и скорее всего), не
соответствующее действительности...
Так вот, Кречмер решил, что среди людей
синтонных часто попадаются пикники, а среди
пикников - синтонные, хотя такое сочетание ни в
коей мере не обязательно. И эти самые синтонные
пикники часто имеют наклонность к циклотимии...
Или так: родители, оба или один, яркие пикники,
никакой циклотимии, но она прослеживается у
потомков, хоть они и не отличаются пикническим
сложением. Или у пикников рождаются не пикники,
но синтонные. Словом, какое-то тяготение. И опять
непонятное.
Что же мой Мишка?
Дадим немного продольного измерения.
В детстве он был худеньким,
востроносым и не особенно добродушным; временами
это был даже маленький дьяволенок; собрал,
например, однажды ораву сверстников-первоклашек,
чтобы отлупить “профессора” из своего же
класса, который стал потом его любимым другом.
Это был поступок, рожденный завистью;
“профессор” был какой-то инакомыслящий, рисовал
зверюшек.
Класса с пятого, однако, Мишка начал
быстро расти, толстеть и добреть. Однокашники -
въедливая мелюзга, - заметив это, начали его
поддразнивать и, видя, что отпора нет, стали
доводить, пока не распсихуется, и тогда -
спасайся, кто может: гнев его был страшен, кулаки
тяжелы. С одним таким доводилой, которого все
боялись, с Ермилой-третьегодником, они три раза
серьезно стыкался и три раза пускал ему кровь из
носу. Это была безраздельная победа. Мишку стали
после этого больше уважать, но доводить не
перестали, только делали это еще изощреннее:
например, били сзади “по оттяжке”, поди узнай
кто, или стреляли из рогатки в ухо. Уж очень
соблазнительным он был козлом отпущения.
Тут бы ему в самый раз стать
озлобленным, раздраженным, угрюмым, так нет: он
все добрел, толстел и, несмотря на все
измывательства, становился общительнее и
симпатичнее. Все словно отскакивало от него,
злопамятства никакого: отлупив обидчика на одной
перемене, на следующей он мог за него
заступиться, и крепко.
Но вот измывательства наконец
прекратились, мелюзга подрос. В девятом и десятом
это уже общий любимец, большой толстый Мишка,
душа-парень. У него два-три очень близких друга,
которым он искренне предан, но вообще-то он знает
всех и все знают его, потому что он очень хороший
парень. И любит он всех, почти всех, кого знает, и
знает всех, кого любит, и любит не всех вообще, а
каждого в отдельности. Каждого он каким-то
необъяснимым образом понимает, с каждым находит
не то что общий язык, а какую-то общую
тональность, иногда вызывая этим глухую ревность
у бывшего “профессора”, который в те времена был
совсем не таков.
Завидовать Мишка уже не умеет (потом
опять научится), а радоваться чужому успеху
мастер, и тайну хранит, хоть и трепло. Он
поразительно участлив, живет делами друзей,
каждому, не колеблясь, спешит на выручку, не думая
о себе, и, когда надо, в ход идут его здоровенные
кулаки.
Учится он слабо из-за расхлябанности и
лени, всегда масса глупейших ошибок в диктантах,
но способный, схватывает на лету, некоторые
экзамены сдает блестяще. Чтобы хорошо учиться,
ему не хватает честолюбия и этой чудовищной
способности отличников концентрировать
внимание на том, что неинтересно, внушая себе, что
это интересно.
Для меня и сейчас загадка - это столь
неожиданное, стихийное проявление
человеколюбия, пусть примитивного, но такого
действенного и земного. (Правда, со школьных лет
оно претерпело некоторые метаморфозы.) Ведь он
имел полные основания вырасти и самовлюбленным,
черствым эгоцентриком: младший ребенок в семье,
над которым беспрерывно кудахтали мама, няня,
сестра. Слепая любовь могла другого испортить, но
ему она вошла в кровь и плоть. Его школьный
комплекс неполноценности сказался, я полагаю,
лишь в том, что в десятом классе он пошел в секцию
бокса; боксировал он смело, но не хватало
резкости и быстроты, прогресса не было, и он
оставил это занятие.
Обыкновенное, в высшей степени
обыкновенное работящее семейство... Иногда
истеричное переругивание, слезы: “Мишка не
учится...” Да, в семье витал дух какой-то
физиологической доброты, осмелюсь так сказать.
Его сестра и мать тоже пикнички. Покойный отец,
скромный бухгалтер, никому в жизни не сказал
обидного слова. Это был, как я понимаю теперь,
настоящий меланхолический циклотимик:
малообщителен, но не замкнут, пессимист, но
доверчив и в самой глубокой печали умел ценить
шутку. Это уютный человек был не прочь выпить в
тесном кругу близких. Он был неудачник, но в своих
неудачах винил только судьбу да себя самого. Он
мог быть ворчуном, но не мизантропом.
“Все эксцентричное, фантастическое им
чуждо”, - писал Кречмер о таких людях.
“Неморализующее умение понимать особенности
других”. Какая-то особая жизненная теплота,
непроизвольное сочувственное внимание ко всему
живому, к детям особенно, какая-то очень
естественная человечность. Они отзывчивы, но не
из общего чувства долга или усвоенных понятий о
справедливости, которых как раз может не быть, а
по непосредственному побуждению, здесь и сейчас.
Я бы назвал это альтруистическим инстинктом,
если бы альтруизм, правда, совершенно иного рода,
но не менее, а, может быть, более действенный, не
был свойствен и многим представителям другой
стороны оси. И если бы среди самых что ни на есть
синтонных циклотимиков не встречались и самые
эгоистичиские мерзавцы.
Это уже иное измерение, но
представители каждого из полюсов входят в него
по-своему.
|