Вернуться на Levi Street Психологическая культура
Форумы левиртуального общения
 
 Закон форумаЗакон форума   УчастникиУчастники     РегистрацияРегистрация 
 Ваш профильВаш профиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
ЗАПИСИ ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМА САМОПОЛИТИКА: РУКОВОДСТВО СОБОЙ В ТРУДНОЕ ВРЕМЯ ЖИЗНИ - пять аудиолекций и видеовстреч: приобрести
Университет Уверенности: Проблемарий
 
поиск по сайту
отрицательные подкрепления - какие?

 
Создать новую тему   Ответить    Список форумов Психологическая культура -> Нестандартный ребенок
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 16.07.2005 18:20    Заголовок сообщения: отрицательные подкрепления - какие? Ответить с цитатой

Просто объяснять, что "нельзя" - не помогает в некоторых случаях. В таких случаях народ использует повышения голоса или шлепок по попе. Есть более гуманные варианты? Книжку Леви подарила, новую всё никак не куплю. Что у него на этот счёт? Ребёнку почти 2 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дилетант - самоучка


Зарегистрирован: 19.06.2005
Сообщения: 90
Откуда: Калининград

СообщениеДобавлено: 16.07.2005 18:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У него "ЗЯ"..
_________________
Не слов ловителем, а ума искателем человеку быть должно.
Кому много дадено, с того многое спроситься...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 18.07.2005 10:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, в этом возрасте у ВЛ ребенку еще все "ЛЬЗЯ".

Чуть позже - 1/3 нельзя (список каждый составляет сам и утверждает у остальных членов семьи), 1/3 - можно, и 1/3 - "Ой, гули прилетели! Побежали смотреть!"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Л. Лужайкина


Зарегистрирован: 05.07.2005
Сообщения: 7
Откуда: родом из П-К

СообщениеДобавлено: 19.07.2005 16:14    Заголовок сообщения: Re: отрицательные подкрепления - какие? Ответить с цитатой

Цитата:
Просто объяснять, что "нельзя" - не помогает в некоторых случаях. В таких случаях народ использует повышения голоса или шлепок по попе. Есть более гуманные варианты? Книжку Леви подарила, новую всё никак не куплю. Что у него на этот счёт? Ребёнку почти 2 года.


Моей младшенькой только исполнилось два с половиной.
Научилась у Никитиных: если говоришь, что что-либо нельзя, тут же скажи, что можно!!! ЭТО было для меня ОТКРЫТИЕМ! Говорят же, все гениальное просто... Функционирует! Восклицание
Во-1х, переключается внимание ребёнка. Во-2х, последняя часть маминой фразы звучит положительно, что очень сказывается на восприятии не только маленьких, но и больших людей. И ещё очень помогает объяснить на доступном ребенку языке, ПОЧЕМУ нельзя.
В общем делаю так:
Шаг1. НЕ НАДО (иногда этот вариант более подходящ) рисовать на книжке, ПОТОМУ ЧТО: там уже есть рисунки, вот смотри! – это папин учебник, если ты накалякаешь, папа не сможет прочитать, а ему это ВАЖНО (важно, чтобы сие слово приобрело для Вас и Вашего ребенка особый вес) – не будет видно слов, и я не смогу тебе прочитать сказку – и прочее.
Шаг2. А МОЖНО рисовать на бумажке – вот в этой тетрадке – на газете – на асфальте (пойдем погуляем?) – вот на этой стене (а вдруг у Вас таковая имеется? Радостная улыбка )

Я Вам не по Леви рассказала. Надеюсь, Вы не в обиде. Подмигнуть

А вообще, когда ищешь гуманный выход из положения (я про Вашу ситуацию), будто сам себя экзаменуешь. Это становится игрой. Поэтому на все «почему» старшей в её возраст почемученья старалась отвечать – все равно, сколько их на меня за раз сваливалось. Мы играли! Себя в какой-то мере даже испытывала (знания, находчивость, терпение).

И ещё: пожалуйста, представляйте и вспоминайте себя ребенком, спрашивайте себя, какое обращение Вы бы с Вами-ребенком желали? Дети не всегда слышат, ЧТО им говорят. Помню по себе. Было мне лет 5. Мама присела на корточки и начала что-то строго объяснять. Я ее НЕ слышала. Я стояла и думала: "ЗАЧЕМ у нее сейчас такие злые глаза? Не-ет, это не моя мама! Моя – другая..." Видимо, впервые видела маму строгой, но запомнилось – сфотографировалось – на всю жизнь. С пользой!

Успехов!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 19.07.2005 16:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за советы! Мы так стараемся поступать, но некоторые ситуации ставят в тупик. Например - бросает едё на пол, когда есть уже не хочет. Если просто снимать со стульчика и отправлять гулять, то он решит, что таким образом надо показывать, что он уже наелся и пора его забирать из-за стола. "ЛЬЗЯ" тоже не получается, надо же дать понять, что еда - не игрушки, её разбрасывать нельзя. Если пошагово, то я могу объяснить, почему это важно, но не могу придумать, что взамен этого можно, причем чтобы это было интереснее, чем бросать еду на пол.
То же самое с выливанием воды из ванны. Ему нравится играть с водой, переливать в стаканчики, лейку, ведёрко, но вот ему интересно и на пол из ванны. Ложить какую-нибудь тряпку на пол на время таких игр и ни в чем не ограничивать? А когда подрастёт пусть просто сам убирает и думает, стоит ли выливать воду?

Эх, надо поехать книжку всё-таки купить...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Esty


Зарегистрирован: 17.05.2005
Сообщения: 3383

СообщениеДобавлено: 19.07.2005 16:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
Мы так стараемся поступать, но некоторые ситуации ставят в тупик. Например - бросает едё на пол, когда есть уже не хочет. Если просто снимать со стульчика и отправлять гулять, то он решит, что таким образом надо показывать, что он уже наелся и пора его забирать из-за стола. "ЛЬЗЯ" тоже не получается, надо же дать понять, что еда - не игрушки, её разбрасывать нельзя. Если пошагово, то я могу объяснить, почему это важно, но не могу придумать, что взамен этого можно, причем чтобы это было интереснее, чем бросать еду на пол.


Взамен можно
- сказать: "Я больше не хочу" (или вежливее: "Спасибо, мама. Все было очень вкусно.")
- просто встать из-за стола.

А воду поубирайте вместе. Если понравится, скоро будет помогать по дому, а не понравится, отучится лить на пол - в любом случае польза.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 19.07.2005 22:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Esty пишет:
Алёна пишет:
Мы так стараемся поступать, но некоторые ситуации ставят в тупик. Например - бросает едё на пол, когда есть уже не хочет. Если просто снимать со стульчика и отправлять гулять, то он решит, что таким образом надо показывать, что он уже наелся и пора его забирать из-за стола. "ЛЬЗЯ" тоже не получается, надо же дать понять, что еда - не игрушки, её разбрасывать нельзя. Если пошагово, то я могу объяснить, почему это важно, но не могу придумать, что взамен этого можно, причем чтобы это было интереснее, чем бросать еду на пол.


Взамен можно
- сказать: "Я больше не хочу" (или вежливее: "Спасибо, мама. Все было очень вкусно.")
- просто встать из-за стола.

А воду поубирайте вместе. Если понравится, скоро будет помогать по дому, а не понравится, отучится лить на пол - в любом случае польза.


Во-первых, замена по Никитиным предполагается равноценно интересная. А встать из-за стола или что-то вежливо сказать - это хорошая замена для родителей, а не для детей Улыбка
Во-вторых, мы ещё маленькие очень. Почти не говорим, да и встать самостоятельно из-за стола невозможно - стульчик для кормления высокий... Вместе убирать воду - тоже пока не отрицательное подкрепление, а повод опять его мыть... Я ж писала, что это вариант на будущее.

