Чтобы быть счастливым,
достаточно жить внимательно.
Житейское наблюдение
ВЛ:
В книге этой – не просто гимнастика, не просто медицинская методика, не просто система. Берите выше – открытие. Жизненное открытие. Выстраданное и обжитое.
Работал над ним Гарик, как и полагается честным врачам: в первую очередь испытывал, проверял и перепроверял на себе самом.
Первое издание этой книги, гораздо менее полное, чем это, и не столь еще отшлифованное, – вышло в прошлом тысячелетии, в девяностых. Впервые взяв в руки ту небольшую книжечку и полистав, еще не читая, я был удивлен естественностью поз людей, изображенных на рисунках. От них веяло покоем и умиротворением. Просто смотришь (а когда смотришь на изображения человеческих фигур в разных положениях, всегда им внутренне хоть чуть-чуть подражаешь) – и уже будто бы отдыхаешь…
На первый взгляд – нечто вроде хатха-йоги, но только на первый. В йоговских позах, почти во всех, присутствуют статические напряжения, многие из них требуют изрядной ловкости и силы, акробатичности – или, по крайней мере, какой-то необычности в положении тела. Здесь же – никаких напряжений, только естественность и покой. Легкое, само собою происходящее расслабление, натуральный релакс.
Читая и по ходу чтения пробуя рейфовские позы, одну за другой (их было в том издании 115) – все более убеждался, что первое мое впечатление не было ошибочным. Уникально – читаешь книгу и отдыхаешь. Отдыхаешь физически, отдыхаешь душевно и умственно, да притом познаешь себя. За какие-то полчаса успеваешь освежиться и обновиться, стать ощутимо сильнее!..
Из естественных положений, которые бессознательно принимает здоровый, доверяющий своей природе человек и ребенок особенно – во время отдыха, разминки, игры, – Игорь Рейф выстроил богатые, разнообразные сочетания и последовательности, целые композиции. Так искусный повар из незатейливых составляющих готовит кулинарные шедевры. Так в музыке из элементарных мотивных зерен выстраиваются прекрасные мелодии и гармонии.
Открытие этих поз было озарением, пришедшим, как это обычно и бывает, в критическом положении, в борьбе духа и тела – это буквально – за выживание. Идея использования для восстановления сил самых естественных положений тела – идея предельно простая. Однако систематизация и обоснование практического применения этих поз потребовали многих лет тонких врачебных наблюдений и исследований. Ибо естественных поз очень много – и нужно уметь их выбирать, уметь сочетать, уметь ими пользоваться ВНИМАТЕЛЬНО.
Находка эта тем более удивительна, что проблема восстановления в биологии и медицине имеет длительную историю. Она постоянно привлекала многих, в том числе самых выдающихся физиологов и врачей. В последние же полстолетия научный поиск в этом направлении стал особенно настойчив, что связано не только с экстремальными ситуациями в жизни человека (спорт, космонавтика) и ужесточением ритма его производственной деятельности, но и с тем избытком психических перегрузок, которые испытываем в наше время все мы, от мала до велика.
Да, в отличие от многочисленных физических и психических методов восстановления, часто весьма усложненных, доктор Рейф предлагает всего лишь обычные позы. Но в том-то и дело, что, будучи самыми доступными, они и всего надежней, всего прочнее основаны на физиологии и анатомии человека – его природе, его естестве.
При самой глубокой усталости обычные наши способы отдыха – разминка, развлечения, или просто сон – толка не дают. А «отдыхательная гимнастика» Рейфа смывает утомление, как чистая вода – пыль и грязь, обживая те пространства свободы души тела, которые мы в себе носим, но не используем.
Спасибо тебе, Гарик, и от моих читателей, и от наших общих, и от меня лично. Хорошего всем нам отдыха, хорошего здоровья и многих сил, дорогие друзья!
Умеете ли вы отдыхать?
Игорь Рейф о своей книге "Статическая гимнастика как лекарство от усталости"
Странный вопрос, пожмет плечами кто-нибудь из читателей. Отдыхать – какое же тут требуется умение? Работать – это понятно, а отдыхать?
На отдых у нас смотрят обычно как на нечто само собой разумеющееся, о чем и говорить-то специально вроде бы нет особой надобности. А если и упоминают о нем, то чаще всего как о смене рода занятий. Отдохнуть – пойти в театр, на концерт, выбраться на лыжную прогулку. Очевидно, имеется в виду, что обычному человеку для восстановления его дневных трат достаточно и ночного сна.
Но ведь отдых – это не только сон. И не только физическая разминка на свежем воздухе. Это еще – в соответствии с прямым смыслом данного слова, парным понятию «работа», – и пауза, временный перерыв всякой деятельности, наконец, просто отдохновение от дневных трудов, возвращающее нам силы для дня завтрашнего.
В условиях постоянно растущих нервно-психических перегрузок современный человек, вопреки распространенному мнению, особенно нуждается именно в таком вот пассивном, бездеятельном отдыхе. Правда, сплошь и рядом приходится слышать, что сегодняшняя жизнь такова, что отдыхать человеку просто некогда, если только он хочет хоть что-нибудь в ней успеть. Что ж, против этого трудно возразить. Однако в словах этих еще не вся правда. Ведь не всегда этот навязанный нам жизненный ритм поддерживается нами вынужденно. Очень часто мы сами вживаемся в него настолько, что продолжаем свой суточный разбег и там, где в нем нет уже ровно никакой необходимости.
