дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Гипнотарий / Основы Охмурологии


 

"Наемный Бог"

отрывки из новой книги

Основы Охмурологии

из бесед о гипнозе


Эта книга отчасти пишется заново, отчасти собирается из прежних, основательно переработанных текстов. Психотерапия, гипноз – тематический стержень, вокруг которого собирается очень многое человеческое.


Кое-где текст строится из ответов на вопросы читателей, слушателей на выступлениях, студентов и коллег на моих лекциях, семинарах и тренингах. Вопросы эти повторялись в разное время во всевозможных вариациях… К ответам, прозвучавшим непосредственно на местах, кое-где подверстываю книжные тексты.

Основы Охмурологии или
Как я стал великим гипнотизером

ГИПНОПОТАМ,

или инструкция по управлению человеком


Старшая двоюродная сестра Таня сказала мне, пятиклашке, что у меня гипнотический взгляд.
Сказала шутя, со смехом. А я поверил...


Потом самые разные люди мне это повторяли множество раз, уже взрослому, уже доктору . Повторяли, не ведая, что любое, даже самое заурядное или уродливое, даже идиотическое лицо – гипнотично.
Все зависит от поведения. От ситуации. От контекста. От ракурса. От знакового наполнения. От содержания. Стереотип готов быстро переиграть гриву на лысину, огромные глаза на заплывшие щелки...


Да, каждый – гипнотизер, или, шире сказать – внушатель, суггестор – если вглядеться... И ребенок, и старец. И мужчина, и женщина. И человек, и кошка, и бабочка...


Облик всякого живого существа несет вселенскую тайну, сообщает о чуде Творения; само его присутствие, даже незримое, магнетизирует пространство и время. Магия линий, цветов и пятен, волшебство объемов, тайная музыка внутреннего движения. Знаковые намеки, сообщения для подсознания… Каждое лицо движет взор по маршрутам своих страстей, каждая фигура приглашает к танцу чувства и мысли... Чуть шире зрачки, чуть сильнее блеск радужек, чуть энергичней излом бровей – или какая-то складка идет не совсем обычно – и вот это уже что-то значит.


Почему этот взгляд кажется мне пронизывающим, почему вызывает дрожь? Взгляд такой — или я такой?..


В те далекие совково-школьные времена мы с приятелями часто, от нечего делать, играли в гляделки: уставимся друг на друга, и кто первый моргнет, с того фантик, или щелчок по лбу получай... Я выигрывал чаще, потому что роговица у меня хорошо увлажняется. И была, как и ныне, манера дураковатая – чуть что резко поднимать брови, при этом даже уши иногда ходуном ходят…


В основе крупных событий лежат мелкие глупости. Стрелочники судьбы не ведают, что творят. Танюша, конечно же, не могла и представить себе, что своим ироническим замечанием закладывает колею моей жизни, а с нею многих и многих... (Она же позже, психически заболев, пробудила во мне первый порыв к настоящей душевной помощи, дала несчастьем своим первое сладкогорькое психотерапевтическое переживание, первый опыт врачующей веры.)


Я пребывал в очередной своей личиночной стадии. Был невостребованным вундеркиндом, «профессором», «академиком» – да, и носил до 16 лет фамилию моей мамы: Клячко, тот самый, из «Нестандартного ребенка», только в ином развороте, не гордый… Ради призрачной возможности быть принятым в Обыкновении, этой самой великой стране планеты Земля – всячески оглушался и оглуплялся, маскировался, учился как можно хуже, изображал из себя компанейского микролидера. (В «Нестандартном Ребенке» – маленький Дима Кстонов, в романе «Сквозняк» – Тоник Лялин).


На уроках делать мне было нечего, спрашивали редко, привыкли, что знаю... А вот сегодня я сам ХОЧУ, ЧТОБЫ УЧИТЕЛЬНИЦА МЕНЯ ВЫЗВАЛА.


