КАК СКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТО У РЕБЕНКА ПРИЗНАКИ АУТИЗМА? (ВОПРОС КОЛЛЕГИ, ДЕТСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ)
У ребеночка близких друзей я подозреваю аутизм (я работаю с такими детьми). Интеллект не страдает. Они видят некоторые симптомы, но не придают этому значения, и находят объяснение его поведению. Я обращала внимание на некоторые из них, чтобы обратились к специалистам, а педиатр же сказал, что он не видит отклонений (что можно увидеть за 10 минут на приеме?). Я боюсь слова «аутизм», знаю, какой шок испытывают родители, да и боюсь, что не имею права.
С другой стороны, чем раньше начать заниматься, тем лучше исход. Стоит ли сказать, что я подозреваю что-то серьезное? Безусловно, сказать стоит, уважаемая коллега. Вопрос лишь в том, как это сказать. Поскольку родители этого ребенка, как вы пишете, ваши близкие друзья, это может и облегчить и затруднить дело. Облегчить, потому что вы их знаете и легче найдете индивидуальный подход, затруднить – потому что «нет пророка в своем отечестве»… Похоже, что речь идет все-таки не о ярко выраженной форме аутизма, не правда ли? А о какой-то сглаженной или промежуточной, переходной. Если так, то пожалуй, и действительно не стоит употреблять слово «аутизм», тем более, что в этом нет полной уверенности. А сказать можно примерно так: «Я вижу, что малыш глубоко интровертирован – «вещь в себе». И ему показаны развивающие занятия для улучшения его возможностей общаться с людьми в настоящем и будущем. Нужно посильно помочь человеку вылезти из своей скорлупки…» ПРОХОДИТ ЛИ АУТИЗМ? (РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ДЕТСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ)
Знаете ли вы о случаях выхода из врожденного аутизма к нормальной жизни? Если речь идет не о самой тяжелой форме аутизма, при которой изначально ограничен диапазон возможной коррекции и о «нормальной жизни» можно только мечтать, то такие случаи я знаю.
В некоторых из них люди сохраняют определенные особенности душевного склада, некоторую замкнутость или своеобразие мышления. Это может нести и весьма позитивный знак, сочетаться с выдающимися способностями в разных сферах: математике, музыке, гуманитарных науках, иногда даже в бизнесе...
В других случаях изначальные аутистические особенности стираются с возрастом, получаются люди ординарные, с их обычной пропорцией счастливости и несчастливости, ума и глупости, здоровья и болезненности. Случается даже, что бывшие дети-аутисты становятся повышенно коммуникабельными. Знаю двух хороших психологов, которые в детстве считались аутичными, а в подростковом возрасте глубоко шизоидными. [1-2]
|