|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Алексанна
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 35 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 21.06.2008 02:34 Заголовок сообщения: Двухлетний ребенок кусается и дерется |
|
|
Здравствуйте, родители! Поделитесь пожалуйста опытом - как можно преодолеть детские кусания?
Наша проблема - ребенок и бодается (бьет головой), и щипается и кусает - за что достанет.
Перепробовали все - и объясняла, что маме больно (это только сподвигло случайные кусания применять как орудие борьбы ) , и кусалась в ответ, и по попе, и не замечать (попробуй, когда до синяков грызет), и оставляла одного в комнате "сиди тут сам, я с тобой больше не дружу" (а это становится опасно, поскольку можем натворить чего угодно). Эффект - нулевой.
Кусаемся по трем причинам - 1) в знак протеста и борьбы за права, 2) от избытка чувств - люблю, аж съесть хочется; 3) просто так - "зубы чешутся" - маму грызнет, потом стул. Щипаемся-бодаемся - назло - высаживаю на горшок - орет, бодается, кусается, при этом тут же писяет, не переставая сопротивляться.
Сынище у нас своенравный товарищ, любит, чтоб все было по-его, всех построить и расставить по местам, эдакий маленький деспот с режиссерским уклоном. Я пока в декрете, мы максимум времени проводим вместе - но если отвлекаюсь (на готовку, например) - кусается, если он хочет шкодить - лезть в розетку, например, а ему не дают - кусается, дерется, если играют не так, как ему хочется - щипается - кусается, дерется, если через дорогу не разрешаю переходить, не держась за руку, или просто выбегать на дорогу - кусается. Протест, конечно, но выполнять все дитячьи прихоти опасно для его же жизни.
А сейчас у нас что-то вроде кризиса 3х лет - все назло и все наоборот. Почувствовал свою неимоверную крутость - как же, пару раз сам снял трусы и надел тапки, научился расстегивать памперсы и снимать слюнявчик - все! отстаньте, родители я и сам все могу! А тут еще первый раз подрался на площадке (причем, не по своей инициативе) - и победил! Почувствовал силу - с этого наши кусания-драки и пошли в рост. (Первый "вал" кусания в полтора года мы быстро погасили и самоуверенно возрадовались - а вот теперь - просто периодически неуправляемый ребенок и мама в синяках и царапинах ).
Мальчик 2 года, усыновленный, но это вряд ли влияет на ситуацию, наблюдаемся-лечимся у невропатолога (глицин, пантокальцин и т.п.), очень активный и, что называется, с характером. Ребенок добрый, ласковый, щедрый, сочувствующий - на площадке детей плачущих жалеет, игрушками делится, что вообще-то не характерно для этого "жадного" возраста. НО - Добивается своего любой ценой - в данном случае кусаний, драк и ссор с близкими.
Маюсь - что делать? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Tannik
Зарегистрирован: 14.05.2005 Сообщения: 1108 Откуда: Владивосток
|
Добавлено: 21.06.2008 15:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Алексанна, «кусачий период» не только у Вашего ребенка. Он проявляется у многих детей. Из своего опыта могу рекомендовать только одно – перенаправлять внимание и энергию ребенка. Сначала я пыталась держать ребенка на расстоянии, чтобы он понял – меня кусать нельзя. Но он еще более злился. Тогда я включала музыку, именно ту, под которую он любил танцевать, брала его ручки и не давая кусать заводила в танец. А еще подбрасывала вверх, слегка щекоча. Т.е надо отвлечь внимание и погасить агрессию.
Если кусался на детской площадке, попросту уводила от детей домой. Что же делать в садике? Не знаю. Но, может быть, эта статья поможет:http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=art-vospitanie&art=ukus |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 21.06.2008 19:07 Заголовок сообщения: |
|
|
Алексанна, присоединяюсь к совету Tannik. Еще, по собственному опыту общения с юным режиссером - лучше стараться всегда и обязательно любой запрет тут же сопровождать разрешением чего-то другого: это нельзя, а вот это - можно. Причем во многих случаях даже стоит избегать запрет проговаривать вслух, пропускать "нельзя", сразу переходя к можно. Требует чего-то совершенно запретного - в ответ сразу же, не доводя до вспышки, приобнять и подвести-развернуть в сторону чего-то другого, что ему нравится, максимально ярко рекламируя альтернативу и ничего не говоря о запретном предмете, по возможности побыстрее убирая его с глаз долой. Если же речь идет просто о чем-то, что ему сейчас просто не хочется позволять делать (потому что потом много убирать, и т.п.) - лучше согласиться, но подключиться к его занятию и быстро свернуть его, перевести на что-то другое. То есть учитывать его взрывной темперамент, избегать лобовых противоречий, выруливать в нужную сторону мягко, обходя острые углы. Но с другой стороны, если уж речь идет о действительно серьезных опасностях - прежде чем переключить его внимание, отвлечь игрой - обязательно подчеркнуть громко и строго, показывая на проносящиеся машины: "Нельзя! Опасно!"
И по поводу горшка - по-моему, лучше не стоит высаживать через сопротивление. Сейчас лето - если водить человечка гулять в трусиках, взяв с собой запасные - он сообразит, что мокрым быть неприятно, и начнет проситься. А дома - лучше показывать каждый раз в сторону горшка, когда промахивается, объяснять, кукол вместе высаживать - но не давить, только хвалить за меткое попадание . Иначе можно затянуть историю, вызвать сопротивление давлению... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексанна
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 35 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 22.06.2008 00:57 Заголовок сообщения: |
|
|
Tannik, Инна - спасибо за советы, приму к сведению, попробую реализовать на практике. (Тут бы еще маме с папой не такой взрывной темперамент иметь - мягко объяснять могу, повторяя не больше 5 раз (теперь уже до трех дошло) - "Дай мне пожалуйста руку, здесь опасно - машины, дай руку маме, дай маме руку, будешь руку выдирать - дам по попе, по попе!" Поскольку "такая дребедень каждый день" - мама уже сама нуждается в валерьянке.
С горшком мы потихоньку разбираемся - я уже поняла, что такие вопли протеста бывают либо, если есть у малого другие планы на процесс (не здесь или не сейчас), либо просто облом - отрываться от игры, подниматься с постели. А на улице мы стесняемся , терпим до дома, причем гоним маму домой призывом: "Мама, ам!" |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 22.06.2008 03:27 Заголовок сообщения: |
|
|
Алексанна, вы знаете, по поводу дороги и других по-настоящему опасных ситуаций, когда нельзя человеку дать возможность на собственном опыте убедиться, что опасность вполне реальна - лучше не просить, а действовать. Просто брать малыша за руку, не ожидая его согласия, - и параллельно объяснять, почему это необходимо. Вырывается, спорит - подхватить на руки, громкими восклицаниями и энергичной жестикуляцией переключить его внимание на мчащиеся машины, на то, какую опасность они представляют... Причем делать все это, конечно, без грубости - но очень уверенно и твердо, не допуская и мысли о возможности неподчинения. Малыши очень чувствуют, чего от них ждут. Если мама всем своим видом, всем поведением показывает, что ожидает от сына разумности, послушания в опасный момент - она тем самым вероятность послушания увеличивает. ВЛ это называет ДОС - Действующий Образ События: чем яснее представишь себе, как должен реагировать сын - тем вероятнее внушишь ему необходимость прислушаться к твоим словам... Цитата: | А на улице мы стесняемся, терпим до дома, причем гоним маму домой призывом: "Мама, ам!" | В два года! Это ведь очень трудно - дотерпеть до дома такому малышу! Значит - вы близки к цели, раз он так здорово себя контролирует... Цитата: | С горшком мы потихоньку разбираемся... | Я думаю, в этом деле тише едешь - дальше будешь... Главное - не передавить. Потихоньку все обязательно наладится. Цитата: | Тут бы еще маме с папой не такой взрывной темперамент иметь... | Есть такое мнение - что дети приходят к нам не просто так, что они - наши помощники в школе жизни, наши учителя... Может быть, общение с таким активным, вспыльчивым и настойчивым малышом - как раз возможность для вас научиться лучше контролировать свои эмоции, выбирать подходящий для ситуации настрой, в нужный момент концентрироваться, в нужный - расслабляться, отпускать себя? У меня - как раз обратная ситуация: я очень медленная, меня вывести из себя - надо сильно постараться, зато и быстро реагировать на проделки сына, соответствовать его бурному темпераменту - мне трудно. Получается - он помогает мне расшевелиться, стать собраннее, подвижнее, артистичнее... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексанна
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 35 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 23.06.2008 01:33 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна пишет: | Просто брать малыша за руку, не ожидая его согласия, - и параллельно объяснять, почему это необходимо. Вырывается, спорит - подхватить на руки, громкими восклицаниями и энергичной жестикуляцией переключить его внимание на мчащиеся машины, на то, какую опасность они представляют... |
Вот тут-то мы обычно и кусаемся
Буквально сегодня - деть засыпал, сложив на меня ноги, лежа поперек кровати. Уже похрапывать стал, уже заснул. Я только попыталась встать - выбралась из-под ног - он проснулся, ка-ак заорет и давай щипаться-кусаться - обиделся, значит, что я его покой нарушила. Пришлось брать на руки, уговаривать, что щипаться не нужно, а нужно обниматься, полчаса в окошке машины-дома-фонарики разглядывать.
Цитата: | Это ведь очень трудно - дотерпеть до дома такому малышу! Значит - вы близки к цели, раз он так здорово себя контролирует... |
Боюсь, это скорее нервное - "стесняется" - это чтоб не вдаваться в подробности, скорее - не может ребенок расслабиться вне дома и привычного горшка. Первый выход без памперсов закончился троекратным конфузом - теперь на улице терпим, если невмоготу - просимся - снимаем штаны - напрягаемся - пугаемся - все, уже больше не хочется.
Ребенок у нас ой-ой-ой какой непростой. Не дубль, нет.
Цитата: | Есть такое мнение - что дети приходят к нам не просто так, что они - наши помощники в школе жизни, наши учителя... |
Знаете, я в последнее время тоже склоняюсь к этой мысли. Сын мне меня же показал с неожиданных, и далеко не всегда приятных сторон, и напомнил мне кое-что подзабытое - например, как можно просто жить и радоваться - солнцу и дождику, травке и собаке дворовой, и многому еще учит и меня, и папу. В том числе и терпению. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 23.06.2008 02:17 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Ребенок у нас ой-ой-ой какой непростой. | Прав доктор, конечно - настрадался малыш... К счастью - 7 месяцев назад ему по-настоящему повезло... Цитата: | Боюсь, это скорее нервное - "стесняется" - это чтоб не вдаваться в подробности, скорее - не может ребенок расслабиться вне дома и привычного горшка.
| Я хотела сказать, что он осознает свою потребность, обращает на нее внимание - в два годика многие малыши спокойно дуют в подгузник, так, словно с ними ничего не происходит. А снимешь подгузник - так же спокойно намочат штаны и не обратят на это внимания...
Что стесняется и зажимается на людях - можно предположить, почему... Что ему это напоминает... Спокойствия и сил вам - потихоньку ему передастся ваша уверенность. Тут тоже, я думаю, лучше не настаивать, двигаться вместе с ним: хочет попытаться - отлично, давай. Не получилось - ну и ладно, в другой раз получится. Главное - чтобы он вашего огорчения не видел, а наоборот - видел, что вы не придаете происходящему особого значения... А еще, я слышала, вроде бы бывают маленькие переносные складные горшки - может быть, вам такой поможет? И еще положительный пример ровесника, или с куклой опять же на улице поиграть - есть такие, которые умеют и пить, и наоборот Цитата: | Я только попыталась встать - выбралась из-под ног - он проснулся, ка-ак заорет... | Очень знакомо - вроде бы уже спит, пробуешь встать - просыпается и в крик... Правда, драться в таких случаях не пытается. Но вы, по-моему, замечательно справились с ситуацией - что тут придумаешь лучше, чем отвлекать и объяснять спокойно, что драться и кусаться не нужно, нужно гладить?
Цитата: | Вот тут-то мы обычно и кусаемся | Если берете за руку сами после того, как несколько раз безрезультатно попросили его дать вам руку? Я думаю, тут ключевой момент - эффект внезапности Не уговаривать сначала, тем самым разогревая его готовность к сопротивлению - а застать врасплох, сразу и твердо, но в то же время и спокойно взять за руку или подхватить на руки, подчинить его волю своей, ясно показать, что вы намного сильнее, и переключить внимание на источник опасности, причину такой бесцеремонности по отношению к юной самостоятельной личности |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексанна
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 35 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 24.06.2008 21:28 Заголовок сообщения: |
|
|
Двигаюсь пока методом проб и ошибок - каждый раз в зависимости от ситуации. егодня кусались трижды - все три разные причины-решения.
1. Причина объективная. Ребенок спасался бегством из больницы, где был уже 4ый раз, и знал, что ему "светит", а его поймали и несли назад. Дрыганье ногами, крики и мотание головой не помогли, пришлось прибегнуть к последнему средству - вцепился зубами мне в руку. Пришлось маме потерпеть. Понимаю и разделяю его чувства - так ему и сказала, уговаривала, укачивала, отвлекала.
2. От любви. Обхватил за руку, разинул рот... Я, быстро:"Что, ты хочешь меня поцеловать? Давай и я тебя поцелую" - да, так разинутым ртом и ткулся в руку, зубов не сжимая. Поцеловались.
3. Из вредности - немедленно и прямо сейчас мама должна была прекратить разговаривать по телефону и достать кота из-под кровати. Отказы вызвали угрызения за ногу. Получил по попе слегка - укусил сильнее - получил сильнее - отстал, побежал жаловаться бабушке. |
|
Вернуться к началу |
|
|
patra
Зарегистрирован: 04.05.2006 Сообщения: 2747 Откуда: МО
|
Добавлено: 26.06.2008 14:35 Заголовок сообщения: |
|
|
А если попробовать самого его слегонца укусить? Показать, как это неприятно.
У меня как-то был кот, тоже чуть что- сразу кусаться, очень нравилось ему живую плоть терзать по поводу и без повода И от любви, и от злости, и просто "по приколу" что называется. Как-то раз меня достали эти покусоны его, я взала и сама его за ухо цапнула- не очень сильно, но ощутимо. Он обалдел- и опять вцепился мне в руку, гневно уже - а я опять ему в ухо
И все, это было последний раз.