Белла Александровна, по прозвищу Бяша, наша добродушная и крикливая англичанка, перманентно беременная, устремляет глаза в классный журнал... А я – на нее.


Напряженная тишина... Стоит только взглянуть одним глазом на физиономии... или прислушаться, в каких углах затаилось дыхание...


Бяша водит по журналу глазами… вверх… вниз… Сколько это будет продолжаться?.. В руке обкусанная синяя ручка… Ну же... Ну же... Меня!..


– Клячко, плиз, вуд ю кам ту зе деск.


Есть!..Я волшебник и маг! Я могу !..


Правда, в другой раз, сколько я ни буравил Бяшу глазищами, гипноза не получилось. Наверное, слишком пыхтел – Бяша вдруг раздраженно произнесла: ”Клячко!.. Прекрати или выйди из класса!..”
Она была уже с заметным пузом, месяце на седьмом.


Оставил Бяшу в покое, продолжил опыты на других... Физкультурник Ефтим (Ефрем Тимофеич), хрипатый мужик уголовного типа (и, судя по ухваткам и частой полуэрекции, как понимаю теперь, педофил) исполнял мои мысленные приказания через раз, зато точно: раз пять я заставил его ни с того ни с сего упасть и отжаться. Физичка Сансанна, строго-дистантная, четкая, волевая дама, перед которой мы трепетали, не замечала моих потуг, но всякий раз, как я вперивался, на нее почему-то нападал кашель… А самой внушаемой оказалась Ворона Павловна (в жизни Екатерина), пожилая и шепелявая, добрейшая флегма. (Сохранилась одна из моих тогдашних карикатур, изображающая ее; над этой птицею хохотали все…)


Ворона преподавала у нас то арифметику, то алгебру, на уроках ее каждый занимался чем хотел, стоял ровный гул со вспышками смеха, она этого не замечала…


Экспериментируя с ней, я начал осознавать, что происходит при незаметном внушении – связные звенья действия, этапы процесса. Понял, что для успеха одинаково важно и то, как ты действуешь, и тот, на кого действуешь, его характер и настроение, расположенность… Успех тем вероятнее, чем конкретнее соответствуют друг другу вот это «как» и этот «кого».


Почти всегда Ворона вызывала к доске именно того, кого я ей «заказывал».


Делал так. (В пересказе моими сегодняшними словами.)


Шаг первый: ФОРМУЛИРОВКА.
Задание формулируется – и словами, и образно – как уже совершившееся действие. Например: В. вызывает к доске Такого-то . Ясно-ясно себе это представь – и... Забудь.


Шаг второй. ПРИСОЕДИНЕНИЕ и РЕЗОНАНС.
Да! – забудь, забудь, что ты хочешь чего-то добиться!.. И устреми на Управляемое Существо все внимание! – и постарайся ЭТИМ СУЩЕСТВОМ СТАТЬ – присоединись к потоку его жизни – именно здесь и сейчас, именно в данный миг… Отождествляйся полностью. Внутренне подражай движениям, мимике, угадываемому дыханию, настроению… Результатом такого присоединения – если оно произойдет – станет особое ощущение резонанса, единой волны… Трудно описать это, но суть в том, что в эти мгновенья не ты управляешь, а наоборот!.. Если «волна поймана», все дальнейшее напоминает полет…


Шаг третий. НАВЕДЕНИЕ ОБРАЗА.
Только после того, как «волна поймана», начинай внушение. Превращай себя в мозговую видеокамеру!.. Ярко-зрительно-динамично, киношно воображай требуемое действие, как уже совершаемое...Будто это ты его совершаешь... И продолжай…


Шаг четвертый. ОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА.
Продолжай, с полной сосредоточенностью продолжай наведение… В эти мгновения опять главное – полная отрешенность от результата, вот как раз именно то, что йоги называют «оставлением плодов действия». Совершенно неважно, получается или не получается. Нужно, чтобы задание во всей полноте переживалось тобой как действие Существа, которым ты стал, вот и все. И тогда…


(Все вышесказанное полностью относимо и к технике медитации и самовнушения.)


