СТОИТ ЛИ РАБОТАТЬ НАД ОБИДЧИКОМ?
ВЛ, помните, как в повести "Чучело" Лена Бессольцева сумела доказать своим травителям силу и привлекательность добра и неприглядность зла?
Вопрос: насколько НЕОБХОДИМО не просто найти в себе силы возродиться для жизни, а и доказать обидчику, что он неправ? Желание поработать не только над собой, но и над обидчиком – не есть ли просто желание дать сдачи?
Я страдаю оттого, что обидчик спокойно ест и спит, потому что обижаюсь за позиции ДОБРА...
Надо ли беспокоиться за такую полную реабилитацию Добра? Или достаточно возродиться в себе...
Всё-таки каким-то катарсисом веет от поступка Лены из повести. Но не получается быть такой сильной, как она.
Сильно ли пострадает от этой моей слабости Добро, Правда и Красота?.. Немножко расплывчатый вопрос… «Желание поработать над обидчиком»?.. Весьма часто испытываю такое желание. Сопровождается оно острыми чесательными ощущениями в области кулаков. Ну конечно, желание дать сдачи место имеет. Вопрос только, на каком уровне эту сдачу давать. И с какими шансами, что она дойдет по назначению.
Не стоит ставить в один ряд хорошо сделанный образчик из фильма и жизненную реальность. Действительных случаев, когда в жизни МОЖЕТ реально произойти что-то подобное тому, что сделала героиня «Чучело», очень немного. «Работа над обидчиком», действительно, требует большой силы – моральной и интеллектуальной, а во многих случаях и физической. Требует знания, что такое «обидчик» – ясного понимания, с кем имеешь дело и чего ждать... Требует риска. А зачастую – и того более – назовем своим именем: героизма.
Один из ближайших трагических примеров героической «работы над обидчиком» совсем недавний. Настя Бабурова безоружная бросилась на убийцу своего спутника Станислава Маркелова и тут же получила в голову пулю. Все произошло за считанные секунды. Навряд ли она хотела доказать убийце, что он неправ, хотела просто его задержать. Не думала, «надо ли беспокоиться за полную реабилитацию добра». Просто сделала это. Полностью. Максимальной ценой. Абсолютной.
Если вашему обидчику можно человеческими способами доказать, что он неправ, это не обидчик, а лапочка. Обижает по глупости и темноте своей. Если ощущаешь в себе потребность и силу: провести с таким помраченным существом некую воспитательную работу – словом ли, делом или личным примером – почему ж нет? – стоит пойти на этот эксперимент, пусть и с отрицательным результатом. В любом случае – опыт и личный рост, хотя и с рискованными издержками…
А подонкам, убийцам, фашистам, разгуливающим по московским улицам и сидящим во властных структурах, их неправоту не докажешь. И не надо им ничего доказывать. Нужно досконально узнать, изучить эту мразь, как биологи изучают хищников и смертоносных микробов. Нужно соединить против них усилия всех, кто числит за собой совесть. И не успокаиваться, пока они не окажутся в том же положении, в каком ныне находятся когда-то свирепствовавшие на планете чумные бациллы. [1-1]
|