"Наемный Бог"
отрывки из новой книги
Укрощение ГолубогоДога
мой первый массовый гипносеанс
Никогда
не забуду случай из моей жизни, когда, казалось,
безнадежное положение было спасено ролью
Не-Самого-Себя, из которой не успел выйти...
В одном из московских вузов я должен
был выступить перед большой аудиторией в роли
Лектора-Психотерапевта. Хотел рассказать кое-что
о внушении, о гипнозе, об аутотренинге... Но я был
еще малоопытен, рвался в воду, не зная броду,
плохо знал уголовный кодекс и именно по этим
причинам решился сопроводить лекцию
демонстрацией гипнотического сеанса, то есть
выступить в роли Гипнотизера. Действительно, что
за лекция без иллюстрации?..
К тому моменту я имел только небольшой
опыт гипноза индивидуального, а о технике
массовых сеансов читал в книгах. Начинают, прочел
я, с решительного предложения всем
присутствующим поднять руки вверх и скрестить
пальцы. Далее следует уверенно объявить, что
скрещенные пальцы, пока идет счет, допустим, до
двадцати, будут сжиматься, все крепче, крепче,
крепче, одеревенеют, потом станут железными и
сожмутся так сильно, что разжать невозможно...
Нужно и самому железно в это поверить, а после
счета с ехидным торжеством предложить разжать
пальцы и опустить руки... ("Пытайтесь!..
Пытайтесь..."). Некоторым удастся, а некоторым
- НЕ УДАСТСЯ. Останутся с поднятыми руками. Эти-то
и есть самые внушаемые, с ними можно поладить. Ну
что ж, прекрасно, так и поступим.
Дома репетировал: громко считал,
придавал голосу деревянное звучание. Но я
совершенно упустил из виду серьезный момент: к
сеансу нужно готовить и аудиторию. Объявить,
скажем, заранее победной афишей, что известный
гипнотизер, телепат, экстрасенс, факир, йог,
феномен, любимец Тагора, Владиндранат
Левикананда будет превращать студентов в
королей и богов, а преподавателей в лошадей и
змей. Дать объявление по радиосети... Говоря
иначе: подготовить зал к принятию роли
Гипнотизируемого, а себя соответственно ввести в
поле ролевых ожиданий в качестве Гипнотизера.
Гипнотизировать я уже как-то мог, а о
ролевой психологии не имел понятия. И когда со
сцены вдруг объявил, что сейчас буду
гипнотизировать, в зале начался шум,
недоверчивый смех. "Бороду сперва отрасти!" -
громко крикнул кто-то с заднего ряда.
Я растерялся и рассердился. "Через
несколько минут вы уснете так крепко, как
никогда, пообещал я. ...Если хотите выспаться,
прошу тишины".
Часть зала насторожилась... другие
продолжали бубнить, ржать, хихикать и двигать
стульями. Кто-то издал до крайности неприличный
звук, его поддержали. Сердце билось так, что
казалось, его должен слышать тот, с заднего ряда...
...И вот кто-то из чего-то, что было
когда-то мной, скрипучим голосом приказывает
всем присутствующим поднять руки вверх и
скрестить пальцы. Все повинуются. Над залом лес
поднятых рук. Гробовая тишина.
- Пять... пальцы сжимаются... девять...
Сжимаются все сильнее... Вы не можете их разнять...
Четырнадцать... Восемнадцать... Пальцы сжались...
Как клещи! Никакая сила теперь не разожмет их!..
Двадцать! А ну-ка... Попробуйте разжать пальцы!
Пытайтесь, пытайтесь...
...О ужас! Вся аудитория, как один,
разжимает пальцы и опускает руки. Все разом!!
Ничего не получилось. Ни одного внушаемого!
Провал. Секунды две или три (мне они показались
вечностью) я стоял на сцене почти без сознания.
Как мне потом сказал один не очень
загипнотизированный из первого ряда, стоял с
побелевшим лицом и выпученными глазами, из
которых струилась гипнотическая энергия.
На лбу холодный пот. Но в чем дело...
Почему никто не смеется?.. По-прежнему гробовая
тишина. Господи, что же дальше-то?.. Что я натворил?
Вдруг заметил, что в первом ряду сидят двое
парней с какими-то остекленевшими глазами. Чуть
подальше - девушка, странно покачивающаяся...