По моей «наводке» милейшая Ворона чесала себе нос, уши, лоб и другие места, стирала с доски написанное и писала опять, вставала, ходила, снова садилась, умолкала и вновь начинала говорить, пару раз даже, сама себе удивившись, тихонько запела… Трижды я побуждал ее выйти из класса...


Она, конечно же, была в полной уверенности, что действует по собственным побуждениям.


Ребята, со скептическим недоверием относившиеся к моей практике, относительно Вороны сомненья отбросили.


— Загипнотизируй Ворону, чтоб меня не спросила. Сделаешь?


— Сделаю, какой разговор...


В детстве как-то само собой верится, что желание может возыметь силу действия, нужно только суметь захотеть, только с-уметь!.. Как-то напрячься, что ли… Сделать что-то такое внутри себя…


Вера эта питает самые тайные и безнадежные наши мечты. И она права. Есть доказательства: и н о г д а  она побеждает. Ребенок – гений творящей веры.


То, что выходило с Вороной,   потом получалось у меня еще несколько раз в жизни   как одоление земного притяжения, как полет, левитация. Слава Богу, что только несколько…


Много лет спустя, работая в психиатрической клинике, я обстоятельно познакомился с ложным двойником телепатического внушения – так называемым синдромом Кандинского.


Тема страшна, огромна… Совсем коротко говоря – это когда человеку кажется, что его тело и психика стали объектами чьего-то непреодолимого, целенаправленного – и, как правило, злонамеренного воздействия. Весь ужас этого «кажется» в том, что человек, которому это кажется, ни за что на свете не может поверить, что ему это кажется. Галлюцинации. Бред. Но не для того, кто переживает...


С ростом моего гипнотического ореола начали учащаться и невольные столкновения с этой областью мировой (я не оговариваюсь) психопатологии – те потемки души человеческой, где она зарождается, вдруг окружили меня, потянули щупальца...


Гипнотизер – субъект подозрительный, ему заранее вменяется склонность к корыстному манипуляторству, к злоупотреблению своими возможностями. В какую компанию ни попадешь, кому-нибудь обязательно покажется, что ты его гипнотизируешь.


В гостях как-то, помнится, сижу и молчу. Кто-то длинно болтает. Перестаю слушать, отключаюсь от обстановки, смотрю перед собою не глядя… В такие моменты мой Завсегдатай – внутренний сочинитель, никогда не перестающий работать, может вдруг выдать на гора пару строчек, картину или музыкальную тему. Память может ее записать или не записать... На этот раз, морщась и извиняясь, выбросился виртуальный стишонок, вот этот:


когда зажгутся лампочки
в неоновых дворцах
и стоптанные тапочки
сверкнут на мертвецах
когда фронтон опаловый
скользя коснется лун
и вылезет на палубу
оскаленный Нептун

тогда проснутся карлики
и весь нечистый люд
и красные фонарики
на улицах зажгут
и роскошью сиреневой
ударит по кустам
и в тишине шагреневой
вздохнет
ГИПНОПОТАМ


Собираюсь домой. Подходит женщина средних лет, хорошо мне знакомая.


— Зачем ты это делал?
— Что делал?
— Гипнотизировал.
— Кого?
— Меня.
— Господь с тобою. Когда?
— Когда вот здесь сидел, а я напротив.
— Да Бог с тобой. И не думал.
— Но я же чувствовала.
— Что?
— Сначала токи... Потом приказ встать... Пойти на кухню... Потом еще кое-что... Знаешь сам.
— Да не делал я с тобой ничего, клянусь...
— Не управляй мною больше, ладно? Пообещай, что больше не будешь.
–– Не веришь?.. Ладно, пообещаю. Не буду.


