|
КАК НЕ ЗАЖРАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА?
Ув. ВЛ! Вопрос: понятие аскезы – что оно для вас значит? Вопрос, признаюсь, не умозрительный. В условиях кризиса хотелось бы воскресить когда-то в юности прочувствованные и прожитые слова: аскетизм, стоицизм. Сейчас, извините, зажрался... Понятия, о которых вы спрашиваете, огромны по значению и объему. За ними целая человеческая история – пути мировых религий, духовных практик, философской мысли и медицины. Я не большой знаток истории и религиозно-философских доктрин, мне ближе то, что относится к практической стороне дела.
Давайте слегка сосредоточимся только на аскезе и аскетизме, потому что стоицизм – это, как говорится, отдельная песня: это прежде и более всего философия бытия, особого рода отношение к жизни и к смерти. Аскетизм как принцип включен в стоицизм, но с разной степенью акцентировки в разных ответвлениях этого учения.
Аскеза имеет разные степени. Минимум – довольствование необходимым. Максимум – отказ и от необходимого, существование на пределе возможного, испытание плоти и духа – экстрим, приближающий жизнь к агонии. Такого рода экстрим-аскезы составляют атрибут некоторых религиозно-духовных практик и сопряжены с обязательным молитвенно-медитативным рвением. Цель их – достижение особо просветленных состояний, максимальное освобождение духа от плоти.
Что же до аскезы-минимума, то это – подруга врачевания, подруга номер один. Любая диета, любые врачебно-гигиенические предписания содержат в себе элементы аскезы: воздерживаться от того-то, заставлять себя делать то-то, утруждать тело, заставлять напрягаться волю и душу. При многих болезнях (диабет, аллергии, обменные нарушения) пищевая аскеза – единственное условие выживания. Лечебное голодание – аскеза уже серьезная, уже не просто врачебная помощь телу и духу, но и испытание их с некоторой долею риска. Серьезных аскез приходится придерживаться и многим спортсменам – не превышать вес, быть в наилучшей форме…
В обыденном сознании понятия «аскеза», «аскетизм» – расплывчаты, употребляются, как и все прочие понятия, неряшливо. Аскетическим образом жизни считается не довольствование необходимым, а какая-то степень воздержания от излишеств: не перепивать, не перекуривать, обжираться не слишком часто. И то сказать – благо, если соблюдается хотя бы этот, весьма относительный аскетизм.
Аскеза, вообще говоря, не чья-то выдумка, не изобретение человека. Это постоянное требование природы ко всем живым существам. Природа ставит всякое существо в условия аскезы вынужденной, когда приходится не только довольствоваться самым необходимым, но быть лишенным этого необходимого и добывать его с предельным напряжением сил. Именно аскетическое существование и есть естественное существование. Но с оговоркой, немаловажной: не постоянно. Потому что в природе же есть и вероятности существования достаточно обеспеченного. Есть зоны и сезоны благополучия, даже изобилия почти для всех живущих на этой земле. Вечно голодные хищники время от времени находят изобильную добычу. Травоядные жируют на пышных пастбищах, когда приходит тому время и погода благоприятствует. После длительных сезонов воздержания для всех тварей наступает пора любви...
Посему и для человека самым природно-разумным существованием приходится признать чередование умеренно-аскетической жизни с умеренным же роскошеством, когда есть к тому хотя бы некоторая возможность. Беда современной цивилизованной жизни в том, что она всеми правдами и неправдами, включая и рекламу, устремляет человека только к роскошеству – к жизни сытой и невоздержанной. Все мы с раннего детства обучаемся обжираловке во всех отношениях, а аскезе не обучаемся. Это кормит наших докторов, а нам сокращает жизнь, портит настроение и характер. Если не хуже… А что хуже?.. О грустном не будем, а кризису как возможности хотя бы для некоторых хоть в какой-то мере поупражняться в аскезе, возрадуемся! [1-1]
|