|
КАК РЕШИТЬСЯ НА РЕБЕНКА, ЕСЛИ МИР ТАК УЖАСЕН? (ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНЕННОГО ВЫБОРА)
Как решиться на ребенка, если этот мир так несовершенен? Ведь кроме бесспорно прекрасного и просто хорошего и обычного, ему придется столкнуться и с бесспорно ужасным: потерями, преступностью, страданиями, смертью. Понятно, если ребенок уже родился или зачат, но если еще нет? Стоит ли его звать на Землю? «Быть иль не быть? – Вот в чем вопрос». Да? Рожать иль не рожать?
В колебаниях и размышлениях, подобных вашему, однажды написался у меня вот такой сонет:
Надежда на смысл
Каким ни укрепляй ее трудом,
ветшает плоть, души гостиный дом.
Вестимо, в свой черед и мироздание
со всею требухой пойдет на слом,
не ведая, зачем и что потом,
и Кто-то, расписавший все заранее,
себе составит новое задание,
зальет пространство звездным кипятком,
в молекулу впечатает послание
и отрока отправит на заклание.
Охотой испытательской влеком,
неведомый родитель и убийца
быть может, пожалеет кой о ком,
и вдруг ему мой опыт пригодится.
Вчитываясь в ваш вопрос, у самого себя снова спрашиваю: «А стоило ли родиться?»
А не лучше ли было бы мне, если бы мои родители поосторожничали и не позвали бы меня сюда?..
Мы касаемся здесь вопроса трансцендентного, лежащего за гранью человеческого разумения.
Бесспорно лишь одно: если бы предки наши заботились о том, чтобы мы не попадали в несовершенный мир, то нас бы с вами не было бы, человечества не было бы, а жили бы на Земле только одни нерефлектирующие звери, не боящиеся несовершенств мира и жаждущие жить во что бы то ни стало.
Рождение детей, как и наше собственное рождение и смерть, не есть наша индивидуальная воля, но родовая и свыше. Не перестаю удивляться, сколь велика забота неких неведомых сил о том, чтобы огромные риски, приходящиеся на каждую живую душу и тело, для каждого рождающегося были предельно минимизированы.
Если почитать медицинские учебники, особенно те разделы, которые касаются наследственных болезней, то при неподготовленности можно оперативно сойти с ума от ужаса: сколько всего кошмарного нас подстерегает уже изнутри нас самих, еще во внутриутробном периоде, не говоря об угрозах внешнего мира.
А притом в реальности все-таки у подавляющего большинства все более или менее благополучно, жить можно, и жить приятно, по крайней мере, иногда.
Днем ваши души
смотрятся в меня,
гримасничают,
в судорогах бьются,
а ночью,
возле тихого огня,
глядишь, опять
воды живой напьются…
Не падайте,
я к вам иду
воспитывать землетрясенье.
Пчела, уснувшая в меду,
проснется утром
в Воскресенье.
Смотрите ввысь, я говорю:
осанку потерять — опасно.
Я здесь, я с вами, я горю,
и Солнце тоже не погасло… ОБРЕЧЕНА ЛИ БЕЗДЕТНАЯ СЕМЬЯ НА РАСПАД? (СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ)
Владимир Львович! Как Вы считаете - сохранится ли семья, в которой не будет детей? Или она обречена не раньше, так позже? Мировой опыт показывает, что наличие либо отсутствие детей в семье не есть главное для её сохранения или разрушения.
Я знаю много случаев, когда как раз рождение детей если не вызывало, то ускоряло распад супружеских отношений – и случаи, когда дети, наоборот, цементируют шатающиеся отношения. Зависит это от характеров людей, от их установок на семью, от чувств, которые они испытывают друг к другу – от связи душевной и связи духовной. Душевная связь – это то, насколько люди способны вчувствоваться друг в друга и помогать друг другу быть счастливыми или хотя бы не несчастными, а духовная предполагает некое общее дело, общее служение, общее светило над головой… Экзюпери сказал: «По-настоящему любят друг друга не те, кто смотрит друг на друга, а те кто смотрят в одном направлении». Кто-то юмористически дополнил это известное высказывание: «Если это направление не телевизор».
Были и есть знаменитые бездетные семьи-долгожители, славные своей великой любовью. Назову только несколько фамилий: Дизраэли, Шоу, Мандельштам, Лосевы, Щедрин и Плисецкая…
Во всех этих случаях общее солнце над головой светило и светит не только этим людям… [1-2]
|