Из ответа на письмо
Вы спрашиваете: ...прав ли Фрейд в
том, что пол и половые отношения - самое главное
для каждого человека, и что половые дисгармонии -
основа всех психологических проблем и причина
неврозов и психических нарушений?
Ответ первый. Вопрос неправилен.
Следовало бы: "справедливо ли ходячее мнение
о Фрейде, приписывающее ему точку зрения, будто
бы пол..."
Да, Фрейд акцентировал значение пола. Но не так
плоско, однозначно и примитивно, как это делает
предрассудок о Фрейде, вульгарный миф. Нет дыма
без огня, миф, конечно, возник не без помощи
самого героя. Но одно дело направленность
исследования и рассуждения, а другое:
утверждения, выводы. В этом Фрейд, не пример своим
своим критикам и нахлебникам, был осторожен и
самокритичен, хотя и не всегда, ибо невозможно
углубляться в неведомое без того, что Лев Толстой
назвал "энергией заблуждения". Чтобы судить,
прав ли Фрейд, в чем и насколько, нужно его прежде
всего изучить, - это понятно. Но изучить Фрейда
трудно не только в силу ограниченной доступности
первоисточника. Все переводы его на русский -
весьма посредственного качества, они уничтожают
очень важные нюансы полуутверждений в немецком
сослагательном наклонении. Для понимания Фрейда
нужно понимать и знать еще очень многое. Помню,
начитавшись Фрейда в подлиннике, ходил с флюсом:
считал, что всех вижу насквозь и глужбе, себя не
исключая. Представьте: забравшись в подвал
небоскреба, мальчишка пребывает в уверенности,
что видит происходящее на крыше... Смешное
заболевание. В утешение себе и Вам могу теперь
сказать, что и среди западных психоаналитиков,
считавших себя правоверными фрейдистами,
понимающих Фрейда раз-два и обчелся. Как это
обыкновенно случается с последователями,
большинство папее самого папы. Фред же был
человеком, мыслящим добросовестно, и по этой
причине во многом опровергал себя сам.
Ответ второй. Для кого как.
Не знаю, всюду ли; но в практическом
человековедении, насколько успел заметить,
всякая доктрина(концепция, система взглядов,
теория, метод,..) имеет свое рабочее поле, где
может применяться с успехом. Успех зависит от
того, насколько соблюдаются границы этого поля.
Как только они нарушаются(неправомерные
обобщения, перескоки в другие поля), так теория
моментально становится бредом, метод -
шарлатанством или насилием...
Непредубежденный практик согласится со мной: в
потоке обращений к психотерапевту всегда есть
некий процент "фрейдовских" случаев, но это
не большинство. У большинства не психология
производна от пола, а наоборот: половые проблемы -
от психологии.
Каковы же случаи, когда Фрейд "работает"?
Типичный "фрейдовский" пациент - человек,
застрявший в своем душевном развитии где-то на
полпути между ребенком и взрослым, причем
ребенок и взрослый в нем беспрерывно воюют и
обвиняют друг другав смертных грехах. Да ведь
таких полно, - скажете Вы. Согласен. Тех, у кого
внутренняя война происходит на половой почве, в
наше время не так уж много. К Фрейду такие шли
косяками, но фабула меняется.
Ответ третий. Пола не существует.
Некоторые аргументы в пользу и такой точки
зрения.
1) Хотя каждый рождается и умирает со своим
полом, начало и конец жизни, детство и старость -
являют нам пол не то чтобы в несуществующем виде,
но во всяком случае, менее актуальном, чем в
возрасте цветения. Пол ребенка, как и пол старика,
более символ, чем сила. Фрейдист с этим не
согласится. Возразит, что половое
влечение(либидо) - главная сила у всех и всегда.
Это и есть натяжка фрейдизма: перенос данных
микроскопирования подсознания на целостного
человека. Да, и у ребенка, и у старика пол
действует, но как потенциал - у одного
нарастающий, у другого гаснущий. Для продолжения
рода одному пол еще, а другому уже не нужен. Для
человека начало и завершение жизни - не просто
фазы биологического развития; это еще и
важнейшие ступени развития духа, являющие его
сущность в самом целостном виде. И большая
степень независмости от пола здесь наглядна и
знаменательна.
2) Пол, эротизм - толко одна из форм бытия духа.
Одна из ступеней. Не первая и не последняя. И в
цветущем возрасте наблюдаем множество
человеческих состояний, когда пол делается
неактуальным, как бы несуществующим. И состояний,
надо заметить, не самых плохих - а самых высоких. И
для любви пол - только одна из ступеней. Не первая
и не последняя. Развитый дух не только не боится
секса, но и может его содержать, не будучи на
содержании.
3) Встречаются иногда и особые люди, вовсе не
бесполые и не отрицающие ни своего, ни чужого
пола, со всеми его правами и обязанностями; но
уходящие в своем развитии настолько выше пола
как такового, что это проявляется и физически,
просто видно. Правда, не всякому. Вы поймете, о чем
речь, вспомнив греческую скульптурную классику
или рафаэлевскую Мадонну ; а я вспоминаю
некоторых прекрасных живых людей... Здесь пол -
сила огромная, но покоренная духом и
преобразованная в нечто иное. А именно - в
красоту.
В искусстве это норма, а в жизни - исключения, не
подтверждающие правило, но открывающие правило
ВЫСШЕЕ. Устремление человека к иноприродности - к
Совершенству.
Сам Фрейд, кстати сказать, к концу жизненного
пути склонился к тому же.
|