У меня это первый ребёнок и первый опыт общения с таким маленьким ребёнком, приходится самостоятельно теорию на практике проверять Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Л. Лужайкина


Зарегистрирован: 05.07.2005
Сообщения: 7
Откуда: родом из П-К

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 02:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна!
Конечно, с едой вопрос особый!
Просто расскажу, как это было/ есть у нас.
С нашей Малюськой делала так:
- Во время еды была вместе с ней, тем самым улавливался момент, когда дитё наелось; или спрашивала Вопрос , будет ещё или уже «готова», как выражалась Малюська. Ведь можно и спросить! Хоть Ваш сынок не говорит, понимать-то он понимает ого-го как и сколько!
- Наелась? Говорим «спасибо» - произношу слово сама, кивая при этом головой (происходит чисто машинально) и одной рукой ради шутки «киваю голову» дочи. Смешно выглядел результат спустя время: доча клала себе руку на «говалу», сим и благодарила маму за обед и подобное Улыбка .
- А если бросала что на пол...
«Ну не-е, доча, это не дело! Еду (котлетку, кашу...) – ЕДЯТ! Смотри, весь пол грязный! Теперь надо убирать... я тебе помогу. Спускайся со стульчика, вот так... осторожно, на кашу не наступи (вариант: иди сюда, на чистое место)! На, собирай ложкой и клади кашу сюда (подставить миску).» Главное, не раздражаться и соблюдать спокойствие – дитю удовольствие и очередное приключение собрать кашу или там ещё что с пола! После уборки: «Ты поела?» - если ответ отрицательный, то: «Садись и поешь ещё. Кашке место в тарелке, она там живет. У мамы/папы же тоже еда всегда в тарелке! Это курочкам зернышки на землю рассыпают, помнишь, видели у бабушки/ на картинке/ на даче... » - и, приговаривая, можно докормить, если ест ещё не самостоятельно. Если же ответ на вопрос «Ты поела?» положительный, то говорим вежливое «спасибо» и – гуляй, Вася Радостная улыбка Радостная улыбка !

Главное, убирается ВМЕСТЕ, разъяснительная работа тоже проведена! Да, маме чуть больше работы Закатить глаза, задуматься , но пару раз такой тактики (последовательность маминых суждений и действий важна!) и результат будет!
Знаете, с первой дочей я занялась своим самовоспитанием Шок , что касается общения с детьми. ...Нет, не так. В этом месте мне нужно покраснеть Смущение , п.ч. вру: Доча занялась мной и воспитывает меня по сей день; я у неё учусь. Она однажды на одно мое сердитое высказывание в ее адрес мне сказала: «Мама, будь такая доблая как я». Я замолчала. Задумалась, точнее. Ведь дети действительно добрее, мудрее и человечнее нас Восклицание Это мы их своими нетерпениями, программками, которые заложены с детства в нас делаем такими же нетерпеливыми и придирчивыми к нам Есть идея .

О т.н. программках прочитала в рассылке Светланы Степановой «Меня учит мой Ребенок или в поисках себя» на www.subscribe.ru
вот примеры оттуда:
Не лезь, а то упадешь.
Не ешь холодное, а то простудишься.
Не стой на холодном, а то заболеешь.
Не смотри долго телевизор, а то глазки будут болеть.
Не сиди долго на горшке, а то попа будет болеть.
Не ешь много сладкого, о то животик заболит.
Не трогай, уколешься!
"Не бегай, упадешь!"
"Не бери в рот, отравишься!"
"Нельзя плакать, глаза будут болеть!"
"Ешь, а то никогда не вырастешь!"
"Не будешь есть, тебя врач домой не отпустит!"

Извините, что настолько изменила направление Вашей темы, но, кажется, это все так взаимосвязано: наши вербальные обращения к детям и наши действия; воспитание детей и самовоспитание (не даром ВЛ так здорово преподнес нам эту тему, сформулировав ее обратным образом, ведь и от нас зависит, какими вырастет наша детвора).
Пока, надеюсь, не устали читать Подмигнуть .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 10:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Л. Лужайкина пишет:
Это мы их своими нетерпениями, программками, которые заложены с детства в нас делаем такими же нетерпеливыми и придирчивыми к нам Есть идея .

Не лезь, а то упадешь.
Не ешь холодное, а то простудишься.
Не стой на холодном, а то заболеешь.
Не смотри долго телевизор, а то глазки будут болеть.
Не сиди долго на горшке, а то попа будет болеть.
Не ешь много сладкого, о то животик заболит.
Не трогай, уколешься!
"Не бегай, упадешь!"
"Не бери в рот, отравишься!"
"Нельзя плакать, глаза будут болеть!"
"Ешь, а то никогда не вырастешь!"
"Не будешь есть, тебя врач домой не отпустит!"

Насчет "программок" - все НАМНОГО СТРАШНЕЕ. Не нетерпение мы даем посредством таких программок, а страхи и неврозы...
Ведь, в кажой "программке" заложена ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Которую мы сами не замечаем, потмоу что рассматриваем программку через призму нашего жизненного опыта. И мы понимаем, что упасть, бегая, можно 1 раз из 100, что врачу до ребенка и его еды нет никакого дела, что животик от сладкого если заболит, то только от 3 кг конфет, а у него всего 2 штуки... Тем самым мы ПРОГРАММИРУЕМ ребенка на неудачу, и следовательно, на страх этой неудачи и мира вообще.
Но самое страшное, мы при этом ничего не говорим, а как себя собственно вести в критической ситуации...
Т.е., что делать, если упал и расшиб коленку...
Как плакать, чтобы не заболели глаза и т.п.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 10:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
Мы так стараемся поступать, но некоторые ситуации ставят в тупик. Например - бросает едё на пол, когда есть уже не хочет. Если просто снимать со стульчика и отправлять гулять, то он решит, что таким образом надо показывать, что он уже наелся и пора его забирать из-за стола.

Ну, для начала, не надо утрировать...
Ребенок, играя с едой и так уже ПОКАЗЫВАЕТ ВАМ, что он сыт. Если еда перестает быть едой, а становится игрушкой, это означает только одно - ребенок НАЕЛСЯ.
Поэтому ваши опасения насчет формирования у ребенка рефлекса - беспочвенны. Чтобы сформировать рефлекс, его надо ПОДКРЕПЛЯТЬ. Если вы на швыряние едой будете давать конфетку - это будет ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Причем, положительное...
А если же просто удалите из за стола? Положительно или отрицательно это воспримет малыш? На мой взгляд, или ОТРИЦАТЕЛЬНО, или нейтрально.
Так что, бояться не стоит...

И еще момент. В этом возрасте вся деятельность малыша направлена на ПРЕДМЕТНОЕ исследование мира. Это мы может исследовать мир опосредованно, через информацию, свой и чужой жизненный опыт и т.п. Малыш же ДОЛЖЕН и ОБЯЗАН проделывать все это САМ!
А теперь подумайте, КАК ЭТО ИНТРЕСНО, кидаться картофельным пюре? С каким забавным звуком он шлепается на пол! Как растекается по нему, причем не само по себе, а в зависимости от силы удара... А вот котлета так не делает, звук друго, зато она отскакивает и может закатиться под холодильник...
Ведь все это ничто иное, как НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ!
Да. проще сказать: "Не делай так, кому говорю!". Но есть риск отбить у ребенка тягу к познанию вообще, превратить его в марионетку, выполняющую по свиству команды родителей...
Вам это надо?
Лично для меня было проще завтелить мебель пленкой, положить на стол сложенную в несколько раз постыню и переодеть едоков после каждой трапезы до трусов, чем прыгать вокруг них, приучая следовать совершенно непонятным им и ЛИШЕННЫМ ЛОГИКИ правилам.

Еще один момент- в жизни ребенка быдет несколько этапов. когда он просто будет стремиться БЫТЬ ХОРОШИМ, причем СОЗНАТЕЛЬНО. Я думаю, стоит отложить "воспитание" до этих времен...

Цитата:
То же самое с выливанием воды из ванны. Ему нравится играть с водой, переливать в стаканчики, лейку, ведёрко, но вот ему интересно и на пол из ванны. Ложить какую-нибудь тряпку на пол на время таких игр и ни в чем не ограничивать? А когда подрастёт пусть просто сам убирает и думает, стоит ли выливать воду?

Да, именно класть тряпку, вместе вытирать то, что налил...
Насчет "не ограничивать" - не согласна. Именно ОГРАНИЧИВАТЬ, в разумных пределах. Т.е. можно вылить немного воды и случайно, и сразу ее вытереть, но НЕЛЬЗЯ выливать ведро (соседи будут ругаться - это ведь так?).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 14:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо! Про потребность в исследованиях и программки я всё понимаю, учитываю. Это понимают и муж, и няня. Сложнее с бабушками и дедушками Грусть
Но бывают, как я писала, ситуации, в которых нам не всё ясно. Вот опять вопросы появились:
Цитата:
Лично для меня было проще завтелить мебель пленкой, положить на стол сложенную в несколько раз постыню и переодеть едоков после каждой трапезы до трусов, чем прыгать вокруг них, приучая следовать совершенно непонятным им и ЛИШЕННЫМ ЛОГИКИ правилам.

Вот скажите, бережное отношение к еде - это логично? Или детская ненужная программа?

Цитата:
Насчет "не ограничивать" - не согласна. Именно ОГРАНИЧИВАТЬ, в разумных пределах. Т.е. можно вылить немного воды и случайно, и сразу ее вытереть, но НЕЛЬЗЯ выливать ведро (соседи будут ругаться - это ведь так?).

Я имела ввиду именно сознательное выливание воды на пол. Ну интересно ему, как она выливается. Вёдрами не выдивает, только стаканами и лейками. Какие пределы разумные в данном случае?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 15:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
Вот скажите, бережное отношение к еде - это логично? Или детская ненужная программа?

Нет, НЕЛОГИЧНО. Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.
И следовательно, еда, как и любой предмет, имеет ценность только до тех пор, пока потребности в ней не удовлетворены...

Особенно для ребенка, который по своему мировосприятию еще ближе к природе, чем мы.

Ценность еды для человека - это приобретенное качество, особенно у старшего поколения, пережившего войну. Отсюда часто следует трепетное отношение к недоеденной еде, к насильственному поеданию приготовленной, но не понравившейся ребенку и т.п.
Но с точки зрения малыша, если суп не нравится или если есть не хочется, почему он должен есть этот суп через силу? Только потому, что его приготовила бабушка?
Поэтому лучше не думать о логике, а озвучить малышу СВОИ чувства, которые у вас возникают при этом: "Мне не нравится, когда кидаются едой!" По крайней мере, это будет честно...


Цитата:
Я имела ввиду именно сознательное выливание воды на пол. Ну интересно ему, как она выливается. Вёдрами не выдивает, только стаканами и лейками. Какие пределы разумные в данном случае?

А как вы сама думаете? Мне кажется, водостойкость потолка соседей снизу!
С другой стороны, сами пишете, всегда можно отвлечь, предложив что-то такое же интересное. Почему у вас занятия придумывает сам РЕБЕНОК? А где креативность родителей?

Еще неплохо почитать:
Ю. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
Книги из серии: серия “Популярная психология для всех и для каждого”, издательства "Дрофа-плюс" - "Мир дошкольника", "Плохие привычки хороших детей" и т.п.
Комаровский "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" (ее можно скачать на сайте автора).


Последний раз редактировалось: Наталия (20.07.2005 15:50), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 15:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, книжки я читала. Я против того, чтобы заставлять есть. Но выбасывать еду... Ладно, просто не нравится.
Цитата:

А как вы сама думаете? Мне кажется, водостойкость потолка соседей снизу!
С другой стороны, сами пишете, всегда можно отвлечь, предложив что-то такое же интересное. Почему у вас занятия придумывает сам РЕБЕНОК? А где креативность родителей?

Нет, столько воды, чтобы протекла на нижний этаж, он не выливает, я ж уже писала.
А про ограничение, отвлечение и придумывание занятий я не поняла Вас, наверное. Придумать другое занятие вместо игр с водой? Но если эта игра приносит ему удовольствие и только часть воды он выливает на пол? Прекратить эти игры совсем или следить за каждым двидением и отвлекать, если движение направлено вне ванны? Чем плох вариант с тряпкой около ванны?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 15:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
А про ограничение, отвлечение и придумывание занятий я не поняла Вас, наверное. Придумать другое занятие вместо игр с водой? Но если эта игра приносит ему удовольствие и только часть воды он выливает на пол? Прекратить эти игры совсем или следить за каждым двидением и отвлекать, если движение направлено вне ванны? Чем плох вариант с тряпкой около ванны?

Нет, СТРУКТУРИРОВАТЬ его игры с водой!
Ребенок способен придумать только одно - выливать воду на пол... Особенно, если учесть, что взрослые при этом сердятся или начинают спорить друг с другом (дополнительное развлечение!).

Придумайте ему ДРУГИЕ ИГРЫ!

Дайте ему емкости разной формы и цвета.

Дайте емкости разного предназначения: ковшики, ведра, воронки. Научите пользоваться ими (ковшиком наливаем, в ведро наливаем, воронка помогает наливать).

Научите сравнивать объем сосудов: что больше чашка или бутылка? Если воду из бутылки перелить в чашку и часть ее останется в бутылке ( или выльется наружу), значит, бытулка больше.

Дайте пипетку, научите капать капли.

Купите водяной пистолет или игрушку-брызгун (Мир детства), наклейте на стенку мишень.

Кроме того, есть масса игрушек и занятий для купания, не требующих тряпки на полу:
- кораблики, уточки и т.п. плавающая живность.
- заводные плавающие игрушки.
- специальная мозаика, которая наклеивается на кафель (и легко потом отклеивается).
- рисование на кафеле специальными или обычными красками и т.п.

ИМХО, вот это и есть самое лучщее РАНЕЕ РАЗВИТИЕ...

А вариант с тряпкой на полу очень даже хорош, главное, чтобы вас он устраивал!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 15:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наталия пишет:

Нет, СТРУКТУРИРОВАТЬ его игры с водой!
Ребенок способен придумать только одно - выливать воду на пол... Особенно, если учесть, что взрослые при этом сердятся или начинают спорить друг с другом (дополнительное развлечение!).

Придумайте ему ДРУГИЕ ИГРЫ!



Ну где я писала, что он ТОЛЬКО выливает воду на пол?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 16:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
Ну где я писала, что он ТОЛЬКО выливает воду на пол?

Тады, сорри!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 20.07.2005 16:14    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А про ограничения и отсутствие запретов ещё хочу уточнить. Ограничивать только переключением и отвлечением пока? Это действительно возможно? Вот, например, у нас "на дорогу нельзя, там машины". И поэтому получается двойной контроль в опасной для жизни ситуации - следят и родители, и сам ребёнок. Когда-то будет гулять сам, осторожность не помешает.
То есть мне кажется, что несколько очень важных "нельзя" не помешают.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 21.07.2005 10:50    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
А про ограничения и отсутствие запретов ещё хочу уточнить. Ограничивать только переключением и отвлечением пока? Это действительно возможно? Вот, например, у нас "на дорогу нельзя, там машины". И поэтому получается двойной контроль в опасной для жизни ситуации - следят и родители, и сам ребёнок. Когда-то будет гулять сам, осторожность не помешает.
То есть мне кажется, что несколько очень важных "нельзя" не помешают.

Но, про то, что "нельзя" совсем не должно быть я нигде не писала. Тут я согласна с ВЛ: 1\3 из требуемого ребенком - это НЕЛЬЗЯ.
Но, "нельзя" тоже должны быть разные:
- есть "нельзя" - табу! То, что нельзя ни при каких условиях... Например, нельзя бить других людей, нельзя мучить кошку, нельзя строгать провода и розетки! (список в каждой семье свой!, но он неизменен не при каких уловиях!).

- есть "нельзя" - компенсация. Нельзя делать то-то и то-то, но МОЖНО что-то другое другое.

- есть "нельзя" - отвлечение. Нельзя, но.. "Ой, какие птички полетели!"

- есть "нельзя" - ограничение. Т.е. Нельзя сейчас, при несоблюдении каких-то условиях, но если условие выполняется, то МОЖНО!
Ваш пример: нельзя подходить к дороге! Почему, при каком условии? Ваше объяснение, "потому что там машины", извините, не заслуживает никакой критики. Ну и что, что машины? Во дворе тоже машины, и под окнами стоят. А машины сами по себе жутко интересны. Значит, если хочешь посмотреть на машины, иди туда, где машины, т.е. на дорогу!
Наверное лучше сформулировать это "нельзя" чуточку иначе: "На дорогу нельзя ОДНОМУ!" Потому что водители не заметят маленького ребенка, но заметят большого взрослого!
"На дорогу нельзя, потому что машины могут задавить!"

Но лучше, а главное психологически нейтральнее "съэкономить" это самое "нельзя" и сказать ребенку иначе: "Существует правило: дети одни не подходят к дороге. Дети подходят к дороге и переходят ее ТОЛЬКО за руку со взрослыми".
И каждый раз подходя к дороге вы спрашиваете ребенка это правило. И вместе повторяете его.
Т.е. вы не программируете ребенка на негатив (машина задавит!), не вносите дисбгармонию в его понмиание мира (Мама говорит: "на дорогу нельзя - там машины!" А почему тогда маме можно? Мама не боится машин? Так и я смелый, как мама, я тоже не боюсь машин! Значит, и мне можно").
Вы своим запретом одновременно даете ему способ ПОВЕДЕНИЯ в этой ситуации (хочешь перейти дорогу - переходи ее вместе со взрослыми!).

Т.е. фактичеки получается, что это НЕЛЬЗЯ, но сформулировано оно иначе. Кстати, подобные формулировки очень облегчают жизнь в будущем, когда наступает период негативизма. тут просто некуда вставить "нет"...

Кстати, насчет двойного контроля... Я бы не идеализировала сознание такого малыша... У маленького ребенка очень хорошо работает принцип "психологической доминанты". Т.е. если мячик выкатился на дорогу, основная мысль ребенка будет "догнать мячик", и никак не "на дороге опасно".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 03.11.2005 00:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Несколько ответов Наталье:
1. Вы всё-таки писали, что "в этом возрасте у ВЛ ребенку еще все "ЛЬЗЯ".", то есть отрицали ограничения.
2. Первая категоря - табу - тоже без отрицательных подкреплений?
3. Про машины. Этот запрет используется, когда ребёнок хочет идти по дороге, а не по тротуарe или обочине. То есть в контексте. Он понимает, что речь идёт не просто о машине, а о движущейся машине. Когда подходим к переходу, я говорю - через дорогу только за ручку. А фраза "Существует правило: дети одни не подходят к дороге. Дети подходят к дороге и переходят ее ТОЛЬКО за руку со взрослыми". слишком длинная, она не подходит для ребёнка такого возраста в качестве формулы. То есть её можно говорить во время беседы о дороге, но не когда идёшь с ребёнком по обочине и он вдруг начинает и идти в сторону дороги.
Про доминанту я понимаю, поэтому и появилась короткая фраза, которая может быстро помочь исправитm ситуацию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 03.11.2005 11:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
Он понимает, что речь идёт не просто о машине, а о движущейся машине.

А окуда вы знаете? Это ведь только предположение, не так ли?
Да и ребенок, малый настолько, что не может понять смысл вашего объяснения, навряд ли сможет адекватно оценить "контекст" ситуации...

В случае с табу лючше всего помогает "эксплуатация" врожденных рефлексов - например, боязнь резких звуков (НЕЛЬЗЯ говорим громко и резко).
Помогает и стадный инстинкт - например, если ребенок дерется, и не реагируте на нельзя - некоторые детские психологи рекомендуют попросто сразу прекратить с ним общение (спустить на пол с рук, сделать вид, что "Петя пропал, а вместо него появился..." и т.п.). Разумеется, этот метод применим лишь к очень маленьким детям - до 2 лет и конечно же не стоит устраивать ребенку бойкот. Просто надо чтобы у него в мозгу прочно закрепилась связь: ударил маму - не сидишь на руках, не ударяешь маму - общаешься с ней.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алёна


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: 03.11.2005 16:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наталия пишет:
Алёна пишет:
Он понимает, что речь идёт не просто о машине, а о движущейся машине.

А окуда вы знаете? Это ведь только предположение, не так ли?
Да и ребенок, малый настолько, что не может понять смысл вашего объяснения, навряд ли сможет адекватно оценить "контекст" ситуации...

Вот как раз контекст дети понимают лучше, чем смысл слов. И я говорила не об оценке контекста, а о его привязке к конткретной фразе. Речь ведь не идёт сейчас об обучении ребёнка поведению на дороге в одиночных прогулках. Всё постепенно.

Наталия пишет:

В случае с табу лючше всего помогает "эксплуатация" врожденных рефлексов - например, боязнь резких звуков (НЕЛЬЗЯ говорим громко и резко).
Помогает и стадный инстинкт - например, если ребенок дерется, и не реагируте на нельзя - некоторые детские психологи рекомендуют попросто сразу прекратить с ним общение (спустить на пол с рук, сделать вид, что "Петя пропал, а вместо него появился..." и т.п.). Разумеется, этот метод применим лишь к очень маленьким детям - до 2 лет и конечно же не стоит устраивать ребенку бойкот. Просто надо чтобы у него в мозгу прочно закрепилась связь: ударил маму - не сидишь на руках, не ударяешь маму - общаешься с ней.

Ага, вот начинается собственно обсуждение темы Улыбка
Итак, начинаем список вариантов.
Вы предлагаете "эксплуатацию" врожденных рефлексов. Вот народ их и использует, о чем я писала в самом первом сообщении - боязнь резких звуков (повышение голоса) и боязнь боли (шлепки). Я хотела погуманнее что-то.
Вот добавился ещё один вариант - игнорирование. Хорошо, спасибо. Ещё варианты?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 03.11.2005 16:12    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
Вот добавился ещё один вариант - игнорирование.

То, что описала я - НЕ ИГНОРИРОВАНИЕ. Скорее, изоляция.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия


Зарегистрирован: 10.06.2005
Сообщения: 7574
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 07.11.2005 11:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алёна пишет:
Итак, начинаем список вариантов.
Вы предлагаете "эксплуатацию" врожденных рефлексов. Вот народ их и использует, о чем я писала в самом первом сообщении - боязнь резких звуков (повышение голоса) и боязнь боли (шлепки). Я хотела погуманнее что-то.
Вот добавился ещё один вариант - игнорирование. Хорошо, спасибо. Ещё варианты?


Погуманее, вы имеете в виду, - основанное на оСОЗНАНИИ ситуации?
А тут вынуждена вас разочаровать, у ребенка до 3 лет сознания как такогового еще нет. Поэтому и осознавать нечем, попросту.

Но тут есть еще один момент: отрицательные подкрепления, основанные на сознании, это ничено иное как эксплуатация СТРАХА. Т.е. вы закладываете в сознание ребенка страх перед ситуацией, и потом аппелируете к этому страху.
Но это ничто иное как СОЗНАТЕЛЬНО создание у ребенка всевозможных фобий. От которых потом ему придется мучительно избавляться.
ИМХО, шлепок (естественно, если причина его - нарушение запрета, а не плохое настроение мамы) намного гуманнее, чем всевозможные "страшилки" которыми традиционно пользуются всевозможные "воспитатели".
Не поэтому ли у нас так много невротиков?
А ко всему прочему еще и понятнее для малыша...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Создать новую тему   Ответить    Список форумов Психологическая культура -> Нестандартный ребенок Ваш часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
У вас нет возможности начинать темы
У вас нет возможности отвечать на сообщения
У вас нет возможности редактировать свои сообщения
У вас нет возможности удалять свои сообщения
У вас нет возможности голосовать в опросах
Rambler's
Top100


ЛЕВИРТУАЛЬНАЯ УЛИЦА • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • ПИСАТЕЛЯ, ВРАЧА, ПСИХОЛОГА

Rambler's Top100