Я понимаю что сравнение с котом некорректно + я еще в мудреной психологии малышей ничего не понимаю (пока), но этот случай на всякий случай запомнила. _________________ Капля вливается в Океан. Океан вливается в Каплю |
|
Вернуться к началу |
|
|
Илена
Зарегистрирован: 19.01.2006 Сообщения: 119
|
Добавлено: 28.06.2008 08:32 Заголовок сообщения: |
|
|
patra, никогда не делайте того, что не хотите чтобы делал ребенок! Попробуйте посмотреть на это глазами ребенка. Ведь кусаться НЕЛЬЗЯ (правильно?) А если мама кусается, выходит, ей можно! А мне нельзя! Это же несправедливо. Если ей можно, значит и мне тоже можно! Точно так же и со всем другим. Если не хочешь, чтобы ребенок начал курить, брось курить сам, если хочешь, чтобы ребенок занимался спортом, сам занимайся и т.п. Короче, не учи плохому на своем примере. Ну, это моя, Иленина, логика. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Tsinik
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 39
|
Добавлено: 28.06.2008 10:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Предлагаю аверсивную терапию. У меня в детстве была кошка-котёнок ( patra, привет! ). И был у неё период кусачести. Причём, наказание, типа ответных шлепков или укусов, не действовало, а только усиливало агрессию. Тогда меня, ребёнка, осенила профессиональная идея. Я уже занимался самбо и знал, что при укусе надо не стараться выдернуть конечность, а, наоборот, запихать её поглубже в пасть укусившему. Когда кошечка меня тяпала, я нежно брал её за затылок и мягко двигал укушенный палец дальше ей в ротик. Её челюсти ослабевали, она дёргала головой, пытаясь освободиться, но я не отпускал и ''разрывал'' её зубастую пасть своим пальцем. После 2-3 повторов кошечка начала отворачивать мордочку, когда я протягивал ей палец, предлагая укусить.
Со вторым котёнком было то же самое. Главное, - это не боль причинить, а дать почувствовать, что палец во рту - это неприятно и неудобно. Кайф от кусаний обломать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексанна
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 35 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 02.07.2008 02:27 Заголовок сообщения: |
|
|
Илена пишет: | никогда не делайте того, что не хотите чтобы делал ребенок! Попробуйте посмотреть на это глазами ребенка. Ведь кусаться НЕЛЬЗЯ (правильно?) А если мама кусается, выходит, ей можно! А мне нельзя! Это же несправедливо. Если ей можно, значит и мне тоже можно! |
Согласна На ответном кусании мы, пожалуй, и обожглись - в 1,5 года укусила в ответ - подействовало - полгода не кусались. А теперь новый виток - он знает, что это больно, и использует как инструмент воздействия, поскольку языком не владеет исчо.
С другой стороны без инструмента "по попе" мой ребенок не воспринимает запрет, как запрет. Обжигался 2 раза до волдырей, но все равно лезет к плите, на фразу "Горячее, обожжешься!" реагирует только некоторым замедлением движения - не с размаху хватает, а чуть медленнее, но все-равно хватает.
Tsinik
Ну, метод жесткой дрессуры, мягко говоря, к детям не применим, мне кажется Рациональное зерно есть конечно - добиться, чтоб ребенок не получал от кусания желаемых "дивидендов". Но методы... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 02.07.2008 14:16 Заголовок сообщения: |
|
|
Алексанна, я думаю, когда речь идет о об опасностях вроде плиты или горячего утюга - лучше говорить не о запрете, а о предупреждении. Настраивать себя на то, чтобы предупредить ребенка об опасности, а не запретить ему трогать опасный предмет. На таких активистов, как у нас с вами, сам по себе запрет действует как приманка. Для них перепрыгнуть через препятствие, пусть даже и вопреки боли - одно из главных удовольствий. Поэтому очень важно, чтобы мама всем своим видом показывала, что она сейчас - не Большой Начальник, запрещающий малышу что-то интересное, а друг, предупреждающий о серьезной опасности. Лезет к печке - предупредить: "Горячо! Опасно!" - но не хватать, только подстраховать, чтобы не обжегся сильно. И главное - потом, когда прикоснется, - не наказывать, не сердиться - потому что желание преодолеть запрет, поступить по-своему перекроет боль от ожега, и урок не пойдет впрок. Лучше, я думаю, просто показать малышу, что огорчены вместе с ним, и еще раз повторить, показывая на печку: "Горячо, опасно!" И показать на собственном примере - слегка коснуться печки - так, чтобы не успеть обжечься, - всем своим видом показывая, как это неприятно, и снова повторяя: "Горячо!" Так, скорее всего, запомнит. Главное только - не подзадоривать запретами, не подавать дело так, как будто перестать лезть к горячей печке для малыша - значит подчиниться. Пусть считает, что просто сам, хоть и с маминой помощью, разобрался, что эта штука - опасная, и сам решил, что трогать ее не стоит... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Tsinik
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 39
|
Добавлено: 03.07.2008 00:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Алексанна пишет: | Tsinik
Ну, метод жесткой дрессуры, мягко говоря, к детям не применим, мне кажется | Я бы сказал, он в данном случае единственный, т.к. позволяет родителю, с одной стороны, предоставить ребёнку свободу, а, с другой, сохранить родительский авторитет.
Почему жёсткая дрессура? Ребёнок хочет кусаться. Вы ему позволяете, даже предлагаете. Но и у вас есть право на самозащиту. Тут ещё ребёнок получает урок, что агрессия в этом мире сопровождается неприятным для него отпором. А это уже ранняя социализация |
|
Вернуться к началу |
|
|
BELA
Зарегистрирован: 25.11.2005 Сообщения: 1860
|
Добавлено: 03.07.2008 05:02 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Я уже занимался самбо и знал, что при укусе надо не стараться выдернуть конечность, а, наоборот, запихать её поглубже в пасть укусившему. Когда кошечка меня тяпала, я нежно брал её за затылок и мягко двигал укушенный палец дальше ей в ротик. Её челюсти ослабевали, она дёргала головой, пытаясь освободиться, но я не отпускал и ''разрывал'' её зубастую пасть своим пальцем. После 2-3 повторов кошечка начала отворачивать мордочку, когда я протягивал ей палец, предлагая укусить. |
Прочитала с интересом про пальцы в ротиках котенков. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексанна
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 35 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 06.07.2008 17:09 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна пишет: | И показать на собственном примере - слегка коснуться печки - так, чтобы не успеть обжечься, - всем своим видом показывая, как это неприятно, и снова повторяя: "Горячо!" Так, скорее всего, запомнит. | Да-а, я именно так объясняла ему понятие "горячо" на примере чашки с чаем - понравилось и запомнилось. При слове "Горячо!" тут же лез к горячему проделать ту же процедуру Теперь урезанный набор гримас - вытаращвание глаз, потряхивание руками и "а-а-а!" с раскрыванием рта и обозначает у нас горячие предметы.
Вообще - Инна, спасибо Вам, Ваш опыт и советы для меня очень ценны. Мотаю на ус.
Циник, есть и более мягкие методы отпора. Сами посудите -
ребенок – Ваш, ребенок, подчеркиваю – не зверь, которого надо держать в жестком подчинении и страхе, не раб, и не Ваш наемный работник. Это человек, которому Вы хотели бы доверить свою старость Вам стоит быть друзьями а не играть в альфу-омегу. Ребенок-то да, готов, он инстинктивно ищет место повыше в иерархии семейной стаи, но нам идти на эту игру, забивая его в омеги - портить жизнь и ему, и себе, и своим внукам. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Рубэн
Зарегистрирован: 16.01.2006 Сообщения: 260 Откуда: Москва
|
Добавлено: 07.07.2008 09:42 Заголовок сообщения: |
|
|
Алексанна, как вы правы! Я тоже "мотаю на ус". |
|
Вернуться к началу |
|
|
Maratius
Зарегистрирован: 20.06.2008 Сообщения: 190 Откуда: Подмоськовье
|
Добавлено: 09.07.2008 03:59 Заголовок сообщения: |
|
|
Алексанна пишет: | - мягко объяснять могу, повторяя не больше 5 раз (теперь уже до трех дошло) - "Дай мне пожалуйста руку, здесь опасно - машины, дай руку маме, дай маме руку, будешь руку выдирать - дам по попе, по попе!" Поскольку "такая дребедень каждый день" - мама уже сама нуждается в валерьянке. |
Вам уже Инна на этот счёт много чего сказала, согласен с ней полностью.
Я вот пока пришёл к следующему. Мягко объяснять надо не более одного раза подряд. Дальше нужно сделать то, что объясняете, вместе с ним. Если не даётся, и дело не очень серьёзное - Б-г с ним, ещё будет время объяснить. В этом случае надо сделать самому (в конце концов, ваш ребёнок никогда не будет воспитан вашими словами, он будет воспитан вашими действиями, вашим примером). Если дело серьёзное - делаем вопреки и невзирая! Если дело на самом деле серьёзное, я ничего не объясняю предварительно - сразу действую. Например, переход улицы - в охапку и понёс. Ещё не время либеральничать и предоставлять ему некое фиктивное право участвовать в решениях подобного рода, ВЫ взрослый, и ВЫ за него в ответе, а не он за себя.
При этом в таких ситуациях всё делать максимально хладнокровно. Почему хладнокровно?
Потому что ребёнок быстро поймёт, что эмоциональная реакция на его поведение - признак того, что вы сами не уверены в том, что делаете, и в конце концов вы сами толкаете его на использование новых знаний на вас Кому-то не понравилось, что малыш однажды (играясь, например) сильно этого кого-то укусил, и этот кто-то бурно отреагировал - всё, он усвоил. Ещё пару раз повторит ситуацию (для него это познавательная игра) с той же реакцией - и возьмёт на вооружение. Всё это не из-за того, что ребёнок плохой, невоспитанный; просто вот так дети учатся - здесь, например, учится связывать желаемую реакцию с действиями, которые её однажды вызвали.
Мало того, ребёнок почувствует вашу бурную реакцию даже раньше, чем вы сами её осознаете. Поэтому здесь вариант с тигром, подавившим свою ярость, не особенно сработает. Здесь нужно изначально иметь спокойствие и уверенность слона.
Малыш должен быть уверен в том, что в опасной ситуации мама сделает так, как считает нужным, независимо от его реакции. Если ей надо перенести его через дорогу - она это сделает. Сделает совершенно спокойно и уверенно (а почему так надо - ему будет объяснено в более старшем возрасте, когда уже можно будет делиться с ним ответственностью по подобным вопросам). И мама это сделает независимо от его нытья, криков, укусов и пр. Кусается? Плохо, конечно, но так или иначе, вы сами однажды показали ему свою реакцию. Всё, что можно вытерпеть, нужно перенести без взрыва эмоций, а в таких случаях можно даже без нравоучений. Вообще никакой реакции. Ни криков, ни нравоучений - продолжаем вести себя так же, как и до того. Если что-то ему говорили - продолжаем тем же тоном Если вытерпеть сложно, ничто не мешает защищаться. Но не дракой Всё точно так же - максимально спокойно. Можно перехватить его руками под поясницу и прижать к себе спиной так, чтобы его голова была ниже вашей - ему будет сложно и укусить, и дотянуться руками до лица.
Мой двухгодовасик однажды "вдруг" начал драться: если что-то не по-его, подходит и со всей дитячьей силы бьёт руками. Я на 95% уверен в том, что знаю, с кого он это срисовал... Та же бабушка "отучала" его бить себя - била в ответ. И хотя она в полной уверенности, что у неё получилось, на самом деле всё оставалось по-старому (и её он продолжал поколачивать).
Стараюсь реагировать так: никак. Удар двухгодовасика вполне можно снести. А заставлять его нести ответственность как взрослого - по-моему, это совсем неадекват. Я не реагирую в принципе. Если не смотрел на него - не обернусь. Шёл куда-то - не приторможу. Говорил с ним о чём-то - буду продолжать в том же духе. Если заглушит сиреной - ну, займусь другими делами. Постараюсь привлечь к ним и его. Не получится - упрашивать не буду. Не интересно тебе - ну что ж...
Естественно, всё это справедливо по большей части для скандальных ситуаций. Если малыш не буянит, можно с ним и поиграться, и бурно повыражать свои хорошие эмоции
Кстати, такой ещё нюанс: не только ваши отрицательные эмоции являются для малыша уроками причинно-следственной связи. Мой как-то, играя, заехал мне в нос головой - классически, снизу вверх, до искр из глаз А я по недомыслию улыбнулся на это - привычка, блин. Ну он, не будь дурак, решил это повторить уже специально - папе же нравится!
Как резюме: если не хотите закрепить у ребёнка какую-то модель поведения - любыми способами приучайте себя не реагировать на такое поведение. Если не реагировать невозможно (улицу переходим) - действуйте спокойно, уверенно, без нытья и уговоров. Можно даже жёстко (но не эмоционально!). И старайтесь не разговаривать с ребёнком на повышенных тонах без крайней на то нужды, иначе он не будет должным образом реагировать на ваше "Горячо! Опасно!" (как в той притче "Волки! Волки!").
Если при переходе начнёт опасно вырываться, можно прихватить и до синяков - синяки пройдут, а вот чего похуже, если вырвется, - нафиг-нафиг. Бывало у меня такое, приходилось держать довольно сильно. Ну что ж, он не оставил мне выбора. После - не извинялся. Малыш должен чётко усвоить, что со взрослым пререкаться бессмысленно. И, если что, не надо вешать политические ярлыки типа "тоталитаризьм". Ведь назвать можно как угодно, но по факту это - элементарные правила безопасности. Если бы лисята вылезали из норы, когда им вздумается, их быстро бы съели. Когда они эту опасность осознАют, мамин "тоталитаризм" нужно будет плавно отменить.
---
На самом деле, всё не так уж просто, родительство не сводится к исполнению только каких-то чётких правил, и не просто так нужна родительская мудрость и доля хитрости при воспитании детей. Тут мудрость нужна, чтобы отличить ситуации, когда действительно необходимо тоталитарничать, от ситуаций, когда - нет. Если вы готовы сдаться на капризничание/покусы, то не надо и начинать никаких уговоров. Не утверждайте ребёнка в мысли, что родителей вполне реально переупрямить. Позже, когда вы оба научитесь вести спокойный диалог, вы всё обсудите.
---
По поводу горшка - это не то, что жизненно важно сейчас продавить. Наш тоже вот практически до двух лет не признавал горшки и седушку на унитаз. При этом мы практически не пользовались памперсами. Даже в гостях маме чаще всего удавалось понять, чего сын так просит А на прогулках - терпел до дома по собственному желанию. Просился тоже, но редко.
Так вот, сначала он стал проситься высаживать себя над взрослым унитазом - простите, банально подглядел, куда это я бегаю, и перенял, как мог. А недавно впервые увидел биотуалет и стал проситься на него, причём наше участие в процессе уже практически не требуется. Биотуалет (с детской седушкой) ему оказался, во-первых, интересен как конструкция и удобен, а во-вторых, он опять же подсмотрел, и я не вижу в этом ничего противоестественного. В конце концов, повторюсь, ваш ребёнок всю жизнь быдет учен не вашими словами, а вашими действиями. Ну а уж маленькие дети - это те ещё пересмешники
Успехов. Если захотите - они будут.
[Поправлено модератором] |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 09.07.2008 13:24 Заголовок сообщения: |
|
|
Алексанна, Рубэн, Maratius - спасибо на добром слове!
Maratius пишет: | Мало того, ребёнок почувствует вашу бурную реакцию даже раньше, чем вы сами её осознаете. Поэтому здесь вариант с тигром, подавившим свою ярость, не особенно сработает. Здесь нужно изначально иметь спокойствие и уверенность слона. | Согласна. И что очень важно - это спокойствие и уверенность можно и нужно в себе создавать. Когда никто не мешает, расслабиться и проиграть мысленно подобные ситуации, ясно представить себе то состояние, то настроение, которого бы хотелось добиться. Не сразу, конечно - но постепенно такой настрой станет естественным, автоматически будет включаться в тех случаях, когда необходимо применить родительскую власть. Цитата: | На самом деле, всё не так уж просто, родительство не сводится к исполнению только каких-то чётких правил, и не просто так нужна родительская мудрость и доля хитрости при воспитании детей. Тут мудрость нужна, чтобы отличить ситуации, когда действительно необходимо тоталитарничать, от ситуаций, когда - нет.
| Да, безусловно. Вот, кстати, по-моему очень полезная статья на эту тему. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Maratius
Зарегистрирован: 20.06.2008 Сообщения: 190 Откуда: Подмоськовье
|
Добавлено: 10.07.2008 01:50 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна пишет: | Вот, кстати, по-моему очень полезная статья на эту тему. | Спасибо!
Так это же Ледлоff Автор вообще, на мой взгляд, рекомендуется к прочтению всем родителям. В полном объёме. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 10.07.2008 18:10 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Автор вообще, на мой взгляд, рекомендуется к прочтению всем родителям. | Согласна. По-моему, ее тексты очень созвучны тому, что пишет ВЛ. Другой стиль, другие образы, во многих случаях не так глубоко, как у него, и тем не менее - чувствуется родственность взглядов. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексанна
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 35 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 12.07.2008 00:58 Заголовок сообщения: |
|
|
Maratius, спасибо за Ваш опыт - да, холоднокровней Мане быть не помешает Слава Богу, учиться и признавать свои ошибки у меня еще получается, так что перекосы во взаимоотношениях мне, кажется, получается выправлять потихоньку. Правда есть проблема: с одной стороны - мама, которая все чего-то требует - то мыть руки, то ходить пешком, то не бегать с едой по комнатам, то не наедаться печенья перед обедом, то капли капает, да мало ли, а с другой суперобожающий дедушка - который все позволяет. Конечно, на все мамины требования сразу жалобный вопль: "Деда-а-а!!!" и бежим спасаться. Дедушка - то же дитя, говорить о непедагогичности с ним бесполезно. Деда грызем не меньше, кстати. Хоть он и на укусы особо не реагирует.
Инна, спасибо за ссылку, но уже самое начало статьи, а именно пассаж: Цитата: | Часто мы неделями жили в деревнях индейцев екуана, где дети целыми днями играли без присмотра взрослых или подростков. Только после четвертой из пяти экспедиций я вдруг сообразила, что не видела ни одного конфликта между детьми или между ребенком и взрослым |
Э-э-э... Не сильно я бы доверяла выводам такого "наблюдательного" антрополога и психотерапевта
Выводы свои она строит на, мягко говоря, однобоком видении ситуации с этими самыми индейцами.
Про уверенность родителей хорошо, не спорю. Но, например: Цитата: | Неблагодарные мученики «ручной» стадии, они сосредотачиваются на детях вместо того, чтобы заниматься взрослыми делами, которые дети могли бы наблюдать, имитировать, следовать в них взрослым и помогать им – такова их естественная склонность. |
А вот я, давеча, как раз занималась взрослыми делами, не сосредотачиваясь - разговаривала с шефом по телефону, сидя на диване, по которому радосно скакал мой малыш. Вдруг за моей спиной "Бабах!" и перепуганное дитя с квадратными глазами: "Мама! Мама! Цёйто? (Что это?)" - сует мне под нос измазанную сажей ладошку - за моей спиной извлек из-за дивана шнур от бра, воткнул в розетку, пробило изоляцию. Хорошо - не шарахнуло, и даже не обожгло. И не особо испугало - через 15 минут уже пытались засунуть пальцы в розетку (раньше эта мысль в голову не приходила - хватало вилок). Что хорошо в джунглях для индейцев, у которых дитя "колбасится" постоянно с другими детьми не очень-то прокатывает в современном цивилизованном обществе. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 12.07.2008 06:24 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Не сильно я бы доверяла выводам такого "наблюдательного" антрополога и психотерапевта | Она изначально отправилась в джунгли совсем с другой целью, к антропологии и психотерапии не имевшей никакого отношения. Только потом, обратив внимание на необычное для "цивилизованного" человека поведение детей екуана, заинтересовалась причинами таких различий и стала целенаправленно изучать их жизнь. Цитата: | Что хорошо в джунглях для индейцев, у которых дитя "колбасится" постоянно с другими детьми не очень-то прокатывает в современном цивилизованном обществе. | Да, конечно, условия жизни в нашем обществе очень сильно отличаются. О том, как можно с пользой применить опыт екуана в условиях городской разъединенности семей Ледлоф и пишет в своей книге "Принцип преемственности". А в статье, ссылку на которую я дала выше, она только еще раз подчеркивает, что внимание к желаниям и чувствам малыша нисколько не противоречит родительской строгости и уверенности в себе, что все хорошо в свое время, что необходимо равновесие. В частности, когда речь идет о знакомстве с опасными предметами, как мы уже и говорили - важно суметь сочетать доверие ребенку, уверенность в том, что он будет действовать разумно, не захочет причинять себе вред - со спокойной твердостью. Наше дело - познакомить с опасностью, помочь осознать полученный неприятный опыт. Цитата: | Хорошо - не шарахнуло, и даже не обожгло. И не особо испугало - через 15 минут уже пытались засунуть пальцы в розетку (раньше эта мысль в голову не приходила - хватало вилок).
| А как вы отреагировали на испуг малыша, что сказали, с какой интонацией? И как действовали потом, когда он пробовал засовывать пальцы в розетку? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексанна
Зарегистрирован: 21.06.2008 Сообщения: 35 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 13.07.2008 23:07 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна, я просто высказала первое впечатление. Спорить с аргументацией "не читал, но возражаю" не в моих правилах. Просто как эколог по образованию и научный работник по роду деятельности я с большим скепсисом отношусь а) ко всем попыткам "спасти или хотя бы улучшить мир" на основе моделей жизни примитивных племен, призывов к гармонии с природой и протчая;
б) к исследованиям по модным грантовым направлениям а-ля "парниковый эффект" к коим, на первый взгляд, относятся и исследования индейцев Амазонии.
Цитата: | А как вы отреагировали на испуг малыша, что сказали, с какой интонацией? И как действовали потом, когда он пробовал засовывать пальцы в розетку? |
Не особо изобретательно и психологично
Первая реакция - испуг: "Что случилось? Где болит? Посмотри на меня! Покажи ручку! Больше ничего не болит? Что ты делал, почему "Бабах"?
Вторая - поняла, что нет ни испуга, ни повреждений - ругаться начала: "Ты что, лампу включал? Тебе сто раз говорили не трогать никакие провода и не лезть в розетки! Вот теперь ты понял, что может случиться, если дети лезут в розетки - получается "Бабах!" и может быть очень большая вава!" - тут деть понял что часть первая, жалельно-приятная закончилась, начинается часть нудно-воспитательная и с воплем "Деда-а-а!!!" Помчался за сочувствием и жалением. Когда и дед, узнав в чем дело начел говорить про "Низзя в розетки" ребенок грамотно "перевел стрелки и съехал с темы".
Последующие попытки влезания в розетки сопровождались комментариями типа: "Нельзя лезть к розетке!" - молча продолжаем начатое - "У тебя сегодня лампа бабахнула?" - "Да" - "Вот если ещ будешь лезть в розетку чем угодно может бабахнуть намного сильнее и будет очень-очень больно. Будет большая вава и жалеть я тебя не буду!" - "Деда!" - "И деда жалеть не будет". Через пару дней интерес поутих - но это временно, я думаю.
У мальчика нашего характер - если его что-то напугало, он к страшному объекту стремится раз за разом, пока страх не проходит. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 14.07.2008 03:11 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | У мальчика нашего характер - если его что-то напугало, он к страшному объекту стремится раз за разом, пока страх не проходит. | Уважаю! А если серьезно - он прав, наверно... Страх лучше приручать, выяснять с ним отношения, а не бежать от него... Я, честно говоря, своему красавцу именно поэтому предпочла не запрещать включать вилки электроприборов в розетку - наоборот, сама показала, как это делается, когда он заинтересовался... Подчеркнула несколько раз, за что нужно держаться, и почему нельзя браться за металлическую часть... А вилки компьютера, с которыми нельзя экспериментировать - просто загородила тяжелой тумбочкой до поры до времени... Обошлось без аварий, ттт - но и в тех случаях, когда не обходится, я думаю, лучше использовать ситуацию не для того, чтобы внушить мысль: "Видишь, ты еще маленький, тебе это не по силам!" - а для того, чтобы помочь разобраться, как же действовать, чтобы обходилось без аварий... А то, с чем малыш справиться сам пока не может, что для него по-настоящему опасно (или для чего по-настоящему опасен он ) - просто, я думаю, лучше убирать от него подальше... Цитата: | ...я с большим скепсисом отношусь... к исследованиям по модным грантовым направлениям а-ля "парниковый эффект" к коим, на первый взгляд, относятся и исследования индейцев Амазонии. | Эта книга вышла давно, больше тридцати лет назад, если я не ошибаюсь, просто на русский была переведена сравнительно недавно. Цитата: | ...ко всем попыткам "спасти или хотя бы улучшить мир" на основе моделей жизни примитивных племен, призывов к гармонии с природой и протчая; | Если можно - расскажите подробнее, пожалуйста, почему эти попытки вызывают у вас скепсис? |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|