Придя вечером домой, включаем на полную мощность телевизор, ввязываемся в перепалку с домашними, пускаемся в долгий и пустопорожний телефонный треп, между делом пытаемся поучать и воспитывать детей... Не в том ли причина, что мы зачастую просто боимся остаться наедине с собой, и жизнь внешняя настолько заслоняет для нас жизнь внутреннюю, что мы начинаем сторониться и избегать ее, как сомнительного дорожного попутчика?.. Да, существуют и чисто психологические преграды, мещающие нам отвлечься, расслабиться и «просто так подумать, просто так...» А ведь отдых физический – это непременно и прежде всего отдых мозга. Отрешение от толчеи мыслей, от суеты внутренней, а не только внешней.
Существуют ли какие-то приемы, способы, позволяющие сбросить это накопившееся внутреннее напряжение, важнейший компонент усталости? Да, конечно, и они хорошо известны. Водные процедуры (ванна, душ), массаж, сауна. Аутотренинг... Все это помогает релаксации – нервно-мышечному расслаблению, и дает отдых и телу, и мозгу. Беда, однако, в том, что далеко не каждый из этих методов может быть признан широко доступным, особенно в ситуациях жесткого лимита времени, когда нужно побыстрее восстановиться и вернуться к прерванной работе...
В этой книге как раз и предлагается метод борьбы с утомлением – быстрый, легкий, простой, доступный – тот отдых, «который всегда с тобой». Он тоже дает релаксацию, но особым путем – чередованием специально подобранных статических поз.
Это не йога, как может показаться на первый взгляд, хотя и там и тут статика поз играет существенную роль, и позы действуют физиологически. На этом сходство и кончается. Дальше начинаются различия – и главное из них: простота и естественность. Никаких технических сложностей, никаких усилий, никакой специальной подготовки. Доступно для всех возрастов и комплекций, при всех диагнозах, если таковые имеются.
Есть существенное отличие и от аутотренинга. АТ ведет к релаксации через самовнушение, требующее определенной психической концентрации, усилий внимания. А в моей статической гимнастике релаксация, пусть и не столь глубокая, достигается как бы сама собой, благодаря потоку импульсов, поступающих с мышечной периферии. Глубокая релаксация и нужна далеко не всегда: за час до экзамена, деловой встречи или выхода на сцену она, пожалуй, и ни к чему. Восстановительные позы позволяют «уплотнять» отдых в паузах между спортивными или другими публичными выступлениями, а также, во время ночных дежурств. Они могут оказаться особо полезными для тех, чья работа связана с регулярными психофизическими перегрузками – для авиадиспетчеров, для спасателей, для работников реанимационных служб и врачей-хирургов, для спортсменов и для артистов...
С другой стороны – что, вероятно, представляет интерес, в первую очередь, для спортивных медиков – они могут применяться и в дополнение к другим приемам отдыха и реабилитации, таким как массаж, сауна и т.п. С них хорошо начинать подготовку к более глубоким воздействиям. Хорошо комбинировать восстановительные позы с АТ – сперва снять ими исходное, фоновое нервно-мышечное напряжение, а потом уж к более глубокому расслаблению.
В первых двух главах книги рассказывается о физиологических предпосылках утомления и о его специфике, присущей условиям современного большого города. Главы III-V посвящены непосредственно восстановительным позам и описанию сформированных на их основе восстановительных комплексов. Несколько особняком – глава VI «Другие способы борьбы с утомлением». В ней содержатся рекомендации, мало известные широкой публике – как управлять дыханием, чтобы луше отдыхалось; как нормализовать сон («наука заснуть»), как лучше питаться при утомлении... Дается описание и некоторых несложных приспособлений (тренажеров), помогающих релаксации. В заключительной части – советы по оборудованию помещения для отдыха и восстановления сил на производственном предприятии или в офисе. Завершает книгу иллюстративное приложение с описанием ста пятнадцати поз, из числа которых все желающие могут черпать материал для самостоятельных занятий.
Если, читая эти строки, вы находитесь у себя дома, одну из поз можно испробовать прямо сейчас. Для этого вам понадобятся тахта и небольшой коврик. Опуститесь на этот коврик коленями, а туловищем налягте на тахту. Сцепленные руки вытяните перед собой или соедините над затылком. Ноги скрестите в области лодыжек.
Побудьте в этом положении несколько минут – или столько, сколько понравится, сколько будет приятно, и постарайтесь прочувствовать эту позу... И не спешите с выводами, если покажется, что «ничего особенного». Потому что суть восстановительной гимнастики – это все-таки чередование и смена поз. На этих сменах и чередованиях и строятся восстановительные комплексы, о которых речь в моей книге.
А вот кое-какие из аудиопособий серии "Аккомпанемент для сна", которыми можно воспользоваться прямо сейчас.
Компьютерная обработка аудиофайлов - Виталий Рейф.
Бах, фрагмент оркестровой сюиты № 3
Бетховен, фрагмент концерта для ф-но с оркестром № 5
Музыка природы: птицы у ручья
Рассказ Константина Паустовского "Снег" (читает Михаил Ульянов)
|