Пропитуум мобиле
из застольных бесед с корреспондентом Михаилом Рыбьяновым
В.Л. – C алкоголизмом
приходит ко мне примерно каждый шестой. Чаще не
сами, а близкие просят вытащить: человек явно
злоупотребляет или уже погибает, а за помощью
обращаться не хочет – или, как обычно бывает, то
хочет, то нет, двойствен и непоследователен, от
сознания своего положения защищается, от решений
уходит...
За плечами многих и многих таких – опыт
безуспешных или только временно успешных
попыток избавления от пристрастия, опыт
недоверия к помощи, и – самое страшное – опыт
недоверия себе, в котором так тяжело признаться...
М.Р. – Если человек не хочет лечиться, его
и не вылечить?.. Или все таки как-то можно?
– Как-то помочь всегда можно – хотя бы
только и близким: принять реальность, что-то
понять, изменить тактику... Алкоголизм и
наркомания никогда не бывают изолированно
личной проблемой, это всегда проблема
взаимоотношений, всегда конфликт. Родные
алкокоголиков – люди, несущие крест, и нуждаются
в просвещенной поддержке. Многих приходится и
подлечивать.
– То и дело: “вывожу из запоя,
кодирую..." Эти уверенные антиалкогольные
объявления – что они означают? Прогресс в
возможностях лечения или прогресс
алкоголизма?“Лечу без ведома больного”.
Какие-то подсыпки в пищу, что ли?.. И это работает?
– Как думаете, на какой процент работало бы
средство для похудения, применяемое без ведома
самого худеющего и без его желания похудеть?..
Всякий рецепт, даже откровенно шарлатанский,
некие шансы дает. Если тайный домашний лекарь сам
свято уверует в успех предписания, даже
наинелепейшего, эта вера может подсознательно
передаться и пациенту. Алкоголики повышенно
внушаемы. И от домашней атмосферы очень зависимы,
я бы даже сказал, беспомощно зависимы... Научить
близких сознательному и психологичному,
твердому и терпеливому врачебному поведению с
ними – задача не из простых.
Что же до прогресса алкоголизма, то вот
точная российская цифра на год 1997-й: 25 литров
алкоголя ежегодно, в пересчете на душу населения,
– против 3,5 литра в 1913 году. Нигде в мире не пьют
так много. Кроме, может быть, резерваций
североамериканских индейцев и мест обитания
эскимосов... Цифра растет.
По научным подсчетам, критическая черта уровня
потребления, за которой начинает резко расти
опасность деградации и вырождения нации, – 8,5
литра на душу населения в год. Наших, как видите,
давно уже зашкалило. Люди все больше пьют,
соответственно возрастает спрос на
антиалкогольную помощь, спрос рождает
предложение, пропитуум мобиле, верный бизнес...
– К кому, кроме Вас, Вы посоветовали бы
обращаться за помощью?
– Я готовлю к публикации текст с
инструкцией, как отличать честных спасателей от
коммерсантов, паразитирующих на беде. Главное:
спасатель никогда не ограничит свою работу
механическим отрезвлением, а сделает все, чтобы
помочь отрезвиться воистину. И никогда не будет
обещать нереального.
– Кодирование, эспераль, торпедо – это
по-настоящему?.. Действует?
– Это сегодняшнее переименование старых
методов внушения и лекарственной помощи,
соединяемых в разных пропорциях. Действует все,
но лишь в определенном проценте и при
определенных условиях. Главные из них – желание
самого пациента вылечиться и вера в возможность
помощи. Врачи называют это “установкой на
лечение”. А чтобы она создалась, установка, нужно
еще очень многое... Нужна привлекательность
трезвой жизни.
– Но откуда же ее взять? От хорошей жизни
не пьют.
– Пьют и от нехорошей жизни, и от хорошей,
когда не знают, зачем она.
ТРЕЗВОСТЬ И ПЬЯНСТВО как МУЖ И ЖЕНА
– Я удивляюсь, почему спивается у нас
каждый шестой, а не каждый первый.
– Остальные, на самом деле, тоже спиваются.
Только другими средствами. Я вот впал в конечную
фазу трудоголизма, уже не вылезу. А чем больше
лечу наликов и аликов, тем ясней понимаю:
трезвость и пьянство – две веры, две
противоположные идеологии, два
мировоззренческих полюса. Я мог бы сравнить эти
полюса с взаимной противоположностью – и
взаимонеобходимостью! – мужчины и женщины или
двух мозговых полушарий...
Вот эти идейные антиподы глазами одного
гениального пьянчужки, древнекитайского поэта
Тао Юань-Мина антиподы выглядят так: вот бывают
же люди – даже в доме одном живут. Что принять,
что отбросить – нет единства у них ни в чем.
Скажем, некий ученый в одиночестве вечно пьян.
Или деятель некий круглый год непрестанно трезв.
Эти трезвый и пьяный вызывают друг в друге смех.
Друг у друга ни слова не умеют они понять...
Сам поэт умел понимать только пьяных,
откуда и наблюдение:
в рамках узости трезвой
человек безнадежно глуп
а в подпитии вольном
приближается к мудрецам
Если же почитать Хайяма, то станет ясно
вполне: философия пьянства происходит из
трезвого взгляда на жизнь, а философия трезвости,
наоборот, из пьяного.
– ..?
– Трезвость зачем?– чтобы видеть, понимать,
достигать, бороться, строить, творить... Активная
позиция, невозможная без упования, без хотя бы
искорки веры, что жизнь твоя что-то значит, имеет
смысл, выходящий за пределы ее самой... Недаром
самые принципиальные враги пьянства – христиане
и коммунисты, во всяком случае, теоретически.
Один из важнейших призывов апостола Павла –
“трезвитесь”.
Трезвость могут искренне проповедовать
только люди, опьяненные верой. Зовут куда-то идти,
что-то строить, чего-то добиваться, заслуживать...
А к опьянению склоняют все те философии, которые
никуда не зовут, а наоборот. Заглядывающие в
самый конец.
Через тысячу лет, через
десять тысяч годов
Память чья сохранит нашу славу и наш позор?..
Но досадно мне, что пока на свете я жил,
Вволю выпить вина так ни разу и не пришлось!
ЗАПОЙ КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР
– Как объяснить феномен запоя – человек
то пьет, то не пьет? Он что, может выбирать, пить
ему или нет?
– Когда как и кто как, опять же... Запой,
вообще говоря, явление обнадеживающее. Ибо зримо
показывает, как человек может переходить из
одной возможности жизни в другую: из программы
здоровья в программу болезни, из нормы в
наркоманию – и вспять, обратно, вот что особенно
интересно!..
В запое перед нами невменяемый психбольной,
наркоман в непрестанной ломке. Вытащить его
можно только насильно, что часто и делается,
технологии разработаны. Но есть и другой вариант,
житейски проверенный: просто перетерпеть,
дождаться естественного окончания. Если
болезный наш не влетит в белую горячку, не
выбросится из окна, не пропадет, не погибнет, то
после какой-то крайней черты запой прекращается
сам. Отпился. Программа меняется на здоровую.
Перед вами милейший, сознательнейший гражданин.
До следующего запоя живите спокойно...
– А почему человек приходит к
необходимоcти менять здоровую программу на
запойную и наоборот? В какой степени в этом
участвует его сознание, воля? Или ни в какой?..
– Похоже, циклы запоев связаны с системными
ритмами, циклами организма и психики. У некоторых
отмечается четкая временная регулярность
запоев, и она не всегда связана с получкой.
Какой-то из компонентов психофизического
равновесия выходит за критическую черту...
У многих периодичность неправильная,
малопредсказуемая, и вероятней всего связано с
накоплением внутреннего напряжения, шлаков –
психических и физических. Запои в таких случаях
аналогичны болезненным кризисам или даже
эпилептическим приступам. Душа и тело пытаются
что-то выбросить из себя, от чего-то
освободиться... Интенсивные меры очистки
организма могут прервать запой.
Бывают и такие парадоксальные запойники,
которые начинают пить именно тогда, когда делать
это совсем нельзя: например, в рабочий аврал,
накануне ответственного выступления, решающей
встречи, экзамена или свадьбы... Тут вполне ясно,
что человек боится не справиться со своей ролью,
не оправдать ожиданий, ударить лицом в грязь –
боится своего страха – и, не выдерживая
напряжения, ударяет... (Некоторые состояния
нашего экс-президента, кажется, были такой
природы. – В.Л., позднейшее добавление.)