И тут меня осенило - болван! Они ничего
не поняли!! Они НЕ ЗНАЮТ, как должен проходить
сеанс! С пальцами не удалось, но они думают, что
так и надо! Они уже!.. Да, уже - многие в гипнозе или
в чем-то вроде... Ну да! В трансе они! Продолжай же,
несчастный! Не выпускай!!
Судорожно сглотнув слюну, я опять
исчез, а Владиндранат нудно досчитал до
пятидесяти и к моменту окончания счета усыпил
больше половины зала.
Хороша была одна третьекурсница,
Английская Королева, ловившая блох совместно с
бородатым Голубым Догом, оставившим в зале свои
очки. Проснувшись, симпатяга попросил у маэстро
прощения. Оказывается, это он гавкнул с заднего
ряда насчет бороды. Он клялся, что такое с ним
случилось впервые и что он больше не будет.
СОЕДИНЯЙ И ВЛАСТВУЙ
психология массового гипноза
....Волнение и сейчас перед каждым
сеансом. Перед массовым – во столько же раз
сильнее, во сколько армия страшнее солдата.
Глупо: народу больше – успех верней. Только не
растеряйся...
Однажды в записке, присланной во время
предварительной лекции, была высказана догадка:
“По-моему, вы уже начали гипнотизировать”. Ну
конечно же. Только не так, как кажется.
Подслушанное перед началом, в
раздевалке и в зале:
— Давай лучше подальше сядем, а то
как гипнотизнет...
— А чего страшного?
— Не поддамся.
— Ты меня толкани, я тебя.
— Читал “Мастера и Маргариту”?
— Да ерунда, одни фокусы.
— В глаза ему не смотреть, и все...
Знали б вы, как мне помогаете, как
гипнотизируете друг друга.
С больными трудней: болезнь погружает каждого в
себя. Но и у большинства пациентов группа
повышает внушаемость; масса — тем паче...
Нередко успех или неуспех лечения
определяется тем, кого встретит человек за
дверьми врачебного кабинета, дома или в гостях:
оптимиста или пессимиста; того, кому помогло или
кому стало хуже, умного или дурака...
...Кто окажется сегодня актером
гипнотического спектакля? Кое-кого сразу вижу.
Вот... вот... А здесь анти...
Сомнамбулами бывают и худенькие
астеники, и крепенькие атлетоиды, и пухленькие
пикноиды, и ни те, и ни се... В большинстве сложены
гармонично, здоровые. Интеллект всевозможный,
бывает и очень высоким; но обязательна при том
некоторая детскость, доверчивость, простодушие,
непосредственность. По кречмеровской шкале:
шизотимиков меньше, чем циклотимиков, но и ярких
циклоидов мало, вообще мало крайностей.
Параноидальные, внутренне сжатые и закрытые,
тревожно-агрессивные, напряженно-подозрительные
субъекты исключены напрочь. Не впадают в
массовый транс психологически активные
лидерские натуры (широкий лоб, подвижные
энергичные брови, пронзительные глаза,
решительность жестов...) Но по отдельности, с
индивидуальным подходом и их можно
загипнотизировать на полную катушку.
Нельзя исключить и случайности:
сегодня попали эти, а завтра те... Настроенность,
минутное расположение... Есть и гипнотическая
упражняемость: тот, кто впал в сомнамбулизм хоть
однажды, потом впадает в него легче и легче.
Внушаемость молодости: открытость
добру и злу, потребность следования авторитету,
потребность веры... Одно удовольствие проводить
сеансы в школьных и студенческих аудиториях.
Но параллельно — антивнушаемость.
Негативизм, упрямство и нетерпимость. Упорное
отстаивание самостоятельности...
Почему редок транс среди тех, кому
более сорока пяти?.. Недоверчивость? Снижение
подвижности психики?.. Боязнь оказаться в
“несолидном положении”?..
Пожилые, неужто природа повелевает вам
не учиться больше, а только учить?.. О такой
природе только и скажешь: натура — дура.
На опыте убедился: внушаемость у
пожилых и стариков не исчезает и не уменьшается
– даже наоборот – но становится узкой.
Старому человеку можно внушить что угодно, как
ребенку, если попасть «в струю».
Однажды, собрав в аудитории около
трехсот пенсионеров, я прочел им лекцию о
реальности здорового долголетия и о способах
поднятия тонуса и настроения; затем, не объявляя
ни о каком гипнозе, начал обучать конкретным
приемам самонастроя и самовнушения. Перешел к
дыхательным упражнениям и расслаблению с
закрытыми глазами... Уже через пять минут после
начала этих упражнений практически вся
аудитория была в гипнотрансе. Старички и
старушки перевоплощались на сцене не хуже
молодых. Слабеньких, конечно, не трогал.
Некоторые, уснув, блаженно храпели до самого
конца лекции уже без моей помощи...
Однородность аудитории повышает
внушаемость: соединяй и властвуй.
...Большой зал ДК МГУ. На сцене
шестнадцать усыпленных. Спят и в зале, там и тут
поднимают руки, зовут...
— Сон. (Восковая каталепсия.)
— Сон. (Будет хорошо двигаться, пластический
тонус.)
...А это что? – симулянт! — дрожат веки,
да и руки тоже... Открыть глаза. До свиданья.
На юных шалунов-шутников не сержусь, но
если уж притворяться, то знаючи и талантливо, как
тот ученик знаменитого французского психиатра
Эскироля, который изобразил эпилептический
приступ. На предыдущем занятии учитель сказал,
что припадок падучей симулировать невозможно.
Когда ученик с внезапным страшным криком упал, и
изо рта его показалась пена, Эскироль испугался,
велел удерживать, стал говорить о том, как
коварна болезнь, как не щадит никого, в том числе
и врачей... И вдруг больной прекращает биться,
встает, улыбается и обращается к Эскиролю:
"Пардон, господин учитель. Кажется, я вас
укусил"...
— Все спящие меня слышат. Все слышат
только меня... Все бодры. Всем открыть глаза.
Открыли глаза тринадцать. Двое не
смогли — транс летаргический... Теперь
действовать легко, все в моих руках — нужна
только энергия до конца сеанса и воображение,
импровизация...
Сажусь за рояль, играю. Все тринадцать
сомнамбул с упоением танцуют под мою музыку,
зрителям не верится, что эти веселые,
возбужденные люди глубоко спят... А теперь
страшновато: упоительный танец продолжается в
мертвой тишине, под галлюцинаторную музыку.
– Стоп! Так остались!..
Все застывают в позах, в которых их
застигло внушение. Как на остановленной
кинопленке: замороженный танец.
— Теперь каждый займется своим
делом. Вы, девушка, вяжете сиреневую кофточку. Вы
— чистите картошку. Вам три года, поиграйте в
песочек... Соберите букет цветов на этой поляне. А
вам в руки скрипка, вы Давид Ойстрах, играйте.
Молча, пластично... Какие точные,
богатые, тонкие, изысканные движения... Невидимый
смычок вдохновенен. А ведь парень, скорее всего,
не держал никогда скрипки в руках. Но, конечно,
скрипачей видел...
— Вы, девушка — дерево, вы
раскидистое, ветвистое дерево... —
(Непередаваемое выражение лица... Руки
раскинуты... Чуть покачивается.) — Идет сильный
дождь... Ветер... Ветер... — (Что делается с ее
руками! — Трепещут листья...)
— Вы, юноша – неандерталец, пещерный
человек. — (Лицо принимает суровое выражение.) —
Возьмите эту дубину. Вон –- видите, там
саблезубый тигр. Будьте мужчиной.
Бросается, замахивается, в ложе
шарахаются... Ничего страшного, дубина
галлюцинаторная.
— Все в порядке, с тигром покончено.
Подойдите, пожалуйста, к вашей подруге, вот, вот
она... — (Бородатая подруга в джинсах
довольно-таки индифферентна. Летаргическая
жена.) — Такая жена вам ни к чему? Лучше быть
свободным охотником?.. Сделаем ее невидимой...
Идите сюда, сюда... — (Пытается пройти сквозь
бывшую жену, уже не видит ее.)
— Вы будильник. Я вас завожу...
Зазвоните через восемь минут... А с вами особый
разговор. При слове “Четверг”вы станете
Президентом Соединенных Штатов.
Гул возбуждения...
— Тише... Четверг.
— Юрка! — отчаянно кричит из зала
приятель.
Бесполезно, Юрки уже нет. Президент
отвечает на вопросы корреспондентов. Из зала
несутся вопросы один другого каверзнее.
Президент ловко выходит из положения.
— Да, меня зовут Линдон... Я очень люблю
собак, негров и женщин...
— Сколько вы расходуете на вооружение?
— Много. Спросите об этом у министра финансов и у
министра обороны.
— Сколько у вас детей?
— Спросите у моей жены, она точно помнит.
— Ваше любимое времяпрепровождение?
— Играю в гольф на моем ранчо. (Молодец, читает
газеты, но, кажется, немного перепутал с
предыдущим президентом.)
– Дзинь-дзиииииинннь!!
Это будильник зазвонил на минуту
раньше...
— Поиграем в футбол...
Игра с галлюцинаторным мячом
впечатляет своей подлинностью, никакие мимы так
не сыграют. Галлюцинаторный пинг-понг заставляет
не просто вообразить, но и увидеть стол, ракетки и
шарик... Отчаянно режется президент с Ойстрахом,
пот градом льет...
— Отдохните, поспите... А вы, ребята,
садитесьна велосипеды! Поехали! Кто быстрее?!
Ух, как жмет на педали неандерталец... В
зале хохот, про гипноз почти все забыли...
— Внимание, все меня слышат. Все
стали самими собой. Скоро Восьмое марта. Купим
подарки женщинам. Сейчас мы откроем новый
универсальный магазин, где вы сможете приобрести
по умеренным ценам интересные вещи... Для себя и
своих подруг...
Воспроизводим знаменитую сцену из
“Мастера и Маргариты”. Мессир Воланд
концентрируется. Ассистент Гелла становится за
галлюцинаторный прилавок.
— Подождите, еще не открыто... Будьте
любезны, займите очередь.
Опрометью бросаются, начинают
толкаться. Если бы дверь не была галлюцинаторной,
а взоры слегка мутноватыми...
— Позвольте, я впереди вас...
— Вы здесь не стояли...
Как дьявольски легко снова и снова
воспроизводится потребительская лихорадка,
коллективный невроз. я: Мир делится на тех, кто
стоит в очереди и кто не стоит: непримиримо
враждебные партии. Время течет убийственно
медленно. Кассиршу, опаздывающую на восемнадцать
секунд, словесно линчуют, но лишь появляется, все
забыто и прощено...
Гражданин Первый с бдительностью
носорога охраняет свое место. Посматривает на
часы.
— На ваших сколько?
— Без пяти.
— А на моих без двух. Открывали бы уж!.. Пора!..
(Стук в галлюцинаторную дверь.)
— Тише, минутку терпения... Сейчас,
открываем... Большой выбор — при слове “эн”...
Открывать можно?
— Можно!!!..
— Ка-девять... эн!
— Мне вон тот мохеровый шарф.
— Мне французские туфли.
— Коробку шоколадных конфет...
Галлюцинаторные французские туфли,
матовые или лаковые, можно надеть тут же, оставив
свои на сцене, — все по Булгакову... И конфеты
можно сразу попробовать, угостить соседку –
какая важность, что это сапожная щетка...
На научном симпозиуме по проблемам
бессознательного в Тбилиси я частично рассказал
о своих наблюдениях и экспериментах с
загипнотизированными искусствеными
коллективами. Доклад назывался: «Гипноз как
метод социального моделирования». Я
продемонстрировал, что взаимодействующая группа
сомнамбул, режиссируемая гипнотизером –
разъемная модель и метафора любой человеческой
общности: от пары и семейной ячейки до нации,
государства... Сегодня эти люди благожелательны,
вежливо улыбаются, шутят, любят друг друга,
сотрудничают. Завтра в их подсознание внедрится
иная программа — и... Почему завтра? — Через
секунду!
Разница между
экспериментально-театральным гипнодурдомом и
жизненным только в том, что на один мы с
изумлением и ужасом, не веря глазам своим,
взираем со стороны, а в другом участвуем и живем,
не ведая, что творится.
Массовые сеансы показывают воочию,
как нами движет психологическая слепота.
Не могу избавиться от надежды, что
кто-то что-то поймет, что понимание даст
прозрение, что прозрение что-то изменит...
...Под конец каждого
выступления почти обязательно приходит записка
с вопросом: состоят ли гипнотизеры на особом
учете?
Ответ: да. Гипнотизеры
состоят на учете у гипнотизеров.
|