|
ИНД И ОБЩ
У Карла Юнга есть понятие «коллективное бессознательное». Насколько каждый из нас, каждое конкретное «я» является слепком массовой всечеловеческой психологии?
В той или иной степени – как представитель своего вида – каждый есть слепок всечеловеческой психологии.
Но в степени разной: одни больше, другие меньше.
Есть макропсихология и микропсихология. Это как масштабирование при рассмотрении местности. Можно видеть землю из космоса в самых общих очертаниях. А можно вглядываться в каждую из ее точек с бесконечной детализацией. Также и человек и человеческие массы. Какую разрешающую способность нашего разглядывающего прибора мы примем за основную? Можно видеть человека как тип или как представителя какой-то нации или сегодняшнего человечества вместе взятого. Это будет макропсихологический подход. И можно рассматривать его сознание и подсознание каждый миг во всех подробностях его составляющих, также подходить и к общению, микроскопировать. Это будет подход микропсихологический. И понятно, что эти термины обозначают крайние полюса вот этой шкалы возможных рассмотрений. Самое ценное, когда психолог или психиатр, психотерапевт могут совмещать эти два полюсных подхода в едином восприятии и понимании человека. Этому можно научиться, если взять в привычку внутренне менять масштабирование своего взгляда примерно так, как это делают нынешние интернет-карты. Можно увидеть схему района в целом, а можно увидеть дома и даже подъезды каждого дома.
Видимо, Юнг хорошо чувствовал эту стереоскопию. Наряду с понятием архетипа и коллективного бессознательного, он же ввел и понятие индивидуации: надстраивания над общим – частного, личного, неповторимого. Высота развития и определяется тем, насколько развита частная надстройка над общим и как это общее изменяет. В жизни встречается множество представителей «обща», каждая фраза и жест которых предсказуемы, как мелодия очередной попсовой песенки. И очень редки люди с высокой степенью своеобычности – люди неожиданные, неповторимые, и вместе с тем по-своему логичные и гармоничные. Это те, у кого процесс индивидуации набрал силу и не оказался подавленным прессом агрессивного «обща».
Искусство работает с высшими и глубинными «общами». А попса – с низшими и поверхностными – на уровне стереотипов и предрассудков. Искусство иконописи – чистые общи, доведенные до совершенства. А Джоконда Леонардо или Мадонна Рафаэля – предельная степень индивидуации, но через них идут огромные посылы общей всечеловеческих. Особенно у Джоконды. Не встречалось до сих пор ни одной женщины, ни на картине, ни в жизни, похожей на нее... Тем не менее, ее знают все, и она стала выражением какой-то тайны бытия, тайны женщины, тайны человеческого существа.
Гамлет – всечеловек, но в высшей степени индивидуализированный.
А пушкинская Татьяна? Внутренние созвучия с этими персонажами может найти каждый чувствующий и думающий... А сценические воплощения могут быть очень разными: Гамлет – Высоцкий и Гамлет – Смоктуновский... Каждый внес в этот образ себя, и каждому мы верим и внутренне соединяемся.
Магия искусства и состоит в соединении обща и инда, макро- и микромира, и через это – в приобщении к тайне Вселенского Всеединства.
[1-1]
|