Что же до собственной доброй воли или
неволи, темное это дело... Обычен обман сознания
подсознанием: я только рюмочку, ну другую, больше
ни-ни, на этот раз удержусь... Все, понеслась
нелегкая.
При “эпилептоидных” вариантах влечение
пить налетает внезапно, неистово, как ураган,
больного необходимо как можно быстрей
изолировать. А запойники депрессивные чаще
думают, что остаются хозяевами положения, что
запивают сознательно, чтобы облегчить свою
участь...
ЭНОТЕРАПИЯ ОТ ДУШЕТРЯСЕНИЯ
– Есть ли у алкоголизма принципиальные
отличия от других видов наркомании?
– Основная разница до недавних времен –
пока не начался взрывной рост неалкогольных
наркоманий – была только в том, что алкоголиком
можно было стать значительно легче. А
принципиальной разницы нет.
Вещество, называемое алкоголем, – один из
высоковероятных агентов
зависимости. Он как раз на той грани, когда
некое время – для каждого разное – позволяет
поддерживать сумму привычек, называемую бытовым
пьянством, но не переходить грань, за которой
начинается алкогольная наркомания. До грани этой
человек еще вменяем, можно еще рассчитывать на
его сознательный самоконтроль. Дальше – знаете
сами...
Алкоголь вошел уже почти в гены
человечества. Длительная историческая
прирученность Зеленого Змия – вспомним еще его
поэтический псевдоним: Дух Лозы – привела к тому,
что стали возможными мягкие формы пристрастий,
все эти разнообразные ступени любительства и
ценительства, иногда даже целебные – есть ведь и
медицинская традиция лечения вином, энотерапия...
Важна не столько разница не между
наркотиками, сколько между их потребителями.
Продавцу безразлично, кому он продает водку –
человеку зависимому, больному, или тому, кто
просто купил к столу. А я вижу сразу...
– Трясутся руки?
– Трясется душа.
ЕСЛИ БЫ ГОГОЛЬ БЫЛ ГЕГЕЛЕМ..
– Чем объяснить тот факт, что множество
талантливых и гениальных людей подвержено
алкоголизму?
– Для очерчивания диапазона вопроса
проиллюстрирую его далеко неполным поименным
списком: Александр Македонский, Петр Первый,
Рабле, Декарт, Гегель, Бетховен, Мусоргский,
Франсуа Вийон, Джек Лондон, Алехин, Есенин, Эдгар
По, Юрий Олеша, Владимир Высоцкий...
Отношения с алкоголем могут стать
высоко-трагичными – когда зелье впаивается в
творческий механизм, когда служит питанием
гения. Фантастический мозг Гегеля набирал полные
обороты только после изрядной дозы. Все свои
многообъемистые труды этот титан мысли
поднавалял в приличной поддатости: язык мог не
шевелиться, но перо бегало. Мусоргского нельзя
было лечить: лучшее он писал в начинающихся
запоях. Великий Авиценна, этот восточный
Леонардо да Винчи, все свои неимоверно
многочисленные сочинения, стихи и трактаты
писал, выпивая большой кувшин вина. От него и
погиб в пятьдесят восемь лет: алкоголь, наконец,
прожег ему толстый кишечник...
Именно тем, на кого алкоголь действует как
творческий возбудитель, опасней всех пить – за
алкогольное воспламенение духа они
расплачиваются разрушением тела.
– Печально... Поясните, если возможно:
качество опьянения – от чего зависит?
– Процентов на 20 – от качества вина,
процентов на 30 – от дозы, а на остальные
пятьдесят – от качества души, в которое
вписывается и интеллект, и культура общая, и
культура пития в частности. Все пьяные, как
заметил Ильф, поют одинаковым голосом одну и ту
же песню. Это наблюдение статистически
достоверно, однако есть, слава Богу, многие
исключения.
– В чем качественное отличие русского
алкоголика от алкоголиков других наций?
– В его количестве, главным образом. И
культура пития у нас самая своеобразная в мире. Я
бы сказал, подворотенная культура.
– Это, наверное, потому, что мы водку пьем,
а не сухое асти. У нас пьют не чтобы поговорить, а
чтобы нажраться.
– Ну вот вы сами за меня и ответили, но я не
согласен. Русский человек пьет, чтобы спросить у
Бога: “Ты меня уважаешь?..”
– И что же Бог отвечает?..
– А Бог несется куда-то и не дает ответа...
Еще налить?..
|