В таких случаях переубеждать бесполезно, мне уж и самому стало казаться, что я что-то...
Бывали и неприятности с риском для жизни…


СМОТРИ В ПУП

классический лечебный гипноз


Около 20 лет отроду, в конце четвертого – начале пятого курса мединститута я определился в своей врачебной специализации, решил стать психиатром-психотерапевтом. ( Тогда по смутности разумения я еще не проводил грани между двумя этими занятиями, а уже сознательно не провожу и сейчас. Хотя жизнь их разделяет, увы.)


На занятии психиатрического кружка знакомлюсь с ровесником, студентом нашего института.
Давид Ч., еврейский юноша, уроженец Киева. В небольшой группке наших кружковцев он единственный имел практику самостоятельного врачевания и был вхож в кафедральную клинику, в закрытую среду врачей-психиатров. Имел репутацию – нет, уже славу – потрясающего гипнотизера и психотерапевта «от Бога». Ходили слушки, что пользует весьма важных секретных персон.


Нам, студентикам, непонятно было, как он все это успел, какими судьбами-путями, откуда взялся. Печать посвященности, отблеск избранности... Уже к 15 годам Давид умудрился прочесть все, что можно было тогда прочитать о гипнозе и психотерапии, с шестнадцати неофициально вел пациентов. Держался так, чтобы мы могли почувствовать, что он мэтр: вежливо, без фамильярностей, сдержанно-предупредительно. То снисходительно-теплое, то прохладненько-отстраняющее понимание...


У него была в то время одна из типичных ярких младосемитских внешностей: долговязый, гибко-прямой, шея предлинная, шапка черных жестко-волнистых волос, очки, загадочные аккуратные усики. Южно-восточный брюнет если не откровенно-хищный самец, то немножко бес, если не бес, то демон, если не демон, то божий воин, святой – Давид был всем понемножку и даже помножку. Экстремист-холерик в основе, весь из углов внутри, глубочайше вжился в овал флегматического благодушия. Из него лучился вкрадчиво-располагающий-обволакивающе-притягательный-пульсирующе-проникающий-сексуально-магнетический интеллектуализм (все прилагательные можно менять местами и добавлять по вкусу). Размеренная, прекрасно поставленная литературная речь с просторными паузами и киевским шелковичным акцентом. Тембр голоса шоколадно-замшевый, с йодистым запашком свежевыловленных креветок. Немножко размазывали этот балдеж глаза – небольшие, прищурно-примаргивающие, слегка куриные, в себя прячущиеся… Наверное, он и сам чувствовал, что глаза у него дырявые. Очки снимал неохотно.


Задачка на сообразительность: каким одним русским глаголом можно исчерпывающе обозначить идеологию и методику колдунов, магов, шаманов, факиров, фокусников, донжуанов, гипнотизеров и проходимцев всех времен и народов, всех уровней и направлений?..


Ответ: охмурить. Молодому Давиду Ч., наряду с другими его талантами ( важно! – не на пустом месте!..) искусство сие было присуще в той совершенной степени, когда оно не только незаметно для окружающих (по определению) – но когда и для себя самого как бы не существует.


Охмурить не значит ввести в заблуждение, обмануть, нет – но значит произвести впечатление столь далеко идущее, что реальность уже не имеет значения. Охмурёж – ядерная первооснова, сама по себе совершенно достаточная для произведения всех на свете чудес. Охмурёж начинает действовать задолго до начала гипноза – и даже до встречи с гипнотизером. Суть: не давая понять, что делаешь, приведи человека в ВЕРОГОТОВНОСТЬ, наибольшую из возможных, предельную – а затем уж и запредельную…


Изначальная вероготовность, она же внушаемость, есть у каждого – как у каждого есть пупок. Вероготовность и есть наш психологический пуп, с тайным ходом вовнутрь (генитальная аналогия тоже уместна) – да, астральная пуповина нашего вечного вселенски-зародышевого состояния...


Чтобы добраться до вероготовности и завладеть ею, нужно одной рукой водить перед носом, другой убирать защиты. В коммерческом жаргоне сегодняшних дней близкий термин – «понты», наводить понты, давить на понты и т.п. Именно этим и занимается любая реклама, успех коей напрямую зависит от того, насколько ей удается скрыть, чем и как занимается.


Дилемма Великого Инквизитора, психологическая диалектика: зло и добро пользуются одной и той же входной дырой – вот этой самой вероготовностью. Чтобы обмануть и использовать, чтобы уничтожить, человека требуется охмурить. Чтобы вылечить, чтобы выучить и развить, чтобы приобщить к истине, чтобы освободить, одухотворить, оживить – требуется охмурить. Очарование смерти равно очарованию жизни...


Все это Давид Ч. не столько знал, сколько чувствовал – кровью и позвоночником, пупом собственным. Понтизм-охмуризм – подчеркну еще раз, при наличии и других наклонностей и дарований – был его генетикой и его религией, это длилось вплоть до излома судьбы...


Мы шли с ним по саваннам и джунглям своего странного ремесла близко-соседними, иногда пересекающимися тропами: то общие пациенты, то общие знакомые и друзья, то нечаянно общие женщины. Сперва быстро сблизились, подружились молодыми семействами, потом как-то разминовались... Не берусь определить, как он относился ко мне. Я любил его неумеренно, восхищенно, люблю и сейчас, я не разлюбливаю... Прошло некое время, прежде чем догадался, что в нем погибает авантюрист высочайшего класса, гениальный актер собственной жизни. Не хватило, наверное, соответственного режиссера...


Вот как я описал в «Я и Мы» молодого Давида и его гипносеанс, на который он меня пригласил, чтобы мальчишески хвастануть мастерством. Из описания явствует, что и сам автор находился в порядочном трансе…


Первое впечатление: как легко дышится в присутствии этого человека. Какое спокойствие. Какое приятство... Но — ощутимое “но”: холодок дистанции. Будь любезен, дыши, но не прикасайся…
Д. медлителен. На пять движений обычного человека приходится у него одно. В такую медлительность погружаешься как в перину. Стремительно-четким, впрочем, я его тоже видел...


...Звуконепроницаемый гипнотарий. Полутемно. Кровать и два стула, ничего больше. Сижу рядом с Д. Сейчас я впервые увижу лечебный сеанс гипноза. И даже приму в нем участие...
Медсестра приводит пациентку. Женщина лет двадцати восьми в больничном халатике с простоватым, округло- помятым лицом буфетчицы. Рассказывает оживленно, что стала лучше спать, настроение чудесное, чувствует себя превосходно... Голос немного хриплый. ( Пьет?.. Курит?..) Ясно, что обожает Д., а что больна, непохоже...


Д. не глядит на нее, вернее, не смотрит глазами, но мне показалось, что смотрит мозгом… Между ним и пациенткой, почудилось, протянулась прозрачно-радужная дуга...


– Полежите немного...


Женщина легко легла на кушетку и сразу стихла.
Медленная тишина. Д. медленно берет руку пациентки. Медленно приподнимает... Считает пульс... Затем эту же руку вытягивает под острым углом к телу и вкладывает в ладонь ключ. Предмет мне знакомый: это входной ключ в отделения клиники, ключ врачей. Сейчас он служит взородержателем.


– Внимательно... Пристально... Смотрите на ключ. Внимательно. Пристально...


Время стало пульсировать. Я не мог понять, быстро оно течет или медленно... Я пульсировал вместе с ним.


— …восемь. Теплые волны покоя... Туман в голове... Я считаю до десяти. С каждым моим счетом вы будете засыпать, засыпать все глубже...


Гипнотический темпоритм, гипнотический тембр – и роскошно сотканный голосом музыкальный рисунок сеанса. “Слова могли быть о мазуте...” Теплые волны покоя вибрировали в груди, горле, обволакивали мозг, тело... паузы между словами заполнялись вибрациями... никаких глаз...


— ...десять... Рука падает... Глубоко и спокойно спите...


Пациентка уже посапывает. Д. начинает с ней разговаривать:


Как себя чувствуете?
— Прекрасно... Хр... х-х-х...
— Прочтите стихотворение. Любое.
— “У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом...”
— Хорошо...
— Хрх... хр...
— Кто это вошел в комнату? (Никого, разумеется.)
— Женька. Племянник мой.( Наведенная гипногаллюцинация? )
— Поговорите с ним.
— Привет, Женьк... Что сегодня в школе получил, а ну признавайся. Отметку какую?..

(Д. толкает меня в бок, чтобы я ответил. Я мешкаю, глотаю слюну.)


— Три балла по арифметике... А как у тебя дела?
— Х-ф-х...


Д. улыбается: забыл передать «РАПОРТ» – то есть, перевести гипнотический контакт на меня – пациентка меня не слышит, она глубоко и спокойно спит.


– Сейчас вы услышите голос другого доктора. Будете говорить с ним.
– Здравствуйте, доктор.


(Это уже мне.)


– Здравствуйте... Как чувствуете себя?
— Отлично. Погулять хочется.


Разговариваем... Потом разговоры кончаются. Начинается лечебное внушение. Голос Д. излучает торжество органной мессы.


— С каждым днем вы чувствуете себя лучше. Становитесь увереннее и спокойнее. Растет вера в свои силы. Улучшается настроение. Вам хочется жить, радоваться, работать... Вы чувствуете себя способной ко всему, чего сами хотите. Ко всему нужному и всему хорошему...


Несколько вот таких простых слов. Очень уверенно и мощно они были сказаны. Очень точно. Потом Д. умолк и дал пациентке просто поспать. Этим сном закрепляется внушение, пояснил он. И удалился минут на двадцать. А я остался послушать дыхание... Д. возвращается. Опять странность: мне показалось, что он и не уходил, показалось, что показалось... Уверенно, сдержанно-торжествующе:


— Считаю в обратном порядке от десяти до одного. На счете “один” проснетесь с прекрасным самочувствием. Десять... пять... три, два, один!..
— (Сладко потянувшись, зевнув) Хорошо выспалась...
— Видели сны?


— Что вы, как убитая спала. (Так называемая спонтанная, т.е. не внушавшаяся специально, постгипнотическая амнезия, непроизвольное забывание – а точней, невпускание в сферу сознания ... Так мы сразу и начисто забываем большую часть своих сновидений. Но некоторые можно и вспомнить...)


— Наш сеанс окончен. Всего вам доброго.
— До свиданья, спасибо, доктор...


Насчет диагноза и судьбы этой пациентки я остался в неведении; могу, припоминая, предположить, что у нее, на почве какой-то душевной травмы, был психоневроз так называемого конверсивного типа – когда тело в ответ на психологически безысходную ситуацию воспроизводит любую болезнь, вплоть до настоящего умирания. В таких случаях гипноз может сгодиться – он действует и как оперативный «психический скальпель», и как магический ритуал – реализуемая мифологема,  но суть исцеляющего влияния все же не в нем, а в особой связи врачующего и врачуемого – вот в этом рапорте...


Еще чуть-чуть о Давиде. Амплуа сверхчеловека – без Подготовки – таит в себе разнообразные саморазрушительные возможности. Давиду пришлось (как и мне, в иной фабуле) испытать это на себе. Он сам вмазался в конверсивный психоневроз, многолетний, многосимптомный... Едва выжил, но все же вырвался. Теперь это совсем иной человек: и иначе выглядит, и иначе работает. Солидный профессионал, превосходный мастер психиатрии и наркологии, искушенный лекарственник. Увлекся документально-историческими исследованиями. О гипнозе и вспоминать не хочет...





левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви