дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Гипнотарий / Укрощение Голубого Дога


 

"Наемный Бог"

отрывки из новой книги

Укрощение ГолубогоДога

мой первый массовый гипносеанс


Никогда не забуду случай из моей жизни, когда, казалось, безнадежное положение было спасено ролью Не-Самого-Себя, из которой не успел выйти...


В одном из московских вузов я должен был выступить перед большой аудиторией в роли Лектора-Психотерапевта. Хотел рассказать кое-что о внушении, о гипнозе, об аутотренинге... Но я был еще малоопытен, рвался в воду, не зная броду, плохо знал уголовный кодекс и именно по этим причинам решился сопроводить лекцию демонстрацией гипнотического сеанса, то есть выступить в роли Гипнотизера. Действительно, что за лекция без иллюстрации?..


К тому моменту я имел только небольшой опыт гипноза индивидуального, а о технике массовых сеансов читал в книгах. Начинают, прочел я, с решительного предложения всем присутствующим поднять руки вверх и скрестить пальцы. Далее следует уверенно объявить, что скрещенные пальцы, пока идет счет, допустим, до двадцати, будут сжиматься, все крепче, крепче, крепче, одеревенеют, потом станут железными и сожмутся так сильно, что разжать невозможно...
Нужно и самому железно в это поверить, а после счета с ехидным торжеством предложить разжать пальцы и опустить руки... ("Пытайтесь!.. Пытайтесь..."). Некоторым удастся, а некоторым - НЕ УДАСТСЯ. Останутся с поднятыми руками. Эти-то и есть самые внушаемые, с ними можно поладить. Ну что ж, прекрасно, так и поступим.


Дома репетировал: громко считал, придавал голосу деревянное звучание. Но я совершенно упустил из виду серьезный момент: к сеансу нужно готовить и аудиторию. Объявить, скажем, заранее победной афишей, что известный гипнотизер, телепат, экстрасенс, факир, йог, феномен, любимец Тагора, Владиндранат Левикананда будет превращать студентов в королей и богов, а преподавателей в лошадей и змей. Дать объявление по радиосети... Говоря иначе: подготовить зал к принятию роли Гипнотизируемого, а себя соответственно ввести в поле ролевых ожиданий в качестве Гипнотизера.


Гипнотизировать я уже как-то мог, а о ролевой психологии не имел понятия. И когда со сцены вдруг объявил, что сейчас буду гипнотизировать, в зале начался шум, недоверчивый смех. "Бороду сперва отрасти!" - громко крикнул кто-то с заднего ряда.


Я растерялся и рассердился. "Через несколько минут вы уснете так крепко, как никогда, пообещал я. ...Если хотите выспаться, прошу тишины".


Часть зала насторожилась... другие продолжали бубнить, ржать, хихикать и двигать стульями. Кто-то издал до крайности неприличный звук, его поддержали. Сердце билось так, что казалось, его должен слышать тот, с заднего ряда...


...И вот кто-то из чего-то, что было когда-то мной, скрипучим голосом приказывает всем присутствующим поднять руки вверх и скрестить пальцы. Все повинуются. Над залом лес поднятых рук. Гробовая тишина.


- Пять... пальцы сжимаются... девять... Сжимаются все сильнее... Вы не можете их разнять... Четырнадцать... Восемнадцать... Пальцы сжались... Как клещи! Никакая сила теперь не разожмет их!.. Двадцать! А ну-ка... Попробуйте разжать пальцы! Пытайтесь, пытайтесь...


...О ужас! Вся аудитория, как один, разжимает пальцы и опускает руки. Все разом!! Ничего не получилось. Ни одного внушаемого! Провал. Секунды две или три (мне они показались вечностью) я стоял на сцене почти без сознания. Как мне потом сказал один не очень загипнотизированный из первого ряда, стоял с побелевшим лицом и выпученными глазами, из которых струилась гипнотическая энергия.


На лбу холодный пот. Но в чем дело... Почему никто не смеется?.. По-прежнему гробовая тишина. Господи, что же дальше-то?.. Что я натворил? Вдруг заметил, что в первом ряду сидят двое парней с какими-то остекленевшими глазами. Чуть подальше - девушка, странно покачивающаяся...


И тут меня осенило - болван! Они ничего не поняли!! Они НЕ ЗНАЮТ, как должен проходить сеанс! С пальцами не удалось, но они думают, что так и надо! Они уже!.. Да, уже - многие в гипнозе или в чем-то вроде... Ну да! В трансе они! Продолжай же, несчастный! Не выпускай!!


Судорожно сглотнув слюну, я опять исчез, а Владиндранат нудно досчитал до пятидесяти и к моменту окончания счета усыпил больше половины зала.


Хороша была одна третьекурсница, Английская Королева, ловившая блох совместно с бородатым Голубым Догом, оставившим в зале свои очки. Проснувшись, симпатяга попросил у маэстро прощения. Оказывается, это он гавкнул с заднего ряда насчет бороды. Он клялся, что такое с ним случилось впервые и что он больше не будет.


СОЕДИНЯЙ И ВЛАСТВУЙ

психология массового гипноза


....Волнение и сейчас перед каждым сеансом. Перед массовым – во столько же раз сильнее, во сколько армия страшнее солдата. Глупо: народу больше – успех верней. Только не растеряйся...


Однажды в записке, присланной во время предварительной лекции, была высказана догадка: “По-моему, вы уже начали гипнотизировать”. Ну конечно же. Только не так, как кажется.


Подслушанное перед началом, в раздевалке и в зале:


— Давай лучше подальше сядем, а то как гипнотизнет...
— А чего страшного?
— Не поддамся.
— Ты меня толкани, я тебя.
— Читал “Мастера и Маргариту”?
— Да ерунда, одни фокусы.
— В глаза ему не смотреть, и все...


Знали б вы, как мне помогаете, как гипнотизируете друг друга.


С больными трудней: болезнь погружает каждого в себя. Но и у большинства пациентов группа повышает внушаемость; масса — тем паче...


Нередко успех или неуспех лечения определяется тем, кого встретит человек за дверьми врачебного кабинета, дома или в гостях: оптимиста или пессимиста; того, кому помогло или кому стало хуже, умного или дурака...


...Кто окажется сегодня актером гипнотического спектакля? Кое-кого сразу вижу. Вот... вот... А здесь анти...


Сомнамбулами бывают и худенькие астеники, и крепенькие атлетоиды, и пухленькие пикноиды, и ни те, и ни се... В большинстве сложены гармонично, здоровые. Интеллект всевозможный, бывает и очень высоким; но обязательна при том некоторая детскость, доверчивость, простодушие, непосредственность. По кречмеровской шкале: шизотимиков меньше, чем циклотимиков, но и ярких циклоидов мало, вообще мало крайностей. Параноидальные, внутренне сжатые и закрытые, тревожно-агрессивные, напряженно-подозрительные субъекты исключены напрочь. Не впадают в массовый транс психологически активные лидерские натуры (широкий лоб, подвижные энергичные брови, пронзительные глаза, решительность жестов...) Но по отдельности, с индивидуальным подходом и их можно загипнотизировать на полную катушку.


Нельзя исключить и случайности: сегодня попали эти, а завтра те... Настроенность, минутное расположение... Есть и гипнотическая упражняемость: тот, кто впал в сомнамбулизм хоть однажды, потом впадает в него легче и легче.


Внушаемость молодости: открытость добру и злу, потребность следования авторитету, потребность веры... Одно удовольствие проводить сеансы в школьных и студенческих аудиториях.


Но параллельно — антивнушаемость. Негативизм, упрямство и нетерпимость. Упорное отстаивание самостоятельности...


Почему редок транс среди тех, кому более сорока пяти?.. Недоверчивость? Снижение подвижности психики?.. Боязнь оказаться в “несолидном положении”?..


Пожилые, неужто природа повелевает вам не учиться больше, а только учить?.. О такой природе только и скажешь: натура — дура.


На опыте убедился: внушаемость у пожилых и стариков не исчезает и не уменьшается – даже наоборот – но становится узкой. Старому человеку можно внушить что угодно, как ребенку, если попасть «в струю».


Однажды, собрав в аудитории около трехсот пенсионеров, я прочел им лекцию о реальности здорового долголетия и о способах поднятия тонуса и настроения; затем, не объявляя ни о каком гипнозе, начал обучать конкретным приемам самонастроя и самовнушения. Перешел к дыхательным упражнениям и расслаблению с закрытыми глазами... Уже через пять минут после начала этих упражнений практически вся аудитория была в гипнотрансе. Старички и старушки перевоплощались на сцене не хуже молодых. Слабеньких, конечно, не трогал. Некоторые, уснув, блаженно храпели до самого конца лекции уже без моей помощи...


Однородность аудитории повышает внушаемость: соединяй и властвуй.


...Большой зал ДК МГУ. На сцене шестнадцать усыпленных. Спят и в зале, там и тут поднимают руки, зовут...


Сон. (Восковая каталепсия.)
Сон. (Будет хорошо двигаться, пластический тонус.)


...А это что? – симулянт! — дрожат веки, да и руки тоже... Открыть глаза. До свиданья.


На юных шалунов-шутников не сержусь, но если уж притворяться, то знаючи и талантливо, как тот ученик знаменитого французского психиатра Эскироля, который изобразил эпилептический приступ. На предыдущем занятии учитель сказал, что припадок падучей симулировать невозможно. Когда ученик с внезапным страшным криком упал, и изо рта его показалась пена, Эскироль испугался, велел удерживать, стал говорить о том, как коварна болезнь, как не щадит никого, в том числе и врачей... И вдруг больной прекращает биться, встает, улыбается и обращается к Эскиролю: "Пардон, господин учитель. Кажется, я вас укусил"...


Все спящие меня слышат. Все слышат только меня... Все бодры. Всем открыть глаза.


Открыли глаза тринадцать. Двое не смогли — транс летаргический... Теперь действовать легко, все в моих руках — нужна только энергия до конца сеанса и воображение, импровизация...


Сажусь за рояль, играю. Все тринадцать сомнамбул с упоением танцуют под мою музыку, зрителям не верится, что эти веселые, возбужденные люди глубоко спят... А теперь страшновато: упоительный танец продолжается в мертвой тишине, под галлюцинаторную музыку.


Стоп! Так остались!..

Все застывают в позах, в которых их застигло внушение. Как на остановленной кинопленке: замороженный танец.


— Теперь каждый займется своим делом. Вы, девушка, вяжете сиреневую кофточку. Вы — чистите картошку. Вам три года, поиграйте в песочек... Соберите букет цветов на этой поляне. А вам в руки скрипка, вы Давид Ойстрах, играйте.


Молча, пластично... Какие точные, богатые, тонкие, изысканные движения... Невидимый смычок вдохновенен. А ведь парень, скорее всего, не держал никогда скрипки в руках. Но, конечно, скрипачей видел...


Вы, девушка — дерево, вы раскидистое, ветвистое дерево... — (Непередаваемое выражение лица... Руки раскинуты... Чуть покачивается.) — Идет сильный дождь... Ветер... Ветер... — (Что делается с ее руками! — Трепещут листья...)


Вы, юноша – неандерталец, пещерный человек. — (Лицо принимает суровое выражение.) — Возьмите эту дубину. Вон –- видите, там саблезубый тигр. Будьте мужчиной.


Бросается, замахивается, в ложе шарахаются... Ничего страшного, дубина галлюцинаторная.


— Все в порядке, с тигром покончено. Подойдите, пожалуйста, к вашей подруге, вот, вот она... — (Бородатая подруга в джинсах довольно-таки индифферентна. Летаргическая жена.) — Такая жена вам ни к чему? Лучше быть свободным охотником?.. Сделаем ее невидимой... Идите сюда, сюда... — (Пытается пройти сквозь бывшую жену, уже не видит ее.)


Вы будильник. Я вас завожу... Зазвоните через восемь минут... А с вами особый разговор. При слове “Четверг”вы станете Президентом Соединенных Штатов.


Гул возбуждения...


— Тише... Четверг.


— Юрка! — отчаянно кричит из зала приятель.


Бесполезно, Юрки уже нет. Президент отвечает на вопросы корреспондентов. Из зала несутся вопросы один другого каверзнее. Президент ловко выходит из положения.


— Да, меня зовут Линдон... Я очень люблю собак, негров и женщин...
— Сколько вы расходуете на вооружение?
— Много. Спросите об этом у министра финансов и у министра обороны.
— Сколько у вас детей?
— Спросите у моей жены, она точно помнит.
— Ваше любимое времяпрепровождение?
— Играю в гольф на моем ранчо. (Молодец, читает газеты, но, кажется, немного перепутал с предыдущим президентом.)
– Дзинь-дзиииииинннь!!


Это будильник зазвонил на минуту раньше...


Поиграем в футбол...


Игра с галлюцинаторным мячом впечатляет своей подлинностью, никакие мимы так не сыграют. Галлюцинаторный пинг-понг заставляет не просто вообразить, но и увидеть стол, ракетки и шарик... Отчаянно режется президент с Ойстрахом, пот градом льет...


— Отдохните, поспите... А вы, ребята, садитесьна велосипеды! Поехали! Кто быстрее?!


Ух, как жмет на педали неандерталец... В зале хохот, про гипноз почти все забыли...


Внимание, все меня слышат. Все стали самими собой. Скоро Восьмое марта. Купим подарки женщинам. Сейчас мы откроем новый универсальный магазин, где вы сможете приобрести по умеренным ценам интересные вещи... Для себя и своих подруг...


Воспроизводим знаменитую сцену из “Мастера и Маргариты”. Мессир Воланд концентрируется. Ассистент Гелла становится за галлюцинаторный прилавок.


— Подождите, еще не открыто... Будьте любезны, займите очередь.


Опрометью бросаются, начинают толкаться. Если бы дверь не была галлюцинаторной, а взоры слегка мутноватыми...


— Позвольте, я впереди вас...
— Вы здесь не стояли...


Как дьявольски легко снова и снова воспроизводится потребительская лихорадка, коллективный невроз. я: Мир делится на тех, кто стоит в очереди и кто не стоит: непримиримо враждебные партии. Время течет убийственно медленно. Кассиршу, опаздывающую на восемнадцать секунд, словесно линчуют, но лишь появляется, все забыто и прощено...


Гражданин Первый с бдительностью носорога охраняет свое место. Посматривает на часы.


— На ваших сколько?
— Без пяти.
— А на моих без двух. Открывали бы уж!.. Пора!.. (Стук в галлюцинаторную дверь.)


Тише, минутку терпения... Сейчас, открываем... Большой выбор — при слове “эн”... Открывать можно?


— Можно!!!..
— Ка-девять... эн!
— Мне вон тот мохеровый шарф.
— Мне французские туфли.
— Коробку шоколадных конфет...


Галлюцинаторные французские туфли, матовые или лаковые, можно надеть тут же, оставив свои на сцене, — все по Булгакову... И конфеты можно сразу попробовать, угостить соседку – какая важность, что это сапожная щетка...


На научном симпозиуме по проблемам бессознательного в Тбилиси я частично рассказал о своих наблюдениях и экспериментах с загипнотизированными искусствеными коллективами. Доклад назывался: «Гипноз как метод социального моделирования». Я продемонстрировал, что взаимодействующая группа сомнамбул, режиссируемая гипнотизером – разъемная модель и метафора любой человеческой общности: от пары и семейной ячейки до нации, государства... Сегодня эти люди благожелательны, вежливо улыбаются, шутят, любят друг друга, сотрудничают. Завтра в их подсознание внедрится иная программа — и... Почему завтра? — Через секунду!


Разница между экспериментально-театральным гипнодурдомом и жизненным только в том, что на один мы с изумлением и ужасом, не веря глазам своим, взираем со стороны, а в другом участвуем и живем, не ведая, что творится.


Массовые сеансы показывают воочию, как нами движет психологическая слепота.


Не могу избавиться от надежды, что кто-то что-то поймет, что понимание даст прозрение, что прозрение что-то изменит...


...Под конец каждого выступления почти обязательно приходит записка с вопросом: состоят ли гипнотизеры на особом учете?


Ответ: да. Гипнотизеры состоят на учете у гипнотизеров.





левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви