Как остановить наркоэпидемию
КАК ОСТАНОВИТЬ НАРКОЭПИДЕМИЮ В СТРАНЕ
как создать
профилактическую систему.
Если сравнить положение с пожаром - то нужно
одновременно и тушить его, и принимать меры
против новых возгораний, и возводить заграждения
от огня, напирающего извне...
Если с наводнением - то и вычерпывать воду, и
строить дамбы. И сверхсрочные меры - и
долгосрочные, стратегические - прямо сейчас.
Действовать должны вместе закон и народ,
государство и граждане. Только все общество в
целом может создать и поддерживать должный
уровень противостояния пагубе.
А что делается сегодня?..
На государственном уровне. О последнем
думском законе во здравие наркомафии уже
сказано. Другие подвижки не столь значительны.
Три года назад указом Президента России была
образована правительственная комиссия по борьбе
с наркоманией под председательством Министра
внутренних дел. Каких-либо результатов своей
деятельности за три года комиссия эта не
обнародовала. Наркоэпидемия продолжает расти в
геометрической прогрессии.
Вполне вероятно, что уважаемый Министр
внутренних дел все это время добросовестно
занимался борьбой с наркоманией. Арестовано
столько-то продавцов наркотиков, столько-то
наркоманов посажено за решетку или отправлено на
принудлечение, столько-то килограммов
наркотиков изъято при попытке провоза... А воз
ныне уже не там, а гораздо дальше.
Уже и бабулькам в подъездах понятно (я говорю на
эту тему со многими), что борьба с наркотической
пагубой не может быть чьей-либо монополией,
ведомственной прерогативой. Ни МВД, ни ФСБ, ни
Минздрав, ни Церковь, очевидно, не могут охватить
многомерную проблему в объеме. Ни одна из этих
или иных организаций не выдвинула хоть
сколько-нибудь реального проекта снижения
потребления наркотиков в масшабе страны - или
хотя бы сдерживания наркоэпидемии среди
подростков.
Высшие органы государства светлыми идеями на
сей счет тоже не оснащены - или держат их в
государственной тайне. Я лишь совсем недавно
узнал, что у нас 10 лет кто-то готовил федеральную
антинаркотическую программу; она до сих пор
находится где-то " в астрале" и
финансирована лишь на 5% ; все средства идут
только по линии МВД, где и исчезают без видимого
эффекта.
На частно-коммерческом уровне. За
последнее время умножилось и продолжает расти
число всевозможных лечебных и реабилитационных
наркологических центров; множество частников
предлагает услуги по выведению из запоев, снятию
наркозависимостей и т.д.
Конечно же, это в первую очередь бизнес, он
отражает актуальность проблемы, растущий спрос.
Оставим пока в стороне вопросы легальности этой
помощи. Скажу лишь, что эффективность ее у нас в
стране, как правило, незначительна. И легко
понять - почему.
По двум главным причинам. Во-первых,
действительно, лечение наркоманов - дело ужасно
трудное. А во-вторых, коммерчески выгодно лечить
так себе. Клиенты коммерсантам от медицины нужны,
как и всюду, дойные. И таковые имеются: богатый
бандит-наркоман, состоятельный ворюга или тот же
наркоделец, подсевший на героинчике или кокаине -
пожалуйте, обслужим неоднократно.
Клиент массовый идет по боку, а это огромная
масса еще недокриминализованных подростков и
юношей...
По этим же причинам ни одна коммерческая
наркофирма (как и ни один наркодиспансер или
больница) ни сном, ни духом не занимаются
профилактикой.
Убога и уродлива наркология наша. И все же
лучше, чем ничего...
На общественном уровне. Первые ласточки
антинаркотического движения появляются. В
рамках недавно образованной общественной
организации - движения "За здоровье России"(
руководитель - Элла Панфилова) действует
антинаркотическая программа с элементами
профилактики. В Москве уже несколько лет
работает Фонд спасения детей и подростков от
наркомании под руководством д-ра В.И.Иванова (он
же - директор реабилитационного и
консультационно-профилактического центра
"Нарконон" ).
Есть еще очаги, дающие психологическую
поддержку желающим расстаться с наркотиками,
некоторые из них действуют на религиозной
основе... Все эти организации пока слабы,
мелкомасштабны, разрозненны, мало кому известны.
Время от времени антинаркотические или близкие
к тому передачи проходят по радио и ТВ - и это
лучше чем ничего. Но ничтожно в сравнении с тем,
что необходимо.
10 февраля 1998 года мне довелось выступить в
Московской Городской Думе на заседании круглого
стола по теме "Образование и здоровье". Вот
какие предложения по сверхсрочным мерам борьбы с
детско-молодежной наркоэпидемией в Москве были
мной выдвинуты от руководимого мной Фонда
развития психологической помощи.
- Создать в Городской Думе постоянную комиссию
или комитет по борьбе с детско-подростковой
наркоманией для подготовки законодательных
актов.
- Создать Городскую антинаркотическую службу
со специальным детско-молодежным
профилактическим отделением.
- Создать административно-общественный
нарко-патруль по школам, колледжам и другим
общественным заведениям.
- Организовать родительское антинаркотическое
движение.
- Принять срочные меры по социальной
антинаркотической пропаганде по улицам, в
транспорте, в домах, школах и через средства
массовой информации.
- В ближайшее время созвать антинаркотический
Форум с участием всех городских наркологических
служб, всех смежных специалистов и всех
заинтересованных ведомств.
К нашему глубокому (с доктором В.Ивановым)
сожалению предложения эти не встретили
конструктивного отклика и никак не отразились в
резолюции заседания. Мы познакомились, правда, с
депутатом Гордумы, Стебенковой Л.В., которая
рассказала, что последнее время занимается
проблемой наркотиков и смогла выбить из
городского бюджета около 1миллиона в новых
деньгах на нужды профилактики детских
наркоманий. Как говорится, хорошо, да мало...
В масштабе целой страны. Все нижеследующее
можно на сегодняшний день считать проектом
сказочной утопии по образцу Кампанеллы. Но если
хотя бы один процент из этого будет осуществлен,
то можно будет на что-то надеяться...
Нам нужна мощная единодействующая система
борьбы с наркотической пагубой -
ОБЪЕДИНЕННЫЙ
АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ ФРОНТ (АНТИНАР)
с двумя главными рычагами действия:
государственным и общественным.
"Фронт" - по-военному звучит, может кое-кого
отпугнуть; но другого варианта для нас при
нынешнем положении нет. Если мы не добьемся
всеобщей антинаркотической мобилизации,
наркотики и преступность доканают страну.
АНТИНАР должен:
- объединить всех, кому не безразлично здоровье
собственного народа и собственных детей,
здоровье физическое, психическое и духовное.
- создать "двуплечную" оборону от
постоянного наступления наркомафии -
правоприменительную и лечебно-профилактическую.
- стать армией спасения наших детей.
АНТИНАР государственный мыслится как
федеральная антинаркотическая программа, на
основе которой должна быть создана объединенная
(межведомственная) государственная
антинаркотическая служба (ГАНС) - аналогично
американскому Национальному управлению по
борьбе с наркотиками.
Не требуется изобретать велосипеды - на
основании соответствующих законодательных
актов(в США это закон 1988 г. о руководстве
национальной политикой по борьбе с наркотиками)
подобные программы и службы созданы уже во
многих развитых странах, борющихся с нашествием
наркотизма, а в ряде стран действует специальная
наркополиция.
( Есть же, к примеру, у нас свежесозданная
налоговая полиция - как сказал один из наших
клиентов, наркоман-мафиозник: "когда деньгам
нужны деньги, всегда находятся деньги, чтобы
выбивать деньги..." Наркополиция, по моей
прикидке, могла бы приносить государству денег
раз в шесть больше, чем налоговая... Если, конечно,
она не будет близнецом нашей милиции.)
Фронту нужен командующий. По аналогии с
должностью директора Национального управления
по борьбе с наркотиками,отвечающего за
координацию всей национальной политики в этой
сфере (его в Штатах уважительно-иронически
именуют Наркоцарем) - нужен и нам постоянный
антинаркотический полководец на высшем уровне.
Руководитель, генеральный директор ГАНС. Как его
называть - наркомаршалом, наркоминистром или
антинаркомом - неважно; главное - чтобы человек
этот со своею командой действительно
дирижировал всеми направлениями
антинаркотической деятельности в масштабах
целого государства, держал в руках средства и
отвечал за каждую копейку, направляемую на эти
цели как из бюджета, так и из внебюджетных
источников.
Эта должность должна быть гласной, общественно
подотчетной. Человек, ее занимающий, должен
хорошо разбираться во всех основных сторонах
проблемы. Желательно, чтобы это был деятель
известный и уважаемый. В его ближайшее окружение
- штаб АНТИНАРа (действенный структурный аналог
нынешней импотентной правительственной
комиссии) должны войти разнопрофильные
специалисты (врачи-наркологи, психиатры,
психологи, педагоги, социологи, юристы, экологи,
биохимики...) и представители всех
заинтересованных ведомств ( МВД, ФСБ,
Министерства юстиции, Министерства образования,
Министерства финансов и др.)
Понятно, что все правоприменительное
"плечо" АНТИНАРа должно находиться в
федеральном ведении и работать единым
кулаком," пальцы" которого: суд, прокуратура
и милиция(наркополиция?..), органы ФСБ,
пограничная служба, таможня.
Где брать средства на АНТИНАР? Не питаю иллюзий
насчет возможности бюджетных ассигнований (хотя
почему бы и нет? - почему бы не ввести спецналога
на это спасительное для страны дело? - вместо
некоторых других, не столь нужных?..) Финансы
изыскивать можно из разнообразных источников,
включая обязательные отчисления от продажи
алкогольных напитков и табачных изделий,
средства, изымаемые у преследуемых наркодельцов
и т.д. Не исключается и благотворительность -
надеюсь я, с долей нажитого цинизма, на тех
состоятельных граждан, которых самих "клюнул
жареный петух" - собственные детишки на
чем-нибудь заторчали...
Немалые суммы мог бы дать и рынок
антинаркотической продукции, который может быть
очень быстро "раскручен", если выявить
скрытый спрос - создать прецедент - выпустить,
например, книгу для родителей о профилактике
детско-подростковых наркоманий, или
видеокассету на эту тему.
Антинаркотическая продукция - это и
соответственные лекарства, и
оздоровительно-спортивное снаряжение, и
печатные материалы, и видео- аудио, и кино, и
компьютерные программы...
И конечно же, первым делом должна эта продукция
непрерывным потоком потечь через средства
массовой информации.
АНТИНАР - программы на радио, ТВ и в печати.
Антинаркотические программы и материалы могут
гибко входить в различные передачи и публикации.
Это могут быть и культурно-просветительские, и
спортивные, и развлекательные программы, и
сообщения службы новостей. Важно, чтобы
специальным законодательно-административным
актом была обеспечена этому напрвлению зеленая
улица - утверждено исключительное
государственное значение, как для той же
налоговой службы.
АНТИНАР-цензура. Исследования доказали, что
дети и подростки - наиболее восприимчивый
адресат рекламы вообще и рекламы алкоголя и
табака в частности и в особенности. Роль
рекламного воздействия как начального
побудителя употребления этих наркотиков для них
в два раза более значима, чем подражание
сверстникам. А еще важно знать, что каждый
наркотик тянет за собою другой - наркотик
наркотику друг, товарищ и брат... Ясно как божий
день, как следовало бы государству нашему
обойтись - и давно! - со всякой рекламой алкоголя и
табака. Упущено страшно многое - но хоть сейчас!..
Лучше поздно, чем совсем поздно!!
Социальная АНТИНАР-реклама. Первые слабые
ласточки появляются...
АНТИНАР-работа с родителями и детьми по месту
жительства. Родители, желающие, чтобы их дети
были защищены от наркодьявола, пусть спешат
объединиться в Родительское Антинаркотическое
Движение.
Родители, объединившиеся на защиту своих детей,
могут составить огромную силу. Сейчас я готовлю
для них специальные тексты.
АНТИНАР-работа в системе образования должна
соединить в себе государственную и
добровольно-общественную поддержку. Все
воспитатели и педагоги должны получить
наркопросветительский "минимум", а точнее,
максимум. Антинаркотическое просвещение должно
проводиться и учителями, и специально
подготовленными лекторами, психологами и
наркологами, в каждом институте и колледже, и в
каждой школе, с начальных классов. Оно должно
быть не просто долбежкой о том, что наркотики -
это плохо, опасно и некрасиво, но стать почвой для
душевного сближения преподавателей с учащимися,
для установления искренних отношений. Иначе - не
на что и надеяться.
АНТИНАР-работа в учреждениях и на предприятиях.
Еще раз напомню, что в США антинаркотическая
профилактика и контроль проводятся в 81 % всех
государственных и частных компаний и
предприятий. И это не пустая формальность.
Американцы делают это прежде всего потому, что
это экономически выгодно и весьма выгодно.
У нас же ещё в догорбачевские времена кроме
беспомощных лекций о вреде алкоголя и курения
ничего такого не бывало и нет по сей день.
Работает страна, как уже сказано, на 30% руками и
мозгами алкоголиков - но я думаю, что не на 30%, а на
все 60%.
В масштабе целого государства у нас
практически отсутствует опыт какой либо
наркопрофилактики. Да и о чем речь, если рыба
тухнет с головы. Но тухлая голова долго не
держится. Есть надежда, что общая беда, как это не
раз бывало в истории страны, встряхнет души,
поднимет к действию, что развернется, воистину,
третья Великая Отечественная Война - против
наркотиков. За спасенье детей. За жизнь.
|