У добродетели и у черта острый нос, а при юморе - толстый
“Черт простого
народа большей частью худой, с тонкой козлиной
бородой на узком подбородке, между тем как
толстый дьявол имеет налет добродушной глупости.
Интриган - с горбом и покашливает. Старая ведьма -
с высохшим птичьим лицом. Когда веселятся и
говорят сальности, появляется толстый рыцарь
Фальстаф с красным носом и лоснящейся лысиной.
Женщина из народа со здравым рассудком
низкоросла, кругла как шар и упирается руками в
бедра.
Cловом, у добродетели и у
черта острый нос, а при юморе - толстый. Что мы на
это скажем?”
Таким игривым вступлением начал свою
серьезную книгу “Строение тела и характера”
Эрнест Кречмер, немецкий психиатр. В двадцатые
годы, когда Фрейд штукатурил и конопатил здание
психоанализа, а Павлов завершал постройку
системы условных рефлексов, этот энергичный
врач, гипнотизер-виртуоз, оригинальной и изящной
концепцией соединил психиатрию и психологию с
антропологией, эндокринологией и генетикой.
И физиогномика была тут как тут. Но
самым сенсационным было то, что Кречмер впервые
соединил душевную болезнь со здоровьем. Из его
взглядов вытекало, что болезнь, как война в
политике, есть продолжение здоровья другими
средствами.
Имея дело, как и всякий психиатр, с
нескончаемой вереницей пациентов и их
родственников, Кречмер поначалу задался целью
всесторонне сравнить представителей двух
главных “больших” психозов - шизофрения и
маниакально-депрессивного, или циклотимии.
Шизофрения - буквально “расщепление
души” - психическая болезнь с разнообразной и
сложной симптоматикой. Основными симптомами
считают нарушение эмоционального контакта с
окружающими и своеобразные расстройства
мышления. Многие психиатры, в том числе автор
этой книги, считают, что под названием
“шизофрения” скрывается не одно, а множество
психических заболеваний различной природы.
Циклотимия - буквально “круглое настроение” -
болезнь, для которой характерны в первую очередь
сильные колебания, подъемы или спады настроения
и общего тонуса.
Кречмера поразило, что не только и не
столько симптомы болезни, сколько общий склад
личности больных, их телосложение, характеры
родственников, психологическая атмосфера в
семьях оказывались противоположными.
Шизофрения и циклотимия в своих
типичных проявлениях как будто избегали друг
друга. Кречмер кропотливо исследовал
родословные, прослеживал судьбы линий и
поколений, и логика наблюдений уводила его все
дальше за пределы узкого клиницизма. Постепенно
выкристаллизовались два больших типа
психофизической организации: словно два
полушария, в которых обе болезни оказывались
полюсами. Он увидел, что психическое здоровье не
имеет никаких абсолютов, что клиника - прибежище
крайних жизненных вариантов, не могущих
приспособится, что психоз вбирает в себя, как в
кулак, то, что разбросано в текучей мозаике
темпераментов и характеров.
И вот знаменитая ось “шизо - цикло”.
Если в середине поставить обычного,
среднего человека, каких масса, рассуждал
Кречмер, то можно считать что у него радикалы
“шизо” и “цикло” находится в относительном
равновесии. Иными слоавми, он имеет
приблизительно равные шансы (весьма и весьма
небольшие) заболеть тем или другим. Дальше, по
одну сторону оси стоит шизотимик (тимос -
по-гречески”чувство”; шизотимик - буквально:
человек, чувствующий на шизофренический манер,
но это звучит слишком шокирующе), субъект вполне
здоровый, в психоэмоциональном складе которого,
однако, есть некий шизофренический “рудимент”
(шизорадикал). Это еще область чистой нормы,
равновесие вполне устойчиво, психика шизотимика
может быть даже стабильнее, чем у среднего
человека. Но если ему по тем или иным причинам все
же суждено психически заболеть (скажем , в
результате упорного пьянства), то вероятность
появления шизофренических расстройств у него
выше.
Дальше - шизоид. Это уже грань: у этого
человека при неблагоприятных условиях и
самопроизвольно легко могут вспыхнуть реакции
шизофренического типа или сама шизофрения,
болезненный процесс, меняющий личность. Это
носитель предрасположенности. Но и он совсем не
обязательно должен заболеть! И он может быть
психически устойчив! В семьях шизотимиков и
шизоидов, однако, чаще, чем в средних, можно
встретить настоящих больных шизофренией. Но,
повторяю, к шизофрении как болезни шизотимик и
шизоид могут не иметь никакого отношения.
По другую сторону оси стоят
соответственно циклотимик и циклоид. Здесь
повышается вероятность появления волнообразных
колебаний тонуса-настроения и понижаются шансы
на шизофрению (что все-таки не исключает, как
заметил и сам Кречмер, развития шизофрении у
циклоида и циклотимии у шизоида). Граница между
“-тимиками” “-оидами”, конечно, условна и четко
не определима, так же как грань между “-оидами” и
больными... Представители обоих полюсов, в том
числе и тяжелобольные, могут иметь любую степень
интелекта, одаренности, социальной ценности.
Это в общем элементарное
подразделение было быстро подхвачено.
Посыпались исследования, и скоро уже нельзя было
разобрать, что принадлежит Кречмеру, что
попутчикам и последователям. Ганнушкин, глава
русской психиатрии тех лет, нашел кречмеровский
подход плодотворным: он совпадал с его идеями
“пограничной психиатрии”, и вскоре в школе
Ганнушкина самостоятельно были описаны
эпилептоид, истероид и некоторые другие типы,
весьма жизненные и вместе с тем родственные
соответственным патологическим формам.
Разумеется, не обошлось и без критики,
в которой было много и справедливого и
несправедливого. С какой это стати мы должны
считать каждого потенциальным шизофреником или
еще кем-то? Неужели здоровье - просто смесь
задатков всевозможных болезней, как белый цвет -
смесь всех цветов радуги? А в конце концов, как
писал один оппонент, “понятие шизоид просто
подставляется вместо понятия человек, и все
сводится к тому, что и у шизофреников есть
некоторые общечеловеческие черты”.
М-да... Не знаю, когда влияние Кречмера
было плодотворнее: когда я своими глазами видел и
лечил представителей описанных им типов или
когда с разочарованием убеждался в его
неправоте, в неприменимости подхода. (Был ли
кто-нибудь из тех, кто пытался понять человека, до
конца прав? Был ли кто-нибудь не одно-сторонен?)
Всего более будят мысль
несовершенства, поспешности и незаконченности.
Кречмер сделал попытку перескочить через свое
время, попытку с негодными средствами, но тем и
привлекательную. Я с увлечением прослеживал его
радикалы у самых разных людей и у самого себя: это
ввело некое новое измерение в мое понимание
людей, мне стало легче предугадывать
(предчувствовать) некоторые важные стороны их
поведения. И в то же время в этих попытках, столь
же часто бесплодных, сколь и успешных, мне стало
особенно ясно, какое многомерное существо
человек и как плоско наше обыденное мышление.
Сколько уже веков пытается
человечество запихнуть самого себя в различные
классификации и типологии, и из этого ничего
путного не выходит. Вместо типов в конце концов
получаются стереотипы, вроде сем известных
“школьных” темпераментов - меланхоликов,
холериков, сангвиников и флегматиков. Я написал
было о них целую главу, где хитрейший и
циничнейший наполеоновский министр Фуше как
флегматик попал на одну доску с добрейшим Иваном
Андреевичем Крыловым. Античный герой Геракл
оказался одной породы с тем злополучным
павловским псом, который чуть что мочился под
себя, - оба оказались меланхоликами. В сангвиники
попали Николай Ростов, святой Петр, Дюма-отец,
Ноздрев, Леонардо да Винчи, Остап Бендер. В
холерики... Словом, глава сама себя зачеркнула... И
это несмотря на то, что классическую четвертку
мне удалось опознать и в типологии девушек,
которых великий Брахма создал на радость мужчине
(смотри индийский трактат о любви “Ветвь
персика”), и в
описаниях поведения новорожденных младенцев.
На человека можно смотреть по-разному.
Можно следовать за нитью его жизни, от
начала и до конца, и мы увидим, как он идет по ней,
оставаясь самим собою и не оставаясь.
Мы увидим кинофильм памяти.
Это будет человек вдоль, человек во
времени и пространстве своего развития. Судьба,
биография, траектория личности. У одного она
напоминает параболу, у другого - подобие
синусоиды, у третьего - хаотический путь молекулы
в броуновском движении.
Но на любой точке линии жизни можно
остановиться и провести исследовательский
разрез. И тут перед нами встает реальная личность
как факт на сегодня.
Можно прокрутить кинопленку с бешеной
скоростью, сжав ее до одномоментной фотографии.
Можно ставить человека в бесчисленные ряды
сопоставлений с себе подобными и не подобными.
Ребенок - в сравнении с другим ребенком, с
обезьяной, с машиной, со стариком. Это будет
человек поперек, человек насквозь. Когда говорят
о типах, то обычно берут человека в таком вот
поперечном измерении.
В жизни же мы видим людей и продольно и
поперечно, но никогда ни в одном измерении - до
конца, никогда - исчерпывающе. Всегда - провалы,
пробелы. Всегда меньше, чем есть, и больше, чем
можем осмыслить. И дефицит информации и избыток.
Возможно, нам следует заранее
примириться с тем, что любое суждение о человеке
в той или иной мере и ошибочно и верно.
“Величайшая трудность для
тех, кто занимается изучением человеческих
поступков, состоит в том, чтобы примирить их
между собой и дать им единое объяснение, ибо
обычно наши действия так резко противоречат друг
другу, что кажется невероятным, чтобы они
исходили из одного и того же источника. Мне часто
казалось, что даже лучшие авторы напрасно
упорствуют, стараясь представить нас
постоянными и устойчивыми. Они создают некий
обобщенный образ и, исходя затем из него,
подгоняют под него и истолковывают все поступки
данного лица, а когда его поступки не
укладываются в эту рамку, они отметают все
отступления от нее...
Мы обычно следуем за
нашими склонностями направо и налево, вверх и
вниз, туда, куда влечет нас вихрь случайностей. Мы
думаем о том, чего мы хотим, лишь в тот момент,
когда мы этого хотим, и меняемся, как то животное,
которое принимает окраску тех мест, где оно
обитает. Мы меняем то, что только что решили,
потом опять возвращаемся к оставленному пути;
это какое-то непрерывное колебание и
непостоянство... Мы не идем, а нас несет, подобно
предметам, которые уносятся течением реки то
плавно, то стремительно, в зависимости от того,
спокойна она или бурлива...
...Не только случайности
заставляют меня изменяться по своей прихоти, но и
я сам, помимо того, меняюсь по присущей мне
внутренней неустойчивости, и кто присмотрится к
себе внимательно, может сразу же убедиться, что
он не бывает дважды в одном и том же состоянии... В
зависимости от того, как я смотрю на себя, я
нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и
целомудрие, и распутство; и болтливость, и
молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и
изобретательность, и тупость; и лживость, и
правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость,
и скупость, и расточительность...
Мы все лишены цельности и
состоим из отдельных клочков, каждый из которых в
каждый момент играет свою роль. Настолько пестро
и многообразно наше внутреннее строение, что в
разные моменты мы не меньше отличаемся от самих
себя, чем от других...”
Я бы подписался под этим - но это
написал Монтень четыреста с лишним лет назад. За
это время схематические типологии людей -
характеров, личностей, темпераментов - плодились
не переставая, и конца им не видно. Кречмеровские
шизотимики и циклотимики - тоже “большие
абстракции”, которыми психология, кажется, уже
сыта по горло. Все эти подразделения слишком
широки, потому что под одну рубрику подпадает
великое множество совершенно различных людей, и
слишком узки, потому что ни один человек никогда
ни в одну рубрику целиком не укладывается, тип
всегда прокрустово ложе.
И тем не менее... Тем не менее без
типологий не обойтись. Они нужны, потому что
все-таки помогают как-то прогнозировать
человека, помогают мыслить, пока мы мним об их
искусственности и условности. При взгляде на
человека “поперек” это просто необходимо.
Человек - как дом; с высоты полета можно
определить общий тип строения; на земле, в
непосредственной близости, видны архитектурный
стиль и черты индивидуального решения, если они
есть. Для тех же, кто живет в этом доме, он всегда
уникален и не сравним ни с какими другими...
Короче, что же мы все-таки скажем насчет того,
что у черта и у добродетели нос острый, а при
юморе толстый? |